"Сазан", Щ-201, С-201 |
фотография:
ПЛ Щ-201 типа «Щ» V-бис серии
историческая справка:
1933 год 14 августа командиры (в/ч .....):
1. Скородумов Л.А. (03.1934-11.1936) дополнительная информация:
1. Список погибших 05.11.1941 и 21.02.1943. список источников:
1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2020
Заложена на заводе им. А.Марти в г.Ленинград. До вступления в строй числилась под заводским номером. В некоторых источниках указывается другая дата - 24.08.1933;
1933 год - 1934 год
Получила наименование "Сазан";
1934 год
Отправлена (в виде 8 секций) на штатных железнодорожных платформах в г.Николаев на завод № 200 (имени 61 коммунара);
1934 год 3 апреля
Спущена на воду. Подчинена 4-му ДнПЛ БрПЛ МС ЧМ (с 11.01.1935 - ЧФ);
1935 год 5 августа
Подписан приемный акт. Вступила в строй. Получила литерно-цифровое наименование Щ-201;
1935 год 3 сентября
Вступила в строй по приказу НКО-36. Поднят военно-морской флаг. Вошла в состав ЧФ. Зачислена в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ ЧФ;
1935 год 31 октября
Вступила в строй по приказу НК ВМФ-44;
1936 год ноябрь
Переформирована в состав 23-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;
1939 год апрель
После изменения структуры подводных сил ЧФ оставлена в состав 23-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ и, очевидно, сразу же в составе дивизиона прикомандирована или перечислена в состав Отдельного учебного ДнПЛ ЧФ с подчинением УОПП и базированием на г.Новороссийск;
1941 год февраль
Переформирована в состав ОУДнПЛ ЧФ;
1941 год 22 июня
К началу ВОВ находилась в Новороссийске, числилась в организационном периоде (накануне закончила текущий ремонт). Входила в состав Отдельного Учебного ДнПЛ ЧФ;
1941 год 2 - 7 июля
В 22.08 2.7 вышла в дозор в район южнее Новороссийска. Встреч с кораблями противника не имела. В 10.00 7.7 вернулась в Новороссийск;
1941 год 8 - 22 июля
Вечером 8.7 вышла в дозор в район южнее Керченского пролива (позиция №9). Встреч с кораблями противника не имела. В одном случае при всплытии из-за волнения пролит электролит. В 13.00 22.7 вернулась в
Новороссийск;
1941 год 5 - 21 августа
В 18.00 5.8 вышла в дозор в район юго-западнее Новороссийска (позиция №10). Встреч с кораблями противника не имела. Вечером 20.8
по вине личного состава вода попала в цилиндр правого дизеля - дизель вышел из строя. Начала возвращение в базу досрочно и в 11.30 21.8 прибыла в Новороссийск;
1941 год 15 сентября - 5 октября
В 19.20 15.9 вышла в дозор в район южнее Керченского прол. (позиция №9). В 04.24 16.9 в точке 44°23,2' с.ш./36°21,8' в.д. в
подводном положении при помощи ГАС обнаружен шум винтов, принятый за шум винтов торпеды - обнаружена румынская ПЛ
"Delfinul". В последующие дни шумы винтов обнаруживались еще несколько раз. В 14.15 5.10 вернулась в Новороссийск;
1941 год 5 ноября
5.11 при налете авиации противника на Новороссийск, в результате близких разрывов бомб, получила около 20 осколочных пробоин в легком корпусе. 1 член экипажа погиб, был легко ранен командир ПЛ;
1941 год 4 - 7 декабря
В 16.15 4.12 вышла для разведки в районе м. Чауда - м. Опук. Встреч с кораблями противника не имела. В 11.30 7.12 вернулась в Новороссийск;
1941 год 14 - 17 декабря
В 16.15 14.12 вышла для разведки в районе Феодосия - м. Чауда (на борту находился офицер штаба ЧФ капитан 1 ранга И.А. Бурмистров).
Встреч с кораблями противника не имела. В 12.00 17.12 вернулась в Новороссийск;
1941 год 28 - 30 декабря
В 03.15 28.12 вышла в район Феодосия - м. Чауда. Вечером 28.12 поставила 2 светящихся буя в 10 милях юго-западнее м. Чауда.
В 00.00-04.00 29.12 и 18.00-20.00 30.12 осуществляла навигационное обеспечение Керченско-Феодосийской десантной операции. В 13.00 31.12 вернулась в Новороссийск;
1942 год 14 - 17 января
1942: В 14.25 14.1 вышла в район Судака для навигационного обеспечения десанта. Вечером 15.1 исполняла роль плавующего маяка. В 10.30 17.1 вернулась в Новороссийск;
1942 год 17 - 27 января
В 14.00 17.1 вышла в район Судак - Коктебель для установления связи с десантом - из-за шторма и обстрела с берега связь установить
не удалось. В 15.30 20.1 прибыла в Новороссийск. В 00.15 21.1 вышла в район Судак - Феодосия. Вечером 24.1 - утром 25.1 выполняла
роль плавующего маяка при высадке третьего десанта в районе Судака. В 11.30 27.1 вернулась в Новороссийск;
1942 год 29 января - 1 февраля
В 18.15 29.1 вышла для поиска экипажа самолета "Дуглас" в направлении Варна - Констанца. Обнаружить людей не удалось. Встреч с кораблями противника не имела. В 17.35 1.2 вернулась в Новороссийск;
1942 год 18 - 24 февраля
В 19.00 18.2 вышла в район м. Киик-Атлама для навигационного обеспечения ночных обстрелов побережья кораблями ЧФ. Встреч с кораблями противника не имела. В 11.45 24.2 вернулась в Новороссийск;
1942 год 14 - 30 марта
В 02.00 14.3 вышла для разведки района Феодосия - Дальние Камыши. 16.3 в районе м. Утриш безрезультатно атакована 2 самолетами
противника, сбросившими 11 бомб. Встреч с кораблями противника не имела. В 10.35 30.3 вернулась в Новороссийск;
1942 год 2 мая
Переформирована в состав 10-го ОДнПЛ ЧФ;
1942 год май
В мае во время стоянки в порту Новороссийска получила повреждения в результате налетов авиации противника. Получили повреждения
главные электромоторы и обшивка ЦГБ №4. АБ снята для установки на "Щ-203". При переходе из Новороссийска в
Геленджик села на мель, с которой вскоре снялась. 28-29.5 перешла в Туапсе, где начала аварийный ремонт;
1942 год август - сентябрь
11-12.8 перешла в Поти, 22.8 - в Хопи, 17.9 - в Поти, 19.9 - в Батуми;
1942 год 10 августа
Перечислена в состав 3-го ДнПЛ БрПЛ ЧФ;
1942 год сентябрь
Вынужденное бездействие не лучшим образом сказалось на состоянии экипажа и командира. А.И. Стрижак за аморальное поведение был
осужден на 10 лет исправительного-трудового лагеря, и командованию бригады пришлось приложить немало стараний, чтобы добиться отсрочки приговора. Впоследствии А.И. Стрижаку доверили командование ПЛ;
1942 год 22 ноября
Перечислена в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ (с 09.06.1944г. - 1-я БрПЛ) ЧФ;
1943 год 28 января
Отбуксирована из Батуми в Поти;
1943 год 21 февраля
После случайного огнесрельного ранения умер в госпитале командир БЧ-3 ПЛ Щ-201 старший лейтенант Сутормин П.К.;
1943 год 30 апреля
Вступила в строй;
1943 год 10 июня
Днем 10.6 во время выхода на боевую подготовку в районе Очемчири обнаружила перископ ПЛ противника - зарубежных данных нет, по-видимому, ложный контакт;
1943 год 22 июня
В 20.30 22.6 вышла в район м. Тарханкут (позиция №82а-б; обеспечивающий - командир 2-го ДПЛ капитан 2 ранга Р.Р. Гуз). В 02.13
26.6 прибыла на позицию. В 11.51-11.53 30.6 в точке 45°16,4' с.ш./32°31,1' в.д. обнаружила рыбацкий м/б, с которого было снято
6 украинских рыбаков и немец-охранник). М/б "МРК 5701" затонул после пролома днища ломами. В ночь на 6.7 не смогла атаковать
НСУ из-за плохой управляемости. В ночь на 7.7 наведена воздушной разведкой на КОН западнее Севастополя и в 03.43 произвела
торпедную атаку КОН (3 ТР, 2 ЭМ, 1 ТЩ, 4 СКА) в точке 45°05' с.ш./32°43' в.д. (ЭМ и ТР, атака=надв/ви на циркуляции 4+2
соответственно, через 40 сек услышан взрыв - безуспешно атакованы румынский ТР "Ардял" и болгарский ТР "Варна", а также
румынский ЭМ "Марасешти"). Подверглась 1,5-часовому преследованию, в ходе которого румынский ЭМ "Марасешти" и другие корабли
сбросили 31 глб. На ПЛ получили повреждения электроизмерительные приборы, клапана вентиляции ЦГБ, швы топливных цистерн и правый
гребной электродвигатель. В 22.00 8.7 начала возвращение в базу и в 12.00 11.7 прибыла в Батуми;
1943 год 28 сентября - 29 октября
В 19.00 28.9 вышла в район западнее Севастополя (позиция №94). В 00.00 3.10 прибыла на позицию. Вечером 18.10 не смогла атаковать
КОН из-за неготовности ТА. В 23.39 19.10 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 2 ЭМ, 2 СКА) в точке 45°04' с.ш./32°28' в.д. (ТР
4000 т, атака=надв/вр/4, д=7 каб., через 1 мин увидена вспышка, через 80 сек услышан взрыв - противником атака не зафиксирована,
по-видимому, атакован германский КОН, включавший ТР "Касса" и "Ардял"). Преследования не было. В 23.44 25.10 начала возвращение в базу и в 09.20 29.10 прибыла в Батуми;
1943 год 19 ноября
В 18.30 19.11 вышла в район м. Тарханкут - Ак-Мечеть (позиция №99). В ночь на 23.11 не смогла атаковать КОН противника из-за
неправильного маневрирования и плохой видимости. В 07.00 утра 23.11 прибыла на позицию. В течение похода на лодке неоднократно выходил
из строя гирокомпас. В 04.48 4.12 произвела торпедную атаку КОН (2 БДБ, 4 СКА) в точке 45°18' с.ш./31°48' в.д. (БДБ,
атака=надв/вр/4, д=4 каб., через 35 сек услышан взрыв и увиден столб огня высотой 50 м, второй взрыв был глухим - зарубежных
данных нет). Подверглась 2-часовому преследованию СКА, сбросивших на большом удалении нескольких глб. Днем 5.12 при попытке
атаковать КОН БДБ обнаружена и подверглась часовому преследованию германских БО "Uj 2305", "Uj 2308", "Uj 2312", "Uj 307", в ходе
которого на лодку было сброшено 13 глб. Получили повреждения обшивка топливной цистерны №4, глубиномер ЦП и ГАС. В ночь на 10.12
перешла на позицию м. Тарханкут - Сулина (позиция №91). Утром 11.12 при попытке выйти в атаку на КОН (1 буксир или БО, 1 СКА)
обнаружена и подверглась часовому преследованию, в ходе которого германский БО "Uj 103" и самолет сбросили на ПЛ 66 глб. ПЛ
получила незначительные повреждения. В 19.00 15.12 начала возвращение в базу. В 06.54 19.12 обнаружила в точке 41°58,3' с.ш./
41°ЗЗ,5' в.д. рубку ПЛ, от которой уклонилась погружением - обнаружена германская ПЛ "U 9" или "U 23". В 10.15 прибыла в Батуми;
1943 год 20 декабря
Начала текущий ремонт;
1944 год 30 - 31 марта
Перешла в Поти;
1944 год 1 - 12 апреля
Прошла докование, после чего вступила в строй;
1944 год 19 апреля
В 20.05 19.4 вышла в район юго-восточнее м. Олинька (позиция №6). Задержалась на переходе из-за необходимости ремонта зенитного
перископа. В 05.10 23.4 прибыла на позицию (ПЛ получила указание действовать и на позиции №7). В ночь на 24.4 обнаружена и
подверглась преследованию группы СКА, безуспешно сбросивших несколько глб. Днем 3.5 командир отказался от атаки 2 паромов "Зибеля"
из-за малой ценности объектов. Днем 4.5 ПЛ не смогла атаковать КОН БДБ или паромов из-за большого КУ. В ночь на 6.5 перешла в
район юго-западнее м. Тарханкут (позиция №4). В 08.14 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ММ, 4 БДБ, 2 СКА) в точке
44°31,5' с.ш./31°41' в.д. (по другим данным 44°27' с.ш./31°45,5' в.д.) (ТН 6000 т, атака=подв/вр/4, д=5 каб., через 40 и 45 сек
услышаны 2 взрыва - безуспешно атакован германский ТР "КТ 26"). Контратакована кораблями противника, безрезультатно сбросившими
10 глб. Днем 10.5 не смогла атаковать КОН БДБ из-за большого КУ. В 10.17 11.5 произвела торпедную атаку КОН (2 БДБ, 1 СКА) в
точке 44°14' с.ш./30°58' в.д. (БДБ, атака=подв/ви/2, д=7 каб., через 64 сек услышан взрыв - безуспешно атакована БДБ из состава
КОН "Астра"). Контратакована румынской КЛ "Думитреску" и германским БО "Uj 105", сбросившими в течение 2 ч 17 мин 47 глб. На лодке
была нарушена центровка линии валов, образовались трещины в топливных цистернах №4, 5, получили повреждения глубиномер ЦП,
лебедка зенитного перископа и некоторые электроизмерительные приборы. Перехватила, по данным "М-62", КОН
(поврежденный ТР, буксировавшийся лагом ТЩ, 1 ТЩ, 2 СКА) и в 08.59 12.5 произвела его торпедную атаку в точке 44°12' с.ш./31°05'
в.д. (ТР 4500 т, атака=подв/ви/2, д=4 каб., услышано 2 взрыва - безуспешно атакован поврежденный советскими ВВС венгерский ТР
"Тисса", по-видимому, торпеды взорвались на небольшом удалении от ПЛ). В результате взрывов произошло замыкание на электростанции
главного электродвигателя и разбилось несколько плафонов освещения. Контратакована кораблями противника, безрезультатно
сбросившими 40 глб. В 21.12 произвела торпедную атаку одиночной БДБ в точке 44°07,9' с.ш./30°59,8' в.д. (БДБ, атака=подв/ви/2,
д=10 каб., услышан 1 взрыв - точных данных нет, возможно повреждена германская БДБ "F 568", 220 т). В 00.00 13.5 начала возвращение в
базу. В 17.42 16.5 при всплытии в точке 41°58' с.ш./40°49' в.д. обнаружила ПЛ противника, от которой уклонилась погружением -
по-видимому, обнаружена румынская ПЛ "Marsuinul". В 08.40 17.5 прибыла в Батуми;
1944 год 18 мая
Перешла в Поти;
1944 год 18 мая - 5 августа
Прошла текущий ремонт (2-26.7 находилась в доке);
1944 год 22 июля
1-я БрПЛ ЧФ получила наименование Севастопольской;
1944 год 7 августа
Перешла в Батуми;
1944 год 25 сентября
1-я Севастопольская БрПЛ награждена орденом Красного Знамени и стала наименоваться - 1-я Севастопольская Краснознаменная БрПЛ ЧФ;
1944 год 5 ноября
Награждена орденом Красного Знамени (в рапортах командиров значилось, что Щ-201 потопила 6 и повредила 2 судна противника);
1944 год 10 ноября
В составе дивизиона переведена для постоянного базирования из Батуми в Поти;
1944 год 2 - 3 декабря
В составе дивизиона переведена для постоянного базирования из Поти в Новороссийск;
1945 год 16 - 27 января
В составе ПЛ 1-й БрПЛ участвовала в тактическом учении в районе Поти;
1945 год 19 июля
Выведена из боевого состава, законсервирована и поставлена на отстой в Балаклаве в ожидании капитального ремонта;
1945 год 19 августа
Перечислена в состав ОУДнПЛ ЧФ;
1946 год 4 февраля - 1950 год
На ССЗ № 497 "Севморзавод" в г.Севастополь прошла капитальный ремонт;
1949 год 12 января
Отнесена к подклассу средних подводных лодок;
1949 год 16 июня (11 июля?)
Переименована в С-201;
1950 год 28 апреля
Окончила капитальный ремонт. Кроме прочего была изменена форма ограждения орудий. Вступила в строй. Вошла в состав 1-го отдельного Севастопольского Краснознаменного Дивизиона ПЛ ЧФ с базированием на г.Поти;
1950 год
Приняла участие в съемках фильма "В мирные дни" (режиссер Браун В., Киевская киностудия, 1950 год) в качестве ПЛ "ПК-8";
1951 год 3 января
Перешла в г.Севастополь для проведения гарантийного ремонта. На время ремонта подчинена командованию ОУДнПЛ ЧФ;
1951 год 27 января
В составе дивизиона переформирована в состав 154-й отдельной Севастопольской Краснознаменной БрПЛ ЧФ с базированием на г.Поти (с 15.05.1954 - на г.Туапсе);
1951 год
Прошла гарантийный ремонт в г.Севастополь. На время ремонта входила в состав ОУДнПЛ ЧФ;
1952 год
Участвовала в штурманском походе совместно с плавбазой "Нева" и ПЛ С-215 и С-205 по маршруту Поти - Севастополь;
1955 год 29 декабря
Разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл;
1956 год 18 января
Расформирован экипаж. Впоследствии на базе "Главвторчермета" в г.Севастополь разделана на металл. Есть данные о затоплнении ПЛ в 1956 году при стоянке в г.Поти.
2. Шалашенко Б.И. (11.1936-01.1938)
3. Поляков Е.П. (02.1938-04.1938)
4. Рыжков Л.В. (01.04.1938-19.03.1939)
5. Стрижак А.И. (19.03.1939-12.1942)
6. Парамошкин П.И. (29.12.1942-10.06.1944; 09.1944-11.1945)
7. Матвеев В.И. (10.06.1944-09.1944)
8. Емец А.Е. (16.12.1946-29.12.1947)
9. Ткаченко Н.Н. (10.05.1948-02.03.1950)
10. Надеждин А.Ф. (25.05.1950-01.11.1950) ВРИД
11. Сизинцев А.Г. (1950-1951?)
12. Луцук А.А. (1950?-1951-1955?)
13. Бобр Ю.Ф. (1955-1956)
2. Кадр из фильма "В мирные дни". 1950 год.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" (III, V, V-бис и V-бис-2 серии)", Морская коллекция, №2, 2002г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3, 1999г.
8. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
9. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
10. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
11. "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
12. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
13. Фотография из книги Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2.
14. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.