Rambler's Top100 "Белуха", Щ-310 Тип "Щ" V-бис-2 серии

"Белуха", Щ-310, С-310
тип «Щ» V-бис 2 серии



фотография:


Щ-310

ПЛ "Щ-310" типа "Щ" V-бис 2 серии.



историческая справка:


1933 год 6 ноября
Заложена на заводе "Красное Сормово" в г.Горький. Получила наименование "Белуха";

1935 год 10 апреля
Спущена на воду, позже переведена по внутренним водным системам на КБФ. Подчинена 7-му ДнПЛ (с 20.03.1936 - 21-й ДнПЛ) 2-й БрПЛ КБФ;

1936 год 20 августа
Вступила в строй по приказу НК ВМФ-44 под литерно-цифровым наименованием Щ-310;

1936 год 21 августа
Вступила в строй по приказу НКО-37. Вошла в состав КБФ. Зачислена в состав 21-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ с базированием на Кронштадт;

1936 год 17 сентября
Подписан приемный акт;

1939 год
В составе дивизиона перечислена в состав 1-й БрПЛ КБФ;

1939 год ноябрь
Советско-Финскую войну встретила в составе 21-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ и была перебазирована на Таллин;

1939 год 29 ноября - 7 декабря
Вышла из базы в боевой поход на позицию №18 в ночь на 29.11. Маршрут пролегал через Финский залив в район западных подходов к острову Саарема. Главными задачами должны были стать дальняя блокада и наблюдение за шведским флотом. Атаковать разрешалось только финские суда, причем от командира требовалось строгое соблюдение законов морской войны и призового права. Встреч с кораблями противника не имела. Вечером 5.12, когда нейтралитет Швеции уже перестал вызывать сомнения, ПЛ получила приказ возвращаться в Таллин. Прибыла в базу 6(7?).12;

1939 год 8 - 17 декабря
В 17.37 8.12 вышла на позицию в район шведского маяка Ландсорт (южные подходы к Стокгольму) на позицию №15. Встреч с кораблями противника не имела. 16.12 позиция была упразднена. В 20.35 17.12 ПЛ прибыла на рейд Либавы. Имела неисправность кингстона ЦГБ №1. Из-за болезни командира (язва желудка) находилась в базе до окончания военных действий;

1941 год 11 февраля
Перечислена в состав 6-го ДнПЛ 2-й БрПЛ (с 06.09.1941 - БрПЛ) КБФ с базированием на Таллин;

1941 год 3 - 11 июня
Несла дозор в устье Финского залива;

1941 год 22 июня
В ночь на 22.6 возвращалась в Таллин с учений в Рижском заливе (прибыла на внешний рейд Таллина около 05.00 22.6). Числилась во 2-й линии;

1941 год 23 июня - 12 июля
Вечером 23.6 вышла в район о. Готска-Санден - о. Форэ (позиция №6; обеспечивающий - командир 6-го ДПЛ капитан 2 ранга М.В. Федотов). На переходе через пролив Мухувяйн и Соэлавяйн сопровождалась СКР "Буря" и 2 СКА. В ночь на 25.6 выведена из пролива Соэлавяйн ТЩ "Виестурс". С 25.6 по 9.7 патрулировала на позиции, встреч с кораблями противника не имела. 10.7 отозвана в базу. В ночь на 11.7 в устье пролива Соэлавяйн встретилась с германской ПЛ "U 144", обе ПЛ уклонились погружением (ПЛ шла выгодным для атаки курсом, но М.В. Федотов приказал погрузиться и лечь на несколько часов на грунт, при разборе похода такие действия были признаны граничащими с трусостью, и Федотова понизили в должности до командира лодки). В 19.26 11.7 прибыла в бухту Кихелькона. 12.7 перешла в Таллин;

1941 год 14 - 15 июля
Перешла в Кронштадт;

1941 год август
С 5.8 находилась в готовности к походу. В конце августа перешла в Ленинград;

1941 год 16 сентября
Перешла в Кронштадт;

1941 год 21 сентября - 21 октября
21.9 вышла на позицию ожидания у о. Гогланд (после получения сигнала о проходе первых ПЛ должна была следовать на позицию №3 в район западнее о. Готланд), но 27.9 подчинена командиру Передового отряда КБФ (базировался на Лавенсари и Гогланде). До 20.10 находилась у о. Гогланд. В 08.00 21.10 вернулась в Кронштадт;

1941 год 21 сентября
Перешла в Ленинград для ремонта на заводе №194 (предстояло пройти усиленный средний ремонт со сменой дизелей);

1941 год 21 ноября
Перечислена в состав 3-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;

1942 год 16 сентября
В ночь на 16.9 перешла из Ленинграда в Кронштадт;

1942 год 19 сентября - 13 октября
В 20.20 19.9 - 03.47 20.9 в обеспечении БТЩ-207, -211, -215, 217, -218 и 2 СКА перешла к о. Лавенсари. В 22.03 и 22.07 БТЩ-215 и БТЩ-217, а затем в 23.28 БТЩ-215 наблюдали следы торпед (в последнем случае замечено две торпеды, одна из которых прошла под килем БТЩ - зарубежных данных нет). Севернее Деманстейнских банок затралена 1 мина. В 03.47 20.9 прибыла в точку погружения (35 каб. юго-западнее о. Лавенсари) и вышла на подходы к Данцигской бухте (позиция №2). Около 22.30 21.9 безрезультатно атакована СКА восточнее м-ка Калбодагрунд (сброшено 7 глб). 23.9 лодка случайно выпустила 1 торпеду. В 03.00 25.9 закончила форсирование Финского залива. В 02.14 28.9 прибыла в район позиции и начала патрулирование в районе м-ка Иерисгафт. В 04.38 29.9 произвела торпедную атаку ОТР в 20 милях юго-западнее банки Штольпе (ТР 10000, атака=надв/пр/2, д=6-8 каб., взрывов не было). В 04.41 (торпеда начала описывать циркуляцию, ПЛ удалось увернуться) и в 04,49 лодка выходила в повторные атаки, стреляя одиночными торпедами (д=5 и 2 каб.,). Последней торпедой был потоплен германский ТР "Франц Рудольф" (Franz Rudolf, 1419 брт). В 00.28 30.9 произвела торпедную атаку ОТР в 35 милях северо-западнее м-ка Штольпе (ТР ? т, атака=надв/пр/1, д=6 каб., промах). В 00.29, 00.32 и 00.35 лодка атаковала ТР одиночными торпедами (д=5, 5 и 4 каб. соответственно), но не попала - безуспешно атакован германский ТР "Аннелиз Кристоферсен". Вечером 30.9 перешла к м-ку Риксгафт. Днем 1.10 обнаружила ОТР, но от атаки отказалась из-за большого КУ, вечером перешла к м-ку Стило. Днем 3.10 обнаружила германским ЭМ, атака на который сорвалась из-за резкого изменения курса цели. В 18.52 3.10 в 15 милях севернее м-ка Стило произвела торпедную атаку германской ПЛ (атака=подв/пр/1, д=12-13 каб., после залпа "Щ-310" показалась на поверхности и была обнаружена с германской ПЛ, которая уклонилась изменением курса - зарубежных данных нет). Вечером, вследствие израсходывания боекомплекта начала возвращение в базу. В 02.09 7.10 приступила к форсированию Финского залива. В 08.27 8.10 при форсировании заграждения "Насхорн" коснулась минрепа мины - взрыва не последовало. В 12.25 9.10 в 3 милях северо-западнее о. Гогланд подорвалась на трубке КА мины ЕМС (центр взрыва располагался на высоте 19,5 м от ПЛ, и горизонтальном удалении 9-12 м). В первых 5 отсеках появилась течь, вышли из строя перископы, эхолот и ГАС, разбилось несколько аккумуляторных баков. В 20.15 всплыла и продолжила движение в надводном положении. В 23.41 была встречена советскими СКА и в 02.19 10.10 прибыла в бухту Норре-Каппельлахт. В 18.00 12.10 - 02.45 13.10 в обеспечении БТЩ-207, -210, -215, -217, -218 и 3 СКА перешла в Кронштадт;

1942 год 22 октября
В ночь на 22.10 перешла в Ленинград для капитального ремонта и зимней стоянки;

1943 год июнь
Закончила капитальный ремонт. На ПЛ была установлена гидроакустическая станция "Дракон-129";

1944 год 17 мая
Перешла в Кронштадт;

1944 год июль
В начале июля перешла в Ленинград, 20.7 - в Осиновец (Ладожское озеро), где осуществляла боевую подготовку;

1944 год 20 - 24 августа
Перешла из Новой Ладоги в Кронштадт, затем в Ораниенбаум;

1944 год 28 сентября - 16 октября
28-29.9 в обеспечении БТЩ-205, -207, -211, -215, -217 и 5 СКА перешла из Кронштадта к о. Лавенсари. 29.9-2.10 в обеспечении БТЩ-215, 4 СКА и 2 финскими СКА финским прибрежным фарватером выведена в Балтийское море в районе о. Утё. В 17.30 3.10 прибыла в Аландском море (позиция №1), в район южнее м-ка Богшер. Вечером на лодке лопнула крышка дизеля. В 22.14 4.10 командир БПЛ приказал лодке перейти для действий перед входом в Ирбенский пролив и портом Виндава (позиция №2). В ночь на 6.10 ПЛ прибыла на новую позицию. В 04.04 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 2 СКР) западнее Виндавы в точке 57°23'5 с.ш./21°01'7 в.д. (ТР 6-8000 т, атака=надв/ви/2, д=4 каб., через 2 мин наблюдалось попадание торпеды в район мостика и гибель ТР, оголившего винты - зарубежных данных нет). ПЛ преследованию не подвергалась. В ночь на 7.10 перешла в район юго-западнее Виндавы. В 01.12 8.10 произвела торпедную атаку СКР противника в 6 милях западнее м-ка Ужава (атака=надв/ви/2, д=6-7 каб., наблюдала попадание торпеды и через 4 мин гибель СКР - по-видимому, потоплена германская землечерпалка "Баггер 3" (Bagger 3, 400 брт), погибшая, по германским данным, в районе м. Овизи). В 01.25 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 2 СКР) в том же районе (ТР 7000 т, ата-ка=надв/вр/3, д=5-6 каб., наблюдала гибель ТР - в точке 57°13'5 с.ш./21°13'3 в.д. потоплен германский ТР "RО-24" (Zonnewijk, 4499 брт), + ок. 260 из состава военной команды судна, легко раненные военнослужащие вермахта и отпускники). Германский ТЩ "М 17" безрезультатно сбросил на ПЛ несколько глб (в ЖБД ПЛ не зафиксировано). Вечером 9.10 командир БПЛ приказал занять сектор между пеленгами 250-270° от Виндавы (сектор №1; приказ получен командиром ПЛ 11.10). Днем 10.10 не смогла атаковать КОН из-за невыгодного КУ. В 15.15 произвела торпедную атаку КОН (4 ТР, 2 ТЩ, 3 СКР) в 11 милях западнее Виндавы (ТР ? т, атака=подв/вр/3, д=12 каб., в момент залпа лодка показала рубку и была обнаружена, ТР уклонился - торпеды прошли рядом с германским ТН "Хиддензее"). В 01.58 14.10 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 СКР, 1 СКА) в точке 57°18'4 с.ш./21°12'8 в.д. (ТР 5000 т, атака=надв/ви/2, д=5-6 каб., наблюдала попадание 2 торпед и через 3 мин гибель ТР - зарубежных данных нет). ПЛ контратакована кораблями ПЛО, сбросившими до 02.15 7 глб. В связи с израсходыванием боезапаса утром 14.10 начала возвращение в базу. В 16.30 15.10 встречена финскими СКА южнее о. Уте и в 19.20 встала на якорь на рейде о. Корпо. 16.10 перешла на Ханко;

1944 год 17 октября
Перешла в Хельсинки;

1944 год 23 - 24 октября
Перешла в Кронштадт, где прошла межпоходовый ремонт;

1944 год 24 ноября
Окончила ремонт и перешла к о. Лавенсари;

1944 год 25 - 26 ноября
Перешла в Хельсинки;

1944 год 27 ноября
Перешла на Ханко;

1944 год 28 - 29 ноября
Утром 28.11 вышла в боевой поход в сектор юго-западнее Виндавы (сектор №3), но задержалась на рейде о. Люм из-за поломки центробежной помпы. Перешла для ремонта в Турку;

1944 год 1 декабря - 1945 год 15 января
В 12.00 1.12 вышла на намеченную позицию и в 20.57 погрузилась в районе о. Утё. Утром 4.12 прибыла в район Виндавы. Днем 11.12 не смогла выйти в атаку на ММ противника из-за резкого изменения курса цели. 14.12 командир БПЛ приказал лодке занять позицию юго-западнее Либавы (сектор №2), куда ПЛ прибыла утром 16.12. В ночь на 21.12 перешла в район Мемеля и в 04.04 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, ММ, 2 СКА) в точке 56°12' с.ш./20°31'8 в.д. (ТР 7000 т, атака=надв/вр/3, д=12 каб., через 1 мин 28 сек личный состав с мостика ПЛ наблюдал попадание 2 торпед и гибель судна - зарубежных данных нет). С 05.00 до 09.00 21.12 подверглась преследованию сил ПЛО, сбросивших на безопасном удалении 4 глб. В период 21-30.12 несколько раз выходило из строя управление вертикальным рулем и муфта "Бамаг". В 03.24 30.12 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 СКР, 1 СКА) в точке 56°09' с.ш./20°26' в.д. (ТР 6000 т, атака=надв/ви/2, д=10 каб., через 50 сек наблюдалось попадание торпеды в носовую часть ТР (в результате взрыва в I отсеке ПЛ погас свет) - зарубежных данных нет). ПЛ преследовалась кораблями ПЛО (без сброса гбл) более 1 ч. В 01.28 2.1 произвела торпедную атаку КОН юго-западнее Либавы (1 ТР, 2 СКА) (ТР ? т, атака=надв/ви/2, д=6 каб., промах - зарубежных данных нет). При попытке атаковать следующий КОН утром 2.1 контратакована СКА противника. В 23.34 7.1 произвела торпедную атаку КОН (3 ТР, 1 СКР, 2 СКА) в 19 милях западнее м-ка Паппензее (ТР 6000 т, атака=надв/вр/3, д=8 каб., через 32 сек наблюдались попадания 2 торпед и гибель ТР в точке 56°10'8 с.ш./20°27'7 в.д. - зарубежных данных нет). ПЛ контратакована СКР - сброшено несколько десятков глб. Утром и вечером 10.1 дважды обнаруживалась и атаковывалась СКР. В 08.01 12.1 начала возвращение в базу в связи с истечением срока автономности. В 18.02 14.1 встречена БТЩ-215 в районе м-ка Чекарсэрн и в 21.05 стала на якорь у о. Сальсэ в шхерах близ Турку. 15.1 перешла в Турку;

1945 год 15 января - 22 марта
Проходила межпоходовый ремонт в Турку;

1945 год 6 марта
Награждена орденом "Красного Знамени";

1945 год 23 марта - 26 апреля
В 08.45 23.3 в обеспечении 2 ЛД вышла в район Либавы (позиция №1). В ночь на 27.3 предприняла успешную попытку перехватить КОН (2 ТР, 2 СКР, 3 СКА) по данным ВПУ БПЛ и в 00.44 произвела торпедную атаку в 30 милях юго-западнее Либавы (ТР 5000 т, атака=надв/вр/3, д=6 каб., через 55 сек наблюдалось попадание торпеды в район дымовой трубы и через 2 мин погружение ТР - зарубежных данных нет). Корабли охранения сбросили на безопасном удалении от ПЛ 3 глб. В ночь на 2.4 получила незначительные повреждения во время шторма. Вечером 4.4 не смогла атаковать КОН из-за малой видимости. Вечером 7.4 получила приказ установить места строительства причалов между Либавой и Виндавой. Вечером 8.4 при попытке сблизиться с КОН обнаружена СКР, от которого уклонилась погружением. 9-10.4 производила поиск причалов. В ночь на 11.4 получила приказ действовать в секторе, ограниченном пеленгами 210-240° юго-западнее Либавы (южнее часть позиции №1). В ночь на 12.4 наведена ВПУ БПЛ на КОН (1 ТР, 2 СКР, 1 ТЩ) и в 01.15 произвела торпедную атаку в точке 56°20' с.ш./20°17'6 в.д. (ТР ? т, атака=надв/ви/2, д=8 каб., промах - зарубежных данных нет). После атаки подверглась преследованию кор. охранения КОН, сбросивших неск. глб. В ночь на 13.4 наведена ВПУ на КОН, но не смогла осуществить атаки из-за недостаточной надводной скорости и близости предполагаемого минного заграждения. В ночь на 14.4, по данным ВПУ, осуществила перехват КОН (1 ТР, 1 СКР, 1 СКА) и в 01.18 произвела торпедную атаку в точке 56°23' с.ш./20°12' в.д. (ТР 7000 т, атака=надв/вр/3, д=7 каб., через 62 сек услышаны 2 взрыва, после чего лодка погрузилась - зарубежных данных нет). От взрывов торпед вышли из строя предохранители питания кормовых горизонтальных рулей. Преследования не было. В ночь на 18.4 обнаружила КОН, но не смогла его атаковать из-за неисправности левого дизеля. В ночь на 20.4 не смогла атаковать КОН, поскольку была вынуждена погрузиться во избежание атаки СКА. В 00.36 22.4 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 СКР, 1 СКА) в точке 56°23'5 с.ш./20°21'6 в.д. (ТР ? т, атака=надв/ви/2, д=7 каб., промах - зарубежных данных нет). Вечером при попытке атаковать КОН обнаружена кораблями ПЛО, сбросившими на лодку 4 глб. В 00.42 24.4 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 СКР, 5 СКА) в точке 56°30'5 с.ш./20°16'3 в.д. (ТР ? т, атака=надв/ви/2, д=13 каб., вторая торпеда ушла влево, промах - зарубежных данных нет). От преследования СКР уклонилась изменив курс. В 02.20 ввиду израсходывания торпед начала возвращение в базу. В 16.56 26.4 прибыла в Турку, где до момента окончания военных действий осуществляла межпоходовый ремонт;

1945 год 11 - 13 мая
Для продолжения ремонта перешла в Кронштадт;

1946 год 15 февраля
Переформирована в состав 3-го ДнПЛ 1-й КрБрПЛ Юго-Балтийского флота (с 01.1947 - 4-й ВМФ) с базированием на Лиепаю;

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу средних подводных лодок;

1949 год 9 июня
Переименована в С-310;

1953 год 17 августа
Разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

1953 год 1 октября
Расформирован экипаж;

1958 год
Впоследствии разделана на металл в Лиепае. По другим данным потоплена в качестве мишени у острова Рухну в Рижском заливе при обеспечении выполнения боевых упражнений.



командиры:


1. Бок Д.Ф. (02(09?).09.1935-31.08.1937)
2. Семенов И.А. (31.08.1937-04.11.1937 ВРИД, 05.11.1937-08.02.1938 ИД, 09.02.1938-02.12.1938)
3. Овечкин Н.М. (10.02.1939-28.02.1940)
4. Петров А.А. (04?.1939-25.09.1939) ВРИД или дублер
5. Иванов Б.Ф. (25.12.1939-29.02.1940) ВРИД
6. Морозов П.А. (29.02.1940-07.12.1940)
7. Ярошевич Д.К. (07.12.1940-15.03.1944)
8. Богорад С.Н. (15.03.1944-13.06.1945)
9. Никулин В.Т. (13.06.1945-09.07.1947)
10. Петелин А.И. (04.1948-08.1948)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" (III, V, V-бис и V-бис-2 серии)", Морская коллекция, №2, 2002г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
8. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
9. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
10. Статья "Вторая Мировая война 1941-1945гг. Ранний послевоенный период" (http://submarine.narod.ru/hall3.html).
11. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3, 1999г.
12. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
13. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
14. Хромов Н.Е. "Подводные силы Балтийского флота 1906-2006", Кладезь, Калининград, 2006г.
15. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2014