"Язь", "Ударник", баржа №550,
"Комсомолец" (бортовой № 44), Щ-304
Тип «Щ» III серии
фотография:
историческая справка:
1930 год 23 февраля командиры:
1. Якушкин В.Г. (12.1932-11.1933) дополнительная информация:
1. Страница экипажа список источников:
1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2020
Заложена на заводе "Красное Сормово" (№112) в Нижнем Новгороде на средства, собранные трудящимися. Первоначально называлась
"Язь", позже "Ударник", а затем в целях сохранения секретности ее назвали "Баржа № 550". Средства на постройку этого
корабля поступали из всех республик. Всего было собрано 2,5 миллиона рублей. На церемонии закладки присутствовали заместитель
Наркомвоенмора и председателя РВС С.С.Каменев и секретарь ЦК ВЛКСМ С.А.Салтанов. В это время в обращении ЦК ВЛКСМ к молодежи
говорилось: "В день 12-й годовщины РККА в целях укрепления обороноспособности Советского Союза - отечества международного
пролетариата Центральный Комитет Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, выражая волю миллионов комсомольцев,
молодых пролетариев и крестьян берет на себя обязательство перед Рабоче-Крестьянской Красной Армией построить к её 13-й годовщине
одну подводную лодку, наименовав её "Комсомолец". По предложению ЦК ВЛКСМ была переименована в "Комсомолец";
1931 год 2 мая
Спущена на воду, в некоторых источниках, возможно ошибочно, указывается дата 20.05.1931. После этого переведена по Мариинской водной системе в специальном транспортном доке на Балтийский завод (№189) в
г.Ленинград для достройки и проведения сдаточных испытаний;
1932 год 28 декабря
Зачислена в 4-й ДнПЛ БрПЛ МСБМ. Присвоен бортовой № 44;
1934 год 15 августа
Окончание испытаний. Подписание приемных актов. Вступила в строй;
1934 год 24 августа
Вошла в состав Морских Сил Балтийского Моря;
1934 год 25 августа
Поднят Военно-морской флаг;
1934 год 15 сентября
Переименована в Щ-304;
1935 год 11 января
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота;
1935 год 25 марта
Вошла в состав 14-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ с базированием на Кронштадт;
1938 год
В составе дивизиона вошла в состав 4-й БрПЛ КБФ (учебная БрПЛ);
1939 год - 1941 год июль
Прошла капитальный ремонт и модернизацию на заводе №194;
1941 год 11 февраля
В составе дивизиона вошла в состав Учебной БрПЛ КБФ с базированием на г. Кронштадт;
1941 год 22 июня
Входила в состав 14-го ДнПЛ УБрПЛ КБФ. Находилась в стадии окончания капитального ремонта (степень готовности - 92,6% (80%?)) в г.Кронштадт;
1941 год 6 сентября
Перечислена в состав 3-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;
1941 год сентябрь - октябрь
С конца лета находилась в организационном периоде. 6.9 перешла в Ленинград, 16.9 - в Кронштадт, 29.9 - в Ленинград, 14.10 - в Кронштадт;
1941 год 21 октября - 11 ноября
Первый боевой поход в ВОВ. В 18.00 21.10 вышла для скрытого базирования у о.Гогланд. С утра 30.10 находилась у о.Лавенсари. 10.11 вернулась в Кронштадт. 11.11 перешла в Ленинград;
1942 год весна
К весне 1942 года ускоренными темпами работ ПЛ полностью ввели в строй;
1942 год 4 июня
В ночь на 4.6 перешла в Кронштадт (обстреляна артиллерией противника, выпустившей около 50 снарядов). Выход на позицию задержан из-за необходимости траления неконтактных мин в районе Кронштадта;
1942 год 9 - 30 июня
Второй боевой поход в ВОВ. В 22.00 9.6 вышла из Кронштадта к о. Лавенсари в сопровождении 4 СКА и 2 ЭМТЩ (сопровождали ПЛ до м-ка Шеиелевский). В 09.02 11.6 прибыла к о. Лавенсари. В 21.19 12.6 вышла для
действий на коммуникации Таллин - Хельсинки (позиция №11). Патрулировала с утра 14.6 по 27.6. 14.6 обнаружила ОТР в районе Хельсинки - шел по шхерному фарватеру. В 11.51 15.6 вышла в торпедную атаку на КОН
(1 ТР, 5 СКА) (ТР 10-12000 т, атака=подв/пр/2, д=8-12 каб., через 48 сек два взрыва, в 11.55 не обнаружила ТР - неудачно атакована ПЛБ КАТЩ "МRS 12", обеспечивавшая траление в районе Поркалла-Удд). В 01.02 16.6
обнаружила КОН, но не смогла атаковать из-за слабой подготовки торпедистов. В 01.53 вышла в торпедную атаку на ОТР (ТР 4000 т, атака=подв/пр/1, вторая торпеда не выпущена из-за несвоевременной подготовки ТА,
д=6 каб., промах - безуспешно атакована ПЛБ КАТЩ "МRS 12"). После всплытия при попытке сблизиться для артиллерийской атаки ПЛБ КАТЩ открыла огонь по ПЛ из 2 орудий. ПЛ погрузилась и с 02.25 на протяжении
нескольких часов подверглась атаке глб. В 23.39 обнаружила КОН, от кораблей охранения которого была вынуждена уйти на север. Утром 17.6 атакована 2 финских СКА -сбросили 8 глб. Во время зарядки в ночь на
18.6 атакована финским самолетом, а затем СКА (преследовали ПЛ до 08.40, сбросили 21 глб). Днем 18.6 обследовала гавань Палдиски. В ночи на 19.6 и 20.6 во время зарядки обнаруживалась и атаковывалась силами
ПЛО. Вечером 20.6 обнаружена и подверглась преследованию кораблей противника. При погружении ударилась о необозначенную банку или корпус затонувшего судна - через заклепки начала поступать вода до 1 т в час.
За 6 ч повреждения локализованы. Перешла для действий в район Хельсинки. 22.6 обнаружена и подверглась преследованию кораблей противника. При зарядке АБ в ночь на 23.6 атакована самолетом Не-111, затем СКА.
Из-за невозможности произвести зарядку в ночь на 24.6 отошла в район банки Калбодагрунд - атакована финским СКА. В ночь на 25.6 командир ПЛ доложил о продолжении преследования и невозможности произвести
зарядку (за время похода ПЛ преследовалась на протяжении около 90 ч, атаковывалась надводными кораблями 8 раз (105 глб), самолетами - 5 раз (11 бомб). В ночь на 28.6 по приказу командования начала возвращение
в базу. В 02.18 30.6 встречена 2 СКА и 9 КАТЩ и 08.45 прибыла к о. Лавенсари. В 23.00 30.6 - 08.33 1.7 перешла в Кронштадт (сопровождалась 3 СКА и 8 КАТЩ). За проявленное мужество и героизм весь экипаж
был удостоен правительственных наград;
1942 года 22 августа - 2 сентября
23.00 22.8 - 06.50 23.8 перешла к о. Лавенсари в обеспечении КЛ "Красное Знамя", СКР "Буря", БТЩ-204, -211, -217 и 4 СКА (к 30.8 должна была занять позицию перед Ирбенским проливом и проливом Соэлавяйн -
позиция №4). На переходе на ПЛ произошла серьезная поломка дизеля, что сделало продолжение похода невозможным. До 1.9 находилась у о. Лавенсари (в светлое время суток лежала на
грунте). В ночь на 2.9 в обеспечении БТЩ-217 перешла в Кронштадт;
1942 год 27 октября
Вышла в свой последний боевой поход. В 19.30 27.10 - 05.02 28.10 в обеспечении БТЩ-205, -207, -210, -211, -215, 3 СКА перешла к о.
Лавенсари. В 00.05 29.10 вышла на позицию между восточным побережьем о. Готланд и меридианом 20°30' в.д. (в дальнейшем по
дополнительному приказанию должна была перейти на позицию в устье Финского залива - позицию №5). 13.11 на лодку передано приказание
о возвращении в базу. В течение похода на связь не выходила (не доложила об окончании форсирования Финского залива и о занятии
позиции) и в базу не вернулась. Возможные причины гибели: подрыв на минах заграждений "Зееигель", "Юминда" и "Насхорн", а также
ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погиб 41 член экипажа. В некоторых источниках предполагается (на взгляд автора сайта, это очень фантастические предположения), что ПЛ погибла
на мине не 29 октября 1942 года, а намного позже, уже возвращаясь из похода, так как по данным противника его корабли и суда
несколько раз подвергались атакам подводной лодки в районе, указанном "Щ-304", в назначенном районе 13 ноября
четырежды атаковывался торпедами финский минный заградитель, 17 ноября там же был потоплен транспорт "Гинденбург" (7888 брт., подорвался на мине, выставленной ПЛ Л-3) и
другой транспорт поврежден, а в начале декабря, возможно от торпед, погибло еще несколько судов. Можно предположить, что
"Щ-304" действовала до середины декабря и погибла уже возвращаясь в базу. Отсутствие с лодки донесений можно
объяснить тем, что её командир принял решение соблюдать радиомолчание, или вышла из строя радиоаппаратура;
1943 год 4 января
Исключена из состава ВМФ;
2002 год
По информации с сайта "Великая отечественная под водой" обнаружена финнами при сканировании дна. Подводная лодка погибла на мине в северной части заграждения «Насхорн»;
2004 год
Была осмотрена аквалангистами и опознана как ПЛ Щ-304. Подводная лодка лежит носом на юг. Носовая часть задрана вверх под углом 35-40° и
возвышается над грунтом на 10 м., корма ушла в грунт. В районе рубки палуба возвышается над грунтом около метра. Перископы убраны, оба люка (верхний рубочный
и в центральный пост) открыты, в рубочном тамбуре у нактоуза открыта крышка. Вероятно, в момент зарядки аккумуляторов ПЛ подорвалась на мине кормовой частью
и быстро затонула, так как больше половины корпуса от носа видно полностью и повреждений там нет никаких. На палубе мостика найдены останки верхней вахты,
видимо моряки были пристегнуты штормтросами к ограждению рубки, и когда подводная лодка резко пошла вниз кормой вперед, вахту вдавило в ограждение;
2020 год 8 мая
На воинском мемориале в районе мыса Порккала в Финлянии открылся памятник экипажам ПЛ Щ-304, Щ-311 и М-97, которые погибли и лежат на дне в финских водах у этого мыса. Адрес для посещения:
225, Upinniementie, 02400 Kirkkonummi (30 мин. езды на машине от Хельсинки по 51-й дороге в сторону Ханко).
2. Бубнов К.М. (1933-1936)
3. Соколов И.А. (03.1936-10.02.1939)
4. Середа А.М. (04.03.1939-02.1940)
3. Афанасьев Я.П. (28.02.1940-12.1942)
2. Список погибших в октябре 1942 года
3. Фотография носового орудия ПЛ Щ-304. 2004 год.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998г.
4. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" (III, V, V-бис и V-бис-2 серии)", Морская коллекция, №2 2002г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3, 1999г.
8. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
9. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
10. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), .2, Ленинград, 1979г.
11. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
12. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.