Rambler's Top100 Подводная лодка М-96. Тип "М" XII серии

М-98, М-96

Тип «М» XII серии




фотография:


Подводная лодка М-96


ПЛ М-96 XII серии на гинях СС "Коммуна". 1942 год.





историческая справка:


1937 год 26 июля
Заложена на заводе "Красное Сормово" (№112) в г.Горький под литерно-цифровым обозначением М-98. В некоторых источниках указываются даты 20.07.1937 и 24.07.1937;

1938 год 20 сентября
Спущена на воду;

1938 год - 1939 год зима
Вместе с ПЛ М-99 была поставлена в плавдок для транспортировки на Балтийский флот, но их отправка не состоялась, и обе ПЛ остались зимовать на Волге. На Балтику ПЛ прибыли только весной;

1939 год 10 октября
Подписан приемный акт;

1939 год 12 декабря
Зачислена в состав 26-го ДнПЛ 3-й БрПЛ КБФ. Вступила в кампанию;

1939 год 12 - 26 декабря
В этот период была переименована в М-96;

1939 год 21 - 23 декабря
Осуществила переход в составе дивизиона из Кронштадта в Палдиски для окончательной отработки экипажей и несения службы на позициях. Утром 22.12 из-за шторма встала на якорь в Лужской губе. В 14.00 22.12 продолжила переход в Палдиски. В 12.30 23.12 прибыла в Палдиски;

1940 год 20 марта
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота;

1940 год март
В составе 26-го ДнПЛ перебазирована на ВМБ Ханко;

1940 год
Прошла гарантийный ремонт и осуществляла боевую подготовку;

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 8-го ДнПЛ 2-й БрПЛ (с 06.09.1941г. - БрПЛ) КБФ с базированием на ВМБ Ханко;

1941 год май
Прошла докование с установкой системы БТС в Таллине;

1941 год 30 мая
Перешла на Ханко;

1941 год 14 - 21 июня
Числилась в 1-й линии. 14-21.6 несла дозор в устье Финского залива, в ходе которого наблюдала интенсивное движение германских ТР из Финляндии. Вернулась на Ханко в 19.20 21.6;

1941 год 22 июня
Днем прибыла в Палдиски, затем перешла в Таллин;

1941 год 4 июля
Перешла в Лужскую губу;

1941 год 18 июля
Перешла в Таллин;

1941 год 19 июля
Перешла в Триги, где поступила в распоряжение штаба БОБР;

1941 год 21 июля
Вместе с ПЛ М-95 совершила неудачную попытку выхода в Рижский залив и вернулась в Триги;

1941 год 27 - 31 июля
27.7 Вышла на позицию на подходах к Усть-Двинску. 31.7, по-видимому, из-за поломки дизеля преждевременно вернулась в Триги. Материалы похода сданы в штаб БОБРа и уничтожены при оставлении Моонзундских о-вов;

1941 год август
В начале августа перешла в Таллинн, 05.08 - в Кронштадт, затем в Ленинград, где поднята на стенку завода №190 и подготовлена для перевода в состав КВФл;

1941 год октябрь
В октябре возвращена в боеготовое состояние;

1941 год 21 ноября
Вошла в состав 5-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;

1942 год 14 февраля
В 13.12 14.2 при стоянке в районе моста Строителей в Ленинграде получила попадание снаряда, пробившего борт ниже ватерлинии в районе 52-56 шпангоутов. После затопления IV и V отсеков ПЛ села на грунт. Ремонт, длившийся около 4 месяцев, был выполнен на СС "Коммуна";

1942 год 24 июля
В ночь на 24.7 перешла из Ленинграда в Кронштадт, на переходе безрезультатно обстреляна артиллерией противника;

1942 год 9 - 24 августа
В 22.44 9.8 - 04.49 10.8 перешла к о. Лавенсари в обеспечении БТЩ-204, -211, -218 и 2 СКА. В 02.00 в районе Деманстейнских банок в параване БТЩ-211 взорвалась мина. В 00.00 12.8 вышла для действий на коммуникации Таллин - Хельсинки (позиция №9). До точки 59°57'4 с.ш. /27°26'8 в.д. сопровождалась СКА. В 11.45 13.8 прибыла на позицию. В 11.17 14.8 атаковала КОН (1 ТР, 2 ШХ, 3 СКА) у м-ка Порккалан-Каллбода (ТР 7-8000 т, атака=подв/пр/1, д=12 каб., через 1 минуту услышан взрыв, ПЛ выбросило на поверхность и в этот момент командир увидел в перископ гибель ТР - в результате атаки пошел на дно финский транспорт "Хелен"(1.850 брт),по другим данным - атака на тяжелую плавбатарею (канонерскую лодку?) "SAT-5(4?)" ("Хелене") в 400 брт не увенчалась успехом.. В 11.22 СКА противника (возможно финский СКА "VMV 5") контратаковал ПЛ, сбросив на нее 9 глб. От близких разрывов временно вышли из строя гирокомпас и система подъема перископа. В ночь на 15.8 ПЛ перешла в район Палдиски. Утром 16.8 у Суропского прохода обнаружила КОН, но от атаки отказалась ввиду малой ценности целей. В ночь на 18.8 перешла в район м-ка Порккалан-Каллбода. 19.8 ввиду израсходывания топлива и других запасов начала возвращение в базу без оповещения командования. Вечером 20.8 на Западном гогландском плесе два раза коснулась минрепа мин советского заграждения "24А" (кроме того имела два мнимых случая касания) - взрывов не последовало. Вечером 21 и 22.8 имела три мнимых случая касания минрепов. Вечером 22.8 прибыла в район о. Лавенсари, но при всплытии подверглась обстрелу, а затем бомбометанию наших СКА. В 23.40 22.8 прибыла в бух. Норре-Каппельлахт. В 22.30 24.8 - 04.35 25.8 в обеспечении БТЩ-211, -217 и 3 СКА перешла в Кронштадт;

1942 год 3 - 13 ноября
Вечером 3.11 вышла к о. Лавенсари, но из-за тумана была вынуждена вернуться назад. Перешла 17.30 4.11 - 00.10 5.11 в обеспечении БТЩ-207, -210, -211, -217, -218 и 2 СКА. 5-7.11 находилась в бух. Норре-Каппельлахт в ожидании окончания шторма. В 03.20 8.11 вышла в Нарвский залив для высадки РГ (5 чел.; операция по захвату шифровальной машинки "Энигма"). В 14.05 при форсировании заграждения "Зееигель" коснулась минрепа мины - взрыва не последовало. Вечером 10.11 произвела высадку разведчиков. РГ удалось совершить налет на штаб немецкого полка, но шифровальной машинки в нем не оказалось. Около 03.30 11.11 при обратном приеме РГ шлюпка перевернулась, в результате чего 3 из 5 разведчиков и захваченный пленный утонули. В 12.20 11.11 при форсировании заграждения "Зееигель" коснулась минрепа мины - взрыва не последовало (за 4 ч до этого имела мнимую встречу с минрепом). В 09.00 12.11 встречена нашими СКА и в 11.00 прибыла в бух. Норре-Каппельлахт. В 01.10-09.45 13.11 в обеспечении 5 БТЩ и 2 СКА перешла в Кронштадт;

1943 год июнь
К концу июня подготовлена к боевому походу;

1943 год 2 - 29 июля
В 23.35 2.7 - 02.25 3.7 в обеспечении 9 СКА перешла в точку погружения в районе м-ка Шепелевский и в 23.02 3.7 - 04.00 4.7 перешла к о. Лавенсари. В 23.10 18.7 в обеспечении 3 СКА вышла в точку погружения в 15 каб. северо-западнее о. Лавенсари с целью визуальной разведки района Хаиасарских шхер (район острова Сурсаари). Утром 19.7 прибыла на позицию, в 17.49 кратковременно села на мель в районе банки Туомола. Были повреждены лопасти винтов и ограждение вертикального руля. Днем 20.7 в соответствии с планом похода оставила позицию, в 23.08 20.7 была встречена нашими СКА и в 00.36 21.7 прибыла в бух. Норре-Каппельлахт. В 18.25 28.7 - 04.10 29.7 в обеспечении БТЩ-205, -207, 1 БКА и 2 СКА перешла в Кронштадт, где прошла докование;

1943 год 26 августа - 10 сентября
В 22.00 26.8 - 05.00 27.8 в обеспечении БТЩ-205, -210, -211, -217 и 3 СКА перешла к о. Лавенсари. В 22.22 27.8 вышла в точку погружения в 11 милях юго-западнее о. Лавенсари для дальнейшего перехода на позицию на Западном гогландском плесе. Днем 28.8 прибыла на позицию западнее о. Гогланд. Занималась визуальной разведкой. В ночь на 29.8 высадила РГ на о. Гогланд. Днем 30.8 перешла в район южнее м-ка Тийскери. За время похода неоднократно обнаруживала отдельные СКА противника. В ночь на 1.9 высадила на о. Гогланд вторую РГ. Днем 1.9, в связи с израсходыванием запаса кислорода начала возвращение в базу. В 03.56 3.9 встречена нашими СКА и в 05.30 прибыла в бух. Норре-Каппельлахт. При осмотре 4.9 была выявлена поломка ограждения вертикального руля. В 21.00 10.9 - 04.25 11.9 в обеспечении БТЩ-207,-210,-215,-218 и 5 ТКА перешла в Кронштадт, где прошла докование;

1943 год 11 ноября
Перешла в Ленинград для зимней стоянки и ремонта;

1944 год май - июнь
14.05 перешла в Кронштадт, в середине июня - в Ленинград, 18.6 - по р. Нева в бух. Морье (Ладожское озеро), 19.6 - в Новую Ладогу;

1944 год 22 - 29 июня
Вышла на позицию в районе о. Валаам с целью прикрытия Тулоксинской десантной операции. Встреч с кораблями противника не имела;

1944 год 13 июля
Перешла из Новой Ладоги в Ленинград, а затем в Кронштадт;

1944 год 11 - 12 августа
В 20.45 11.8 - 05.30 12.8 в обеспечении нескольких ТЩ, 3 ТКА и 6 СКА перешла к о. Лавенсари;

1944 год 18 - 19 августа
18.08 при очередной дневной покладке на грунт в штормовую погоду повредила киль и в ночь на 19.8 в обеспечении БТЩ-215, -218 перешла в Кронштадт;

1944 год сентябрь
7.9 в обеспечении БТЩ-205, -207, -211, -217, -218 и 5 СКА перешла к о. Лавенсари. В 21.00 7.9 вышла в боевой поход в Нарвский залив (обеспечивающий - оператор БрПЛ капитан 2 ранга Н.Н. Бутышкин). В дальнейшем ПЛ на связь не выходила и в базу не вернулась. Возможные причины гибели: 7-9.9 подрыв на мине заграждения "Зееигель", а также ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погибло 22 человека;

1999 год
При обследовании акционерным обществом «Севморгео» дна Финского залива в районе острова Сескар были обнаружены две подводные лодки — большая и малая (по данным С.А. Гурова, "По следам Балтийского подплава"). Было высказано предположение, что это ПЛ Щ-405 типа "Щ" Х-бис серии и М-96 типа "М" XII, пропавшие в Финском заливе между островами Мощный (Лавенсари) и Сескар;

2020 год июль
Поисковикам экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» пока так и не удалось найти подводную лодку М-96 в районе Малого Тютерса и чуть дальше на Банке Виколо. В ходе поисковой операции на дне были обнаружены корпуса четырех немецких охотников;

2021 год 13 июля
10 - 13 июля разведывательно-водолазная команда совместно с эстонской поисковой командой Maxstar Expedition при поддержке АО «ПО «Cевмаш», Фонда президентских грантов и ПАО «Транснефть» провела экспедицию, в результате которой была обнаружена подводная лодка М-96. 13 июля 2021 года митрополит Таллинский и Эстонский Евгений (Решетников) вместе с участниками экспедиционной команды вышел в море к месту гибели М-96 и отслужил литию по погибшему экипажу. Подводная лодка лежит в северной части Нарвского залива, на глубине 42 метра. Осмотр показал, что лодка погибла в надводном положении, вероятно, во время ночной зарядки аккумуляторных батарей. Машинный телеграф на мостике показывает команду «Полный вперед», руль поворота повернут вправо, верхний рубочный люк открыт. Взрыв мины произошел под носовой частью лодки, переломив корпус. По данным российского историка Мирослава Морозова, на основе анализа немецких документов можно предположить, что скорее всего, М-96 погибла 10 сентября 1944 в 3:48 ночи. Именно в это время немецкая подводная лодка, находившаяся в Нарвском заливе, зафиксировала своей гидроакустикой взрыв мины.




дополнительная информация:


Список погибших в боевом походе 09.1944.



командиры:


1. Маринеско А.И. (22.05.1939-14.04.1943)
2. Карташов Н.И. (28.04.1943-09.1944)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
7. Фотография из книги Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.".
8. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
10. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
11. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.
12. Информация из новостных СМИ.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2021