Rambler's Top100 М-36 Тип "М" XII серии

М-69, М-36

Тип «М» XII серии



фотография:


Russian_USSRflag 35-92


Нет данных
(буду благодарен за любую информацию)



историческая справка:


1939 год 22 февраля
Заложена на заводе "Красное Сормово" (№112) в г.Горький. Получила литерно-цифровое наименование М-69. Предназначена в состав ТОФ. Организационно зачислена в состав 25-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1939 год 15 ноября (предположительно)
Переименована в М-36;

1940 год 28 августа
Спущена на воду;

1940 год
Переведена для достройки и испытаний на завод №198 в г.Николаев. Решение о переводе на ТОФ отменено;

1940 год
Швартовые испытания проходили на Черном море (завод №198 в г.Николаев);

1941 год 20 февраля
Вступила в строй;

1941 год 29 апреля
Вошла в состав Черноморского флота. Зачислена в состав 8-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ с базированием на Севастополь

1941 год 13 - 21 июля
В 17.00 13.7 вышла в дозор в район северо-восточнее о. Фидониси (позиция №6). Встреч с кораблями противника не имела. В 15.25 21.7 вернулась в Севастополь;

1941 год 3 - 12 августа
В 16.55 3.8 вышла в дозор в район северо-восточнее о. Фидониси (позиция №6). Встреч с кораблями противника не имела. В 14.48 12.8 вернулась в Ак-Мечеть;

1941год 12 - 13 августа
Перешла в Севастополь;

1941 год 27 августа - 4 сентября
В 14.35 27.8 вышла в район зн. Бурнас (позиция №16). 29.8 2.9 патрулировала на позиции. Встреч с кораблями противника не имела. В 15.23 4.9 прибыла в Севастополь;

1941 год 20 - 27 сентября
В 11.05 20.9 вышла в район Сулины (позиция №17). 23.9-26.9 патрулировала на позиции. Встреч с кораблями противника не имела. В 15.33 27.9 прибыла в Севастополь;

1941 год 29 сентября - 1 октября
Перешла в Очемчири;

1941 год 16 - 18 октября
Перешла в Балаклаву;

1941 год 20 - 27 октября
В 13.26 20.10 вышла в район северо-восточнее Сулины (позиция №18). 22-25.10 патрулировала на позиции. Встреч с кораблями противника не имела. В 15.54 27.10 прибыла в Балаклаву;

1941 год 3 - 5 ноября
Перешла в Очемчири;

1941 год 15 - 22 ноября
В 20.00 15.11 вышла в дозор в район западнее Поти. Встреч с кораблями противника не имела. В 10.00 22.11 вернулась в Очемчири;

1941 год 12 - 19 декабря
В 18.30 12.12 вышла в дозор в район западнее Поти. Встреч с кораблями противника не имела. В 11.15 19.12 вернулась в Очемчири;

1941 год 25 декабря
Перешла в Поти;

1942 год 8 января
Перешла в Очемчири;

1942 год 12 - 15 января
Перешла в Севастополь;

1942 год 18 - 25 января
В 20.12 18.1 вышла для разведки в район Евпатория - м. Лукулл. Встреч с кораблями противника не имела. В 05.33 25.1 прибыла в Севастополь;

1942 год 14 - 20 февраля
В 00.25 14.2 вышла для разведки побережья и войск противника в район Евпатория - м. Лукулл. Встреч с кораблями противника не имела. В 03.25 20.2 вернулась в Севастополь;

1942 год 3 - 9 марта
В 00.12 3.3 вышла в район Ялты. В 18.30 8.3 произвела торпедную атаку баржи в порту Ялты (баржа, атака=подв/пр/1, д=4,5 каб., промах - торпеда взорвалась в гавани). В 22.12 9.3 вернулась в Севастополь;

1942 год 12 - 14 марта
Перешла в Очемчири;

1942 год 14 марта - 6 июля
Проходила гарантийный ремонт с заменой АБ;

1942 год 17 июля
Перешла в Туапсе;

1942 год 18 - 31 июля
18.7 вышла в район Алушта - Судак. 19.7 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 14.16 31.7 прибыла в Туапсе;

1942 год 1 - 2 августа
Перешла в Очемчири;

1942 год 4 августа
Перешла в Поти;

1942 год 10 августа
Перечислена в 5-й ДнПЛ БрПЛ ЧФ;

1942 год 16 августа
Перешла в Очемчири;

1942 год 17 - 26 августа
В 00.30 17.8 вышла в район о. Фидониси (позиция №32). Днем 18.8 при переходе на позицию случайно встретилась с проходившим испытания КРЛ "Красный Кавказ", который, не заметив опознавательного сигнала, атаковал погрузившуюся ПЛ, безрезультатно сбросив на нее 2 глб. 18.8 прибыла на позицию. Днем 21.8 дважды не смогла атаковать ОТР из-за неправильных действий командира. Утром 23.8 не смогла атаковать КОН буксиров из-за неправильного маневрирования и большого КУ. В 18.34 23.8 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 2 СКА) в районе м. Бурнас в точке 45°49,2' с.ш./30°12,5' в.д. (ТР 5000 т, атака=подв/ви/2, д=3 каб., через 15 сек услышаны два взрыва - потоплен германский буксир "Анкара", 112 брт, +0). Контратакована румынской КЛ "Гикулеску" (произвела таран ПЛ), сбросившей в место всплытия рубки 12 глб. В результате близких разрывов были сорваны задрайки люка VI отсека (отсек затоплен), вышел из строя главный электродвигатель, трюмная помпа, компрессор, кормовые горизонтальные рули, погнуто перо вертикального руля, лопасти гребного винта, оторван лист киля. Несмотря на тяжелейшие повреждения ПЛ начала возвращение в базу. Днем 25.8 на меридиане Керчи атакована одиночным торпедоносцем противника, от которого, после отражения 4 атак, уклонилась погружением. В 09.45 26.8 прибыла в Очемчири;

1942 год 30 августа
Перешла в Хопи;

1942 год 15 октября
Отбуксирована буксиром "СП-15" в Поти для демонтажа;

1942 год 22 ноября
Перечислена в 3-й ДнПЛ БрПЛ ЧФ;

1942 год 23 ноября
Убыла по железной дороге в Баку для ремонта;

1943 год 13 января
По прибытии в Баку вошла в состав КВФл. Зачислена в 1-й ОДнПЛ КВФл;

1943 год август - октябрь
Перевезена по железной дороге на Черное море;

1943 год 14 октября
Включена в состав ЧФ. Зачислена в 3-й ДнПЛ БрПЛ ЧФ;

1943 год 16 октября
Прибыла в Поти;

1944 год 4 января
В ночь на 4.1 вышла из Поти в район Кобулети на мерную милю для испытаний механизмов и проверки надводной скорости. До 05.00 с ПЛ поддерживалась радиосвязь. В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. В 07.46. с поста «№ 4», куда должна была перейти ПЛ на ее поиск вышел сторожевой катер № 041, но подводную лодку не обнаружил (в поисках были задействованы в общей сложности два десятка различных кораблей и судов, в том числе подводная лодка С-31 и авиация). С береговых постов ПЛ не видели и взрывов в море не слышали. Поиск подводной лодки, предпринятый 6-8.1 показал, что в районе 41°58,8-41°59,3' с.ш./41°40-41°42' в.д. (глубина 415 м) обнаружено масляное пятно, буек и плавающий ящик. Причины гибели: подрыв на плавающей мине (маловероятно), а также отказ техники (возможно результат брака или ошибки, допущенной при производстве монтажных работ) или ошибка личного состава. На ПЛ погибло 22 члена экипажа и 2 представителя от промышленности;

1944 год январь (предположительно)
Исключена из состава флота;

2012 год
На начало года считалась пропавшей без вести. Точных данных о времени и месте гибели нет.



дополнительная информация:


1. Список погибших 04.01.1944.



командир:


1. Комаров В.Н. (06.1940-04.01.1944)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945г", ч.2, "Стратегия КМ" 2003г.
7. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
8. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2015