Проект эскадренной ПЛ (1924 год).
1. Количество подводных лодок проекта: нет
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Не реализован.
4. История проекта:
Начало советского подводного судостроения восходит к 1921 г., когда Морская подкомиссия по восстановлению военной промышленности предприняла первые шаги по определению элементов будущих подводных лодок. Тогда в свете еще недостаточно изученного отечественного и иностранного боевого опыта моряки признали необходимым иметь в составе флота крупные быстроходные подводные крейсера с сильным артиллерийским вооружением, подводные минные заградители (с большим запасом мин, чем "Краб" и "Ерш") и эскадренные подводные лодки с надводной скоростью не менее 20 уз и водоизмещением около 1000 т. Последние представляли собой дальнейшее развитие типа "Барс".
Проблемы обеспечения двигателями, а также торпедами в те годы стали определяющими в работе над проектом эскадренной лодки. Так, эскизный проект, разработанный в 1924 г. Б. М. Малининым и техническим директором Балтийского завода В. К. Скорчеллетти был рассчитан на установку лицензионных дизелей Виккерса (550 л. с.), принятых к освоению на этом же заводе еще в 1916 г., но не доведенных до серийного производства. Применение этих двигателей заранее исключало достижение высокой надводной скорости, и лодка из "эскадренной" превращалась в корабль, близкий по размерам и скоростным качествам к уже устаревшему типу "Барс". Последнему соответствовали и принятые для вооружения 450-мм торпеды вместо желательных 533-мм, не освоенных промышленностью.
Таким образом, этот проект не в полной мере отвечал требованиям моряков, высказанным в 1923 г. комиссией главного подводника Штаба РККФ Н.А. Зарубина (1000-1100 т, 20 уз). В то же время достоинствами проекта было устранение ряда известных недостатков, присущих типу "Барс", и реальные возможности его существования на Балтийском заводе. В пределах надводного водоизмещения 755 т (запас плавучести 30%) авторы проекта рассчитывали получить 14-узловую надводную и 12-узловую подводную скорости, сократить время погружения до 45 с (против 2-3 мин на лодках типа "Барс"), а глубину погружения довести до 61 м (200 фут). Вооружение лодки включало три носовых и шесть траверзных торпедных аппаратов (всего 18 торпед), одно - 100-мм и одно - 76-мм "противоаэропланных" орудия. В отличие от "Барса", новая лодка проектировалась двухкорпусной, а ее прочный корпус подразделялся водонепроницаемыми переборками на семь отсеков.
Однако до реализации этого проекта дело не дошло не только по оперативно-тактическим или финансовым соображениям, но и по причинам иного характера: волна всеобщего сокращения в 1924г. "накрыла" и сам отдел подводного плавания Балтийского завода, который был упразднен.
5. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
нормальное: | 755 м.куб. | |
скорость хода | ||
наибольшая надводная: | 14 узлов | |
наибольшая подводная: | 12 узлов | |
экономическая подводная: | 2 узла | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении: | 1600 (14) миль, 2500 (11) миль | |
в подводном положении: | 12 (12) миль, 180 (2) миль | |
глубина погружения | ||
предельная: | 61 метр | |
обитаемость | ||
экипаж: | 45 человек | |
автономность: | 15 суток | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 69 метров | |
ширина: | 6,9 метра | |
осадка: | около 3,7 метра | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
запас плавучести: | 30% | |
вооружение | ||
450-мм носовые торпедные аппараты: | 3 | |
450-мм траверзные торпедные аппараты: | 6 | |
общее число торпед: | 18 | |
число х калибр артустановок, мм: | 1 х 100, 1 х 76 (зенитное) | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 2 х 550 л.с. | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 2 х 750 л.с. | |
число гребных валов: | 2 | |
число групп АБ х число элементов: | 1х120 + 2х60 |
6. Источники:
- "История отечественного судостроения", Т.4, Санкт-Петербург, 1996г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство"
под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), Т.2, Ленинград, 1979г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2006