Щ-14, "Налим" (№14), Щ-104, С-93
Тип «Щ» V серии
фотография:
Командир 3-го ДнПЛ 5-й БрПЛ Камчатской ВФл кап.3р. Кучер А.Т. на ПБ "Саратов". 1948 год.
На заднем плани видны ПЛ типа "Щ" V серии - "Щ-104", "Щ-106" и "Щ-102".
историческая справка:
1932 год 20 марта командиры (в/ч .....):
1. Ивановский Н.С. (12.1932-05.1935) список источников:
1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2022
Заложена на Балтийском заводе в г.Ленинград под наименованием "Щ-14" (№ 14) "Налим" ;
1932 год
В разобранном виде доставлена по железной дороге на "Дальзавод" №202 в г.Владивосток для достройки;
1933 год май
Спущена на воду;
1933 год 5 ноября
Подписан приемный акт. Вступила в строй по приказу НК ВМФ-44. Присвоен литерный номер 14;
1933 год 6 ноября
Поднят Военно-морской флаг, вступила в строй по приказу РВС;
1933 год 6 ноября
Вошла в состав 1-го ДнПЛ 1-й БрПЛ (до 1935 - "2-я морская бригада") Морских Сил Дальнего Востока с базированием на г.Владивосток;
1933 год 17 декабря
В составе дивизиона совершила первый выход в бухту без сопровождения ледокола, несмотря на сложную ледовую обстановку;
1933 год 22 декабря
Вышла в море в тяжелых погодных условиях (температура воздуха - минус 27 градусов, ветер - 8 баллов, сложная ледовая обстановка) для разведки ледового покрова, отработки дифферентовки и срочных погружений;
1933 год - 1934 год зима
За зимнюю компанию прошла 1150 миль (из них под водой - 90 миль). Находилась под водой около 40 часов;
1934 год 15 сентября
Присвоено литерно-цифровое обозначение Щ-104;
1934 год
Совместно с Щ-103 совершила учебный поход вдоль берегов Приморья;
1934 год 12 ноября
Переформирована в состав 11-го ДнПЛ 1-й БрПЛ МСДВ (с 11.01.1935 - ТОФ) с прежним местом базирования;
1941 год 10 февраля
Переформирована в состав 1-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ТОФ с базированием на г.Владивосток;
1941 год 22 июня
Находилась в составе 1-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ТОФ с базированием на г.Владивосток;
1941 год - 1945 год
Участвовала в Великой Отечественной войне: несение позиционной и дозорной службы на подходах к базам и портам, совершила 1 боевой поход;
1945 год май (предположительно)
Перечислена в состав 11-го ДнПЛ 4-й БрПЛ ТОФ с базированием на Находку;
1945 год 9 августа
К началу боевых действий против Японии находилась в составе 11-го ДнПЛ 4-й БрПЛ ТОФ с базированием на бухту Находка;
1945 год август
С началом объявления боевых действий против Японии заняла указанную позицию, но встреч с противником не имела;
1945 год 24 октября
Перечислена в состав 3-го ДнПЛ 5-й БрПЛ ТОФ (с 12.02.1947 - в состав 7-го ВМФ)с базированием на бухту Тарья;
1945 год 1 декабря
В составе бригады перешла в подчинение Камчатской Военной Флотилии;
194? год 5 - 6 ноября
В конце сороковых годов при возвращении в базу после общефлотского учения (командир - кап.3р. Косенко Т.Д.), на большом удалении от судоходных трасс было обнаружено судно, лежащее в дрейфе с непонятными
сигналами на фалах. Когда лодка подошла ближе, оказалось что это рыболовецкий деревянный сейнер, под советским государственным флагом, а поднятые сигналы на фалах были одеждой рыбаков, поднятой для
привлечения внимания проходящих судов. Судно было взято на буксир и приведено в порт приписки. Вот как описывает это событие непосредственный участник, в то время ст.1ст. Пахомов Б.: "Подошли к сейнеру
почти вплотную, насколько позволяла волна, чтобы не повредить его деревянный корпус, застопорили ход. На судне не подавалось никаких признаков жизни, рулевая рубка была пустой. Тогда мы дали громкий сигнал
тифоном, а затем сиреной - опять полное безмолвие. Командир решил высадить на сейнер несколько человек для его осмотра. Вызвали аварийную партию на мостик. В это время на сейнере открылась дверь рулевой
рубки, и с трудом держась на ногах появился человек. С его слов мы узнали: находящийся на промысле в наших прибрежных водах Камчатки во время сильнейшего шторма сейнер вынесло в океан, машина не могла
справиться с бушевавшим штормом. Потом кончились горючее, продукты, вода, а радио на судне отсутствовало. И беспомощное суденышко несколько недель находилось во власти океана. Последовавший затем новый
шторм отнес его далеко от родных берегов. Холод и голод сделали свое дело, все рыбаки оказались в критическом положении, а в команде была одна женщина-повариха. Вызванная наверх аварийная команда в составе
главного старшины Богословского, старшин Москалева, Железнова и Бухтина быстро облачилась в легководолазные костюмы. В состав группы был включен и военфельдшер старший лейтенант Кравченя. Было решено, что
сначала один из старшин спустится в воду, подплывет к сейнеру и взберется на него. Для надежности пловец имел страховочный конец. После того, как первая попытка прошла успешно, тем же способом на судно
переправились все остальные. Через некоторое время, военфельдшер доложил командиру о состоянии команды сейнера, которая находилась в крайнем истощении, едва подавая признаки жизни. На камбузе лодки приготовили
горячее какао. Для его доставки применили резиновый мешок из-под дистиллированной воды. С помощью бросательного конца какао и несколько полушубков для обогрева команды перекинули на сейнер. Доктор занялся
своими прямыми обязанностями. Аварийная команда осмотрела машину и все механизмы на сейнере, они находились в исправном состоянии. Находившиеся на мостике командир и его помощники тем временем обсуждали
возможные варианты оказания помощи сейнеру и рыбакам. Фактически в обсуждении принимала участие вся команда лодки. На сейнере были обнаружены две металлические бочки из-под горючего, их решили использовать.
Обвязав бочки бросательным концом, подняли на верхнюю палубу лодки. Залив соляром и маслом, бочки вновь при помощи тех же бросательных концов подвели к борту сейнера. Но здесь случилось непредвиденное. При
подъеме на сильной качке, бочки сорвались за борт. Об их вылавливании не могло быть и речи, да к тому же вскоре они исчезли в волнах. Тогда решили взять сейнер на буксир - благо на нем имелся манильский
буксирный трос. Завели его на лодку, дали малый ход одним дизелем, трос натянулся, как струна, но, как только сейнер попал в прогиб волн, трос лопнул. При последующих попытках буксировки таким способом на
сейнере были вырваны полуклюз и кнехты. Пришлось заводить для буксировки швартовые концы с лодки, что и было проделано, только теперь буксирный конец был заведен способом «брати» т.е. вокруг корпуса сейнера.
Дали ход, стальной трос тоже лопнул. Повторно таким же образом завели двойной буксировочный трос, и сейнер покорно пошел за лодкой. На руле сейнера стоял наш старшина. Дали малый ход обеими дизелями вперед,
и сейнер послушно последовал в кильватер за ПЛ. Так мы более суток буксировали сейнер и находившуюся на нем команду. А что произошло на рыбном комбинате, когда в бухту вошла ПЛ с буксируемым сейнером, который
давно считался пропавшим без вести, вы сами можете представить. За время буксировки несколько человек из числа команды сейнера благодаря стараниям нашего доктора смогли встать на ноги";
1949 год 12 января
Отнесена к подклассу средних подводных лодок;
1949 год 10 июня
Переименована в С-93;
1951 год 30 апреля
Переформирована в состав 92-й БрПЛ 16-й ДиПЛ КчВФл 7-го ВМФ (с 23.04.1953 - ТОФ) с базированием на бухту Тарья;
1952 год 1 января
Базировалась в Петропавловске;
1952 год 17 июня
Ограничена глубина погружения до 35 метров;
1952 год 1 декабря - 1953 год 25 апреля
Прошла текущий ремонт;
1953 год 23 апреля
По техническому состоянию запрещены выходы в море;
1953 год 17 августа
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;
1953 год 1 сентября
Временно включена в состав 182-й БрПЛ КчВФл ТОФ;
1953 год 22 сентября
Убыла в Комсомольск-на-Амуре;
1953 год 1 октября
Расформирован экипаж;
1953 год 19 октября
Перечислена в состав 80-й БРСК ТОФ в г.Комсомольск-на-Амуре;
1954 год май
При стоянке у стенки ССЗ №199 в Комсомольске-на-Амуре во время демонтажа вооружения и приборов и механизмов затонула из-за неисправности донно-забортной арматуры;
1954 год 10 июня
Была поднята АСС ТОФ и сдана "Главвторчермету", позже разделана на металл (предположительно в середине 50-х годов).
2. Павлов Ф.Ф. (05.1935-03.1936)
3. Смирнов И.А. (04.1936-01.1938)
4. Комаров В.И. (13.04.1939-21.11.1940)
5. Косенко Т.Д. (1943-1948)
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" (III, V, V-бис и V-бис-2 серии)", Морская коллекция, №2, 2002г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
8. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
9. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
10. Статья "Вторая Мировая война 1941-1945гг. Ранний послевоенный период" (http://submarine.narod.ru/hall3.html).
11. Справочная информация с сайта http://subscribe.ru/archive/rest.story.abhoc/200104/09090503.html.
12. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
13. Реданский В.Г. "Во льдах и подо льдами", Вече, Москва, 2004г.
14. Пахомов Б. "Случайная встреча", Морская газета, 26.05.2001г.