"Камбала", Щ-203
Тип «Щ» V-бис серии
фотография:
ПЛ Щ-203 типа «Щ» V-бис серии
историческая справка:
1933 год 10 марта дополнительная информация:
1. Ограждение рубки подводной лодки Щ-203 типа «Щ» V-бис серии. 1940 год (предположительно). командиры:
1. Лавинский М.Н. (1935-1937) список источников:
1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2020
Заложена на Балтийском заводе в г.Ленинград. До вступления в строй числилась под заводским номером;
1933 год
Отправлена (в виде 8 секций) на штатных железнодорожных платформах в г.Николаев на завод № 200 (имени 61 коммунара);
1933 год - 1934 год
Получила наименование "Камбала";
1934 год 29 мая
Спущена на воду. Подчинена 4-му ДнПЛ БрПЛ МС ЧМ (с 11.01.1935 - ЧФ);
1935 год 4 сентября
Подписан приемный акт. Вступила в строй. Получила литерно-цифровое наименование Щ-203;
1935 год 30 сентября
Утвержден приемный акт. Вошла в состав ЧФ. Зачислена в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ ЧФ;
1935 год 29 декабря
Вступила в строй по приказу НКО-36;
1936 год ноябрь
Переформирована в состав 23-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;
1939 год апрель
После изменения структуры подводных сил ЧФ оставлена в состав 23-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ и, очевидно, сразу же в составе дивизиона прикомандирована или перечислена в состав Отдельного учебного ДнПЛ ЧФ с подчинением УОПП и базированием на г.Новороссийск;
1941 год февраль
Переформирована в состав ОУДнПЛ ЧФ;
1941 год 22 июня
К началу ВОВ находилась в Севастополе, где заканчивала текущий ремонт. Входила в состав Отдельного Учебного ДнПЛ ЧФ;
1941 год 1 - 2 июля
Перешла в Новороссийск;
1941 год 16 июля - 5 августа
В 22.00 16.7 вышла в дозор в район юго-западнее Новороссийска (позиция №10). Встреч с кораблями противника не имела. В 10.00 5.8 вернулась в Новороссийск;
1941 год август
В августе прошла докование;
1941 год 21 августа - 10 сентября
В 19.30 21.8 вышла в дозор в район юго-западнее Новороссийска (позиция №10). Встреч с кораблями противника не имела. В 10.20 10.9 вернулась в Новороссийск;
1941 год 5 - 12 октября
В 18.10 5.10 вышла в дозор южнее Керченского пролива (позиция №9). Встреч с кораблями противника не имела. В 10.30 12.10 вернулась в Новороссийск;
1941 год 20 - 23 ноября
В 01.30 утра 20.11 вышла для разведки района Феодосии. Встреч с кораблями противника не имела. В 12.00 23.11 при включении автомата,
из-за образовавшейся электродуги командир отделения мотористов получил сильный ожог. Вечером вернулась в Новороссийск;
1941 год 28 ноября
Перешла в Туапсе;
1941 год 28 ноября - 19 декабря
Вечером 28.11 вышла на позицию северо-восточнее Сулины (позиция №18). Патрулировала с 4 по 16.12, встреч с кораблями противника
не имела. В 19.00 16.12 начала возвращение в базу и в 13.50 19.12 прибыла в Новороссийск;
1941 год 24 - 30 декабря
В 22.15 24.12 вышла в район Эльчан-Кая для высадки манипуляторной группы (лейтенанты В.Е. Моспан и Д.Г. Выжул). В 18.31 28.12
группа высажена, маяк установлен, однако назад на лодку группа не вернулась. Как позже выяснилось гидрографы были захвачены в
плен и расстреляны немецким патрулем. В ночь на 29.12 осуществляла навигационное обеспечение
кораблей ЧФ (обеспечение высадки десанта в районе горы Опук). В 15.00 30.12 ПЛ вернулась в Новороссийск;
1942 год 25 - 27 января
В 17.30 25.1 вышла в район Судак - Феодосия для навигационного обеспечения кораблей ЧФ (обеспечение высадки десанта в районе
Судака). Встреч с кораблями противника не имела. В 18.30 27.1 вернулась в Новороссийск;
1942 год 28 января - 7 февраля
В 14.55 28.1 вышла в район Судака для навигационного обеспечения кораблей ЧФ. Встреч с кораблями противника не имела. В 17.45 7.2
вернулась в Новороссийск;
1942 год 12 - 19 февраля
В 15.00 12.2 вышла в район м. Киик-Атлама для навигационного обеспечения кораблей ЧФ. Встреч с кораблями противника не имела.
Из-за неисправности якорного устройства начала возвращение в базу преждевременно и в 12.20 19.2 прибыла в Новороссийск;
1942 год 23 февраля - 6 марта
В 18.30 23.2 вышла в район м. Киик-Атлама для разведки и навигационного обеспечения кораблей ЧФ. На протяжении похода несколько
раз обстреливалась береговой артиллерией противника, от близкого разрыва авиабомбы повреждено освещение. Встреч с кораблями
противника не имела. В 23.30 6.3 прибыла в Новороссийск;
1942 год 7 - 28 апреля
В 17.45 7.4 вышла для разведки в район Феодосия - Дальние Камыши. Встреч с кораблями противника не имела. В 14.30 28.4 вернулась в Новороссийск;
1942 год 2 мая
Переформирована в состав 10-го ОДнПЛ ЧФ;
1942 год май
В мае прошла текущий ремонт с заменой АБ;
1942 год 7 - 14 июня
В 19.07 7.6 вышла для разведки побережья Феодосийского залива Встреч с кораблями противника не имела. В 11.43 14.6 вернулась в Новороссийск;
1942 год 15 - 19 июня
Транспортный рейс в Севастополь. С 23.30 15.6 по 22.18 17.6 - переход в Севастополь. Доставлено 33 т. боеприпасов и 1 человек. С 03.02 18.6 по 17.18 19.6 - переход в Новороссийск;
1942 год 21 - 27 июня
Транспортный рейс в Севастополь. С 01.53 21.6 по 10.15 24.6 - переход в Севастополь. Доставлено 33 т. боеприпасов, 30 т бензина
(был принят в специально переоборудованные балластные цистерны и уже в первые сутки похода запах бензина распространился по
всей лодке, вызвав у части краснофлотцев головокружение и обмороки) и 7 человек. Утром 25.6 в Стрелецкой бухте столкнулась с
буксиром, в результате чего были погнуты носовые горизонтальные рули и погнут
форштевнь. С 03.19 26.6 по 08.07 27.6 - переход в Новороссийск. 04.20 26.6 при прохождении Инкерманского створа подверглась
обстрелу артиллерии. В 20.25-21.15 подверглась преследованию нескольких СКА, сбросивших около 70 глб. В течение похода на ПЛ
неоднократно выходили из строя управление носовыми горизонтальными рулями и компрессор. По некоторым данным в результате двух
первых транспортных походов эвакуировала 85 чел.;
1942 год 29 июня - 4 июля
Транспортный рейс в Севастополь. С 21.59 29.6 начала переход имея на борту в качестве груза 26 т боеприпасов, 4 т продовольствия
и 17 т бензина. В 08.10 1.7 прибыла в подходную точку фарватера №3. В течение дня неоднократно подвергалась атакам СКА и авиации,
сбросившим на лодку около 200 бомб. В ночь на 3.7 было получено приказание о возвращении в Новороссийск после выполнения задачи,
которое, будучи неправильно истолковано (зная, что находившиеся в районе Севастополя лодки других дивизионов получили указания
выбросить груз в море, командир последовал их примеру), послужило основанием для возвращения лодки в базу. В 13.55 4.7 вернулась в Геленджик;
1942 год 30 июля
Перешла в Новороссийск;
1942 год 31 июля - 1 августа
Перешла в Туапсе, где начала текущий ремонт;
1942 год 10 августа
Перечислена в состав 3-го ДнПЛ БрПЛ ЧФ;
1942 год 15 августа
Прервала ремонт. Перешла в Батуми;
1942 год 20 - 23 августа
Перешла в Геленджик;
1942 год 24 - 27 августа
Перешла в Батуми (на переходе буксировала баржу). 25.8 у м. Уч-Дере (район Сочи) атакована самолетом противника, от которого, после отдачи буксира, уклонилась погружением - повреждена близким разрывом бомбы. Получили повреждения крышки люков вI и VI
отсеках, трубопровод системы ВВД, вышел из строя ряд электроизмерительных приборов;
1942 год 28 августа - 1943 год 20 марта
Капитальный ремонт;
1942 год 22 ноября
Перечислена в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ ЧФ;
1943 год 3 января
Отбуксирована из Батуми в Поти;
1943 год 20 марта
Вступила в строй;
1943 год 16 мая - 4 июня
В 20.26 16.5 вышла в район севернее выхода из пролива Босфор (позиция №85). Днем 28.5 не смогла атаковать КОН из-за неправильного
маневрирования и плохой управляемости лодки. В 01.30 2.6 начала возвращение в базу (в этот же день расстреляла плавующую мину) и в 17.42 4.6 прибыла в Батуми;
1943 год 29 июня - 22 июля
В 20.46 29.6 вышла в район Севастополь - южный берег Крыма (позиции №83-84). В 18.25 3.7 прибыла на позицию. Утром 6.7 не смогла атаковать БДБ из-за большого КУ. В ночь на 7.7 безуспешно пыталась перехватить КОН западнее Севастополя. В этот же день по приказу
командования перешла в район Ялта - м. Меганом (позиция №84). В ночь на 11.7, по приказу командования, начала переход в район Босфора (позиция №85). В 13.40 12.7 прибыла на позицию. В 01.25 19.7 начала возвращение в базу и в 00.07 22.7 прибыла в Батуми;
1943 год 20 - 26 августа
В 20.03 20.8 вышла в район м. Тарханкут (позиция №82). 24.8 послала квитанцию на принятое радиосообщение. В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. Утром 25.8 по плану должна была занять позицию. Срок автономности истек 14.9. В ночь на 26.8
в районе м. Урет в точке 45°11,7' с.ш./32°46,6' в.д. торпедирована и потоплена итальянской ПЛ СВ-4. Встреча ПЛ произошла вскоре после полуночи 26.08. Вероятно, гидроакустики Щ-203 запеленговали негромкий шум винтов ПЛ
противника, но классифицировали его как шумы от конвоя, проходящего на большом расстоянии. Командир ПЛ начал двигаться малым ходом в направлении противника, ожидая увидеть на горизонте крупные корабли, и, видимо, не заметил крохотный силуэт рубки
СВ-4. Командир итальянской лодки капитан-лейтенант Армандо Сибилле, обнаружив советскую ПЛ, сразу же застопорил ход и хладнокровно дождался, когда Щ-203 пройдет в 50-60 метрах за его кормой. После этого он отработал назад
и моментально занял выгодную для атаки позицию. Первая торпеда была вупущена с 800 метров, но отклонилась влево и сошла с курса, после этого была выпущена вторая торпеда, которая попала в район рубки Щ-203. Раздался сильный взрыв и
ПЛ моментально ушла на дно. На ПЛ погибло 45 членов экипажа. Весь экипаж подводной лодки в 1944 году был посмертно отмечен орденами Отечественной войны I и II степени;
1943 год 21 сентября
Исключена из состава ВМФ;
1949 год
В конце года обнаружена и обследована на грунте. ПЛ лежалана дне на глубине 72 м в районе мыса Урет. Ее корпус в районе второго - третьего отсеков был перебит почти надвое сильнейшим взрывом. Носовая часть оказалась загнута по отношению к диаметральной
плоскости вправо на угол 70°. Обследованием установлено, что торпеды в ТА №1 и 4 отсутствовали;
1950 год
Кормовая часть подводной лодки была поднята аварийно-спасательной службой ЧФ, и, после тщательного обследования специальной комиссией, сдана на слом на базу "Главвторчермета". Останки найденных членов экипажа
были похоронены на кладбище Коммунаров в Севастополе;
2009 год - 2012 год
Макет рубки подводной лодки типа «Щ» был изготовлен для музея военной техники города Верхняя Пышма "Боевая слава Урала" по чертежам военного времени на заводе в Санкт-Петербурге и установлен на обзорной площадке музея.
Несмотря на то что заказывался макет, как ограждение рубки типа "Щ" V-бис-2 серии, после 2014 года на нем появилось литерно-цифровое обозначение "Щ-203".
2. Список погибших в боевом походе 26.08.1943
3. Макет рубки подводной лодки типа «Щ» в музее военной техники города Верхняя Пышма "Боевая слава Урала". 2015 год (предположительно).
2. Хмельницкий Я.М. (27.02.1937-29.10.1939)
3. Немчинов В.И. (10.1939-26.08.1943)
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" (III, V, V-бис и V-бис-2 серии)", Морская коллекция, №2, 2002г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3, 1999г.
8. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
9. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
10. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
11. "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
12. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
13. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.