Rambler's Top100 Проект эскадренной ПЛ (1924 год)

Проект эскадренной ПЛ (1924 год).


1. Количество подводных лодок проекта: нет


2. Изображение проекта:



Укрупненный чертеж (96,9 Кб)

3. Состав проекта:


Не реализован.


4. История проекта:


Начало советского подводного судостроения восходит к 1921 г., когда Морская подкомиссия по восстановлению военной промышленности предприняла первые шаги по определению элементов будущих подводных лодок. Тогда в свете еще недостаточно изученного отечественного и иностранного боевого опыта моряки признали необходимым иметь в составе флота крупные быстроходные подводные крейсера с сильным артиллерийским вооружением, подводные минные заградители (с большим запасом мин, чем "Краб" и "Ерш") и эскадренные подводные лодки с надводной скоростью не менее 20 уз и водоизмещением около 1000 т. Последние представляли собой дальнейшее развитие типа "Барс".

Проблемы обеспечения двигателями, а также торпедами в те годы стали определяющими в работе над проектом эскадренной лодки. Так, эскизный проект, разработанный в 1924 г. Б. М. Малининым и техническим директором Балтийского завода В. К. Скорчеллетти был рассчитан на установку лицензионных дизелей Виккерса (550 л. с.), принятых к освоению на этом же заводе еще в 1916 г., но не доведенных до серийного производства. Применение этих двигателей заранее исключало достижение высокой надводной скорости, и лодка из "эскадренной" превращалась в корабль, близкий по размерам и скоростным качествам к уже устаревшему типу "Барс". Последнему соответствовали и принятые для вооружения 450-мм торпеды вместо желательных 533-мм, не освоенных промышленностью.

Таким образом, этот проект не в полной мере отвечал требованиям моряков, высказанным в 1923 г. комиссией главного подводника Штаба РККФ Н.А. Зарубина (1000-1100 т, 20 уз). В то же время достоинствами проекта было устранение ряда известных недостатков, присущих типу "Барс", и реальные возможности его существования на Балтийском заводе. В пределах надводного водоизмещения 755 т (запас плавучести 30%) авторы проекта рассчитывали получить 14-узловую надводную и 12-узловую подводную скорости, сократить время погружения до 45 с (против 2-3 мин на лодках типа "Барс"), а глубину погружения довести до 61 м (200 фут). Вооружение лодки включало три носовых и шесть траверзных торпедных аппаратов (всего 18 торпед), одно - 100-мм и одно - 76-мм "противоаэропланных" орудия. В отличие от "Барса", новая лодка проектировалась двухкорпусной, а ее прочный корпус подразделялся водонепроницаемыми переборками на семь отсеков.

Однако до реализации этого проекта дело не дошло не только по оперативно-тактическим или финансовым соображениям, но и по причинам иного характера: волна всеобщего сокращения в 1924г. "накрыла" и сам отдел подводного плавания Балтийского завода, который был упразднен.


5. Тактико-технические данные проекта:

  водоизмещение  
  нормальное: 755 м.куб.
  скорость хода  
  наибольшая надводная: 14 узлов
  наибольшая подводная: 12 узлов
  экономическая подводная: 2 узла
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении:

1600 (14) миль, 2500 (11) миль
  в подводном положении:

12 (12) миль, 180 (2) миль
  глубина погружения  
  предельная: 61 метр
  обитаемость  
  экипаж: 45 человек
  автономность: 15 суток
  кораблестроительные элементы  
  длина: 69 метров
  ширина: 6,9 метра
  осадка: около 3,7 метра
  конструктивный тип: двухкорпусная
  запас плавучести: 30%
  вооружение  
  450-мм носовые торпедные аппараты: 3
  450-мм траверзные торпедные аппараты: 6
  общее число торпед: 18
  число х калибр артустановок, мм: 1 х 100, 1 х 76 (зенитное)
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 2 х 550 л.с.
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 750 л.с.
  число гребных валов: 2
  число групп АБ х число элементов: 1х120 + 2х60

6. Источники:


- "История отечественного судостроения", Т.4, Санкт-Петербург, 1996г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), Т.2, Ленинград, 1979г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2006