"Пикша", Щ-306
Тип «Щ» V-бис 2 серии
фотография:< br>
ПЛ "Щ-306" типа "Щ" V бис-2 серии.
Купание личного состава. Довоенная фотография.
историческая справка:
1933 год 6 ноября дополнительная информация:
1. Список погибших в боевом походе 11.1942 командиры:
1. Подгородецкий Н.С. (1935-05.1937) список источников:
1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2015
Заложена на Балтийском заводе в г.Ленинград. Получила наименование "Пикша";
1934 год 1 августа
Спущена на воду;
1935 год 4 августа
Подписан приемный акт. Вступила в строй под литерно-цифровым наименованием Щ-306;
1935 год 17 августа
Вошла в состав КБФ. Поднят военно-морской флаг. Зачислена в состав 13-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ с базированием на г.Кронштадт. В дальнейшем перечислена в 15-й ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ;
1936 год лето - осень
После того как в феврале 1936 года тихоокеанская ПЛ Щ-117 провела поход с перекрытием проектной автономности в два раза, в РККФ развернулось движение «стахановских» походов. Подводные лодки стремились как можно дольше
продержаться в море без пополнения припасов, необходимых как для корабля, так и для экипажа. Не осталась в стороне от этого движения и подводники ПЛ Щ-306. В конце лета – осенью 1936 года ПЛ (командир - Подгородецкий Н.С.,
командир штурманского сектора - л-т Маринеско А.И.) совершила 45-суточный поход, перекрыв рекорд ПЛ Щ-117 на пять суток;
1938 год 15 апреля
В составе дивизиона перечислена в состав 4-й БрПЛ КБФ;
1938 год - 1939 год
Прошла капитальный ремонт на заводе №189 в г.Ленинград;
1940 год
Входила в состав 15-го ДнПЛ 4-й БрПЛ КБФ;
1940 год 19 октября
В районе Либавской ВМБ ударила носовой оконечностью в л.б. БТЩ-202. Оба корабля получили значительные повреждения, на БТЩ-202 погиб моторист краснофлотец Алексашенко. Авария произошла вследствии
неправильных действий вахтенного командира ПЛ л-та Дюбарова;
1941 год 23 января
После расформирования 4-й БрПЛ вошла в состав Отдельного учебного ДнПЛ КБФ с базированием на г.Ораниенбаум;
1941 год 22 июня
К началу ВОВ находилась в Ораниенбауме, числилась во второй линии;
1941 год 25 июня - 7 июля
25.6 вышла на позицию в районе маяка Калбодагрунд (позиция №18). Патрулировала с 25.6 по 6.7. Из-за белых ночей и наличия
противолодочных дозоров для зарядки отходила в бухту Кясму-Лахт (побережье Эстонии). В 02.31 27.6 атакована 3 финскими СКА,
сбросившими на ПЛ в течение 40 мин около 20 глб. Во время уклонения от преследования оказалась вблизи маршрута движения наших
КОН из Таллина в Кронштадт (в эти сутки по нему осуществлялась проводка поврежденного КРЛ "Максим Горький"). Услышав отдаленные
взрывы затраленных мин, командир лодки счел себя атакованным силами ПЛО. В 15.20 ПЛ погрузилась на глубину 93 м, в результате
чего оказались раздавлены давлением находившиеся на мостике магнитный компас и репитер гирокомпаса. 2.7 в результате
навигационной ошибки села на мель в районе банки Калбодагрунд, с которой самостоятельно снялась. 3.7 услышав отдаленные взрывы
глб, командир в течение 12 ч производил уклонение, двигаясь на глубинах 30-40 м. 5.7 отозвана с позиции командиром
Кронштадтской ВМБ. 7.7 самостоятельно прибыла в Ораниенбаум;
1941 год август
В конце лета перешла в г.Ленинград для ремонта;
1941 год 16 сентября
Перешла в г.Кронштадт;
1941 год 21 сентября
В 17.45 21.9 на стенке в 5 м. от ПЛ взорвалась авиабомба (ранено 11 чел., в т.ч. 4 - тяжело). В результате взрыва в прочном
корпусе образовались вмятины, осколками были перебиты трубопроводы вентиляции цистерн главного балласта;
1941 год 26 сентября
Перешла в г.Ленинград для ремонта на заводе №189;
1942 год 13 мая
Во время стоянки у стенки завода повреждена близкими разрывами снарядов. В результате двух подводных
взрывов нарушена герметичность топливной цистерны №2, разбито 5 аккумуляторных баков кормовой группы. Соляр поступил внутрь прочного корпуса;
1942 год 31 мая
Во время стоянки у стенки завода повреждена близкими разрывами снарядов. В результате взрыва снаряда на пирсе осколками
пробита надстройка, разбито 2 бака АБ, находившихся на пирсе. Отремонтирована;
1942 год 13 октября
В ночь на 13.10 перешла из Ленинграда в Кронштадт;
1942 год 20 октября - ноябрь
В 18.35 20.10 - 03.05 21.10 в обеспечении БТЩ-205, -207, -210, -215, -218 и 2 СКА совместно с ПЛ Щ-406
перешла к о. Лавенсари. В 21.15 20.10 в районе м-ка Шепелевский БТЩ конвоем без потерь отражена атака финских ТКА. В 04.08
21.10 ПЛ погрузилась и начала переход в район между о. Эланд и параллелью 55°20' с.ш. (в дальнейшем должна была перейти для действий в район западнее о. Борнхольм). Около 01.00
25.10 доложила об окончании форсирования Финского залива. Возможно 25.10 безуспешно атаковала германский КОН южнее о. Утё.
Вечером 31.10 командир БПЛ приказал ПЛ перейти на позицию на подходах к Данцигской бухте (позиция №2). Сигнала о прибытии
на новую позицию и ответа на запрос командования от 5.11 с лодки не поступало. 6.11 северо-западнее м-ка Штольпемюнде возможно
потопила германский ТР "Эльбинг-IХ" (Elbing IX, 467 брт), по мнению Морозова М.Э., вероятность этого не высока, поскольку
командир ПЛ в донесении от 11.11 не донес ни о занятии позиции №2, в пределах которой погибло указанное судно, ни об успехе. 9 и 11.11 на ПЛ передан приказ о возвращении
в базу. В 21.55 11.11 ПЛ донесла о намерении начать форсирование Финского залива в 20.00 12.11. В дальнейшем на связь не
выходила и в базу не вернулась. 12-13.11 в устье Финского залива, по всей вероятности, несколько раз безуспешно атаковала
финский МЗ "Руотсинсалми" (атаки в 17.45. 19.50 12.11 и в 02.27. 04.45 13.11 - в последнем случае торпеда прошла под мостиком
МЗ). Возможные причины гибели: 13.11 подрыв на мине заграждения "Насхорн" , либо в последующие сутки на минах заграждений
"Юминда" либо "Зееигель", а также ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погибло 39 членов экипажа (во многих источниках ошибочно указывается, что погибло 37 человек);
1942 год 25 декабря
Исключена из состава ВМФ;
2012 год
По данным на начало года считалась пропавшей без вести, точное время и причины гибели не установлены. В некоторых источниках были ссылки на то что ПЛ обнаружена (хотя не указывается кем и когда), также
указывались координаты обнаружения (60гр.11мин.20с. с.ш. и 26гр.08мин.34с. в.д.) и подрыв на мине в качестве причины гибели;
2015 год август
Обнаружена на дне финскими рыбаками, в месте где они регулярно теряли свои сети. В дальнейшем обследована дайверами. Находится недалеко от ПЛ Щ-324 (в 20 милях от Ханко на глубине 58 метров);
2015 год 19 октября
В Ханко (Финляндия) российские и финские дайверы увековечили память экипажей советских подводных лодок Щ-324 и Щ-306. В церемонии приняли участие российские поисковики проекта «Поклон кораблям Великой Победы»
и финские дайверы проекта SubZone под руководством Имми Валлин и Divers of the Dark, которую представил Янне Сухонен. Погружение к корпусу ПЛ Щ-306 планируется позже. Священники Московской духовной академии по традиции
отслужили панихиду на точке гибели подводной лодки.
2. Косенко А.А. (05.05.1937-31.07.1938)
3. Хайндрава Н.К. (31.07.1938-15.06.1940)
4. Басуков Н.Ф. (15.06.1940-24.12.1940)
5. Смоляр Н.И. (02.1941-11.1942)
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" (III, V, V-бис и V-бис-2 серии)", Морская коллекция, №2, 2002г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3, 1999г.
8. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
9. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
10. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
11. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
12. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
13. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.
14. Информация с сайтов новостных агентств.