Rambler's Top100 Подводная лодка М-92, М-175. Тип "М" XII серии

М-92, М-175

Тип «М» XII серии




фотография:


Полярный


Кормовая швартовая команда подводной лодки типа "К" XIV серии СФ (предположительно К-2) на фоне двух лодок типа "М" XII серии.
Предположительно зима 1941 - 1942 гг. Буду благодарен за идентификацию кораблей.




историческая справка:


1937 год 29 мая
Заложена в г.Ленинград на заводе №196 под литерным обозначением М-92;

1937 год 12 октября
Спущена на воду;

1938 год 21 июня
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Зачислена в состав 27-го ДнПЛ 3-й БрПЛ КБФ с базированием на Ораниенбаум. Вступила в строй по приказу НК ВМФ-39;

1938 год 29 сентября
Подписан приемный акт (по другим данным акт подписан 24.10.1938). Вступила в строй;

1939 год 15 мая - 19 июня
Перешла по Беломорско-Балтийскому каналу им. И.В. Сталина на Северный флот в Полярный в составе 27-го ДнПЛ;

1939 год 16 июня
Переименована в М-175;

1939 год 21 июня
Вошла в состав Северного флота. Переформирована в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ СФ с базированием на Полярный;

1939 год декабрь - 1940 год март
Участвовала в советско-финской войне. Совершила 4 боевых похода;

1939 год 9 - 14 декабря
Находилась в боевом походе в дозоре на подходах к м.Цып-Наволок в Баренцевом море (позиция №4). В 11.00 9.12 вышла из базы, в 15.00 9.12 прибыла на позицию. 11.12 - 12.12 из-за сильного шторма (крены доходили до 45 градусов) уходила с позиции и став на якорь, укрывалась в Кильдинской Салме. В 13.00 14.12 вернулась в Полярный;

1940 год 20 - 25 января
Находилась в боевом походе в дозоре на подходах к м.Цып-Наволок в Баренцевом море. Из-за обмерзания оборвались обе антенны. Вышел из строя электромотор НГР. 25.1 была обнаружена нехватка соляра, из-за чего ПЛ возвратилась в Полярный на сутки раньше;

1940 год 5 - 12 февраля
Находилась в боевом походе в дозоре на подходах к м.Цып-Наволок в Баренцевом море. В 14.00 5.2 вышло из строя управление электромотором вертикального руля. Для устранения неисправности убыла в Кильдинскую Салму. В 11.00 6.2 прибыла на позицию. 8.2. в 12.00 обнаружила плавающую мину, которую пыталась расстрелять, но утеряла из видимости в темноте. 10.2 из-за сильного шторма уходила с позиции и став на якорь, укрывалась в Кильдинской Салме. 12.2 прибыла в Полярный;

1940 год 8 - 13 марта
Находилась в боевом походе в дозоре на подходах к Кольскому заливу;

1940 год
Вo 2-й половине года прошла текущий ремонт;

1940 год декабрь
Комиссия по расследованию гибели ПЛ «Декабрист» закончила работу на Северном флоте в декабре. Состояние механизмов на ПЛ М-175 признали плохим. Тут же объявили взыскания: командиру - выговор, инженер-механику - арест на 7 суток;

1941 год 22 июня
Находилась в губе Мотка по плану боевой подготовки, числилась в организационном периоде;

1941 год 8 - 19 июля
Боевой поход в восточную часть Варангер-фьорда (позиция №6). С 23.00 6.7 вышла на позицию. В 03.16 7.7 прибыла на позицию. Утром 9.7 обстреляна финской береговой батареей (сделала 5 выстрелов) - oт обстрела уклонилась погружением. Днем 10.7 случайно обстреляна советской береговой батареей №221. В ночь на 12.7 обнаружила в районе восточнее Вардё 3 ТЩ (по-видимому, ПЛ обнаружила ЭМ противника), атаковать которые не смогла из-за большой дистанции и КУ. Из-за малой емкости старой АБ не могла патрулировать длительное время у входа в Петсамонвуоно - держалась в северо-восточной части позиции. В 09.38 18.7 коснулась грунта в районе бухты Пумманки - разорвался лист коробки киля, нарушилась герметичность главной осушительной системы. В 00.00 19.7 начала возвращение в 6aзу и в 09.25 20.7 прибыла в Полярный;

1941 год 28 июля - 1 августа
Прошла докование и ремонт киля;

1941 год 5 - 17 августа
Боевой поход в дозор северо-восточнее п-ва Рыбачий (позиция №7, обеспечивающий - командир 4-го ДнПЛ кап.3р. Н.И. Морозов). В 21.25 5.8 вышла на позицию. В 03.40 6.8 прибыла на позицию. В 07.50 7.8 в надводном положении в точке с глубиной около 200 м ударилась килем о неизвестный металлический предмет (при осмотре в доке в районе IV и V отсеков обнаружены свежие следы содранной краски) - получила попадание неразорвавшейся торпеды с германской ПЛ «U 81», произведшей два двухторпедных залпа по советской ПЛ типа "М" в 07.51 (мск.время) и в 08.42 (мск.время) в квадрате АС8585. В 06.42 10.8 за кормой зафиксировано 2 взрыва, а затем обнаружен 1 НСУ - на ПЛ слышали бомбардировку советскими ВВС 3-х германских ЭМ, возвращавшихся в базу после потопления СКР «Туман». В 22.10 н 22.20 12.8 при нахождении на перископной глубине дважды атакована самолетами противника, сбросившими 2 и 1 бомбу соответственно. В 21.23 16.8 начала возвращение в базу и в 11.48 17.8 прибыла в Полярный;

1941 год август - сентябрь
Прошла навигационный ремонт и докование;

1941 год 15 - 26 сентября
Боевой поход в район Киркенеса (позиция №5а). В 13.05 15.9 вышла на позицию. В 04.13 16.9 прибыла на позицию. В ночь на 18.9 не смогла атаковать НСУ из-за плохой видимости. 18-19.9 штормовала на позиции (шторм 8-9 баллов), через рубочный люк водa залила ЦП, попала в головку перископа. В 00.15 26.9 начала возвращение в базу и в 11.34 прибыла в Полярный. Командир ПЛ за время похода действовал трафаретно, находясь в районе Киркинеса в один и тот же промежуток времени с 12.00 до 14.00, ни разу не подходил к выходу из базы в утренние или вечерние сумерки, тем самым затрудняя себе обнаружение входящие и выходящие корабли противника (за время похода прошло 5 КОН);

1941 год 5 - 16 октября
Боевой поход в район Вардё (позиция №5). В 11.50 5.10 вышла на позицию. В 05.35 6.10 прибыла па позицию. Днем 7.10 командир дважды отказался от атаки 2 м/б под германским флагом из-за малой ценности целей. Днем 8.10 в гавани Хавнингберг (стоянка на м. Харбакен) обнаружила транспорт противника, стоящий на якоре (у пирса?). Чтобы атаковать транспорт ПЛ трижды заходила в бухту (видимость была плохой из-за снежных зарядов), где в 17.35 (09.37?) произвела торпедную атаку ОТР (ТР 5-7000 т. под германским флагом, атака подводная, 1 торпеда, дистанция 5-7 каб., через 1 мин услышан глухой взрыв — зарубежных данных нет). Преследования не было. 9-10.10 ПЛ штормовала на позиции. Днем 11.10 ПЛ смогла атаковать ОТР противника в районе Сюльте-фьорда из-за появления дифферента при неправильных действиях личного состава по заполнению кольцевого зазора ТА. 13.10 не смогла атаковать ОТР из-за большого КУ. Днем 14.10 не смогла атаковать КОН (2 ТР, 1 СКР) из-за большой скорости и КУ цели. В 01.50 16.10 начала возвращение в базу и в 16.46 прибыла в Полярный. Командир ПЛ доложил об уничтожении ТР;

1941 год 22 октября - 24 декабря
Прошла текущий ремонт;

1942 год 8 - 10 января
Боевой поход в Варангep-фьорд (позиция №6). В 04.22 8.1 вышла на позицию. В 07.22 10.1 в точке 70.09 с.ш./31.50 в.д. торпедирована и потоплена германской ПЛ «U 584». 15.1 не вышла на связь в плановый срок оставления позиции. 17-22.1 не ответила на вызовы по радио. 22.1 истек срок автономности. На ПЛ погиб 21 член экипажа;

1942 год февраль (предположительно)
Исключена из состава флота;

2019 год
На середину года считалась пропавшей без вести. Сведений об обнаружении остова ПЛ не найдено.




командиры:


1. Пасхин Б.Н. (04.07.1938-06.07.1938 ИД, 07.07.1938-21.07.1938)
2. Драченов П.Н. (22.07.1938-18.08.1938 ИД, 19.08.1938-13.04.1940)
3. Егоров П.И. (13.04.1940-28.12.1940)
4. Мелкадзе М.Л. (05.02.1941-01.1942)



дополнительная информация:


1. Список погибших в боевом походе в феврале 1942 года.



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
7. Игнатьев Э.П. "Подводные лодки XII серии", Гангут, Санкт-Петербург, 1996г.
8. Отчеты о боевых действиях ПЛ Северного флота 1941-1943гг.
9. "Советско-Финляндская война 1939-1940гг. Боевые действия на море", Остров, Санкт-Петербург, 2002г.
10. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
11. Козлов И.А., Шломин В.С. "Краснознаменный Северный флот", Военное издательство, Москва, 1983г.
12. Фотография из книги "Адмиралтейские верфи подводному флоту России".
13. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
14. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.3, Стратегия КМ, Москва, 2005г.
15. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
16. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2019