Проекты 105 и 106.
1. Количество подводных лодок проектов: нет.
2. Изображение проектов:
? Нет данных.
3. Состав проектов:
Не реализованы.
4. История проектов:
В 1941 году, для массовой постройки во время возможной войны, планировалось создание так называемых «упрощенных» проектов подводных лодок. Требовалось усовершенствование существующих проектов подводных лодок, но вместе с тем, ввиду надвигающейся войны нельзя было пойти по пути коренного изменения проектов, поскольку заказ и освоение нового оборудования для них мог нарушить, темпы предвоенного строительства. Поэтому была предпринята попытка в рамках проектов 105 и 106 улучшить тактико-технические элементы строящихся малых и средних подводиых лодок и одновременно всячески упростить применяемые лодочные конструкции. Эти проекты разрабатывались ЦКБ-18 согласно плану работ по проектированию подводных лодок, утвержденному заместителем наркома судостроительной промышленности А.В. Самариным.
В тактико-технических заданиях, утвержденных за два дня до начала Великой Отечественной войны, предусматривалась разработка предэскизного проекта 105 малой подводной лодки водоизмещением 100—110 т (по другим данным 250-300 т) и проекта 106 - средней подводной лодки водоизмещением 500—600 т. Основными задачами при разработке этих проектов согласно ТТЗ были:
- Создание малой торпедной подводной лодки с достаточно хорошими мореходными качествами и достаточно большим районами плавания, легко транспортируемой по железным дорогам и предельно простой в постройке и эксплуатации.
- Создание средней торпедной подводной лодки с высокими тактико-техническими элементами, которая благодаря простоте постройки и эксплуатации, была бы пригодна к массовой постройке в условиях военного времени.
- Использование в обоих проектах только таких механизмов, устройств и другого оборудования, которые освоены в серийном производстве отечественной промышленностью.
Благодаря применению торпедных аппаратов и торпед калибра 18 дюймов (450-мм) вместо 21, было значительно увеличено количество торпедных аппаратов в проекте 105, по сравнению с подводными лодками типа «М», и в проекте 106, по сравнению с подводными лодками типа «Щ». В обоих проектах поперечные переборки были легкие, рассчитанные только на условия надводной непотопляемости. В проекте 106 были увеличены скорости и дальности плавания как надводным, так и подводным ходом, обращено большое внимание на придание лодкам таких мореходных качеств, которые могли бы обеспечить полноценное тактическое использование кораблей в любых условиях открытого моря. Все эти показатели были достигнуты при относительно меньшем водоизмещенин корабля, чем подводные лодки типа «Щ», что давало основание для постановки вопроса о замене в дальнейшем подводных лодок типа «Щ» на подводные лодки проекта 106, который должен быть развернут впоследстви в эскизный и технический проекты.
Предэскизные проекты 105 и 106 были представлены ЦКБ-18 в установленный срок, однако в связи с наступившей войной дальнейшего развития не получили (отклонены на этапе рассмотрения в Управлении кораблестроения, как не соответствующие требованиям ВМФ).
5. Схема проектов:
? Нет данных.
6. Тактико-технические данные проектов:
пр.
105 пр. 106
водоизмещение надводное - 100-110 т 500-600 т
скорость в надводном положении - 14-16 уз. 15 уз.
в подводном положении - 8 уз.
дальность плавания в надводном положении - 2500-3000 миль 5000 миль
в подводном положении - 80-100 миль 110 миль
вооружение 450мм НТА - 4 шт. 6 шт.
450мм КТА - 2 шт. 2 шт.
торпед - 6 шт. 16 шт.
орудие 76мм - 0 шт. 1 шт.
12,7 мм - 2 шт. 0 шт.
7. Источники:
- "Подводные лодки России", ЦКБ МТ «Рубин», т.4, ч.1, Санкт-Петербург, 1996г.
- "История отечественного судостроения", т.4, Санкт-Петербург, 1996г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), Т.2, Ленинград, 1979г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2006