Rambler's Top100 Нереализованные проекты подводных лодок. Авианесущие лодки Базилевского С.А.

Проекты авианесущих подводных лодок С.А. Базилевского.



1. Количество подводных лодок проекта: нет.


2. Изображение проекта:


? Нет данных.


3. Состав проекта:


Не реализован.



4. История проекта:


15 марта 1935 года на стол начальника Военно-морской академии РККА, флагмана 2 ранга П.Г. Стасевича среди других бумаг лег пакет из Всесоюзного центрального конструкторского бюро судостроения №2 (ЦКБС-2). В препроводительной записке говорилось: "Посылая Вам в порядке тактического предложения объяснительную записку и эскиз подводного крейсера для дальних операций и две таблицы основных элементов подводного линкора и подводного авиа­носца, просим дать Ваш отзыв с точки зрения целесообразности дальнейшей работы научно-технической мысли в указанных направлениях".

Речь шла о гигантских для своего времени подводных лодках С.А. Базилевского, которые, по аналогии с надводными кораблями, должны составить линейные силы подводного флота. По сути, ученым академии нужно было ответить на вопрос о целесообразности постройки больших подводных лодок, имеющих в составе своего вооружения не только торпеды, но и иное оружие. В объяснительной записке С.А. Базилевского кратко излагались основные данные проектов сверхгигантов, с невиданными параметрами главных энергетических установок, тяжелой крупнокалиберной артиллерией и самолетами.

Применение последних достижений мировой и советской науки и техники в области кораблестроения (в том числе и опыт создания СПЛ И.В. Четверикова) позволило С.А. Базилевскому создать реальные предпосылки для проектирования подводных линейного корабля, крейсера и авианосца. В частности, по замыслу автора, подводный крейсер должен был иметь шесть отсеков. В первом из них. кроме 10 торпедных аппаратов имелись 78 запасных торпед. Во втором, трехпалубном, отсеке находились два дизель-генератора по 2000 л.с., две аккумуляторные батареи по 60 элементов каждая, боезапас первой артиллерийской установки и помещения команды. Последние включали красный уголок (читальню) площадью около 27 кв. м, 28 двухместных спальных выгородок, каюту командира, каюткомпанию офицерского состава, ванную комнату, два умывальника. гальюн. Кроме этого, в красном уголке находился резервный зенитный перископ, а в ограждении надстройки — трехтрубный поворотный торпедный аппарат. В третьем трехпалубном отсеке размешались центральный пост, рубка командира с командирским и зенитным перископами, дальномерная рубка с перископом-дальномером, гиропост, радио-рубка, кают-компания старшинского состава, 8 двухместных спальных выгородок, вспомогательные механизмы, мастерская, боезапас второй и третьей артиллерийских установок, две аккумуляторные батареи по 60 элементов каждая. В четвертом и пятом двухпалубных отсеках располагалась котлотурбинная энергетическая установка: четвертый отсек представлял собой два котельных, а пятый — два машинных отделения. В этих же отсеках имелись камбуз, столовая личного состава, хлебопекарня и другие бытовые и вспомогательные помещения, а в ограждении надстройки — трехтрубный поворотный торпедный аппарат. Шестой отсек предназначался для главных электродвигателей, 4 торпедных аппаратов с 22 запасными торпедами и двух минных труб с 56 минами заграждения. Переборки между третьим и четвертым, а также между пятым и шестым отсеками представляли собой коробчатую конструкцию, внутренняя полость которой заполнялась котельной или питьевой водой: таким образом разработчик хотел повысить пожароустойчивость третьего и шестого отсеков в случае возгорания в котельных или машинных отделениях. За ограждением рубки располагался герметичный ангар с гидросамолетом.

Словосочетания "подводный линкор", "подводный авианосец" и "подводный крейсер" в предложениях С.А Базилевского носили условное значение и по сути речь шла о трех проектах больших подводных лодок, которые правильнее было бы назвать по существовавшей тогда классификации "эскадренными" или "крейсерскими". Под "эскадренными" понимались подводные лодки,предназначенные для действий в боевые порядках группировок тяжелых артиллерийских кораблей. Такие подлодки должны были, прежде всего, обладать большими скоростями надводного хода для совместного с ними перехода морем — к остальным элементам никаких специфических требований не предъявлялось. Современное понятие "крейсерская подводная лодка" появилось чуть позже и под ним понималась способность подводной лодки крейсировать, то есть действовать на коммуникациях противника. Такие подлодки должны были обладать большой дальностью плавания и автономностью, большим запасом оружия. Скорость надводного хода должна была позволять им догонять транспорты противника, для чего вполне было достаточно 17—20 узлов. Рассматривая элементы подлодок С. А. Базилевского можно сказать, что они все же скорее "крейсерские", чем "эскадренные". Однако последним не нужна такая высокая скорость надводного хода, а значит и вся затея с котлотурбинной энергетической установкой оказалась излишней. Не нужна таким подлодками артиллерия калибра 305 мм, так как 150-мм снаряд достаточно эффективен по небронированный цели, но в минуту шесть орудий калибра 150 мм выпустят 30 снарядов, а три 305-мм — только три. С учетом вероятности попадания одного снаряда в цель можно сказать, что подводный крейсер быстрее потопит судно, чем подводный линкор. Уж совсем абсурдна идея крейсерской подводной лодки, главным оружием которой является самолет. При всей эффективности последнего при действиях по надводным целям, ограниченное количество авиационного топлива не позволит использовать самолет в течение всего времени пребывания подлодки в море. Другое дело, что применение подводных линейного корабля или авианосца может быть целесообразным против удаленных отдельных береговых объектов, но столь специфическая боевая задача была совершенно не характерна для советского военно-морского флота. По всей вероятности в 1935 году в стенах Военно-морской академии был проведен схожий анализ, в результате которого признали целесообразным сконцентрировать в дальнейшем усилия конструкторской мысли на создание крейсерских подводных лодок, но отнюдь не подводных крейсеров.



5. Схема проекта:


Проект авианесущей подводной лодки С.А. Базилевского


6. Тактико-технические данные проекта:


Характеристики:                           Подводный      Подводный    Подводный

         Крейсер            линкор         авианосец

Водоизмещение надводное, т             6400                 6900                 7500

Водоизмещение подводное, т             8640                 9315                 10125

Длина наибольшая, м                          185                  185                  195

Ширина наибольшая, м                        13                    13.5                 13,7

Осадка средняя, м                              5,5                   5,5                   5,8

Глубина погружения предельная, м     150                  150                  150

Мощн. котлотурбинной уст-ки, л.с.       70000               35000               80000

Число и мощность дизелей, л.с.          2х1000             2х1000             2х1000

Число и мощн. электромоторов, л.с.    2х4000             2х2200             2х4500

Число гребных винтов                         2                      2                      2

Скорость хода  максимальная , узлов

надводная под КТУ                  30                    24                    30

надводная под дизелями         14                    14                    13,5

подводная                               11                    9                      9

Дальность плавания, миль:

надводная, при скорости хода 14 уз.   20000               20000               20000

подводная при скорости хода 3 уз.      200                  125                  180

Автономность, суток                            200                  200                  200

Вооружение торпедное:

- число х калибр (мм) НТА        10х533             8х533               6х533

- число х калибр (мм) КТА        4х533               4х533               4х533

- палубных поворотных ТА       6х533               -                       -

Вооружение артиллерийское:

- число х калибр (мм) арторудий          Зх(2х150)         3х300               2х(2х100)

                                                           7х45                 2х(2х 100)

Вооружение авиационное:

- число самолетов-разведчиков           1                      3                      -

- число самолетов-истребителей          -                       -                       12

- число самолетов-бомбардировщиков                        -                       4


7. Источники:


- Лесниченко В.А. Гусев А.Н. "Самолет и подводная лодка", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2001г.
- Платонов А.В. "Линейные силы подводного флота", Галея Принт, Санкт-Петербург, 1998г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2020