М-279 (ВМФ СССР)
204? и 418? (ВМС НОАК)
Тип «М» ХV серии
фотография:
Экипаж ПЛ М-279 типа "М" XV серии при передачи ПЛ ВМС КНР.
Циндао (КНР), 1955 год. Фотография из архива Брыскина В.В.
историческая справка:
1950 год 8 апреля
Зачислена в списки кораблей ВМФ как малая ПЛ;
1950 год 12 октября
Заложена на заводе №196 в г.Ленинград. Входила в состав 39-й БрСПЛ 22-й ДиУСК 8-го ВМФ;
1951 год 10 февраля
Спущена на воду;
1951 год 9 июня
Вступила в строй;
1951 год 9 июля
Зачислена в состав 5-го ВМФ и вскоре перевезена по железной дороге из г.Ленинград в г.Владивосток;
1951 год
После ввода в строй вошла в состав 171-й БрПЛ 40-й ДиПЛ 5-го ВМФ с базированием на Находку;
1952 год - 1953 год (предположительно)
Перечислена в состав 90-й БрПЛ СахВФл 7-го ВМФ (с 23.04.1953 - ТОФ) с базированием на бухту Постовая (Советская Гавань);
1954 год осень
После сдачи задач перебазирована в г.Владивосток на "Дальзавод" в состав 4-й БрСРПЛ ТОФ для подготовке к передаче в состав ВМС КНР;
1955 год весна
В составе отряда кораблей (2 ЭМ, 2 ПЛ и 2 ПЛ типа "М" XV серии) перешла в порт Циндао (КНР) для окончательной передачи ПЛ в состав ВМС КНР;
1955 год 6 июля
Исключена из состава ВМФ СССР в связи с передачей ВМС КНР. Изначально получила наименование "Гофан № 24". Затем подводные лодки типа "М" XV серии получили номера с 201 по 204
(очевидно заменив по номерам ПЛ типа "М" VI-бис серии). Предположительно получила номер 204. Вскоре номера были заменены на 417-420. Предположительно получила номер 418.
Использовалась в ВМС КНР как учебная;
1959 год 1 декабря
Участвовала в совместных учениях с надводными кораблями по атаке подводных лодок противолодочными кораблями. Согласно плану учений, подводная лодка выполняла маневр уклонения, а затем должна была всплыть. Сторожевой корабль "Hengyang" ("Хэнъян", 508)
должен был сбросить в воду три армейские гранаты для команды на всплытие. Гранаты разорвались почти прямо над лодкой, но командир ПЛ приказал всплывать не осматриваясь. Вопреки требованиям устава на подводной лодке не были задраены переборки. В 13.40
подводная лодка всплыла прямо под днище сторожевого корабля. С борта сторожевого корабля увидели прямо перед собой накренившуюся рубку подводной лодки и ощутили дрожание корпуса. От удара был пробит прочный корпус в 3 отсеке и началось поступление воды.
Из-за отдраенных переборок вода быстро затопила 2, 3 и 4 отсеки. Непосредственно в момент аварии погибли командир подводной лодки, 7 офицеров и 17 матросов.
При попытке открыть клапан осушения из 5 отсека неожиданно из него началось сильное поступление воды вынудившее главмеха укрыться в 6 отсеке. В это время подводная лодка легла на грунт на глубине 40 метров. Из 4 отсека некоторое время доносились стуки,
но затем они стихли (предположительно там было 3 человека). К моменту окончания развития аварии на подводной лодке были затоплены все отсеки кроме 1 и 6. В 1 отсеке оставались живыми 5 человек, в 6 отсеке живыми оставались 5 человек. Связи между двумя
этими отсеками не было. В 6 отсеке ожидали спасения до 05.00 2 декабря 1959 года. Затем люди из 6 отсека начали самостоятельный выход на поверхность методом свободного всплытия с глубины 40 метров. Но из-за неверного показания глубиномера (показывал
8 метров под водой, а на самом деле было 40 метров) 4 человек погибли из-за слишком быстрого всплытия и были найдены мёртвыми на поверхности. В живых остался только главный механик (или старший моторист) Ван Фажуань, который сразу был поднят на борт
сторожевика где ему была оказана медицинская помощь. В носовой части подводной лодки все 5 человек также погибли.
Затопление подводной лодки, в результате которого из 39 членов экипажа выжил только один, стало первым случаем столь тяжелых потерь в подводных силах ВМС Китая. Причины аварии: Во-первых, надводные корабли в районе учений подводных лодок должны включать
двигатель, чтобы подводная лодка могла определить местоположение надводных кораблей, однако СКР "Хэнъян" этот приказ нарушил. Во-вторых, при всплытии не все водонепроницаемые отсеки лодки были закрыты, в результате чего вода проникла в отсеки и привела
к затоплению. В-третьих, подлодка не проявила должной осмотрительности при всплытии и плохо вела наблюдение в перископ;
1959 год 2 декабря
К подводной лодке были направлены водолазы и спасательные суда для обеспечения подачи воздуха для выживших. Усилившийся до 8 баллов ветер оборвал спасательный буй выпущенный с лодки и её место было потеряно. Подводную лодку снова нашли только через 68
часов после аварии. На борту живых уже не было. Выжившего подводника доставили в реанимацию 411 госпиталя в состоянии глубокой комы, но смогли спасти. Через 75 часов после аварии спасательная операция была прекращена;
1962 год - 1963 год
Подводная лодка была поднята через 2,5 года после аварии. Выведена из состава ВМС КНР. Есть информация, что теперь она является учебным экспонатом Военно-морской академии подводных лодок в Циндао, а на кладбище на острове архипелага Чжоушань стоит
памятник 38 погибшим матросам и офицерам с надписью "Мемориал погибшим морской части 1385".
командиры в ВМФ СССР:
1. Щербаков Г.С. (1951-1954?)
2. Щукин Ю.С. (1954-1955)
командиры в ВМС НОАК:
? нет данных
01.12.1959 - командир погиб
список источников:
1. "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
2. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
3. Брыскин В.В. "Тихоокеанский флот", Новосибирск, 1996г.
4. Тарас А.Е. "Дизельные подводные лодки 1950-2005", АСТ, Москва, Харвест, Минск, 2006г.
5. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2006-2023