Rambler's Top100 М-33 Тип "М" XII серии

М-66, М-33

Тип «М» XII серии




фотография:


М-33


ПЛ М-33 типа "М" XII серии после подъема. 1951 год.
Фотография из книги Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М".




историческая справка:


1938 год 31 августа
Заложена на заводе "Красное Сормово" (№112) в г.Горький. Получила литерно-цифровое наименование М-66. Предназначена в состав ТОФ. Организационно зачислена в состав 25-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1939 год 15 ноября (предположительно)
Переименована в М-33;

1940 год 23 июня
Спущена на воду;

1940 год
Переведена для достройки и испытаний на завод №198 в г.Николаев. Решение о переводе на ТОФ отменено;

1940 год
Швартовые испытания проходили на Черном море (завод №198 в г.Николаев);

1940 год 8 декабря
Вступила в строй;

1941 год 19 января
Вошла в состав Черноморского флота. Зачислена в состав 21-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1941 год февраль
Переформирована в состав 7-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ с базированием на Севастополь;

1941 год 22 - 28 июня
В 19.35 22.6 вышла в дозор в район юго-западнее м. Тарханкут (позиция №1). Встреч с кораблями противника не имела. В 19.20 28.6 прибыла в Балаклаву;

1941 год 8 - 14 июля
В 05.05 8.7 вышла в дозор в район северо-восточнее о. Фидониси (позиция №6). В течение похода дважды выходила из строя муфта "Бамаг". Встреч с кораблями противника не имела. В 14.55 14.7 вернулась в Балаклаву;

1941 год 2 - 10 августа
В 17.07 2.8 вышла для действий в районе Констанцы (позиция №11). Имела задачу проникнуть на вешний рейд. После форсирования минного заграждения противника 5-8.8 находилась на внешнем рейде порта. За время патрулирования лишь 1 раз наблюдала СКР противника, атаковать который не удалось из-за малых глубин. В 09.07 10.8 прибыла в Балаклаву;

1941 год 17 - 24 августа
В 18.00 17.8 вышла в район Констанцы (позиция №11). Находилась на внешнем рейде порта с 19.8 по 22.8. В 13.08 20.8 произвела торпедную атаку на румынскую ПЛ "Дельфинул" (ПЛ, атака-подв/пр/1, д=6-7 каб., на ПЛ слышали глухой взрыв - промах, по другим данным торпеда прошла под носом ПЛ "Дельфинул"). Рубка "М-33" подверглась безрезультатному артиллерийскому обстрелу с румынской ПЛ. В 12.07 24.8 прибыла в Балаклаву;

1941 год 10 - 17 сентября
В 18.00 10.9 вышла в район Констанцы (позиция №11). 12.9 прибыла на позицию. Имела встречи исключительно с СКА противника. 15.9 начала возвращение в базу и в 12.20 17.9 прибыла в Балаклаву;

1941 год 4 - 11 октября
В 18.30 4.10 вышла в район Констанцы (позиция №11). 6.10 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. Вечером 10.10 начала возвращение в базу и в 10.35 11.10 прибыла в Балаклаву;

1941 год 21 - 27 октября
В 07.40 утра 21.10 вышла в район Констанцы (позиция №11). 23.10 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. Днем 25.10 по левому борту ПЛ на большом расстоянии произошел взрыв мины заграждения S-12. Лодка повреждений не получила. Вечером начала возвращение в базу и в 14.42 27.10 прибыла в Балаклаву;

1941 год 3 - 6 ноября
Перешла в Очемчири;

1941 год 6 декабря
Выходила в море для оказания помощи выброшенной на камни "М-62";

1941 год 8 - 9 декабря
Перешла в Туапсе;

1941 год 10 - 12 декабря
Перешла в Севастополь;

1941 год 16 - 22 декабря
В 14.24 16.12 вышла в район Одессы (позиция №25). Встреч с кораблями противника не имела. В 14.00 21.12 начала возвращение в базу и в 22.10 22.12 прибыла в Севастополь;

1942 год 7 - 13 января
В 20.40 7.1 вышла для высадки РГ (12 чел.) в районе Евпатории. С 01.30 до 01.45 8.1 высадила РГ. В ночь на 10.1 не смогла снять РГ с берега - разведчики в место встречи не прибыли. В 05.05 13.1 вернулась в Севастополь;

1942 год 15 - 17 января
Перешла в Очемчири;

1942 год февраль - май
Прошла гарантийный ремонт;

1942 год 11 - 12 июня
Перешла в Туапсе;

1942 год 13 - 14 июня
Перешла в Новороссийск, откуда принимала участие в снабжении Севастополя. Совершила три рейса. Доставила в Севастополь 5,9 т продовольствия, 7 т боеприпасов;

1942 год 14 - 17 июня
Первый рейс в Севастополь. 20.30 14.6 - 23.20 15.6 переход в Севастополь. Вечером 15.6 в районе м. Айтодор обстреляна полевой артиллерией противника. 03.15 16.6 - 07.52 17.6 переход в Новороссийск;

1942 год 18 - 21 июня
Второй рейс в Севастополь. 12.45 18.6 - 22.15 19.6 переход в Севастополь. 00.33 20.6 - 07.20 21.6 переход в Новороссийск;

1942 год 22 - 23 июня
Третий рейс в Севастополь. 14.46 22.6 вышла в Севастополь. Была возвращена приказом командующего. 00.20 23.06 вернулась в Новороссийск;

1942 год 23 июня
В 16.05 23.6 после откачки бензина в Новороссийске во время пуска вентиляции в III отсеке произошел взрыв паров бензина, вызвавший пожар. Приборы и механизмы ПЛ получили серьезные повреждения, 7 (6?) человек получили ожоги 1-й и 2-й степеней, 1 из них 3.7 умер;

1942 год 26 - 27 июня
Перешла в Очемчири;

1942 год 27 - 28 июня
Перешла в Поти;

1942 год 28 июня - 4 июля
Прошла аварийный ремонт;

1942 год 5 июля
Перешла в Очемчири;

1942 год 6 июля
Перешла в Поти;

1942 год 19 июля
Перешла в Очемчири;

1942 год 19 - 20 июля
Перешла в Туапсе;

1942 год 21 июля - 4 августа
В 06.30 21.7 вышла в район Евпатории (позиция №3). 23.7 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. 2.8 начала возвращение в базу и 4.8 прибыла в Туапсе;

1942 год 5 - 6 августа
Перешла в Очемчири;

1942 год 7 августа
Перешла в Хопи;

1942 год 10 августа
Перечислена в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ;

1942 год 16 августа
Перешла в Поти;

1942 год 18 августа
Перешла в Очемчири;

1942 год 20 - 21 августа
В 23.58 20.8 вышла в последний поход в район Одессы (позиция №31). В 18.00 21.8 по ошибке атакована советскими самолетами, повреждений не получила. В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась;

1942 год 22 - 25 августа
22-25.8 в точке 46°20,3' с.ш./30°54,3' в.д. подорвалась на трубках КА двух мин UMB румынского заграждения S-33, выставленного румынскими МЗ "Дакия" и "Мурджеску". На ПЛ погиб 21 член экипажа;

1942 год 24 сентября
Исключена из состава флота;

1951 год июнь
Обнаружена на дне при осуществлении подготовительных работ по подъему ПЛ "М-60";

1951 год июль
Поднята, разделана на металл. Это была уникальная операция, требующая длительной и серьезной подготовки, довольно трудная и опасная, т.к. на ПЛ находились боеприпасы. Для подъема ПЛ М-60 и М-33 был создан 429-й отдельный дивизион аварийно-спасательной службы Черноморского флота воинской части 87118 под руководством инженера-капитана 1-го ранга Александра Васильевича Мадеева. Такие же отряды по подъему затонувших судов работали в Николаеве, Севастополе, Керчи, Новороссийске и других городах. Необходимо было расчищать морское дно для нормального судоходства. Под руководством Мадеева А.В. работало больше ста человек: военнослужащие и вольнонаемные. И те, и другие приняли присягу о неразглашении сведений об операции. Одним из кораблей, который осуществлял подъем была плавбаза "Севан", которая была накрыта маскировочным тентом. На затонувшие ПЛ первыми спускались водолазы. Им нужно было промыть каналы, провести в них металлические стропы толщиной в руку. Все работы проводились с большой осторожностью, ведь в ПЛ находились торпеды. Такие же меры преосторожности соблюдались и при их подъеме, который проводился в два приема. Сначала ПЛ поднимали с глубины 27 метров до 8 метров, а затем уже доводили до надводного положения. Подъемных кранов не было, поднимали лодки почти вручную: восемь матросов с одной стороны работали на лебедке, столько же на другой. Операции по подъему обоих подводных лодок заняли в общей сложности две недели. Вместе с моряками и военнослужащими находились на ПБ "Севан" и сотрудники КГБ. Они выполняли свою задачу: в поднятых ПЛ разыскивали документы, собирали останки подводников. Благодаря им удалось установить имена всех погибших подводников и обстоятельства их гибели. ПЛ после подъема отведена в Одессу. Разделана на металл. Останки погибших подводников вначале были захоронены на Слободском кладбище, а затем с воинскими почестями их перезахоронили в г.Одесса на Аллее Славы в парке им. Т.Г. Шевченко.

По результатам осмотра поднятой ПЛ можно предположить:

Версия 1 (Платонов А.В.) В ходе осмотра лодки документов не нашли, поэтому точная дата и время подрыва остались неизвестны. Однако по целому ряду косвенных признаков общая картина была восстановлена. Подводная лодка погибла в первой половине срока пребывания на позиции, т.е. в период 22-25 августа 1942г., о чем свидетельствует большое количество неизрасходованных продуктов, в том числе свежего картофеля. Подрыв на мине произошел перед наступлением сумерек в 20.26, когда лодка совершала переход в подводном положении на глубине 9 м из района патрулирования в район зарядки аккумуляторной батареи. Как раз в этом месте проходил первый ряд румынского минного заграждения "S-33", который "М-33" пересекала под углом близким к 90°. Взрыв произошел в районе I отсека в 5-6 м от прочного корпуса (видимо от удара мины о носовые горизонтальные рули). Сразу после подрыва на мине была предпринята попытка всплыть в надводное положение на полном ходу путем продувания цистерн главного балласта и перекладки горизонтальных рулей на всплытие. Однако носовая цистерна главного балласта и цистерна плавучести потеряли герметичность. Кроме этого, вода быстро стала затапливать I отсек, и личный состав, практически даже не пытаясь бороться за живучесть, перешел во II отсек. Поэтому "М-33", несколько продвинувшись вперед упала на грунт. В последующие четыре часа шла борьба с просачивающейся из I отсека водой и подготовка к повторному всплытию. Обстановка явно осложнялась тем, что часть воздуха высокого давления была уже израсходована, аккумуляторная батарея имела низкую плотность, а во втором отсеке, возможно, вообще была повреждена. Оценив обстановку, командир, по всей вероятности, пришел к выводу, что спасти корабль, наверное, не удастся, и надо попытаться, хотя бы, спасти людей (это спорное предположение - если бы лодке удалось всплыть, то вполне вероятно, что можно было удержать ее на плаву - как "А-5".). Поэтому, приготовив все к всплытию, экипаж сосредоточился у входных люков: минимум 6 человек в боевой рубке и 6 человек в VI отсеке. Один человек встал к станции аварийного продувания балласта. По всей вероятности командир рассчитывал сообщить о положении "М-33" в базу, поэтому приказал радисту оставаться в радиорубке. Возможно среди экипажа был тяжелораненый и его положили на штурманский стол, чтобы после всплытия аккуратно вынести наверх (на том столе не оказалось никаких карт и бумажных листов, зато лежали останки человека). Не поддается логическому объяснению нахождение останков одного человека у кормовой переборки IV отсека. Около 0.47 по команде командира механик продул балласт, лодка начала всплывать с нарастающим дифферентом на нос: носовая оконечность оставалась прижатой к грунту. В этот момент произошел подрыв на второй мине в районе переборки между III и IV отсеками. Дело в том, что когда предпринималась попытка всплыть сразу после первого подрыва, то корабль несколько продвинулся вперед и оказался как раз на второй линии мин. В результате взрыва оба отсека почти сразу оказались затопленными и "М-33" опять упала на грунт. Теперь в лодке оставались живых только 6 человек в кормовом отсеке. В целом их положение было далеко не безнадежным. Отсек от взрыва не пострадал, на всех хватало приборов ИСА-М, которые специально предназначались для выхода из поврежденной подводной лодки, глубина всего 27 м. В VI отсеке начали готовится к выходу через люк из подводного положения. Опустили тубус, чтобы при затоплении отсека осталась воздушная подушка. Приготовили буй, его должны были выпихнуть через открытый люк и вслед за ним по его буйрепу подняться на поверхность. Когда приготовления были закончены, все собрались у люка и тут оказалось, что люк открыть невозможно. На него давит столб воды высотой почти 24 метра (создавая этим прижимное усилие 8 тонн - что не под силу человеческим рукам), и чтобы преодолеть это давление, надо было создать в отсеке противодавление, но запаса воздуха не хватало. Теоретически существует еще несколько способов выравнивания давления, однако, по неизвестным причинам ими не воспользовались (они могли бы либо перепустить воду из соседнего - затопленного пятого отсека, либо открыть краник уравнивания давления на самом люке - и через него пустить воду, но видимо не догадались об этом). Предположительно люди умерли от недостатка кислорода (по данным Банова Н.В., на ПЛ нашли партбилет и записку одного из членов экипажа — Хомутенко В.Г. В ней он пишет: "Кроме пятого и шестого, все затоплено, все погибли. Погас свет. Кормовой люк не открывается. Выходя, задохнулись шестеро. Остался я один. Под водой мы уже более суток. Душно. Очень хочется жить. Прощайте!". На "М-33" вышло в море 21 человек, останки 16 из них были найдены при осмотре. По поводу гибели еще четырех человек существуют две версии. Дело в том, что во второй раз "М-33" всплыла с большим дифферентом на нос и задела мину кормовой оконечностью ограждения рубки. Т.е. в этот момент верхний рубочный люк еще находился под водой, но он был открыт. По всей вероятности, его отдраили еще перед всплытием, и он сохранял герметичность забортного давления. В тот момент думали о всяком, но наверняка никому в голову не приходило, что можно подорваться еще раз! Однако это произошло и взрывной волной люк легко распахнуло. Вполне возможно, что эта же взрывная волна просто выбросила из боевой рубки первых четырех человек, стоявших у горловины люка. Правда, не исключено, что эти четыре человека почему-то находились в районе переборки между III и IV отсеками и попали в самый эпицентр взрыва. Этим отчасти можно объяснить останки одного члена экипажа у кормовой переборки IV отсека - возможно его отбросило туда в момент подрыва.

Версия 2 (Тесленко О.) Повреждения "М-33" в начале аварии вовсе не казались ее команде смертельными, и бросать корабль и покидать лодку вначале никто из них не собирался. Об этом свидетельствует факт нахождения одного человека в IV аккумуляторном отсеке. Спрашивается: зачем он там оказался? Если хотели покидать лодку, то логично собрать весь экипаж у выходных люков - под боевой рубкой и в самой корме - в шестом отсеке, а в средней части лодки человека быть не должно. На самом деле, повреждения не казались такими уж страшными. Потому, что даже в первом отсеке - самом близком к району взрыва первой мины согласно осмотру: "торпедные аппараты, механизмы и системы видимых повреждений не имели. Оба торпедных аппарата заполнены водой, покрытые ржавчиной торпеды на месте..." И разумеется, все, что находилось от взрыва дальше в корму - тем более было в полной исправности. Мало того, несмотря на второй взрыв, произошедший гораздо кормовее - в районе четвертого отсека, но все равно - согласно осмотра: "...В пятом отсеке все механизмы на своих местах, повреждений систем и устройств не обнаружено... Останков личного состава не обнаружено. В последнем - шестом отсеке также повреждений не обнаружено..." А это означает, что до второго взрыва все главные средства движения - и аккумуляторная батарея в четвертом отсеке (даже и во втором) была исправна, и дизельный двигатель в пятом отсеке исправен, и электромоторы в шестом отсеке тоже не повреждены. И если бы лодке удалось всплыть, и экипаж смог заделать пробоину в первом носовом отсеке - а она была не так уж и велика - поскольку весь состав первого отсека успел покинуть его не потеряв в нем ни одного человека, то заделав брезентом эти небольшие пробоины и восстановив плавучесть первого отсека "М-33" вполне смогла бы уйти своим ходом в родную базу, как до этого сделала "А-5". А если бы экипаж захотел бросить свой корабль, и спасаться вплавь, то до ближайшего берега (занятого немцами) им пришлось бы плыть около 14 километров в холодной воде, и наверняка бы все при этом погибли. Поэтому автор абсолютно уверен, что экипаж и не собирался покидать свой корабль. Об этом свидетельствуют и останки радиста в запертой радиорубке, и один человек в четвертом аккумуляторном отсеке. Зачем бы нужно запираться радисту, если они предполагали сразу оставлять лодку как только она всплывет? Напротив: командир хотел дать радиограмму о своем бедственном положении. Но ведь радиосвязь в то время была возможна только в надводном положении - радиоволны не проходят сквозь толщу воды. Поэтому связист и сидел в рубке в момент всплытия, да еще и заперся в ней... Так же объясняются и останки одного члена экипажа в аккумуляторном отсеке. А видимо никто и не собирался бежать с лодки, и просто весь экипаж стоял по своим боевым постам: радист в радиорубке, аккумуляторщик у своих аккумуляторов, дизелисты в пятом отсеке, обслуживающие электродвигатели - в шестом. Во втором отсеке никого не было, потому, что в него возможно просачивалась вода, и отсек понемножку заполнялся хлором. Точно так же как и четвертый отсек: у них одинаковое назначение со вторым: это жилые помещения, в которых нет никаких важных приборов и механизмов, обслуживание которых потребовало бы присутствия большого количества людей. Единственное что там еще есть - это аккумуляторная батарея, но для ее обслуживания вполне хватает одного человека. Вот он то и находился там в момент второго взрыва. Однако, и взрыв второй мины был не так силен, как это кажется. Почему аккумуляторщик оказался у кормовой переборки своего отсека? А просто потому, что дифферент у лодки был на нос, и когда в поврежденный четвертый отсек стала лить вода - в верхней, кормовой части этого помещения образовалась воздушная подушка, и аккумуляторщик инстинктивно пытался продлить свою жизнь находясь в ней. Но в пятый отсек ему было уже не пробраться - видимо перед всплытием все находились по боевой тревоге, и все межотсечные ходы и люки были задраены. И при любой аварии на подводной лодке каждый должен оставаться в том отсеке, где его застала беда. Зато пятый отсек был абсолютно сухой, и дизелисты через некоторое время покинули его и спокойно перешли в шестой отсек - откуда теперь только и можно было всплыть на поверхность. Ошибочно объяснение Платонова и версии каким образом исчезли четыре человека - якобы их выбросило взрывом из рубки. Нет, такого не могло быть. Это потому, что даже если б ударной волной распахнуло люк, то все равно в него бы первой хлынула внутрь вода, и при этом она обязательно захлопнула бы крышку люка - иначе быть не может. Поток воды направлен внутрь рубки, а не наружу. Да и люк узкий - диаметром всего 650 мм. Это живые люди в него легко один за другим вниз прыгают. А если бы их выбрасывало взрывной волной - не собрать где руки-ноги, тогда наверняка первый же из них застрял бы в этом лазе. По этой же причине четырех человек не могло бы выбросить и через пробоину. Она тоже сравнительно небольшая, в нее тоже давил поток воды внутрь, а не наоборот, и тела людей скорее застряли бы в ней, чем выбросить их наружу... Но на самом деле все произошло совсем не так: перед всплытием экипаж стоял по своим местам - почти все в центральном посту. Но когда лодка поднялась к поверхности и произошел взрыв второй вражеской мины, то субмарина тут же упала на дно, а центральные пост через пробоину у кормовой переборки стало быстро затапливать водой. Но все люди в центральном остались живы и даже не ранены - и это, несмотря на то, что взрыв мины произошел от них на расстоянии чуть ли не вытянутой руки! Они все правильно понимали и были вполне дееспособны. Понимая, что в центральном уже нет надежды на спасение - они решили выбрасываться через верхний рубочный люк. Но для этого нужно было сначала подняться в рубку. Открыв нижний рубочный люк они поднялись туда, так, что в необычайной тесноте рубки собрались десять человек - больше было не поместиться, поэтому и радист, раненый (возможно уже умерший) и один человек у клапанов остались внизу - в центральном посту. Людям в рубке предстояло открыть верхний рубочный люк, находящийся под давлением воды - чего не удалось сделать членам экипажа из шестого отсека. Однако, вода давила на люк не только сверху, но и снизу - через пробоину центрального поста, ее давление передавалось на воздух в рубке, и в результате давление на люк изнутри и снаружи было абсолютно одинаковым - так, что он открывался легко - безо всяких усилий, и поэтому краник уравнивания давления на этом люке был закрыт - не было никакой необходимости его открывать: давление и так было равным. Они открыли люк, и сразу водопад воды обрушился на них сверху - перебороть который не было никакой возможности. Несколько секунд прошло пока вода не затопила всю рубку. И только тогда один за другим они начали вылезать в люк и покидать лодку. Однако - он находились под водой, и дышать было нечем! Поэтому только первые четыре успели вылезти, а остальные шесть - захлебнулись и погибли в рубке. Но и тем четверым тоже не могло повезти - до берега надо было плыть 14 километров, а на это способны только рекордсмены. Поэтому все они погибли.




дополнительная информация:


1. Список погибших при пожаре 23.06.1942.
2. Список погибших в боевом походе 08.1942.



командир:


1. Суров Д.И. (04(06?).1940-08.1942)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2, "Стратегия КМ" 2003г.
7. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
8. Информация с сайта "Кладовая морских и авиационных тайн".
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
10. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
11. Жакова Т. "Как поднимали затонувшие субмарины", Вечерняя Одесса, 26.03.2013г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2016