Rambler's Top100 М-96 Тип "М" XII серии

М-96

Тип «М» XII серии



фотография:


М-96



историческая справка:


1937 год 26 июля
Заложена на заводе "Красное Сормово" (№112) в г.Горький. В некоторых источниках указываются даты 20.07.1937 и 24.07.1937;

1938 год 20 сентября
Спущена на воду;

1938 год - 1939 год зима
Вместе с ПЛ М-97 была поставлена в плавдок для транспортировки на Балтийский флот, но их отправка не состоялась, и обе ПЛ остались зимовать на Волге. На Балтику ПЛ прибыли только весной;

1939 год 10 октября
Подписан приемный акт;

1939 год 12 декабря
Зачислена в состав 26-го ДнПЛ 3-й БрПЛ КБФ. Вступила в кампанию;

1939 год 21 - 23 декабря
Осуществила переход в составе дивизиона из Кронштадта в Палдиски для окончательной отработки экипажей и несения службы на позициях. Утром 22.12 из-за шторма встала на якорь в Лужской губе. В 14.00 22.12 продолжила переход в Палдиски. В 12.30 23.12 прибыла в Палдиски;

1940 год 20 марта
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота;

1940 год март
В составе 26-го ДнПЛ перебазирована на ВМБ Ханко;

1940 год
Прошла гарантийный ремонт и осуществляла боевую подготовку;

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 8-го ДнПЛ 2-й БрПЛ (с 06.09.1941г. - БрПЛ) КБФ с базированием на ВМБ Ханко;

1941 год май
Прошла докование с установкой системы БТС в Таллине;

1941 год 30 мая
Перешла на Ханко;

1941 год 14 - 21 июня
Числилась в 1-й линии. 14-21.6 несла дозор в устье Финского залива, в ходе которого наблюдала интенсивное движение германских ТР из Финляндии. Вернулась на Ханко в 19.20 21.6;

1941 год 22 июня
Днем прибыла в Палдиски, затем перешла в Таллин;

1941 год 4 июля
Перешла в Лужскую губу;

1941 год 18 июля
Перешла в Таллин;

1941 год 19 июля
Перешла в Триги, где поступила в распоряжение штаба БОБР;

1941 год 21 июля
Вместе с ПЛ М-95 совершила неудачную попытку выхода в Рижский залив и вернулась в Триги;

1941 год 27 - 31 июля
27.7 Вышла на позицию на подходах к Усть-Двинску. 31.7, по-видимому, из-за поломки дизеля преждевременно вернулась в Триги. Материалы похода сданы в штаб БОБРа и уничтожены при оставлении Моонзундских о-вов;

1941 год август
В начале августа перешла в Таллинн, 05.08 - в Кронштадт, затем в Ленинград, где поднята на стенку завода №190 и подготовлена для перевода в состав КВФл;

1941 год октябрь
В октябре возвращена в боеготовое состояние;

1941 год 21 ноября
Вошла в состав 5-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;

1942 год 14 февраля
В 13.12 14.2 при стоянке в районе моста Строителей в Ленинграде получила попадание снаряда, пробившего борт ниже ватерлинии в районе 52-56 шпангоутов. После затопления IV и V отсеков ПЛ села на грунт. Ремонт, длившийся около 4 месяцев, был выполнен на СС "Коммуна";

1942 год 24 июля
В ночь на 24.7 перешла из Ленинграда в Кронштадт, на переходе безрезультатно обстреляна артиллерией противника;

1942 год 9 - 24 августа
В 22.44 9.8 - 04.49 10.8 перешла к о. Лавенсари в обеспечении БТЩ-204, -211, -218 и 2 СКА. В 02.00 в районе Деманстейнских банок в параване БТЩ-211 взорвалась мина. В 00.00 12.8 вышла для действий на коммуникации Таллин - Хельсинки (позиция №9). До точки 59°57'4 с.ш. /27°26'8 в.д. сопровождалась СКА. В 11.45 13.8 прибыла на позицию. В 11.17 14.8 атаковала КОН (1 ТР, 2 ШХ, 3 СКА) у м-ка Порккалан-Каллбода (ТР 7-8000 т, атака=подв/пр/1, д=12 каб., через 1 минуту услышан взрыв, ПЛ выбросило на поверхность и в этот момент командир увидел в перископ гибель ТР - в результате атаки пошел на дно финский транспорт "Хелен"(1.850 брт),по другим данным - атака на тяжелую плавбатарею (канонерскую лодку?) "SAT-5(4?)" ("Хелене") в 400 брт не увенчалась успехом.. В 11.22 СКА противника (возможно финский СКА "VMV 5") контратаковал ПЛ, сбросив на нее 9 глб. От близких разрывов временно вышли из строя гирокомпас и система подъема перископа. В ночь на 15.8 ПЛ перешла в район Палдиски. Утром 16.8 у Суропского прохода обнаружила КОН, но от атаки отказалась ввиду малой ценности целей. В ночь на 18.8 перешла в район м-ка Порккалан-Каллбода. 19.8 ввиду израсходывания топлива и других запасов начала возвращение в базу без оповещения командования. Вечером 20.8 на Западном гогландском плесе два раза коснулась минрепа мин советского заграждения "24А" (кроме того имела два мнимых случая касания) - взрывов не последовало. Вечером 21 и 22.8 имела три мнимых случая касания минрепов. Вечером 22.8 прибыла в район о. Лавенсари, но при всплытии подверглась обстрелу, а затем бомбометанию наших СКА. В 23.40 22.8 прибыла в бух. Норре-Каппельлахт. В 22.30 24.8 - 04.35 25.8 в обеспечении БТЩ-211, -217 и 3 СКА перешла в Кронштадт;

1942 год 3 - 13 ноября
Вечером 3.11 вышла к о. Лавенсари, но из-за тумана была вынуждена вернуться назад. Перешла 17.30 4.11 - 00.10 5.11 в обеспечении БТЩ-207, -210, -211, -217, -218 и 2 СКА. 5-7.11 находилась в бух. Норре-Каппельлахт в ожидании окончания шторма. В 03.20 8.11 вышла в Нарвский залив для высадки РГ (5 чел.; операция по захвату шифровальной машинки "Энигма"). В 14.05 при форсировании заграждения "Зееигель" коснулась минрепа мины - взрыва не последовало. Вечером 10.11 произвела высадку разведчиков. РГ удалось совершить налет на штаб немецкого полка, но шифровальной машинки в нем не оказалось. Около 03.30 11.11 при обратном приеме РГ шлюпка перевернулась, в результате чего 3 из 5 разведчиков и захваченный пленный утонули. В 12.20 11.11 при форсировании заграждения "Зееигель" коснулась минрепа мины - взрыва не последовало (за 4 ч до этого имела мнимую встречу с минрепом). В 09.00 12.11 встречена нашими СКА и в 11.00 прибыла в бух. Норре-Каппельлахт. В 01.10-09.45 13.11 в обеспечении 5 БТЩ и 2 СКА перешла в Кронштадт;

1943 год июнь
К концу июня подготовлена к боевому походу;

1943 год 2 - 29 июля
В 23.35 2.7 - 02.25 3.7 в обеспечении 9 СКА перешла в точку погружения в районе м-ка Шепелевский и в 23.02 3.7 - 04.00 4.7 перешла к о. Лавенсари. В 23.10 18.7 в обеспечении 3 СКА вышла в точку погружения в 15 каб. северо-западнее о. Лавенсари с целью визуальной разведки района Хаиасарских шхер (район острова Сурсаари). Утром 19.7 прибыла на позицию, в 17.49 кратковременно села на мель в районе банки Туомола. Были повреждены лопасти винтов и ограждение вертикального руля. Днем 20.7 в соответствии с планом похода оставила позицию, в 23.08 20.7 была встречена нашими СКА и в 00.36 21.7 прибыла в бух. Норре-Каппельлахт. В 18.25 28.7 - 04.10 29.7 в обеспечении БТЩ-205, -207, 1 БКА и 2 СКА перешла в Кронштадт, где прошла докование;

1943 год 26 августа - 10 сентября
В 22.00 26.8 - 05.00 27.8 в обеспечении БТЩ-205, -210, -211, -217 и 3 СКА перешла к о. Лавенсари. В 22.22 27.8 вышла в точку погружения в 11 милях юго-западнее о. Лавенсари для дальнейшего перехода на позицию на Западном гогландском плесе. Днем 28.8 прибыла на позицию западнее о. Гогланд. Занималась визуальной разведкой. В ночь на 29.8 высадила РГ на о. Гогланд. Днем 30.8 перешла в район южнее м-ка Тийскери. За время похода неоднократно обнаруживала отдельные СКА противника. В ночь на 1.9 высадила на о. Гогланд вторую РГ. Днем 1.9, в связи с израсходыванием запаса кислорода начала возвращение в базу. В 03.56 3.9 встречена нашими СКА и в 05.30 прибыла в бух. Норре-Каппельлахт. При осмотре 4.9 была выявлена поломка ограждения вертикального руля. В 21.00 10.9 - 04.25 11.9 в обеспечении БТЩ-207,-210,-215,-218 и 5 ТКА перешла в Кронштадт, где прошла докование;

1943 год 11 ноября
Перешла в Ленинград для зимней стоянки и ремонта;

1944 год май - июнь
14.05 перешла в Кронштадт, в середине июня - в Ленинград, 18.6 - по р. Нева в бух. Морье (Ладожское озеро), 19.6 - в Новую Ладогу;

1944 год 22 - 29 июня
Вышла на позицию в районе о. Валаам с целью прикрытия Тулоксинской десантной операции. Встреч с кораблями противника не имела;

1944 год 13 июля
Перешла из Новой Ладоги в Ленинград, а затем в Кронштадт;

1944 год 11 - 12 августа
В 20.45 11.8 - 05.30 12.8 в обеспечении нескольких ТЩ, 3 ТКА и 6 СКА перешла к о. Лавенсари;

1944 год 18 - 19 августа
18.08 при очередной дневной покладке на грунт в штормовую погоду повредила киль и в ночь на 19.8 в обеспечении БТЩ-215, -218 перешла в Кронштадт;

1944 год сентябрь
7.9 в обеспечении БТЩ-205, -207, -211, -217, -218 и 5 СКА перешла к о. Лавенсари. В 21.00 7.9 вышла в боевой поход в Нарвский залив (обеспечивающий - оператор БрПЛ капитан 2 ранга Н.Н. Бутышкин). В дальнейшем ПЛ на связь не выходила и в базу не вернулась. Возможные причины гибели: 7-9.9 подрыв на мине заграждения "Зееигель", а также ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погибло 22 человека;

1999 год
При обследовании акционерным обществом «Севморгео» дна Финского залива в районе острова Сескар были обнаружены две подводные лодки — большая и малая (по данным С.А. Гурова, "По следам Балтийского подплава"). Было высказано предположение, что это ПЛ Щ-405 типа "Щ" Х-бис серии и М-96 типа "М" XII, пропавшие в Финском заливе между островами Мощный (Лавенсари) и Сескар;

2012 год
На начало года данных об обследовании остова ПЛ в СМИ не обнаружено.



дополнительная информация:


Список погибших в боевом походе 09.1944.



командиры:


1. Маринеско А.И. (22.05.1939-14.04.1943)
2. Карташов Н.И. (28.04.1943-09.1944)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
7. Фотография из книги Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.".
8. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
10. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
11. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2013