Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект 99

Проект 99 (Тип «МЗ»).



1. Количество подводных лодок проекта: нет.


2. Изображение проекта:


Подводная лодка. Проект 99


3. Состав проекта:



Не реализован.



4. История проекта:


В ноябре 1938 г. УВМС, в лице флагмана И.С. Исакова, утвердило тактико-техническое задание для подводного минного заградителя (ПМЗ). За основу был взят предэскизный проект В.Н. Васильева (на 144 мины). Однако явно заниженное водоизмещение потребовало в 1940 г. сформулировать новое, более реальное задание. Конкурсное проектирование подводного минного заградителя «МЗ» (проект 99) параллельно вели ЦКБ-18 и КБ завода №196. Головной заградитель предполагалось заложить в 1942 г.

Оба проекта, доведенные до стадии технических и предусматривающие полностью сварную конструкцию корпуса, рассматривались в первой половине 1941 г. При этом Управление кораблестроения предпочло вариант КБ завода № 196.

Проект 99 разрабатывался с целью создания ПМЗ с существенно большей миновместимостью, чем у подводных заградителей типа Л. Согласно проекту, ПМЗ предлагалось создавать на базе вооружения, механизмов и оборудования строившихся в тот период ПМЗ типа Л XIII-38 серии и торпедных ПЛ типа С IX-бис серии. ПМЗ проекта 99 намечалось оснастить новейшими средствами радиосвязи и гидроакустического на-блюдения, системой беспузырной торпедной стрельбы и прочие.

В отличие от полуторакорпусных ПМЗ типа Л, ПМЗ проекта 99 был спроектирован двухкорпусным, с увеличенным до 8 числом отсеков ПК. Количество ТА было уменьшено с 6 до 4, а торпедный боезапас сокращен с 12-18 до 10 торпед.

Минные устройства в проекте 99 разрабатывались на основе устройств ПМЗ типа Л XIII-38 серии, однако на новом ПМЗ они отличались увеличенной длиной минных труб и вдвое большим их количеством. На ПМЗ проекта 99 предусматривалась установка четырех минных труб для размещения 60 мин типа ПЛТ и их модификаций. Минные трубы на новом минном заградителе, в отличие от ПМЗ типа Л, полностью располагались вне ПК в два ряда по высоте. Верхние минные трубы размещались в надстройке ПМЗ на уровне верхнего стрингера балластных цистерн, а нижние минные трубы - в междубортном пространстве примерно на половине высоты корпуса ПМЗ. Минные трубы верхнего и нижнего рядов устанавливались под некоторым углом к ДП корабля таким образом, чтобы они сходились к кормовой оконечности ПМЗ. В минных трубах были установлены направляющие рельсы, на которых на роликах устанавливались мины. Каждая труба была оборудована МСУ, включающим тележку с тросовым приводом, работающим от электродвигателя.

Разработанная в проекте 99 система минных устройств обеспечивала сухое хранение мин в трубах вплоть до их заполнения водой кольцевого зазора непосредственно перед минными постановками, которые могли производиться практически на всех скоростях подводного хода ПМЗ. Однако доступа к минам в трубах не было и они находились на ПМЗ в полностью приготовленном состоянии. Доступ был возможен только к приводам МСУ через специальные горловины при нахождении ПМЗ в надводном положении.

В проекте 99 был разработан вариант минных устройств, при котором четыре минные трубы частично, как на ПМЗ типа Л, находились в прочном корпусе (ПК). Вне ПК (в кормовой оконечности ПМЗ) минные трубы нижнего ряда, расположенные под углом к основной плоскости ПЛ, были пристыкованы к трубам верхнего ряда под неболышш углом. Смонтированные в трубах рельсы для перемещения мин в районе узлов стыковки имели стрелочные переходы. При этом в районе кормового среза ПМЗ было вместо четырех только две минные трубы, что обеспечивало более плавные обводы ПМЗ.

Постановка мин при этом обеспечивалась вначале из верхних труб, после чего мины по нижней минной трубе подавались тележкой МСУ до стрелки, а затем далее к кормовому срезу минной трубы с помощью тележки верхней трубы. Для проверки работоспособности варианта минных устройств с соединением минных труб был изготовлен в натуральную величину действующий макет этих устройств.

Работы по проекту 99 велись в предвоенный период и были прекращены с началом Великой Отечественной войны. После окончания войны разработка ПМЗ проекта 99 не продолжалась.


5. Схема проекта:


Подводная лодка. Проект 99

Общая схема. Укрупненный вид (235 Кб)


Общая схема ПМЗ проекта 99
1 - минная труба; 2 - прочная рубка; 3 - арторудие; 4 - запасная торпеда; 5 - торпедный аппарат; 6 - аккумуляторная батарея; 7 - жилое помещение; 8 - ЦП; 9 - дизель; 10 - гребной электродвигатель.

Подводная лодка. Проект 99


Подробная схема. Укрупненный вид (373 Кб)


Подробная схема ПМЗ проекта 99 *
1 - форштевень; 2 - волнорезные щиты; 3 - буксирный гак; 4 - гюйсшток; 5 - цистерна плавучести; 6 - цистерна главного балласта № 1; 7 - кингстон цистерны главного балласта № 1; 8 - торпедные аппараты; 9 - надводный якорь "Холла"; 10 - цепной ящик; 11 - брашпиль; 12 - шпиль; 13 - носовые горизонтальные рули; 14 - привод носовых горизонтальных рулей; 15 - койки; 16 - стрельбовой баллон; 17 - торпедопогрузочный люк; 18 - носовая дифферентная цистерна; 19 - торпедозаместительная цистерна; 20 - электропривод брашпиля; 21 - ограждение носовых горизонтальных рулей; 22 - запасные торпеды; 23 - цистерна главного балласта № 2; 24 - рубка гидроакустики; 25 - каюта командира; 26 - диваны; 27 - аккумуляторная яма; 28 - аккумуляторная батарея КСМ; 29 - выгородка батарейного автомата; 30 - носовая топливная цистерна № 1; 31 - цистерна главного балласта № 3; 32 - шахта командирского перископа; 33 - шахта зенитного перископа; 34 - цистерна главного балласта № 4; 35 - снарядный погреб; 36 - подводный гальюн; 37 - элеватор для подачи патронов; 38 - зенитный перископ; 39 - командирский перископ; 40 - станция сигнальных огней; 41 - осушительный центробежный насос М-125; 42 - трюмно-дифферентовочная помпа ТП-18; 43 - колонка воздуха высокого давления; 44 - главный манипулятор и колонка продувания цистерн главного балласта; 45 - кислородные баллоны; 46 - прожектор; 47 - лебедки перископов; 48 - штурманский пост; 49 - гирокомпас; 50 - помпа охлаждения матки гирокомпаса; 51 - цистерна главного балласта № 5; 52 - крышка люка снарядного погреба; 53 - штурвальные тумбы горизонтальных рулей; 54 - природ клапана шахты подачи воздуха; 55 - баллоны воздуха высокого давления емкостью 410 литров; 56 - провизионная кладовая; 57 - топливные фильтры; 58 - 100-мм орудие; 59 - пусковой баллон дизеля; 60 - шахта общесудовой системы вентиляции; 61 - крупнокалиберный пулемет ДШК; 62 - боевая рубка; 63 - шахта подачи воздуха к дизелям; 64 - пневматические машинки открывания кингстонов цистерн главного балласта; 65 - распределительная станция сети освещения; 66 - радиопеленгатор; 67 - магнитный компас ГОН-23; 68 - цистерна чистого масла; 69 - стойка леерной антенны; 70 - топливная цистерна № 2; 71 - леерная антенна; 72 - топливная цистерна № 3 ; 73 - камбуз; 74 - цистерна быстрого погружения; 75 - уравнительная цистерна № 1; 76 - уравнительная цистерна № 2; 77 - вдувной электровентилятор судовой системы вентиляции; 78 - радиорубка с оборудованием; 79 - дизель; 80 - маслоохладитель; 81 - резервный масляный насос; 82 - помпа охлаждения дизеля; 83 - цистерна циркуляционного масла; 84 - цистерна быстрого погружения; 85 - расходный топливный бак; 86 - цистерна главного балласта № 6; 87 - цистерна главного балласта № 7; 88 - привод открывания клапана шахты подачи воздуха; 89 - глушитель газоотвода дизеля; 90 - щит управления гребными электродвигателями; 91 - гребной электродвигатель; 92 - упорный подшипник "Митчеля"; 93 - привод вертикального руля; 94 - цистерна главного балласта № 8; 95 - цистерна главного балласта № 9; 96 - гребной вал; 97 - токарный станок; 98 - ограждение кормовых горизонтальных рулей; 99 - подъемный рым; 100 - вьюшка швартовного троса; 101 - выгородка ванны и гальюна; 102 - выгородка сушилки; 103 - механизм привода открывания крышек минных труб; 104 - привод перекладки кормовых горизонтальных рулей; 105 - цистерна кольцевого зазора и замещения мин; 106 - кормовой шпиль с электроприводом; 107 - минные трубы; 108 - трап в боевую рубку; 109 - вертикальный руль; 110 - кормовые горизонтальные рули; 111 - гребные винты; 112 - кнехты; 113 - шлюпка; 114 - клапан вентиляции цистерны главного балласта; 115 - входной люк; 116 - муфта "Бамаг"; 117 - топливная цистерна; 118 - аварийный телефонный буй; 119 - приводы сбрасывания мин; 120 - клапан газоотвода внутри прочного корпуса; 121 - воздухоохладитель гребных электродвигателей; 122 - электровентилятор охлаждения гребных электродвигателей; 123 - кранец первых выстрелов; 124 - компрессор воздуха высокого давления производительностью 8 л/мин.; 125 - компрессор воздуха высокого давления производительностью 15 л/мин.; 126 - опреснитель; 127 - цистерна запаса масла; 128 - цистерна питьевой воды; 129 - кормовая дифферентная цистерна; 130 - провизионная кладовая; 131 - цистерна главного балласта № 10.
* С подлинных чертежей ЦКБ МТ "Рубин"


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное: 1230 тонн
  подводное: 1580 тонн
  скорость хода  
  надводная наибольшая: 18,5 узлов
  подводная наибольшая: 8,3 узла
  подводная эконом.: 2,5 узла
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении:

6000 (10) миль
  в подводном положении:

8,25 (8,3), 90 (2,5) миль (в некоторых источникх - 140 (2,5))
  глубина погружения  
  предельная: 100 метров
  рабочая: 80 метров
  автономность  
  автономность 30 суток
  кораблестроительные элементы  
  длина наибольшая: 85,2 м
  ширина наибольшая: 7,1 м
  осадка средняя: ок. 4,2 м
  конструктивный тип: двухкорпусная
  вооружение  
  533-мм носовые торпедные аппараты: 4
  общее число торпед: 10 (в некоторых источниках - 8)
  общее число мин: 60
  число х калибр артустановок, мм: 1 х 100, 2 пулемета ДШК
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 2 х 2000 л.с. (4Д)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 550 л.с. (ПГ 72/35)
  экипаж  
  экипаж 52 человека

7. Источники:


- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг" ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Гусев А.Н. "Подводные минные заградители", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2002г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Схема из книги Гусева А.Н. "Подводные минные заградители"
- Схема и рисунок Апалькова Ю.В. из книги Гусева А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг" ч.1.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2017