Rambler's Top100 Подводная лодка М-57, М-49. Тип "М" XII серии

М-57, М-49

Тип «М» XII серии




фотография:


Подводные лодки типа М XII серии


Подводная лодка типа "М" XII серри при строительстве на "Красном Сормово". 1938 год.
Предположительно М-57, М-58, М-59 или М-60. Фотография Лювчана Н.




историческая справка:


1937 год 26 июля
Заложена на заводе "Красное Сормово" (№112) в г.Горький под наименованием М-57. Головная ПЛ серии. Подчинена 24-му ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1939 год 25 января
Спущена на воду;

1939 год апрель
Подчинена 22-му ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1939 год 27 июля
Вступила в строй;

1939 год 3 августа
Вступила в строй по приказу НК ВМФ-39. Вошла в состав Черноморского флота. Временно зачислена в состав 22-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ

1939 год осень
Перевезена по железной дороге на Дальний Восток;

1939 год 27 октября
Переименована в М-49;

1939 год 15 ноября
Вошла в состав Тихоокеанского флота. Зачислена в состав 22-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ТОФ, позже перечислена в состав 24-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ТОФ;

1941 год 11 февраля
Переформирована в составе 7-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ТОФ с базированием на бухту М.Улисс (Владивосток);

1941 год 9 - 16 августа
Вышла из базы (бухта Малый Улисс) 9.08 на позицию №2. В 23.00 9.08 командир ПЛ донес о подходе к позиции, затем донес о движении кораблей через позицию 10.08 и 11.08. Последняя радиограмма была принята по ТУСу без позывных в 08.30 15.08, ее содержание: "неизвестный ТР курсом на зюйд-вест". Командир ПЛ "М-49" имел приказание командира бригады в 05.00 утра 16.08 покинуть позицию и возвратиться в базу, при неточном знании своего места ожидать улучшения видимости на позиции ожидания. Об оставлении позиции командир ПЛ не донес, на запросы по радио не ответил. На ПЛ погибло 22 человека;

1941 год сентябрь (предположительно)
Исключена из состава флота;

2017 год
На середину года считалась пропавшей без вести. Точных данных о времени и месте гибели нет.

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИН ГИБЕЛИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОГО МЕСТА ЕЕ НАХОЖДЕНИЯ
(по материалам Сажаева Михаила Ивановича, члена Совета "Дальневосточного Клуба моряков-подводников ТОФ", капитана 1 ранга):

1. Подрыв подводных лодок на оборонительных минных заграждениях из-за навигационных ошибок и низкой точности плавания.

Оборонительные минные заграждения были выставлены в заливе Петра Великого силами флота в период с 12 по 23 июля 1941 года. От залива Посьет до залива Америка (Находка) было выставлено 6 минных позиций, примыкающих друг к другу. Для судоходства оставался подходной фарватер к острову Аскольд шириной 6 миль и прибрежные фарватеры плавания. Всего на минных заграждениях было выставлено 14 730 мин и минных защитников (образца 1908г., 1912г., 1926г., КБ-12 и МЗ-26) Глубина моря в месте постановки от 35 до 185 метров. Отдельные МЗ были выставлены вблизи свала глубин. Позиции подводных лодок располагались южнее минных заграждений на удалении не мене 8 миль у ПЛ "М-49" Позиции для маневрирования ПЛ были достаточно большими (размеры 10 на 20 миль). Глубина моря в районе позиций подводных лодок от 2500 до 3200 метров). Запасные районы подводных лодок располагались к востоку от основных позиций, имели меньший размер (7 на 8 миль). Подводная лодка "М-49" последнее донесение произвела в 08.30 15.08.41г. менее чем за сутки до планового оставления позиции (по плану оставление позиции в 05.00 утра 16.08.41г.). ПЛ по техническим причинам из-за неисправности радиопередатчика могла не произвести следующее донесение об оставлении позиции и следовании в базу. При ошибке в месте более 5-ти миль, следуя по фарватеру между минными заграждениями, ПЛ "М-49" фактически могла оказаться на минном заграждении "Г-1" и погибнуть. В этом случае наиболее вероятным местом гибели ПЛ "М-49" можно считать район радиусом 5 миль с координатами центра 42гр.29,0 сев., 132гр.12,0 вост. Для поиска ПЛ район может быть увеличен в сторону берега, где располагались линии мин "Г-3": 42гр.23,0 сев. - 132гр.06,0 вост., 42гр.40,0 сев. - 132гр.06,0 вост., 42гр.40,0 сев. - 132гр.16,0 вост., 42гр.23,0 сев. - 132гр.16,0 вост.

2. Подрыв подводных лодок на минах, сорванных с якорей штормом и дрейфовавших через позиции подводных лодок.

Мины, выставленные на оборонительных минных заграждениях в заливе Петра Великого могли быть сорваны с якорей и дрейфовать через позиции подводных лодок. В период с 13 июля 1941г. по 1 августа 1943г. в районе Главной базы флота было обнаружено 359 плавающих мин, из них не обезврежено 63 мины. В заливе Петра Великого действует постоянное течение, направленное на юго-запад, скоростью 0,2-0,4 узла. Кроме того, могло действовать ветровое течение южных направлений от прошедшего накануне циклона, скоростью до 0,4 узл. Сорванные с якорей мины от дрейфа под воздействием ветра и течения через 20 - 30 часов могли оказаться в районах позиций подводных лодок. В этом случае место гибели ПЛ "М-49" можно оценить координатами назначенных позиций с учетом точности плавания ПЛ: 42гр.01,0 сев. - 132гр.11,0 вост., 42гр.16,0 сев. - 132гр.09,0 вост., 42гр.19,0 сев. - 132гр.41,0 вост., 42гр.05,0 сев. - 132гр.44,0 вост.

3. Подрыв подводных лодок на минных заграждениях из-за неучтенного дрейфа от ветра (снос на минные заграждения).

Подводные лодки могли подорваться на оборонительных минных заграждениях при неблагоприятных гидрометеорологических условиях (ограниченная видимость и сильный ветровой дрейф), когда не учитывался дрейф от ветра. Значительный дрейф северного направления мог возникнуть при прохождении через северную часть Японского моря тайфуна или глубокого циклона. В этом случае район гибели ПЛ "М-49" достаточно большой. На минных заграждениях "Г-1" - "Г-3": 42гр.38,0 сев. - 131гр.52,5 вост., 42гр.40,0 сев. - 132гр.16,0 вост., 42гр.31,5 сев. - 132гр.16,0 вост., 42гр.25,0 сев. - 132гр.13,5 вост. или на минных заграждениях "Д-1" - "Е-1": 42гр.29,0 сев. - 132гр.33,0 вост., 42гр.39,0 сев. - 132гр.24,0 вост.. 42гр.34,0 сев. - 133гр.03,0 вост., 42гр.32,0 сев. - 133гр.03,0 вост.

6. Гибель подводных лодок из-за неблагоприятных гидрометеорологических условий.

Подводные лодки могли погибнуть в штормовых условиях плавания, если не имели возможности погрузиться. В этом случае место их гибели находится в районах назначенных им позиций.

7. Гибель подводных лодок в бою при встрече с вооруженным судном противника.

Подводные лодки могли погибнуть в бою с вооруженным судном противника от артиллерии или тарана. В этом случае место гибели подводных лодок может находиться за пределами назначенных подлодкам позиций.

Выводы:

1. Наиболее вероятными причинами гибели ПЛ "М-49" следует считать:
- Подрыв подводных лодок на оборонительных минных заграждениях, выставленных в заливе Петра Великого в период с 12 по 23 июля 1941 года силами флота в следствии навигационных ошибок и низкой точности плавания.
- Подрыв подводных лодок на минах, сорванных с якорей штормом и дрейфовавших через позиции подводных лодок.
- Подрыв подводных лодок на минных заграждениях из-за неучтенного дрейфа от ветра (снос на минные заграждения).
2. Наиболее вероятным местом гибели ПЛ "М-49" является район радиусом 5 миль с координатами центра 42гр.29,0 сев., 132гр.12,0 вост.




дополнительная информация:


1. Список погибших в боевом походе в августе 1941 года.



командиры:


1. Моссак С.А. (29.01.1938-26.07.1938)
2. Бочков И.П. (02.12.1938-25.06.1939) снят с должности
3. Шейхатович М.И. (27.06.1939-24.11.1940)
4. Рядовой Г.Е. (16.07.1939-10.04.1940) возможно ИД, по данным источника №9
5. Сивориновский И.В. (1940?-06.1941-08.1941)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Самко Ю.Г. "История создания и развития подводных сил Тихоокеанского флота" (http://submarine.id.ru).
7. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
8. Материалы, подготовленные Сажаевым М.И.
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
10. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2024