Проекты подводных крейсеров (1921 год)
Подводный крейсер водоизмещением 4570т. (крейсер-максимум)
Подводный крейсер водоизмещением 5750т.
1. Количество подводных лодок проекта: нет
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Не реализован.
4. История проекта:
Начало советского подводного судостроения восходит к 1921 г., когда Морская подкомиссия по восстановлению военной промышленности предприняла первые шаги по определению элементов будущих подводных лодок. Тогда в свете еще недостаточно изученного отечественного и иностранного боевого опыта моряки признали необходимым иметь в составе флота крупные быстроходные подводные крейсера с сильным артиллерийским вооружением, подводные минные заградители и эскадренные подводные лодки.
Один из первых новых эскизных проектов подводного крейсера (крейсера-максимум) был разработан в 1921 г. заведующим техбюро отдела подводного плавания Балтийского завода морским инженером Б.М. Малининым. Надводное водоизмещение его крейсера, рассчитанного на достижение надводной скорости 25 уз, при вооружении из пяти 130-мм, четырех 100-мм орудий и 10 торпедных аппаратов, достигало 4570 т, подводное - 7300 т. Проект достаточно подробно обосновывался расчетами и предусматривал установку мощных турбин надводного хода (20 000 л.с.) с котлами и электродвигателей подводного хода (2900 л.с. для 10 уз).
В начале 20-х гг. этот проект, естественно, не мог воплотиться в металл из-за высокой стоимости подводного крейсера и неопределенных перспектив его боевого использования. Нереальным было и создание столь мощной энергетической установки, явно недоступное отечественной промышленности.
По этим же причинам не мог быть построен и подводный крейсер в 5750 т, спроектированный тогда же инженерами В.Л. Поздюниным, Н.И. Казанским и В.Ф. Поповым. Однако работа над проектами подводных крейсеров имела большое практическое значение, позволив наметить возможные пределы совершенствования подводных лодок.
5. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное: | 4570 т | |
подводное: | 6700 (7300?) т | |
скорость хода | ||
наибольшая надводная: | 25 узлов | |
наибольшая подводная: | 10 узлов | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении: | 25000 (8) миль | |
в подводном положении: | 125 (5) миль | |
вооружение | ||
кормовые торпедные аппараты: | 2 | |
носовые торпедные аппараты: | 4 | |
траверзные торпедные аппараты: | 4 | |
число х калибр артустановок, мм: | 5 х 130, 4 х 100 | |
энергоустановка | ||
тип: | турбо-электрическая | |
мощность турбин, л.с.: | 20000 л.с. | |
мощность ГЭД, л.с.: | 2900 л.с. |
6. Источники:
- "История отечественного судостроения", Т.4, Санкт-Петербург, 1996г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), Т.2, Ленинград, 1979г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2020