Проект подводного минного заградителя (1921 год).
1. Количество подводных лодок проекта: нет
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Не реализован.
4. История проекта:
Начало советского подводного судостроения восходит к 1921 г., когда Морская подкомиссия по восстановлению военной промышленности предприняла первые шаги по определению элементов будущих подводных лодок. Тогда в свете еще недостаточно изученного отечественного и иностранного боевого опыта моряки признали необходимым иметь в составе флота крупные быстроходные подводные крейсера с сильным артиллерийским вооружением, подводные минные заградители (с большим запасом мин, чем "Краб" и "Ерш") и эскадренные подводные лодки с надводной скоростью не менее 20 уз и водоизмещением около 1000 т. Последние представляли собой дальнейшее развитие типа "Барс".
В 1921 г. Б. М. Малинин по заданию Морской подкомиссии СНК СССР разработал проект подводного минного заградителя водоизмещением 2000 т. ПМЗ был спроектирован двухкорпусным с элептической в поперечных сечениях формой прочного и наружного корпусов. ПМЗ имел оригинальную конструктивно-компоновочную схему, предусматривавшую необычное для кораблей носовое расположение энергоустановки и гребного винта. При этом два дизеля и два главных ЭД в носовом отсеке ПЛ должны были работать через общий редуктор на гребной винт, расположенный в нише, в нижней части носовой оконечности. Через этот же редуктор обеспечивалась работа ЭД экономического хода. В носовом отсеке ПМЗ предусматривалась также установка двух ТА без запасных торпед. Такое расположение энергоустановки позволило освободить всю кормовую часть ПМЗ для размещения минного вооружения и спроектировать минный заградитель с большой минной вместимостью при относительно небольшом нормальном водоизмещении. Запас мин (120 шт.) был размещенных в четырех трубах внутри прочного корпуса, оснащенных МСУ с винтовыми привоами. Между минными трубами размещались цистерны кольцевого зазора, водой из которых должны были заполняться минные трубы перед минными постановками. Мины до начала постановки хранились сухим способом. Проект не был лишен недостатков. Минные трубы длиной 47 м. привели к увеличению длины подводного заградителя до 106 м. Это делало нереальным его эффективное использование на Балтике и Черном море. В подводном положении имело место ухудшение остойчивости корабля при заполнении минных труб водой из ЦКЗ вследствии переливания значительной массы воды вдоль труб большой длины и диаметра. В то же время проект Малинина позволил получить представление о возможностях создания подводных кораблей такого типа.
В начале 20-х гг. этот проект, естественно, не мог воплотиться в металл из-за высокой стоимости и сложной экономической обстановки.
5. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное: | 2000 т | |
подводное: | 2947 т | |
скорость хода | ||
наибольшая надводная: | 12 узлов | |
экономическая надводная: | 8 узла | |
наибольшая подводная: | 7 узлов | |
экономическая подводная: | 2 узла | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении: | 1200 (12) миль, 2500 (8) миль | |
в подводном положении: | 21 (7) миль, 180 (2) миль | |
глубина погружения | ||
предельная: | 61 метр | |
обитаемость | ||
автономность: | 14 суток | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 106 метров | |
ширина: | 8,8 метра | |
осадка средняя: | 4,2 метра | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
запас плавучести: | 47% | |
вооружение | ||
носовые торпедные аппараты: | 2 | |
общее число торпед: | 2 | |
число х калибр артустановок, мм: | 1 х 102 | |
общее число мин: | 120 | |
число минных устройств: | 4 трубы | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 2 х 1320 л.с. | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 2 х 500 л.с. | |
количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: | 1 х 40 л.с. | |
число гребных валов: | 1 | |
число групп АБ х число элементов: | 2х120 |
6. Источники:
- "История отечественного судостроения", Т.4, Санкт-Петербург, 1996г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство"
под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
- Гусев А.Н. "Подводные минные заградители", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2020