М-99, М-97
Тип «М» XII серии
фотография:
Экипаж ПЛ М-97 XII серии. 1941 год, ноябрь.
Фотография из книги Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М".
историческая справка:
1937 год 26 июля дополнительная информация:
1. Список погибших в боевом походе 09.1942. командиры:
1. Шалаев П.М. (22.05.1939-13.10.1939) список источников:
1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2020
Заложена на заводе "Красное Сормово" (№112) в г.Горький под литерно-цифровым обозначением М-99. В некоторых источниках указываются даты 20.07.1937 и 24.07.1937;
1938 год 20 сентября
Спущена на воду;
1938 год - 1939 год зима
Вместе с ПЛ М-98 была поставлена в плавдок для транспортировки на Балтийский флот, но их отправка не состоялась, и обе ПЛ остались зимовать на Волге. На Балтику ПЛ прибыли только весной;
1939 год 10 октября
Подписан приемный акт;
1939 год 19 ноября
Зачислена в состав 26-го ДнПЛ 3-й БрПЛ КБФ. Поднят Военно-морской флаг. Вступила в кампанию;
1939 год 12 декабря
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота;
1939 год 12 - 26 декабря
В этот период была переименована в М-97;
1939 год 21 - 24 декабря
Осуществила переход в составе дивизиона из Кронштадта в Палдиски для окончательной отработки экипажей и несения службы на позициях. Утром 22.12 из-за шторма встала на якорь в Лужской губе. В 14.00 22.12
продолжила переход в Палдиски. Ночью 22.12 имела столкновение с ПЛ М-95. Повреждения: у ПЛ М-95 помят нос, у ПЛ М-97 - небольшая вмятина 6-го отсека. В ночь
на 23.12 в районе Нарвского залива на ПЛ вышел из строя ДД, был сожжен подшипник Митчеля. Утром 24.12 благополучно прибыла в Палдиски на сутки отстав от других ПЛ дивизиона;
1939 год 29 декабря
Перешла для аварийного ремонта в Таллин;
1940 год 23 февраля
Утвержден приемный акт;
1940 год март
В составе 26-го ДнПЛ перебазирована на ВМБ Ханко;
1940 год
Прошла гарантийный ремонт и осуществляла боевую подготовку;
1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 8-го ДнПЛ 2-й БрПЛ (с 06.09.1941г. - БрПЛ) КБФ с базированием на ВМБ Ханко;
1941 год май
Прошла докование с установкой системы БТС в Таллине;
1941 год июнь
Была вынуждена задержаться в Таллине из-за неисправности ГЭД (по другим данным 15.6 перешла из Ханко в Таллин), находилась в плавдоке судоремонтных мастерских морского порта;
1941 год 22 июня
К началу войны числилась в 1-й линии. Находилась в Таллине, где осуществляла текущий ремонт;
1941 год 26 июня
При пробном выходе безуспешно атакована самолетом противника;
1941 год 4 июля
Перешла в Палдиски;
1941 год 6 - 7 июля
Около 17 ч 6.7 вышла в дозор в районе о. Утё (позиция №7). Сопровождалась БТЩ-211 (повернул назад для сопровождения возвращавшейся
ПЛ "М-102"), БТЩ-216 и 2 СКА. В 23.25 на меридиане м-ка Тахкуна БТЩ-216 подорвался на мине и затонул. Находившийся
на БТЩ командир 8-го ДПЛ капитан 3 ранга E.Г. Юнаков был тяжелоранен и подобран СКА. Командир ПЛ принял решение возвращаться в
Палдиски, куда прибыл около 4 ч. 7.7;
1941 год 7 июля
Днем перешла в Триги, на переходе ПЛ неоднократно подвергались безуспешным атакам с воздуха;
1941 год 8 - 14 июля
Утром 8.7 вышла в дозор в районе о. Утё (позиция №7) через пролив Соэлавяйн. Днем безрезультатно атакована самолетом противника,
погрузилась и далее следовала в подводном положении. Патрулировала на позиции с 10.7 по 14.7. Около 12 ч 11.7 обнаружена
находившаяся в крейсерском положении германской ПЛ "U 144". Командир ПЛ забыл отдать команду о подготовке ТА к выстрелу, в
результате чего момент залпа оказался пропущен. Спустя несколько часов ПЛ была неудачно атакована "U 144". В ночь на 14.7 ПЛ
обнаружила "U 144" вновь, но командир ПЛ отказался от атаки, считая условия для нее невыгодными. Прибыла в Триги 14.7;
1941 год 17 - 18 июля
Перешла в Усть-Лугу;
1941 год 1 августа
Легко повреждена близким взрывом мины;
1941 год 8 августа
Перешла в Кронштадт;
1941 год август
В конце августа перешла в Ленинград;
1941 год 11 сентября
Перешла в Кронштадт;
1941 год 12 - 18 сентября
В ночь на 12.9 вышла для разведки в район Таллина. Прибыла на позицию в 05.23 13.9. Днем 14.9 имела два мнимых случая касания
минрепов мин в Сурупском проходе. При нахождении на позиции встреч с кораблями противника не имела. В 01.00 19.9 начала
возвращение в базу. Днем трижды атакована самолетами типа Бристоль "Бульдог" и легко повреждена пулеметным обстрелом. Около 23 ч
18.9 возвратилась в Кронштадт;
1941 год 1 октября
Перешла в Ленинград;
1941 год 16 - 17 октября
Перешла в Кронштадт;
1941 год 17 - 27 октября
В 18.55 17.10 вышла для действий на коммуникации Таллин - Хельсинки. На кронштадтском рейде столкнулась с буксирным катером и
повредила форштевнь. Патрулировала с 19.10 по 25.10. 20.10 в районе м. Пакринем коснулась минрепа минного защитника заграждения
"Корбетта" (кроме того имела три мнимых случая касания минрепов). В 09.17 24.10 у Екатеринтальского створа совершила атаку ОТР
(ТР 5000 т, атака=подв/пр/1, д=? каб., через 1 мин взрыв, в 09.24 ТР не обнаружен - безуспешно атакован германский ТР "Хохенхёрн").
В тот же день ПЛ обнаружила еще 3 ТР, но атаковать их не смогла из-за большого расстояния. В 13.50 25.10 вышла в торпедную атаку
на КОН (3 ТР, сам. ПЛО) в 7 милях южнее плавучего маяка Хельсинки (ТР ? т, атака=подв/пр/1, д=2,5-3 каб., взрыва не было). В
связи с израсходованием боезапаса в 09.00 27.10 самостоятельно прибыла в Кронштадт;
1941 год ноябрь
В ноябре перешла в Ленинград для зимней стоянки и ремонта;
1941 год 22 ноября
Перечислена в состав 5-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;
1942 год 14 февраля
При стоянке в районе моста Строителей в Ленинграде получила попадание снаряда, пробившего боевую рубку и прочный корпус в районе
37-го шпангоута. Получила 44 осколочных пробоины в надстройке и 97 в ограждении рубки. Отремонтирована;
1942 год 26 - 27 мая
Самостоятельно перешла из Ленинграда в Кронштад;
1942 год 28 мая
Перешла к о. Лавенсари;
1942 год 29 мая - 6 июня
В 15.50 29.5 вышла на позицию на Восточный Гогландский плес. Патрулировала с 29.5 по 6.6. Для зарядки аккумуляторов возвращалась к
о. Лавенсари (периоды стоянок - 13.25 30.5-15.04 2.6; 06.59 3.6 - 08.15 4.6; 06.35 5.6 - 08.44 6.6). 4.6 провела разведку о.
Готланд. В 18.52 6.6 вернулась к о. Лавенсари из-за неисправности головки перископа, пропускавшей воду;
1942 год 6 - 8 июня
Выход в море был прерван по той же причине;
1942 год 14 - 16 июня
В 21.50 14.6 в охранении 7 КАТЩ начала переход в бух. Батарейная (о. Котлин), куда прибыла в 03.40 15.6 и легла на грунт. В 22.48
15.6 ПЛ всплыла и в 01.00 16.6 прибыла в Кронштадт для ремонта;
1942 год 25 - 26 августа
В 21.50 25.8 - 04.12 26.8 в обеспечении БТЩ-207, -210, -215 и 3 СКА перешла к о. Лавенсари;
1942 год 1 - ? сентября
Последний боевой поход. В 00.31 1.9 в обеспечении БТЩ вышла в точку погружения на Восточном Гогландском плесе для дальнейшего
следования на позицию между Таллином и Хельсинки (позиция №9). В течение похода ПЛ на связь не выходила и в базу не вернулась.
В 01.45 2.9 финская радиостанция в Котке дала оповещение "по флоту" об обнаружении советской ПЛ в 13,5 милях северо-западнее о.
Родшер. В 20.45 3.9 и в 22.25 4.9 запрошена о действиях командиром БрПЛ, но на связь не вышла. Утром 4.9 финский пост в районе
м-ка Порккалан-Каллбода обнаружил советскую ПЛ, а 23.25 10.9 аналогичное сообщение сделала финская радиостанция в Хельсинки.
Очевидно погибла в результате подрыва на мине заграждения "Насхорн" (по некоторым данным - утром 11.9). На ПЛ погибло 20 членов экипажа;
1990 год
Обнаружена группой финских дайверов на дне южнее Хельсинки (в точке 59°50' с.ш./24°30' в.д.). Носовая оконечность остова ПЛ полностью разрушена взрывом мины;
1998 год
Обследована дайверами на дне. Корпус ПЛ находится на глубине 53 метра. Рубочный люк закрыт, перископ приподнят. Кормовой люк открыт, предположительно из-за взрывной волны. Позже неоднократно осматривалась дайверами;
2020 год 8 мая
На воинском мемориале в районе мыса Порккала в Финлянии открылся памятник экипажам ПЛ Щ-304, Щ-311 и М-97, которые погибли и лежат на дне в финских водах у этого мыса. Адрес для посещения:
225, Upinniementie, 02400 Kirkkonummi (30 мин. езды на машине от Хельсинки по 51-й дороге в сторону Ханко).
2. Фотография остова ПЛ на дне.
2. Мыльников А.И. (13.10.1939-14.01.1942)
3. Дьяков Н.В. (14.01.1942-09.1942)
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
7. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
8. Руссин Ю.С. "Всю войну на "малютках", Военное издательство, Москва, 1988г.
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
10. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
11. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.