Подвиг старшины группы ПЛ М-32 Н.К. Пустовойтенко.
Отрывок из книги «Боевой путь Советского Военно-морского Флота».
Колтыпин Н.А. (слева), Пустовойтенко Н.К. (справа)
21 июня, погрузив мины, патроны и
бензин, подводная лодка «М-32» под командованием капитан-лейтенанта Н. А.
Колтыпина направилась в Севастополь, где произвела разгрузку. Утром 23 июня,
когда лодка находилась под водой, неожиданно произошел взрыв паров бензина в
центральном посту. Многие моряки получили ожоги, но, превозмогая боль,
самоотверженно выполняли свой долг. Так как в дневное время подводная лодка не
могла выйти из бухты, она лежала на грунте, где ей предстояло пробыть в течение
16 часов. Кроме экипажа на ней находились раненые и пассажиры, в том числе две
женщины. Воздух был сильно насыщен парами
бензина, большинство личного состава
и пассажиров было в обморочном состоянии. Продолжали бодрствовать только три
человека: командир подводной лодки Н. А. Колтыпин, старшина группы Н. К.
Пустовойтенко и краснофлотец Сидоров. Командир оставался на посту до 17 часов,
затем приказал Пустовойтенко, который чувствовал себя несколько лучше, не спать
и разбудить его в 21 час. Как ни трудно пришлось Пустовойтенко, он все же
продержался до назначенного времени и начал будить командира. Но тот был в
обморочном состоянии. Тогда Пустовойтенко решил сам продуть балласт, всплыть и
вынести командира наверх. Однако, когда лодка всплыла под рубку, Пустовойтенко,
открыв люк и глотнув свежего воздуха, почувствовал, что теряет сознание.
Последним усилием воли он снова задраил люк.
В течение двух часов лодка оставалась никем не управляемой. Ее несло на каменистый берег к Херсонесскому маяку. Гибель казалась неизбежной. В это время Пустовойтенко пришел в сознание. Первое, что он сделал, — открыл рубочный люк и вынес командира наверх. К Колтыпину медленно возвращалось сознание. Подводная лодка стояла носом к берегу. Командир дал команду: «Задний ход», но электрик, который был приведен в чувство Пустовойтенко и еще находился в тяжелом состоянии, ошибочно дал ход вперед. Тогда командир приказал Пустовойтенко встать у станции главных электромоторов и обеспечивать правильное исполнение команд. Лодку в это время понесло на камни, от удара был поврежден вертикальный руль. Батарея разрядилась, и сняться с камней не удавалось. Командир принял решение продуть главный балласт дизелями. Моторист Щелкунов и старшина группы Пустовойтенко приготовили дизель — лодка всплыла из позиционного положения в надводное и взяла курс на Новороссийск, куда благополучно прибыла 25 июня.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2020