"Касатка", Щ-207, С-207,
КБП-43, УТС-36
Тип «Щ» V-бис 2 серии
фотография:
ПЛ "Щ-207" типа "Щ" 5-бис 2 серии. Батуми, 1942 год.
историческая справка:
1934 год 5 января командиры (в/ч .....):
1. Соловьев М.Г. (10.05.1935-02.11.1937) дополнительная информация:
1. Фотография ПЛ С-207 с устройством БСПК. 1950-е года. список источников:
1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2023
Заложена на заводе им. 61 коммунара в г.Николаев (завод №200). Получила наименование "Касатка";
1935 год 25 марта
Спущена на воду. Подчинена 5-му ДнПЛ БрПЛ МС ЧМ (с 11.01.1935 - ЧФ);
1936 год 17 ноября
Подписан приемный акт. Вступила в строй под литерно-цифровым наименованием Щ-207;
1936 год ноябрь
Подчинена 13-му ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;
1936 год 18 (17?) декабря
Вошла в состав ЧФ. Зачислена в состав 13-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;
1939 год апрель
Переформирована в состав 31-го ДнПЛ 3-й БрПЛ ЧФ;
1940 год 2 августа
Во время плавания в Черном море в надводном положении было обнаружено затопление трюма 2-го отсека на 25 см выше настила. Забортная вода поступала через клапан осушения трюма, который
не был полностью закрыт, т.к. на гнездо клапана попала ветошь. В результате затопления оказализь подмочены электромоторы компрессора №1 и вытяжной вентиляции;
1941 год февраль
Переформирована в состав 3-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;
1941 год 22 июня
К началу ВОВ находилась в Севастополе, где осуществляла средний ремонт на заводе №201. Входила в состав 3-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;
1941 год август
В начале августа вступила в строй;
1941 год 10 - 30 августа
В 16.53 10.8 вышла в район м. Зейтин-Бурну (позиция №14). 12-28.8 патрулировала на позиции. Встреч с кораблями противника не имела. В 22.42 30.8 вернулась в Феодосию;
1941 год 29 сентября
Перешла в Новороссийск;
1941 год 13 октября
Перешла в Туапсе;
1941 год 22 октября - 9 ноября
В 17.00 22.10 вышла в район Бургаса (позиция №23). Утром 25.10 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 08.24
29.10 и в 04.17 30.10 за кормой лодки произошли взрывы мин болгарского заграждения S-39. ПЛ повреждений не получила. Вечером 6.11
начала возвращение в базу. В 13.00 9.11 прибыла в Поти;
1941 год 13 - 14 ноября
Перешла в Туапсе;
1941 год 3 - 11 декабря
В 16.20 3.12 вышла в район Бургаса (позиция №23). 4.12 во времся шторма упал за борт и утонул помощник командира ПЛ ст. лейтенант
А. Стрельников. В 16 ч 6.12 прибыла на позицию. Из-за штормового повреждения кормовых горизонтальных рулей вечером 8.12 начала
возвращение в базу и в 15.15 11.12 прибыла в Туапсе;
1941 год 24 декабря - 1942 год 12 января
В 17.40 24.12 вышла в район м. Эмине (позиция №28). В 06.00 27.12 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела,
поскольку держалась в восточной части позиции. Утром 31.12 в подводном положении коснулась минрепа плавающей мины. Вечером 9.1
начала возвращение в базу. В 11.05 12.1 прибыла в Туапсе;
1942 год 14 февраля - 5 марта
В 16.00 14.2 вышла в район м. Шаблер (позиция №35). 15.2 разошлась с плавающей миной. В 8 ч 17.2 прибыла на позицию. Большую часть
времени штормовала в 20-30 милях от берега. Встреч с кораблями противника не имела. В течение похода на лодке несколько раз
выходили из строя приборы и механизмы. В 19.30 2.3 начала возвращение в базу и в 14.35 5.3 прибыла в Туапсе;
1942 год 16 - 17 апреля
Перешла в Поти;
1942 год 23 апреля
Перешла в Батуми;
1942 год 3 - 22 марта
В 05.35 3.5 вышла в район восточнее м. Эмине (позиция №36). В 03.40 6.5 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не
имела, поскольку патрулировала на удалении 20-30 миль от берега. В 20.52 19.5 начала возвращение в базу и в 20.45 22.5 прибыла в Батуми;
1942 год 7 июня
Перешла в Поти;
1942 год 7 июня - 13 июля
Прошла текущий ремонт с докованием;
1942 год 7 июля
Перешла в Батуми;
1942 год 16 июля - 4 августа
В 04.50 16.7 вышла в район выхода из пролива Босфор (позиция №38). Днем имела несколько встреч с самолетами противника, от
которых уклонилась погружением. За время патрулирования обнаружила 27 турецких ШХ и ТР. В 21.00 1.8 начала возвращение в базу. В 19.00 4.8 прибыла в Батуми;
1942 год 10 августа
Перечислена в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ (с 09.06.1944г. - 1-й БрПЛ) ЧФ;
1942 год 29 августа - 19 сентября
В 00.01 29.8 вышла к выходу из пролива Босфор (позиция №38). 1.9 прибыла на позицию. В 20.24 7.9 произвела торпедную атаку КОН
(2 ТН, 2 ЭМ) в 12 милях севернее входа в Босфор (ЭМ, атака=надв/пр/2, д=12 каб., из-за неисправности кормовых горизонтальных рулей
торпеды выпущены с опозданием). В 20.31 с д=10 каб. ПЛ произвела 4-торпедный залп по той же цели, через 2 мин услышаны 2 взрыва -
безуспешно атакован румынский ЭМ "Р. Мария". После погружения контратакована румынским ЭМ, безрезультатно сбросившим 5 глб. Днем
13.9 не смогла атаковать 2 ЭМ из-за неисправности кормовых горизонтальных рулей. В 03.08 19.9 прибыла в Батуми;
1942 год 19 октября
Перешла в Поти;
1942 год 20 октября
Перешла в Батуми;
1942 год 21 октября - 5 ноября
В 22.05 21.10 вышла в район м. Олинька - Портицкое гирло (позиция №44-45). На переходе получила указание действовать только на
позиции №44. 25.10 прибыла на позицию. Патрулировала в 10-20 милях южнее о. Фидониси. В 02.53 26.10 произвела торпедную атаку
КОН (2 ТР, 2 БДБ или СКР, 2 СКА) в точке 45°02,5' с.ш./30°28,0' в.д. (ТР, атака=надв/ви/2, д=18 каб., промах, ТР уклонился от
торпед - безуспешно атакован германский БО "Ксантен"). Преследования не было. Вечером 29.10 не смогла атаковать группу румынских
кораблей возвращавшихся с постановки минного заграждения S-44, из-за мнимого обнаружения ПЛ противником. 2.11 начала возвращение
в базу преждевременно из-за неисправности горизонтальных рулей. В 20.00 5.11 прибыла в Батуми;
1942 год 31 декабря - 1943 год 20 января
В 17.10 31.12 вышла в район м. Олинька - Портицкое гирло (позиция №44-45). В 07.15 4.1 прибыла на позицию. Большую часть времени
маневрировала в районе южнее о. Фидониси. С 10.1 крейсировала в условиях шторма и была снесена в район восточнее Констанцы. Встреч
с кораблями противника не имела. В 18.30 17.1 начала возвращение в базу и в 17.00 20.1 прибыла в Батуми;
1943 год 31 марта - 20 апреля
В 19.00 31.3 вышла в район Ялта - м. Чауда (позиция №75). В 06.20 3.4 прибыла на позицию. В течение дня 10.4 дважды не смогла
выйти в атаку на КОН БДБ из-за заклинивания горизонтальных рулей и неправильного маневрирования. В 14.56 обнаружила ПЛ противника,
атаковать которую не удалось из-за того, что цель погрузилась - обнаружена выходившая на позицию германская ПЛ "U 24". Днем 12.4
не смогла атаковать КОН из-за плохой управляемости ПЛ. В 09.07 16.4 произвела торпедную атаку КОН (2 БДБ) в точке
44°47,9' с.ш./35°08,9' в.д. (БДБ, ата-ка=подв/ви/2, д=7 каб., взрывов не было, перед залпом на ПЛ заклинило горизонтальные рули -
зарубежных данных нет). Преследования не было. В 20.00 17.4 начала возвращение в базу и 13.50 20.4 прибыла в Батуми;
1943 год 21 мая
Начала капитальный ремонт;
1944 год 9 июня
Перечислена в состав ОУДнПЛ ЧФ;
1944 год - 1945 год зима
В конце 1944 г. или в начале 1945 г. отбуксирована в г.Николаев для продолжения капитального ремонта;
1949 год 12 января
Отнесена к подклассу средних подводных лодок;
1949 год 31 марта
Вступила в строй. Кроме прочего была изменена форма ограждения орудий. Вошла в состав 1-го отдельного Севастопольского Краснознаменного Дивизиона ПЛ ЧФ с базированием на г.Поти;
1949 год 16 июня (11 июля?)
Переименована в С-207;
1950 год
Приняла участие в съемках фильма "В мирные дни" (режиссер Браун В., Киевская киностудия, 1950 год) в качестве ПЛ "ПК-2";
1951 год 21 января
В составе дивизиона переформирована в состав 154-й отдельной Севастопольской Краснознаменной БрПЛ ЧФ с базированием на г.Поти (с 15.05.1954 - на г.Туапсе);
1951 год 10 - 20 апреля
Находилась на рейде Очамчиры, где занималась боевой подготовкой;
1951 год 7 - 12 августа
Находилась на рейде Очамчиры, где занималась боевой подготовкой;
1951 год октябрь - 1952 год
Находилась в текущем ремонте. Возможно, в это время или в период 1950-1951 гг., была переоборудована для испытаний устройства БСПК (борьба с преследующими кораблями);
1954 год 11 сентября
Разоружена и исключена из состава ВМФ, переформирована в плавучий кабинет боевой подготовки и поставлена на прикол. Передана Севастопольскому ВВМИУ. В КБП отрабатывались вопросы
практической подготовки курсантов по борьбе за живучесть подводной лодки: заделка пробоин прочного корпуса, тушение корабельных пожаров, исправление поврежденных трубопроводов, задачи по выходу из
затонувшей подводной лодки через торпедный аппарат и боевую рубку;
1954 год 6 октября
Переименована в КБП-43;
1957 год 12 января
Переформирована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть. Переименована в УТС-36;
1957 год 16 июля
Исключена из списков судов ВМФ, превращена в мишень и передана спецполигону Военно-воздушных сил ВМФ на Каспийском море для использования при выполнении боевых упражнений.
2. Фартушный И.Ф. (02.11.1937-21.02.1938 ИД, 22.02.1938-19.03.1939)
3. Хияйнен Л.П. (10.1938-03.1939 ИД, 19.03.1939-29.10.1939)
4. Панов Н.А. (29.10.1939-19.04.1944)
5. Стеценко В.В. (12.04.1944-29.04.1946)
6. Волков А.И. (10.1945-04.1946 ИД; 04.1946-06.1948)
7. Лукьянов Ф.И. (16.06.1948-30.11.1949)
8. Бадигин П.В. (1949?-1950-1951-1952?)
9. Козлов П.И. (03.1952-01.1953)
10. Бобр Ю.Ф. (24.04.1953-1954)
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2, Стратегия КМ, 2003г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
7. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Одесса, 2000г.
8. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
9. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Галея-Принт, Санкт-Петербург, 1999г.
10. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
11. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" (III, V, V-бис и V-бис-2 серии)", Морская коллекция, №2, 2002г.
12. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
13. Фотография из книги Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Подводные лодки типа "Щ" (III, V, V-бис и V-бис-2 серии)".
14. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
15. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.