Rambler's Top100 Подводная лодка C.92, Р-1, М-92. Тип "М" XII серии, РЕДО, проект М-92

С.92, Р-1, М-92

Тип «М» XII серии, проект РЕДО, проект М-92




фотография:


Подводная лодка М-92

ПЛ "Р-1" (дальняя) и ПЛ "М-401" на заводе №196.
Фотография из книги Баданина В.А. "Подводные лодки с единым двигателем".




историческая справка:


1936 год 5 сентября
Заложена на заводе "Судомех" (с 1937 года - завод №196) в г.Ленинград под стапельным номером С.92 как подводная лодка типа "М" XII серии;

1938 год
Выделение ПЛ (без нименования, под стапельным номером С.92) для опытов по проекту РЕДО (иногда в служебной документации именовалась ПЛ "РЕДО");

1938 год 4 августа
Спущена на воду;

1938 год 5 августа
Начло монтажных работ на ПЛ под руководством С.А. Базилевского;

1938 год 5 октября
Начались швартовные испытания энергоустановки непосредственно на ПЛ. Вначале приступили к первой погрузке жидкого кислорода в цистерны. Не имея абсолютно никакого опыта в этом деле, моряки и специалисты завода начали приемку кислорода так же, как обычно принимают топливо или пресную воду: поставили на пирсе автоцистерну с жидким кислородом, подсоединили к ней один конец резинового шланга, а другой свободно опустили в погрузочную воронку на палубе и запустили насос. Когда в воронку установили шланг, Базилевский подал команду шоферу автоцистерны и тот стал поднимать давление в цистерне, сразу же по шлангу пошел кислород. Вначале он весь испарялся и в воронку поступал в виде пара, затем после охлаждения шланга стали появляться пленки жидкого кислорода в виде небольших "блинов". Один такой "блин" выплеснулся из воронки на палубу, произошел сильный взрыв, как от глубинной бомбы, после чего прием кислорода прекратили. В результате "взрыва" в легком корпусе образовалась трещина длиной около 1 м, а в прочном корпусе была обнаружена трещина в районе выхода трубы вентиляции цистерны, появившаяся в результате длительного (около 20 мин) непрерывного стравливания холодного газообразного кислорода;

1938 год 25 октября
Начало ходовых испытаний на мелководье вблизи Петергофа;

1938 год ноябрь
Столкнулась с буксиром. Командир Филов Н.А. был привлечен к суду, осужден и отбывал наказание в исправительно-трудовом лагере (в начале ВОВ освобожден досрочно и восстановлен в кадрах КБФ);

1938 год 12 ноября
Во время работы дизеля по замкнутому циклу при повышении частоты вращения и соответственном увеличении подачи кислорода произошел взрыв в газопроводе с выбросом большого языка пламени в отсек. Сразу же загорелись патрубок-компенсатор газового коллектора, краска на дизеле и вокруг него. Спустя несколько секунд послышались один за другим еще три сильных взрыва. Двигатель быстро остановили, кислород перекрыли, и пожар удалось потушить лодочными средствами. В дальнейшем в процессе испытаний такие взрывы (их называли "хлопками") повторялись неоднократно;

1940 год 25 сентября
Получила литерно-цифровое обозначение "Р-1";

1940 год (приблизительно)
Во время перехода в район Кронштадта энергоустановка проверялась в работе по замкнутому циклу на ходу ПЛ, однако при этом вновь обнаружились те же недостатки, что и при стендовых испытаниях. Пришлось возвратиться на завод, так как проводить ходовые испытания не имело смысла;

1941 год 22 июня
Прекращение всех работ по проекту "РЕДО". ПЛ находилась в составе ОУДнПЛ КБФ;

1941 год - 1942 год
Эвакуировать корабль не было возможности, так как самостоятельный переход по Волго-Балтийскому каналу из-за ненадежности энергоустановки посчитали рискованным. Подводная лодка осталась стоять у стенки завода, экипаж корабля постепенно стали переводить на другие корабли или на сухопутный фронт. К сентябрю 1941 года на ПЛ осталось три человека, которые провели частичную консервацию подводной лодки. Всю трюмно-балластную систему, трубопроводы пресной и забортной воды продули воздухом, а на приводы забортных кингстонов и клапанов установили стопоры. Функционировал только центральный пост;

1941 год 22 декабря
Исключена из списков кораблей ВМФ. Законсервирована и возвращена НК СП для использования в качестве плавучего стенда при отработке и испытаниях единых двигателей;

1942 год июль
Заварив входные люки, экипаж покинул подводную лодку;

1942 год 27 июня
При обстреле артиллерией противника территории завода №196, получила прямое попадание снаряда в кормовую ЦГБ и длительное время оставалась в поврежденном состоянии;

1942 год - 1948 год
Всю Великую Отечественную войну и первые послевоенные годы ПЛ простояла у стенки завода №196;

1946 год 25 февраля
Перечислена в состав ДнСРПЛ УБрПЛ Северо-Балтийского флота (с 01.1947 - 8-й ВМФ);

1947 год март
Переименована в "М-92";

1949 год
Начаты работы на заводе № 196 по монтажу новой энергетической установки с единым двигателем (проект ПЛ "М-92"), также работающим по газокислородному замкнутому циклу, но с другим принципом удаления отработанных газов дизеля (ЕД-ВВД);

1950 год весна
Окончание монтажных работ по проекту ПЛ "М-92";

1950 год
Швартовые испытания, проведенные с началом навигации, показали, в общем, жизнеспособность проекта ЕД-ВВД, хотя и был выявлен ряд недостатков;

1950 год 4 ноября
Сдана флоту от промышленности (по данным источника №7);

1950 год - 1951 год
Ходовые испытания. В целом прошли благополучно;

1951 год лето
Государственные испытания. Государственная комиссия во главе с кап.1р. С.С. Могилевским приняла решение о том, что корабль в серию не пойдет;

1952 год
ПЛ поднята на стенку завода №196, позже разобрана на металлолом.




командиры:


1. Филов Н.А. (09.02.1938-11.1938)
2. Мохов Н.К. (17.11.1938-23.07.1940)
3. Карташев П.И. (23.07.1940-29.07.1942)
4. Арванов З.М. (03.1946-10.1946) возможно, требует уточнения
5. Циунель В.Н. (02.1947-05.1947)
6. Афанасьев В.К. (14.05.1949-21.01.1952)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
4. Игнатьев Э.П. "Подводные лодки XII серии", Гангут, Санкт-Петербург, 1996г.
5. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
6. Баданин В.А. "Подводные лодки с единым двигателем", Гангут, Санкт-Петербург, 1998г.
7. Издание "Адмиралтейские верфи - подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
8. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
10. Хромов Н.Е. "Подводные силы Балтийского флота 1906-2006гг.", Кладезь, Калининград, 2006г.
11. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
12. Информация от Hans-Joachim Hiller (Германия).



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2017