Rambler's Top100 Подводная лодка М-90. Тип "М" XII серии

М-90

Тип «М» XII серии




фотографии:


Подводная лодка М-90 на параде

ПЛ "М-90" типа "М" XII серии на военно-морском параде на день ВМФ на Неве. Предположительно 1950 - 1952 год.




историческая справка:


1936 год 27 июня
Заложена на заводе "Судомех" (с 1937 года - завод №196) в г.Ленинград;

1937 год 28 ноября
Спущена на воду;

1938 год 21 июня
Вступила в строй;

1938 год 25 июня
Вошла в состав Балтийского флота, зачислена в в состав 27-го ДнПЛ 3-й БрПЛ КБФ с базированием на Ораниенбаум;

1938 год 15 - 16 ноября
В 21.35 15.11 ПЛ вышла из гавани Кронштадта и направилась в Финский залив для отработки учебных задач боевой подготовки. С юго-запада дул сильный ветер, волнение моря составляло 7 баллов. Пройдя входные ворота гавани, уже на фарватере Кронштадт - Ораниенбаум на М-90 увидели идущее навстречу полным ходом посыльное судно ЛК-1 (бывший Л-1,"Якобинец", "Невка"). Попытка уклониться ни к чему не привела - в 21.45 "ЛК-1" протаранило М-90 в правый борт на курсовом угле 60°. Форштевень посыльного судна пропорол обшивку прочного корпуса ПЛ в районе ЦП (III-й отсек), сделав в ней пробоину 2 х 0,8 м. После столкновения ЛК-1 отработало "полный назад" и, не пытаясь оказать помощи экипажу ПЛ, ушло в Ораниенбаум. Через пробоину забортная вода почти моментально затопила III-й отсек, а затем через незадраенную переборочную дверь и II-й отсек. Шесть человек успели подняться через рубочный люк из ЦП наверх, седьмой - радист так и остался в радиорубке. Никем не управляемая М-90 по инерции продолжала дрейфовать к южному берегу Финского залива и, одновременно, постепенно теряя плавучесть, начала тонуть. Через некоторое время ПЛ отнесло ветром на мель в районе Ораниенбаумского поста, и там, в 200 м от берега, из-за малой глубины - всего 4,5 м, она уткнулась носовой оконечностью в грунт, но кормовая оконечность осталась на плаву. Над водой возвышалась только ограждение рубки с горевшими бортовыми отличительными огнями и шестью уцелевшими подводниками из II-го и III-го отсеков. Вскоре к месту катастрофы подошёл пароход "Пятилетка". Он снял с рубки четверых моряков, а командир и штурман остались на ПЛ в ожидании помощи. В 0.50 16.11 из Кронштадта подошло СС "Трефолев", имея на буксире водолазные боты "Э-105" и "Э-111". Из-за малых глубин СС "Трефолев" встал на якорь в 150 м от ПЛ, отправив к ней водолазные боты. В 2.00 под воду ушёл водолаз Цыганок. С помощью перестукивания он установил, что в I-м отсеке кто-то остался в живых. Затем Цыганок освободил отданный из I-го отсека, но запутавшийся в антенне аварийно-сигнальный буй, который тотчас же подняли на водолазный бот "Э-111". Поначалу извлечённая из буя телефонная трубка молчала, но после замены в ней микрофона спасатели услышали голос краснофлотца Кудрявцева. Он сообщил, что в I-м отсеке с ним находятся ещё краснофлотцы Качан и Серов; вода в отсек продолжает поступать и уже закрыла крышки ТА, поступление её быстрое. Перешедший на бот командир М-90 капитан-лейтенант Климов приказал своим подчинённым создать в I-м отсеке противодавление, используя сжатый воздух из баллонов ВВД. Вскоре подводники сообщили, что попытка оказалась безрезультатной - воздух ушёл в смежный II-й отсек. Тогда Климов приказал покинуть ПЛ через ТА. В ответ спасатели услышали, что один из подводников совсем обессилил, а чуть позже - что открыть крышку ТА и выпустить торпеду они не могут. Далее краснофлотцы всё время просили: "Быстрее поднимите лодку!" В это время к М-90 подошёл ещё один водолазный бот со СС "Коммуна". Он имел на борту комрпрессор и воздушные шланги. Пока бот швартовался к ПЛ, водолаз Цыганок обследовал её кормовую часть и доложил, что в VI-м отсеке также отвечают на стук. Около 3.00 из Кронштадта подошёл 50-тонный плавкран. Вступивший в командование судоподъёмными работами начальник Балтийской партии ЭПРОН интендант 2-го ранга Лавров А.М. принял решение вначале краном поднять кормовую оконечность лодки и вывести через кормовой люк подводников из VI-го отсека. Одновременно с этим по шлангам подавать воздух в I-й отсек, используя водолазное снаряжение бота СС "Коммуна". Затем предполагалось поднять краном носовую оконечность и с помощью водолазов вывести моряков I-го отсека через затопленный ЦП. В 3.35 к месту катастрофы прибыли начальник штаба КБФ капитан 1-го ранга Трибуц В.П., командование 3-й БПЛ, куда входила М-90, и аварийный инженер Кронштадтского военного порта Гончаров. Последнему прибывшее командование и поручило руководить спасательной операцией, сочтя его более компетентным нежели Лавров А.М. Спасателям со СС "Коммуна" не удалось привернуть воздушные шланги подачи воздуха от компрессора к штуцерам на носовой части надстройки М-90 (скорее всего не совпадала резьба), и около 5.00 16 ноября стуки из I-го отсека прекратились. Это означало только одно - вода полностью затопила I-й отсек и находящиеся там три краснофлотца захлебнулись. В это время инструктору водолазного дела ЭПРОНа Разуваеву И.О. удалось подвести строп под кормовую оконечность ПЛ. Сразу же начали подъём. В 8.05 из воды показался кормовой люк, через который из VI-го отсека выбрались семь подводников. Старший из спасённых, инженер-механик ПЛ, доложил, что IV-й отсек затоплен полностью, забортная вода поступала из него в V-й и VI-й отсеки, но её удавалось успешно откачивать турбонасосом. В 13.30 с помощью подошедшего 70-тонного плавкрана подняли носовую оконечность М-90 и извлекли тела погибших подводников. Всего в катастрофе погибло четыре человека, 13 удалось спастись;

1938 год 17 - 18 ноября
Прибывший к месту аварии командующий КБФ флагман флота 2-го ранга Левченко Г.И. категорически запретил транспортировать аварийную ПЛ на стропах СС "Коммуна" и потребовал восстановить её плавучесть. Вначале водолазы пытались заделать пробоину мягким пластырём, но затем решили изготовить кессон и с его помощью заварить пробоину. К 4.00 17.11 из Кронштадта доставили кессон и стальной лист, выгнутый по обводу ПК. После установки и осушения кессона рваные края пробоины срезали автогеном и к 23.00 приварили "заплату". 18.11 к 3.00 М-90 прибуксировали в Ораниенбаум и ошвартовали у борта ПБ "Кронштадт". Затем ПЛ перевели в Ленинград на завод № 196 (Новое Адмиралтейство). По результатам расследования командующего КБФ Левченко Г.И. понизили в должности, капитан-лейтенанта Климова арестовали в ноябре 1938 г. и осудили на три года заключения, но освободили досрочно, дальнейшая судьба капитана посыльного судна "ЛК-1" автору неизвестна;

1938 год 25 октября - 1939 год 15 мая
Прошла аварийный ремонт на заводе № 196;

1939 год 18 мая
Приступила к заводским испытаниям;

1939 год апрель
Перечислена в состав 26-го ДнПЛ 3-й БрПЛ КБФ;

1939 год 4 июня
Вышла на сдаточные испытания;

1939 год 20 июня
Подписан приемный акт;

1939 год 14 июля
Утвержден приемный акт. Вступила в строй;

1939 год декабрь - 1940 год январь
Участвовала в Советско-финской войне. Совершила 2 боевых похода;

1939 год 15 - 17 декабря
Находилась в боевом походе с целью разведки ледовой обстановки и судоходства противника в шхерах у островов Оренгрунд и Каунисаари (в районе Котки). 15.1 вышла в поход из Кронштадта. Поход проходил в сложных навигационных условиях. 17.1 ПЛ не раз ударялась в подводном положении на глубнах 5,5-20 м. о камни и подводные скалы, буквально переползая через каменные гряды. Движение кораблей и наличие льда в шхерах ПЛ не обнаружила. В 14.00 17.12 с ухудшением видимости до 15 кбт. начала выход из шхер и через 4 часа всплыла и в 17.35 18.12 вернулась в Кронштадт;

1939 год 21 - 22 декабря
В составе дивизиона перешла для базирования в Палдиски;

1940 год 5 - 9 января
Находилась в боевом походе с целью разведки обстановки в районе на юго-западе от Ханко. Должна была следовать на специальную позицию №25, но 5.1 в районе о-ва Морговланд ПЛ встретила лед, не смогла идти дальше и была переразвернута в район Бенгтшера на позицию №5. 7.1 производила ремонт муфты "Бамаг" на позиции. Поход закончился безрезультатно. 9.1 вернулась в Палдиски;

1940 год зима
В начале 1940 года была переоборудована на заводе №196 для испытаний устройства для подледного плавания. На тумбе перископа был установлен гидравлический бур, который представлял собой перевернутый "вверх ногами" крыльчатый двигатель Форт-Шнайдера. Создавая струю воды он без труда размывал во льду отверстие, что позволяло командиру подводной лодки поднимать перископ. Кроме того, на палубе были установлены две фермы с шипами для предохранения корабля от удара при всплытии;

1940 год 20 марта
В составе 26-го ДнПЛ переведена на базирование на ВМБ Ханко;

1940 год 15 мая
Главный Военный Совет ВМФ, рассмотрев результаты испытаний признал устройство удачным, указав на отдельные недостатки, но опыт не получил дальнейшего развития. От повторных испытаний зимой 1940-1941гг. было решено отказаться;

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 8-го ДнПЛ 2-ой БрПЛ КБФ (с 06.09.1941г. - БрПЛ КБФ) с базированием на ВМБ Ханко;

1941 год май
ПЛ приведена в исходное состояние. Произведена переделка формы ограждения рубки на заводе №196 по дополнительному наряду УК ВМФ;

1941 год июнь
6.6 перешла в Таллин, где прошла докование. К началу войны находилась в Таллине в организационном периоде;

1941 год 23 - 25 июня
Первый боевой поход. Вечером 23.6 вышла в районе Хельсинки (позиция №14). Вечером 24.6 всплыла и начала производить зарядку в зоне ответственности ОВР ГБ КБФ. ПЛ была обстреляна береговыми батареями с о. Найссар. После погружения лодка безуспешно атакована самолетом МБР-2 44-й омраэ, а затем СКА (сброшено свыше 50 глб). ПЛ повреждений не получила и вскоре всплыла для перехода на позицию, однако была повторно обстреляна береговыми батареями и погрузилась. В 01.17 25.6 командир ПЛ донес командиру 2-й БрПЛ о происшедшем и невозможности произвести зарядку. ПЛ была отозвана в Таллин. Командир снят с должности и назначен с понижением;

1941 год 1 июля
Перешла из Таллина в Лужскую губу;

1941 год 21 июля
Перешла в Ленинград для ремонта трещины в топливной цистерне;

1941 год июль - август
До конца июля окончен ремонт. Привлечена к испытаниям стабилизатора глубины "Спрут". с 6.8 находилась в Кронштадте;

1941 год осень
Поднята на стенку завода №190 и подготовлена для перевода в состав КВФл. С началом блокады Ленинграда фактически законсервирована;

1941 год 22 ноября
Вошла в состав 5-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;

1942 год 30 апреля
В 13.30 30.4 повреждена близким разрывом авиабомбы - осколками в 3 местах (2 пробоины в районе 52-53 и 1 пробоина в районе 55-56 шпангоутов) пробит прочный корпус. Был убит рабочий завода и тяжело ранен матрос;

1942 год 23 октября
Спущена на воду и начала подготовку к вводу в строй;

1943 год 30 июля
В ночь на 30.7 перешла из Ленинграда в Кронштадт;

1943 год 29 сентября - 10 октября
Второй боевой поход. В 19.20 29.9 - 02.50 30.9 в обеспечении БТЩ-205, -207, -210, -211 и 4 СКА перешла к о. Лавенсари. В 03.10 30.9 вышла в точку погружения (в 11 милях юго-западнее о. Лавенсари; эскорт тот же) для дальнейшего перехода на позицию на Западном ютландском плесе. Прибыла на позицию утром 1.10. До 6.10 находилась в районе м-ка Тийскери. 3.10 командир ПЛ отказался от атаки ОТР из-за помехи, создававшейся каменной грядой. В ночь на 5.10 высадила разведчика на о. Хамншер. При этом, приблизившись к берегу, ПЛ кратковременно села на мель, повредив киль. В ночь на 7.10 перешла в район западнее о. Гогланд. Утром 8.10 отказалась от атаки 3 ТЩ из-за штормовой волны и возникновения дифферента. Днем начала переход в подводном положении к м-ку Тийскери. В 18.5 18.10 произвела торпедную атаку КОН при состоянии моря в 5 баллов (1 БДБ, 2 СКА) (БДБ, атака=подв/ви/2, д=? каб., услышан 1 взрыв - зарубежных данных нет). Утром 9.10 начала возвращение в базу. С 14.14 по 22.35 9.10 южнее о. Гогланд подверглась преследованию сил ПЛО, сбросивших на ПЛ несколько глб. В 19.55 10.10 встречена нашими СКА и в 21.31 прибыла в бух. Норре-Каппельлах;

1943 год 17-18 октября
В 19.00 17.10 - 01.50 18.10 в обеспечении БТЩ-207, -210, -211, -218,4 ТКА и 2 СКА перешла в Кронштадт;

1943 год октябрь
В конце октября перешла в Ленинград для зимней стоянки и ремонта;

1944 год 14 мая
Перешла в Кронштадт;

1944 год июнь
В середине июня перешла в Ленинград;

1944 год 18-19 июня
18.6 перешла по р. Нева в бух. Марье (Ладожское озеро), 19.6 - в Новую Ладогу;

1944 год 19-26 июня
Третий боевой поход. С 23.15 19.6 до утра 22.6 совершила разведывательный поход в район устьев рек Видлица и Олонка. Встреч с кораблями противника не имела;

1944 год июль-ноябрь
Осуществляла межбазовые переходы и боевую подготовку. 13.7 перешла из Новой Ладоги в Ленинград. В 20.45 11.8 -05.30 12.8 в обеспечении 1 ТЩ, 3 ТКА и 6 СКА перешла к о. Лавенсари. 15.8 перешла для осуществления боевой подготовки в гавань Ручьи. 6.9 в обеспечении БТЩ-205, -207, -211, -215, -218 и 3 СКА перешла из Устъ-Луги в Кронштадт. 16.11 перешла к о. Лавенсари, 17-18.11 - в Хельсинки, 19.11 - на Ханко;

1944 год 20-30 декабря
Четвертый боевой поход. В 13.35 20.12 вышла на позицию в устье Финского залива (ограничена параллелями 59°20' и 59°30' с.ш. и меридианами 21°40' и 22°00' в.д.). В 12.00 21.12 заняла позицию. Из-за шторма из 129 часов, проведенных под водой, только 9 лодка находилась на перископной глубине, остальное время - лежала на грунте. 26.12 зафиксирована работа ГАС ПЛ противника, направлявшейся в Финский залив. 28.12 при погружении ударилась о грунт и повредила рули, пробила киль. В 04.00 29.12 начала возвращение в базу, в 15.05 прибыла в район о. Утё и в 02.00 30.12 - на Ханко;

1945 год январь
4.1 перешла в Хельсинки, где до 23.1 производила межпоходовый ремонт. 26-27.1 перешла на Ханко;

1945 год 29 января - 9 февраля
Пятый боевой поход. В 14.24 29.1 в обеспечении ЛД вышла в район Виндавы (позиция №5). В 20.52 31.1 прибыла на позицию. За время патрулирования контактов с кораблями противника не имела. В 01.55 7.2 начала возвращение в базу, в 09.35 9.2 была встречена БТЩ-217 и в 16.10 прибыла в Турку;

1945 год 9 февраля - 3 марта
Проходила межпоходовый ремонт;

1945 год 6 - 19 марта
Шестой боевой поход. В 09.00 6.3 в обеспечении ЛД вышла на позицию, ограниченную пеленгами 230-250° юго-западнее Либавы (часть позиции №1). В 23.55 9.3 прибыла на позицию. За время патрулирования контактов с кораблями противника не имела. В 02.20 17.3 начала возвращение в базу, в 11.28 19.3 была встречена ЛД и в 17.50 прибыла в Турку для межпоходового ремонта;

1946 год 25 февраля
Переформирована в состав 5-го ДнПЛ 2-й БрПЛ Северо-Балтийского флота (с 01.1947 - 8-й ВМФ) с базированием на Усть-Двинск;

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу малых подводных лодок;

1951 год март
Переформирована в состав 157-й БрПЛ (? требует уточнения) 17-й ДиПЛ 8-го ВМФ с прежним местом базирования;

1951 год декабрь
Перечислена в состав 93-й БрСПЛ КВМК с базированием на г.Кронштадт;

1952 год 12 ноября
Выведена из боевого состава и переклассифицирована в учебную ПЛ. По другим данным - 13.11.1952;

1954 год 26 июня
Исключена (по другим данным - 16.06.1954) из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации;

1954 год 1 октября
Расформирован экипаж.




дополнительная информация:


1. Список погибших в учебном походе 15-16.1938.
2. Фотография ПЛ М-90 в экспериментальном варианте. 1940 год.
3. Фотография ПЛ "Лембит", М-90 и М-102 у борта финского парохода «Ойхонна». Турку, весна 1945 года.



командиры:


1. Коренев Д.И. (25.12.1937-19.08.1938)
2. Пасхин Б.Н. (04.07.1938-21.07.1938)
3. Сидоренко П.А. (19.08.1938-04.09.1938)
4. Климов А.В. (04.08.1938-13.02.1939)
5. Мохов Н.К. (13.02.1939-22.04.1939) по совместительству
6. Сидоренко П.А. (22.04.1939-03.05.1939 ИД, 04.05.1939-08.06.1940)
7. Татаринов И.М. (08.06.1940-31.07.1941; 28.04.1943-23.05.1943)
8. Сазонов Д.М. (31.07.1941-17.10.1941) во время ремонта ПЛ, командовал ПЛ Щ-305
9. Эпштейн С.М. (17.10.1941-14.04.1943)
10. Карташев Н.И. (14.04.1943-28.04.1943) ВРИД
11. Березин М.И. (23.05.1943-29.05.1943) ВРИД
12. Руссин Ю.С. (29.05.1943-20.09.1944)
13. Егоров Г.М. (20.09.1944-26?.12.1946)
14. Осинцев В.А. (12.1950-06.1954)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
7. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
8. "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
9. Игнатьев Э.П. "Подводные лодки XII серии", Гангут, Санкт-Петербург, 1996г.
10. Фотография из книги Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
11. Фотография из книги Игнатьева Э.П. "Подводные лодки XII серии".
12. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
13. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2005г.
14. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
15. Хромов Н.Е. "Подводные силы Балтийского флота 1906-2006", Кладезь, Калининград, 2006г.
16. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
17. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2018