Rambler's Top100 Щ-302, Окунь Тип "Щ" III серии

"Окунь" (бортовой № 43), Щ-302

Тип «Щ» III серии



фотография:


Щ-302


ПЛ Щ-302 типа «Щ» III серии на военно-морском параде. Предположительно лето 1940 года.



историческая справка:


1930 год 5 февраля
Заложена на Балтийском заводе в г.Ленинград под наименованем "Окунь";

1931 год 6 ноября
Спущена на воду;

1932 год 28 декабря
Зачислена в 4-й ДнПЛ БрПЛ МСБМ. Присвоен № 43;

1933 год 17 июля
Испытание опытного устройства продувания главного балласта при помощи дизеля. Опыт был признан удачным;

1933 год 11 октября
Окончание испытаний. Подписание приемных актов. Вступила в строй;

1933 год 14 октября
Вошла в состав Морских Сил Балтийского Моря;

1934 год 15 сентября
Переименована в Щ-302;

1935 год 11 января
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота;

1935 год 25 марта
Вошла в состав 14-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ с базированием на Кронштадт;

1938 год
В составе дивизиона вошла в состав 4-й БрПЛ КБФ (учебная БрПЛ);

1939 год - 1940 год
Капитальный ремонт и модернизация на заводе №194 в г.Ленинград;

1941 год 11 февраля
Вошла в состав отдельного дивизиона Учебной БрПЛ КБФ с базированием на Ораниенбаум;

1941 год июнь
К началу Великой отечественной войны находилась в Кронштадте, где заканчивала текущий ремонт, входила в состав ОДнПЛ УБрПЛ КБФ;

1941 год август - сентябрь
В конце августа переведена в Ленинград, 6.9 - в Кронштадт. 13.9 первой среди ПЛ КБФ прошла безобмоточное размагничивание. 22.9 легко повреждена осколками авиабомб. 26.9 возвратилась в Ленинград, столкнувшись на входе из Лесной гавани с тральщиком;

1941 год - 1942 год зима
Зиму провела у набережной Малой Невки, где силами личного состава осуществляла ремонт;

1942 год 15 марта
Вступила в строй. Однако по отчетам нуждалась в капитальном ремонте и замене АБ. Только к начале лета смогла закончить ремонт и начала подготовку к боевым действиям;

1942 год 27 сентября
В ночь на 27.9 перешла из Ленинграда в Кронштадт;

1942 год 10 октября
Вышла для действий на коммуникациях противника. В 19.30 10.10 в обеспечении КЛ "Москва", БТЩ-207,-210, -215, -217, -218 и 3 СКА вышла из Кронштадта к о. Лавенсари. Около 04.00 11.10 из района Лавенсари начала самостоятельный переход в район западнее Моонзундских о-вов (позиция №4). В течение похода на связь не выходила (не доложила об окончании форсирования Финского залива и о занятии позиции, не ответила на вызовы командования 19 и 20.10) и в базу не вернулась. В 01.40, 08.15 13.10 и в ночь на 14.10 финская радиостанция передавала сообщения об обнаружении советской ПЛ в 8 и 9 милях северо-западнее м-ка Пакри (в обоих случаях сообщение могло относиться к "С-13", а в последнем и к "Щ-311"). Возможные причины гибели: подрыв на минах заграждений "Насхорн", "Юминда" или "Зееигель" (возможно 11.10, после чего тяжело поврежденная лодка потоплена севернее о. Б.Тютерс германскими самолетами (по другим данным - финским саммолетом "SB-10" эскадрильи Lelv-6, сбросившим бомбы на движущийся масляный след), а также ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погибло 37 членов экипажа;

1942 год 25 декабря
Исключена из состава ВМФ;

2003 год (приблизительно)
По данным «Балтийского Морского Общества» в результате поисковых работ, проведенных в районе севернее острова Большой Тютерс, на глубине 55 метров был обнаружен объект длинной около 58 метров с характерной рубкой по центу корпуса. Предположительно он был идентифицирован как ПЛ Щ-302;

2012 год
На начало года дополнительной информации в СМИ не появлялось, подъем ПЛ не планировался.



командиры:


1. Касьмин Д.М. (31.08.1932-10.1935)
2. Чудновцев Б.М. (04.1935-08.1936)
3. Малафеев К.И. (07.1936-04.1938)
4. Потапов Л.С. (03.04.1938-29.05.1939)
5. Холмквист А.А. (06.1939-26.10.1939)
6. Городничий Л.И. (15.09.1939-27.03.1941)
7. Драченов П.Н. (27.03.1941-22.09?.1941)
8. Нечкин В.Д. (31.07.1941-10.1942)



дополнительная информация:


1. Страница экипажа.
2. Фотография ПЛ №43 на испытаниях. 1933 год.



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998г.
4. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" (III, V, V-бис и V-бис-2 серии)", Морская коллекция, №2 2002г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3, 1999г.
8. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
9. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
10. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
11. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
12. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2012