Проект летающей подводной лодки (ЛПЛ) Б.П. Ушакова.
1. Количество подводных лодок проекта: нет.
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Не реализован.
4. История проекта:
В 1934 г. курсант
Ленинградского военно-морского инженерного училища Борис Ушаков подал по
команде рапорт, с приложением объёмистой папки документов и чертежей. На папке
значилось: "Схематический проект
летающей подводной лодки (ЛПЛ)"...
Будущая специальность инженера-подводника определяла интерес ко всем новинкам "подплава", и часто публиковавшиеся в те годы статьи о самолетах на подводных лодках просто не могли пройти мимо внимания любознательного курсанта. Не исключено, что попался ему и старый Вестник Воздушного флота с изображением британского Сабплана. Возможно, здесь и лежали истоки столь удивившего начальство предложения.
И было чему удивляться! Курсант, всего лишь второкурсник, выступает с довольно обоснованной заявкой на аппарат, лежащий на границе вроде бы не смежных областей - кораблестроения и авиации. Папка, с крупными литерами "Л.П.Л." на обложке, долго ходила по кафедрам и лабораториям училища, не раз возвращаясь к автору с всё новыми замечаниями.
Но упорство в достижении раз намеченной цели - одна из самых заметных черт характера Бориса, об этом говорят его знакомые. Папка лишь меняла своё содержимое, раз от разу принимая очертания всё более проработанного проекта. Уже в 1935 г. Всесоюзный Комитет по изобретательству подтверждает принятие сразу трех заявок на изобретения, признанные секретными. В конце концов, предложение Ушакова выносится на высший суд - проект направляется на отзыв сразу и в Военно-морскую академию, и в Научный институт военного кораблестроения (НИВК).
Дело здесь не скорое, и отзыв догнал Ушакова уже в стенах того самого НИВКа, куда был определен новоиспеченный воентехник 1-го ранга по окончании училища в 1937 г. Да и куда было направить перспективного инженера с дипломом первой степени (всего три тройки - по немецкому языку, физподготовке и... ленинизму!). К тому же автора столь нашумевшего предложения?..
Подписанный флагманом 2-го ранга, профессором Л.Г. Гончаровым, отзыв начинался так: "Проект представляет несомненный интерес, так как компенсирует одно из отрицательных свойств ПЛ - относительно малую подвижность, даже в надводном положении. Он может найти применение, например, в атаках десанта на переходе, боевых кораблей противника в море и базах". А заключение выражалось словами: "Разработку проекта желательно продолжить, чтобы выявить реальность его осуществления".
Надо
полагать, именно в реальность проекта мало кто верил. Но в обстановке
разворачивавшихся в стране политических репрессий, положение всех
соприкасавшихся с проектами нового оружия было, мягко говоря, трудным. Скажешь
проекту "нет" и рискуешь быть обвиненным в подрыве обороноспособности
страны. Скажешь "да", так мало того, что можешь
оказаться сам втянут в разработку более чем сырой идеи, но опять же риск
обвинения, уже под другим углом - за "направление изобретательской деятельности
в тупиковый путь". ( Именно так звучало одно из обвинений, предъявленных
маршалу М.Н. Тухачевскому, отвечавшему за вооружения армии и флота).
По горячим
следам положительного отзыва проект Б. П. Ушакова был включен в план работ
отдела, где он работал, но чуть позже тихо исключен. Однако Ушаков продолжает
работать над ним самостоятельно, пытаясь совершенствовать именно те элементы,
которые вызывают наибольшие сомнения в многочисленных отзывах разных
специалистов. Летающая подводная лодка принимает очертания трехмоторного
поплавкового гидросамолета с возвышающейся над центропланом небольшой подлодочной рубкой. В таком виде эскизы вместе с
пояснительной запиской направляются начальником НИВК в январе 1938г. на
рассмотрение Технического совета управления кораблестроения Морских сил страны,
с характерной припиской о том, что "проект разработан автором в вечернее
время".
Свою ЛПЛ Борис Петрович описывал так: "Лодка будет
иметь шесть автономных отсеков. В первых трех
размещаются авиамоторы АМ-34 по 1000 л.с., допускающие форсировку
при взлете до 1200 л.с. Отсек 4-жилой, откуда ведется управление лодкой под
водой. Кроме него в лодке будет легкая кабина, в которой люди размещаются в
полете. При погружении кабина заполняется водой, приборы задраиваются в специальной
шахте. Пятый и шестой отсеки вмещают аккумуляторную батарею весом 1200 кг и
гребной двигатель мощностью 10 л.с. Крылья, оперение на внешнее давление 4,5
атмосферы не рассчитываются, так как при погружении затопляются водой через
шпигаты, самотеком. Поплавки подтягиваются и выпускаются гидравликой, причем
они являются первыми затопляемыми элементами, после чего лодка садится на всё
крыло. Используются цистерны уравнительная, бортовые, дифферентные и поплавки. Прочный корпус цилиндрический,
диаметром 1,4 м, клепанный из дюралевых листов 6 мм. Обшивка крыльев и
хвостового оперения - сталь".
Летающая
подводная лодка предназначалась для уничтожения кораблей противника в открытом
море и в акватории морских баз, защищенных минными полями и бонами. Малая подводная
скорость и ограниченный запас хода под водой ЛПЛ не являлись препятствием, так
как при отсутствии целей в заданном квадрате (районе действия) лодка могла сама
находить противника. Определив с воздуха его курс, она садилась за горизонтом,
что исключало возможность ее преждевременного обнаружения, и погружалась на
линии пути корабля. До появления цели в точке залпа ЛПЛ оставалась на глубине в
стабилизированном положении, не расходуя энергию лишними ходами.
В случае
допустимого отклонения неприятеля от линии курса ЛПЛ шла на сближение с ним, а
при очень большом отклонении цели лодка пропускала ее за горизонт, затем
всплывала, взлетала и вновь готовилась к атаке. Возможное повторение захода на
цель рассматривалось как одно из существенных преимуществ подводно-воздушного
торпедоносца перед традиционными субмаринами. Особенно эффективным должно было
быть действие летающих подводных лодок в группе, так как теоретически три таких
аппарата создавали на пути противника непроходимый барьер шириной до девяти миль.
ЛПЛ могла проникать в темное время суток в гавани и порты противника,
погружаться, а днем вести наблюдение, пеленгование секретных фарватеров и при
удобном случае атаковать.
Топливо (бензин)
и масло хранились в специальных резиновых резервуарах, располагавшихся в
центроплане. При погружении подводящая и отводящая магистрали водяной системы
охлаждения авиамоторов перекрывались, что исключало их повреждение под
действием давления забортной воды.
Для
предохранения корпуса от коррозии предусматривалась окраска и покрытие лаком
его обшивки. Торпеды размещались под консолями крыла на специальных держателях.
Проектная полезная нагрузка лодки составляла 44,5% от
полного полетного веса аппарата, что было обычным для машин тяжелого типа.
Процесс погружения включал четыре этапа: задраивание
моторных отсеков, перекрывание воды в радиаторах, перевод управления на
подводное и переход экипажа из кабины в жилой отсек (центральный пост
управления).
Рассмотрев
проект в весьма представительном совещании, Технический совет принял осторожное
решение. Указав на возможное большое оборонное значение ЛПЛ
его участники выразили сомнения, как в технической его реализации, так и
в тактическом использовании подобных аппаратов. А в заключении предлагалось.
"...Провести испытания на модели в бассейне с целью определения мореходных
и маневренных качеств ЛПЛ в момент посадки на воду, в процессе погружения и
управления в подводном положении".
Об
испытаниях модели в полете почему-то не говорилось, хотя как раз авиационная
часть проекта вызывала немало сомнений. У любого авиатора, например, возникал
вопрос: как поведет себя в воздухе крыло, передняя кромка которого
"обезображена" частой решеткой шпигатов для забора воды при
погружении? Вообще, о проработке летных качеств ЛПЛ в имеющихся документах нет
ни слова, как нет и ни одной фамилии консультантов-авиаторов...
На том и кончается известная история советской летающей подводной лодки. Упоминаний о ней в архиве больше не найдено, но и без того ясно, что реализован проект не был. Кстати, ветераны подводного кораблестроения рассказывали автору книги «Самолет и подводная лодка» (В.А. Лесниченко), что ЛПЛ Ушакова не была единственным примером замысла такого рода: почти в то же время якобы рассматривался аналогичный проект сотрудников НИВКа Кривова и Станкевича. Однако следы этой работы найти не удалось.
А сам Борис Петрович Ушаков ещё много и плодотворно работал в кораблестроении, явно отдавая предпочтение нетрадиционным его областям. Автор более семидесяти изобретений, он внёс, в частности, некоторый вклад в создание советских экранопланов, по его проектам строились первые боевые катера на подводных крыльях. Вплоть до своей кончины Борис Петрович не прекращал преподавательской деятельности, совмещая её с изобретательством...
5. Реконструкция внешнего вида:
Рисунок-реконструкция ЛПЛ Ушакова (художник В.И. Бульба)
6. Тактико-технические данные проекта:
Взлетная масса, кг 15000
Экипаж 2-3 человека.
Расчетные скорости:
воздушная 100 узлов (185 км/ч).
подводная 2-3 узла.
Дальность полета по прямой 800 км.
Дальность плавания под водой 5-6 миль.
Предельная глубина погружения 45 м.
Наибольшая высота полета 2500 м.
Автономность подводная 48 часов.
Время погружения 1,5 минуты.
Время всплытия 1,8 минуты.
Кол-во и тип авиамоторов 3xAM-34
Мощность на взлетном режиме, л.с. 3x1200
Мощность гребного мотора, л.с. 10
Макс. доп. волнение при взлете/посадке и погружении, баллы 4-5
Вооружение ЛПЛ составляли две 18-дюймовые (450 мм) торпеды и два спаренных пулемета.
7. Источники:
- Лесниченко В.А., Гусев А.Н. «Самолет и подводная лодка», Галея Принт, Санкт-Петербург, 2001г.
- Петров Г. «Летающая подводная лодка», Вестник Воздушного Флота №3 1995 г.
- Тарас А.Е. "Сверхмалые подводные лодки 1914 - 2004", Харвест, Минск, 2004г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016