Rambler's Top100 Подводная лодка М-93, М-176. Тип "М" XII серии

М-93, М-176

Тип «М» XII серии




фотография:


Командир М-176 - Бондаревич И.Л.


И.Л. Бондаревич на мостике ПЛ М-176 XII серии
Фотография из книги Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М"




историческая справка:


1937 год 29 мая
Заложена в г.Ленинград на заводе №196 под литерным обозначением М-93;

1937 год 12 октября
Спущена на воду;

1938 год 21 июня
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Зачислена в состав 27-го ДнПЛ 3-й БрПЛ КБФ с базированием на Ораниенбаум;

1938 год 11 октября
Подписан приемный акт (по другим данным акт подписан 29.03.1938). Вступила в строй;

1939 год 15 мая - 19 июня
Перешла по Беломорско-Балтийскому каналу им. И.В. Сталина на Северный флот в Полярный в составе 27-го ДнПЛ;

1939 год 16 июня
Переименована в М-176;

1939 год 21 июня
Вошла в состав Северного флота. Переформирована в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ СФ с базированием на Полярный;

1939 год декабрь - 1940 год февраль
Участвовала в советско-финской войне. Совершила 3 боевых похода;

1939 год 4 - 9 декабря
Находилась в боевом походе в дозоре на позиции №4 на подходах к м.Цып-Наволок в Баренцевом море. В 11.50 4.12 вышла из базы. В 19.32 4.12 заняла позицию. 4.12 из-за сильной качки до 35 градусов вышел из меридиана гирокомпас. Экипаж на 70% укачался. 5.12 выскочила и согнулась штанга 7-го цилиндра ДД (ремонт произведен на позиции). 6.12 оборвался трос нижней головки перископа (ремонт произведен на позиции). 8.12 вышли из строя носовые горизонтальные рули (ремонт произведен на позиции). 9.12 выдавило воздухом манометры ЦБП. В 13.40 9.12 оставила позицию. В 18.02 9.12 вернулась в Полярный. За поход пройдено 1100 миль над водой и 40 - под водой;

1940 год 9 - 15 января
Находилась в боевом походе в дозоре на подходах к м.Цып-Наволок в Баренцевом море. В 10.55 9.12 вышла из базы. В 15.20 9.12 прибыла на позицию. 11.12 потеряла место. Утром 12.12 определила свое место в Варангер-фиорде. 13.1 ветер усилился до 9 баллов, море - 8 баллов, крены доходили до 45 градусов, началось обмерзание ПЛ. Укрылась в Кильдинской Салме у Могильного. При температуре воздуха минус 13 градусов замерзли клапана вентиляции ЦГБ, аварийные клапана, телеграф, антенны, орудие, входной люк, брашпиль, отлив от ДД. В 15.00 15.1 возвратилась в Полярный;

1940 год 12 - 20 февраля
Находилась в боевом походе в дозоре на подходах к Кольскому заливу. 14.2 приказом НарКома ВМФ командир ПЛ был снят с должности "за нарушение устава, халатное отношение к выполнению боевого задания по несению дозорной службы, потерю места нахождения ПЛ в море". Командовал ПЛ вновь назначенный помощник командира в звании старшего лейтенанта (в отчете за поход фамилия указана неразборчиво), поход обеспечивал командир 4-го ДнПЛ Субботин Г.А. 12.2 вышла на позицию. 14.2 по причине штормовой погоды покинула позицию и укрылась в Кильдинской Салме. Произошло расплескивание электролита 2-й группы АБ. 16.2, выполняя приказание НШ СФ о прекращении движения судов через Кильдинскую Салму, в погоне за парусной шхуной, шедшей в Териберку, на ПЛ произошло повторное расплескивание электролита 2-й группы АБ. Обе проблемы с АБ устранялись на якоре в Кильдинской Салме. 20.2 вернулась в Полярный;

1940 год 7 июня
По вине личного состава дежурной вахты был затоплен забортной водой трюм 6-го отсека и ГЭД. В результате аварии ПЛ вышла из строя на продолжительный срок (37 суток). По решению Военного Трибунал СФ командир отделения Босяков Я.А. (вахтенный) и командир БЧ-5 Глебов Н.Я. (дежурный по 4-му ДнПЛ) были осуждены на 2 года лишения свободы в ОМЗ, а краснофлотец Гручин М.И. (вахтенный) получил один год дисбата;

1940 год
По итогам года экипаж смог выйти только во 2-ю линию;

1941 год весна
Прошла гарантийный ремонт;

1941 год 7 - 19 мая
Находилась в в дозоре на подходах к Кольскому заливу;

1941 год май
Установлена новая АБ;

1941 год 16 - 19 июня
Находилась в в дозоре на подходах к Кольскому заливу;

1941 год 22 июня - 1 июля
Боевой поход в дозор северо-восточнее п-ва Рыбачий (позиция №7). В 23.55 22.6 вышла на позицию. В 06.00 23.6 прибыла на позицию. 30.6 атакована самолетом противника, сбросившим на небольшом удалении несколько бомб - масляная цистерна дала небольшую течь. В 00.00 начала возвращение в базу и в 09.46 1.7 прибыла в Полярный;

1941 год 21 - 25 июля
Боевой поход в восточную часть Варангер-фьорда (позиция №6). В 08.05 21.7 вышла на позицию. В 15.15 прибыла на позицию. В течение похода патрулировала на удалении 15 миль от берега, встреч с кораблями противника не имела. Утром 24.7 не приняла приказ перехватить ЭМ противника, которые потопили ГИСУ «Меридиан». В 11.20 24.7 начала возвращение в базу и в 10.18 25.7 прибыла в Полярный;

1941 год 30 июля - 4 августа
Боевой поход в дозор северо-восточнее п-ва Рыбачий (позиция №7). В 21.25 30.7 вышла на позицию. В 02.10 31.7 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В подводном положении через клинкет газоотвода вода заливала дизель. В 00.30 4.8 начала возвращение в базу и в 06.30 прибыла в Полярный;

1941 год август - сентябрь
11.8 начала средний ремонт. С 6.9 по 15.9 находилась на заводе НКРП в Мурманске;

1941 год 26 сентября - 6 октября
Боевой поход в район Киркенеса (позиция №5а). В 16.23 26.9 вышла на позицию. В ночь на 27.9 прибыла на позицию. Утром не смогла атаковать ПМШ из-за большого КУ. Утром 30.9 предприняла попытку прорыва в Бёк-фьорд. При входе во фьорд ПЛ внезапно потеряла плавучесть и провалилась на глубину 68 м. с дифферентом на корму. При даче полного хода вперед ПЛ не всплывала. После продувания средней цистерны и маневрирования электродвигателем ПЛ подвсплыла и задним ходом вышла из фьорда. Предположительно ПЛ попала в противолодочную сеть. Ближе к вечеру 30.9 ПЛ обнаружила ТР противника в охранении двух катеров-охотников, но из-за невыгодного КУ атаковать КОН не стала. В 09.37 3.10 произвела торпедную атаку КОН идущего на запад (2 ТР, 5 СКА) юго-восточнее островов Лиле-Эккерё (ТР 6000 т, атака подводная, 1 торпеда, дистанция 8 каб., услышан взрыв, в 10.16 в перископ наблюдался большой столб дыма - атака не зафиксирована, безуспешно атакован германский КОН, включавший ТР «Минна Корде», «Ильзе Л.М. Русс» и норвежский ТН «Ингер Йоханне»). После атаки зафиксировала несколько взрывов, предположительно, глб. Утром 4.10 обнаружена с самолета, после чего подверглась 5-часовому преследованию германских ТЩ "М 17" и "М 29", в ходе которого было сброшено 54 (48 по германским данным) глб. От близких разрывов несколько раз заклинивались вертикальный и горизонтальные рули, дейдвудный сальник начал пропускать воду, вышла из строя часть освещения. Из-за поступления воды в кормовой отсек дифферент достигал 20 градусов. В 23.05 5.10 с разрешения командования начала возвращение в базу и в 12.10 6.10 прибыла в Полярное. Командир доложил об уничтожении ТР;

1941 год 19 - 25 октября
Боевой поход в район Вардё для съема РГ (позиция №5). В 15.51 19.10 вышла на позицию. В 19.15 20.10 в позиционном положении коснулась грунта. В месте приема РГ не обнаружена. Вечером 23.10 обнаружила НСУ, от которого уклонилась погружением. В новом месте приема РГ не смогла подойти к берегу из-за штормовой погоды. В ночь на 25.10 начала возвращение в базу и в 13.49 прибыла в Полярный;

1941 год 29 - 31 октября
Боевой поход в восточную часть Варангер-фьорда для съема РГ (позиция №6; обеспечивающий — командир 4-го ДнПЛ кап.2р. Н.И. Морозов). В 06.36 29.10 вышла на позицию. Не смогла снять РГ из-за наличия постоянного дозора кораблей ПЛО. В 18.41 31.10 прибыла в Полярный;

1941 год 5 - 22 ноября
Прошла навигационный ремонт на заводе НК РП в Мурманске;

1941 год 26 ноября - 7 декабря
Боевой поход в восточную часть Варангер-фьорда (позиция №6). В 19.00 26.11 вышла на позицию. В 03.30 27.11 прибыла на позицию. 29-30.11 штормовала в районе зарядки АБ. От ударов волн оторвано ограждение носовых горизонтальных рулей с левого борта, из-за крена, достигавшего 70 градусов, расплескался электролит АБ, пропустила воду верхняя головка перископа. С 18 ч. 30.11 до 12 ч. 4.12 находилась в бухте Цып-Наволок. Из-за выхода из строя перископа в 18.50 6.12 начала возвращение в базу и в 00.12 7.12 прибыла в Полярный;

1941 год 18 - 22 декабря
Прошла навигационный ремонт;

1941 год 31 декабря - 1942 год 8 января
Боевой поход в район Киркенеса (позиция №5а). В 02.31 31.12 вышла на позицию. В 19.00 31.12 прибыла на позицию. До 3.1 штормовала па позиции. Не смогла произвести высадку РГ из-за плохой видимости и невозможности норвежского лоцмана определиться. 6 раз выходила в атаку по данным ГАС, однако, поскольку обнаруженные цели оказывались ШX до 30 т., командир от атак отказывался. 1.1 вышел из строя гирокомпас. Утром 2.1 не смогла атаковать СКР противника из-за большого КУ. В ночь на 3.1 не смогла атаковать ММ из-за внезапного изменения курса цели. 4.1 обстреляна с берега или НСУ, уклонилась погружением. В 17.00 7.1 начала возвращение в базу и в 03.30 8.1 прибыла в Полярный;

1942 год 8 января - 1 февраля
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 6 - 12 февраля
Боевой поход в район Варангер-фьорда (позиция №6). В 18.00 6.2 вышла на позицию. В 06.25 7.2 прибыла на позицию. Большую часть похода штормовала в районе зарядки АБ. 9-10.2 подверглась многочасовому преследованию СКР «Нордриф», сбросившего на различном удалении около 60 глб. В результате разрывов пропустила воду верхняя головка перископа, вышел из строя привод вертикального руля. Вечером 10.2 начала возвращение в базу. Из-за большой навигационной ошибки вышла в район губы Порчниха вместо маяка Цып-Наволок, где в 12.30 11.2 обстреляна с береговой батареей №828 (сделала 7 выстрелов) — уклонилась погружением. После доклада командованию в 00.57 12.2 прибыла в Кильдинскую салму. Затем перешла в Полярный. Штурман ПЛ л-т Ковалев был снят с должности и исключен из партии;

1942 год 14 февраля - 20 февраля
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 23 февраля - 4 марта
Боевой поход в район Варангер-фьорда (позиция №6). В 20 ч 23.2 вышла на позицию. В 08.02 24.2 прибыла на позицию. На протяжении похода держалась на удалении 15 миль от берега. Сгорел электромотор поднимания перископа — перископ заклинен в верхнем положении. Утром 26.2 и вечером 2.3 дважды обнаруживала шум винтов при помощи ШПС, но не могла установить с противником визуальный контакт, командир предположил присутствие в районе ПЛ противника. В 05.25 4.3 начала возвращение в базу. При возвращении в базу обнаружила самолет противника, от которого уклонилась погружением и в 15.15 прибыла в Полярный;

1942 год март
5.3 начала навигационный ремонт. 7.3 на рейде Полярного из-за сильного ветра на ПЛ навалило английский ТЩ "Найджер". ПЛ получила вмятину в надстройке в кормовой части, заело приводы управления рулями, бортовые кнехты были вырваны. ПЛ навалилась на водолазный бот, который затонул. 29.3 введена в строй;

1942 год 31 марта - 3 апреля
Боевой поход в район Варангер-фьорда (позиция №6). В 21.00 31.3 вышла на позицию. В 08.26 1.4 прибыла на позицию. В 13.51 1.4 произвела торпедную атаку КОН идущего на восток (1 ТР, 1 СКР) южнее м. Стуршер (ТР 3500 т, атака подводная, 1 торпеда (первая торпеда выпущена по предварительной команде, вторая торпеда не вышла из-за неисправности ТА), дстанция 11 каб., услышан взрыв продолжительностью 40 сек. - атака не зафиксирована, возможно атакован германский КОН, включавший ТР «Адмирал Карл Херинг», «Альмора» и голландский ТН «Олеум»). В 14.45 после всплытия обнаружила самолет и опять погрузилась. С 18.36 до 20.10 в районе атаки на безопасном удалении противником сброшено 64 глб (5 в непосредственной близости от ПЛ). В 04.02 2.4 не смогла атаковать КОН (1 ТР, 2 ТЩ), поскольку оказалась на его курсе на дистанции 2-3 каб. Попытка повторного выхода в атаку в 04.45 сорвалась из-за обнаружения лодки НК, сбросившего на безопасном удалении несколько глб. В 13.45 2.4 на ПЛ услышали шум винтов. В перископ был обнаружен ТР в сопровождении катера. В 13.51 2.4 произвела торпедную атаку КОН в 10 милях юго-западнее м. Кумагнес (ТР 5000 т, атака подводная, 1 торпеда, дистанция 6 каб., через 52 (32?) сек. услышан взрыв, через 7 мин. при осмотре в перископ ТР не обнаружен (видимость не менее 40 кбт) — атака не зафиксирована, возможно атакован ОБК, включавший ТЩ «М 1506», «М 1505», «М 1508»). Преследования не было. В 22.45 2.4 начала возвращение в базу и в 05.20 3.4 прибыла в Полярный. Командир заявил об уничтожении двух ТР 3500 т. и 5000 т. соответственно. Командование БрПЛ посчитало уничтожение ТР 3500 т неподтвержденным и требующим уточнения. В некоторых источниках ошибочно указывается об уничтожении в этом походе судна "Кангарс" (3500 брт). На самом деле латвийское судно "Кангарс" (2725 брт) под наименованием "Михаэль" (в составе флота Германии) было уничтожено ПЛ Щ-404 01.04.1942 в районе Вардё;

1942 год 4 - 11 апреля
Боевой поход в район Варангер-фьорда (позиция №6). В 21.31 4.4 вышла на позицию. В 06.00 5.4 прибыла на позицию. Днем не смогла атаковать дозорный СКР противника из-за внезапных изменений курсов цели. 6-9.4 маневрировала вдоль побережья. В течение этих суток командир ПЛ еще раз пытался атаковать СКА, но также безрезультатно. Днем 7.4 СКР противника сбросил 4 глб на безопасном удалении от ПЛ. В 23.00 9.4 получила по радио информацию о КОН противника. В 14.03 10.4 обнаружен КОН (3 ТР, 3 ТЩ, 3 СКР, 1 СКА, 3 м/б). В 14.20 произвела торпедную атаку КОН (ТР 8000 т., атака подводная с временным интервалом, 2 торпеды, дистанция 13 каб., через 110 и 116 сек услышано 2 взрыва, слабый скрежет металла - по зарубежным данным атака не зафиксирована, возможно атакован ОБК, включавший ТЩ «М 1502», «М 1503», «М 1504» и «М 1507»). В 14.22 на ПЛ была сброшена 1 глб. Из-за сильного эскорта конвоя результат атаки не наблюдался (ПЛ всплыла только в 15.43, но уже никого не обнаружила при видимости около 40-45 кбт). В 07.20 11.4 начала возвращение в базу и в 13.25 (13.30?) прибыла в Полярный. Командир ПЛ доложил об уничтожении ТР противника;

1942 год 20 - 26 апреля
Боевой поход в район Варангер-фьорда (позиция №6). В 15.27 (15.40?) 20.4 вышла на позицию. В 20.43 обнаружила плавующую мину и расстреляла ее из 45мм орудия затратив 14 снарядов. В 02.00 21.4 прибыла на позицию. В течение 21-23.4 неоднократно фиксировала шумы кораблей при помощи ШПС, но из-за плохой видимости ничего не обнаруживала. В 01.19 24.04 после зарядки АБ была обстреляна береговой батареей противника с м. Кибергнес, от огня которой уклонилась погружением. В 19.08 25.04 обнаружила самолет Ju-88, от которого уклонилась погружением. В 05.34 обнаружила КОН идущий на восток (1 ТР, 2 СКА, 1 ТЩ). В 05.49 26.4 произвела торпедную атаку КОН в 6 милях юго-западнее м. Кумагнес (ТР 10000 т., атака подводная с временным интервалом, 2 торпеды, дистанция 5-6 каб., через 52 и 56 сек. услышаны взрывы - безуспешно атакован германский КОН, включавший ТР «Дельфин» и «Хартмут»). Контратакована германским ТЩ «М 154», сбросившим в 06.07 и 06.09 две серии глб по 3 глб в каждой. В 06.56 ПЛ всплыла, но ничего не обнаружила. В 12.30 начала возвращение к базу. На переходе дважды уклонялась погружением от самолетов противника. В 21.39 прибыла в Полярный. Командир ПЛ доложил об уничтожении ТР противника;

1942 год 28 апреля - 3 мая
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 11 - 15 мая
Боевой поход в район Варангер-фьорда (позиция №6). В 18.16 11.5 вышла на позицию. В 05.32 12.5 прибыла на позицию. Днем 12.5 подверглась преследованию 2 СКР без сброса глб. В 06.59 14.5 произвела торпедную атаку КОН идущего на восток (2 ТР, 1 ММ, 1 СКР, 3 СКА) (ТР (типа "Дэссау", 9600 т) и ЭМ (типа "Антон Шмидт", 2400 т), атака подводная (интервал 15 с), 1 + 1 торпеда соответственно, дистанция 10-12 каб., через 113 и 117 сек. услышаны 2 взрыва, через 1,5 мин глухой сильный взрыв — по зарубежным данным атака не зафиксирована, возможно атакован КОН, включавший ТР «Людвиг» и «Фрида»). После атаки на безопасном расстоянии от ПЛ зафиксировано 12 взрывов. ПЛ результатов атаки не наблюдала, погрузилась на 20 м и начала маневрировать для отрыва от противника. В 16.25 ПЛ всплыла и командир ПЛ донес о торпедировании транспорта и миноносца противника. В 16.33 начала возвращение в базу. От м-ка Цып-Наволок до о. Торос следовала в сопровождении 2 МО. В 01.12 (01.20?) 15.5 прибыла в Полярный;

1942 год 16 - 23 мая
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 25 - 29 мая
Боевой поход в район Варангер-фьорда (позиция №6). В 19.00 25.5 вышла на позицию. До м-ка Цып-Наволок шла в сопровождении 2 МО. В 03.00 26.5 прибыла на позицию. Утром обнаружена СКР, который в течение дня сбросил на безопасном удалении от ПЛ 4 глб. В 16.17 27.5 атакована СКР противника, сбросившим на безопасном удалении 9 глб. Утром 28.5 обнаружила плавующую мину. В 18.22 28.5 обнаружила по пеленгу 158° на дистанции 90 кбт ПЛ протиника, следовавшую в надводном положении курсом 320°. В 18.24 М-176 погрузилась и начала маневрировать для выхода в атаку, но в перископ ПЛ противника не обнаружила, шума винтов по ШПС не слышали и момента погружения ПЛ не наблюдала. В 18.34 на М-176 услышали шум винтов по ШПС и в 18.41 обнаружили бурун от перископа ПЛ в расстоянии 15-18 каб. М-176 погрузилась на глубину 45 метров, приведя ПЛ противника за корму. В 19.51 на М-176 услышали впереди шум винтов двух торпед, выпущенных ПЛ противника и до 20.12 десять раз слышали шум винтов одиночных торпед, проходивших сверху и по носу. М-176 маневрировала на глубине 45 м. 3-х узловым ходом. В 21.48 акустик услышал шипение воздуха и командир ПЛ, считая, что ПЛ противника всплывает, решил выйти на нее в атаку. Развернувшись на курс атаки по пеленгам гидроакустики и приготовив торпедные аппараты, ПЛ всплыла на перископную глубину и на дистанции 12 кб обнаружила ПЛ противника в НП. В 22.01 произведена торпедная атака (ПЛ, атака подводная с временным интервалом, 2 торпеды, дистанция 12 каб., через 66 сек услышан взрыв, после чего шум винтов прекратился, в отсеках отчетливо слышали металлический треск - зарубежных подтверждений атаке нет). В 02.40 29.05 всплыла и донесла об уничтожении ПЛ противника. В 04.00 начала переход в базу. На переходе произвела уклонение от самолета противника погружением. В 06.12 всплыла и продолжила переход в базу. В 06.53 обнаружила и расстреляла плавающую мину. В 11.38 29.5 прибыла в Полярный. Командование БрПЛ посчитало ПЛ противника уничтоженной, тем не менее Германия на Севере в мае 1942 года ПЛ не теряла. Историк М.Э. Морозов считает, что экипаж и командир ПЛ были введены в заблуждение одной из касаток, которые в это время являются частыми гостями Баренцева моря;

1942 год 30 мая - 16 июня
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 20 июня
Представлена к присвоению гвардейского звания (требует уточнения);

1942 год 20 июня - июль
Боевой поход в район Варангер-фьорда (позиция №6). В 14.53 20.6 вышла на позицию. 28.6 не ответила на приказ о возвращении в базу. 4.7 истек срок автономности. Возможные причины гибели: подрыв на мине заграждения «Sperre-V» в Варангер-фьорде, подрыв на мине заграждения «Бантос-А» севернее п-ва Рыбачий, подрыв на плавующей мине, а также ошибка личного состава или отказ техники. По одной из версий ПЛ стала жертвой атаки тральщика "М-16" и кораблей 12-ой флотилии охотников за подводными лодками 3.7. На ПЛ погиб 21 член экипажа;

1942 год август (предположительно)
Исключена из состава флота;

2019 год
На середину года считалась пропавшей без вести. Точных данных о времени и месте гибели нет.




командиры:


1. Кузьмин А.И. (04.07.1938-06.07.1938 ИД, 07.07.1938-10.02.1939)
2. Сидоренко П.А. (08.03.1939-19.03.1939 ИД, 20.03.1939-01.04.1939)
3. Егоров Н.Е. (01.04.1939-22.04.1939) командир М-174, по совместительству
4. Пархоменко Г.В. (22.04.1939-03.05.1939 ИД, 04.05.1939-14.02.1940)
5. Бондаревич И.Л. (13.04.1940-07.1942)



дополнительная информация:


1. Список погибших в боевом походе в августе 1942 года.



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
7. Игнатьев Э.П. "Подводные лодки XII серии", Гангут, Санкт-Петербург, 1996г.
8. Отчеты о боевых действиях ПЛ Северного флота 1941-1943 гг.
9. "Советско-Финляндская война 1939-1940гг. Боевые действия на море", Остров, Санкт-Петербург, 2002г.
10. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
11. Козлов И.А., Шломин В.С. "Краснознаменный Северный флот", Военное издательство, Москва, 1983г.
12. Фотография из книги "Адмиралтейские верфи подводному флоту России".
13. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
14. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.3, Стратегия КМ, Москва, 2005г.
15. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
16. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2019