Rambler's Top100 Подводная лодка "Сом", Щ-109, С-109, СТЖ-18, УТС-63. Тип "Щ" V серии

"Сом" (№31), Щ-109, С-109,
СТЖ-18, УТС-63

Тип «Щ» V серии




фотография:


Подводная лодка Щ-109

ПЛ "Щ-109" во Владивостоке, после зимовки в заливе Владимир. 1938 год.
Фотография из книги Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Щуки". Легенды Советского подводного флота".




историческая справка:


1932 год 20 марта
Заложена на Северной верфи (завод № 190) в г.Ленинград. Позднее передана для достройки на Балтийский завод (г.Ленинград). До вступления в строй числилась под заводским номером;

1932 год
В разобранном виде доставлена по железной дороге на "Дальзавод" (№202) в г.Владивосток для достройки;

1933 год август
Спущена на воду;

1934 год 18 апреля
Подписан приемный акт. Вступила в строй по приказу НК ВМФ-44;

1934 год 19 апреля
Вступила в строй по Приказу НКО-34. Присвоен литерный номер 31. Получила наименование "Сом". Поднят Военно-морской флаг. Вошла в состав 3-го ДнПЛ 1-й БрПЛ (до 1935 - "2-я морская бригада") Морских Сил Дальнего Востока с базированием на г.Владивосток;

1934 год 15 сентября
Присвоено литерно-цифровое обозначение Щ-109;

1934 год 12 ноября
Переформирована в состав 13-го ДнПЛ 1-й БрПЛ МСДВ (с 11.01.1935 - ТОФ) с прежним местом базирования;

1938 год 24 октября
По приказу командующего Тихоокеанским флотом флагмана 2 ранга Н. Кузнецова было проведено первое в Военно-Морском Флоте СССР опытное учение по высадке легководолазов с подводной лодки и их возвращение на ПЛ;

1940 год 7 января
При отдаче подводного якоря рычажный стопор был отдан не полностью, после чего был отдан ленточный стопор, якорь стравился и якорной цепью перебил рычажный стопор. Ремонт занял три дня;

1940 год 9 - 25 января
При отработке задач в море имели место поломки компрессора ВД из-за которых фактически были выведены из действия две подгруппы ВВД. 9.1 при пуске компрессора забыли открыть отливной клапан охлаждения был сломан шток водяной помпы. 11.1 при работе второго компрессора был сожжен мотылёвый подшипник. 25.1 после обнаружения на носовом компрессоре перегрева мотылёвого подшипника, личный состав остановил компрессор перебрал механизм и, не произведя замеров, установил на место и запустил компрессор. Шатунные болты из перетяжки были разорваны через несколько минут работы. Компрессор получил крупные повреждения, личный состав чудом не пострадал. Корабль встал в аварийный ремонт на завод № 103;

1940 год 10 февраля
При движении во льдах и зарядке АБ из-за перегрева вышла из строя муфта "Бамаг" ДД п.б.;

1940 год 13 марта
При стоянке в базе, из-за ветоши в клапане осушения трюма, в трюм 2-го отсека попала забортная вода. В результате был залит водой электромотор носового компрессора ВВД;

1940 год 16 марта
При дифферентовке в районе залива Посьет провалилась на глубину 97 метров (предельная глубина - 90 метров). При всплытии в условиях 8-9 бального шторма ПЛ получила крен до 45-50 градусов, что вызвало разлив электролита в АБ. От штормовых волн ПЛ получила повреждения ограждения рубки и барбета. Кроме этого КГР заклинило на 10 градусов на всплытие из-за рассоединения линии вала;

1940 год 26 марта
В бухте Троица при отдаче водолазного буя был утерян колпак с буя;

1940 год 28 марта
При заполнении водяной магистрали, из-за приоткрытого клапана аварийного осушения выгородки АБ л.б. 3-го отсека, вода попала в выгородку и заполнила ее на 2/3. Происшествие обошлось без последствий, однако по совокупности происшествий в марте группа трюмных была расформирована по кораблям 13-го ДнПЛ;

1940 год 25 октября
При стоянке у пирса завода №202 в г.Владивосток во время проведения сварочных работ из-за плохой подготовки л/с места под сварку возник пожар во 2-м отсеке. Пожар был потушен силами экипажа. Пострадавших и повреждений не было;

1941 год февраль
Переформирована в состав 2-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ТОФ с базированием на г.Владивосток;

1941 год 22 июня
Находилась в составе 2-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ТОФ с базированием на г.Владивосток;

1941 год - 1945 год
В боевых действиях не участвовала;

1945 год май (предположительно)
Перечислена в состав 3-го ОДнПЛ ТОФ с базированием на Петропавловск-Камчатский;

1945 год 9 августа
К началу боевых действий против Японии находилась в составе 3-го ОДнПЛ ТОФ (с 27.09.1945 - 5-я БрПЛ);

1945 год 24 октября
Переформирована в состав 9-го ДнПЛ 5-й БрПЛ ТОФ (с 12.02.1947 - 7-й ВМФ) с базированием на бухту Тарья;

1945 год 1 декабря
В составе бригады перешла в подчинение Камчатской Военной Флотилии;

1948 год 14 июля
ПЛ посетил Главнокомандующий Вооруженными силами Дальнего Востока Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский;

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу средних подводных лодок;

1949 год 10 июня
Переименована в С-109;

1951 год 30 апреля
Переформирована в состав 92-й БрПЛ 16-й ДиПЛ КчВФл 7-го ВМФ (с 23.04.1953 - ТОФ) с базированием на бухту Тарья (с 1954 - бухта Крашенинникова);

1952 год январь
Базировалась на Петропавловск (предположительно в теущем ремонте);

1952 год 17 июня
Ограничена глубина погружения до 35 метров;

1953 год 5 февраля
До устранения неисправностей материальной части запрещено плавание;

1953 год 19 апреля
Присвоен бортовой номер "12";

1953 год 26 апреля
Вышла из текущего ремонта;

1953 год 17 августа
Выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть и поставлена на прикол;

1953 год 1 сентября
Временно включена в состав 182-й БрПЛ КчВФл ТОФ с прежним местом базирования;

1953 год 15 сентября
Переименована в СТЖ-18 (по историческому журналу соединения - 31.10.1953, циркуляр НШ КчВФл №00117 от 11.11.1953);

1955 год 1 июля
Подчинена 10-й ДиПЛ КчВФл (с 31.05.1956 - ПС) ТОФ с прежним местом базирования;

1957 год 12 января
Отнесена к подклассу УТС;

1957 год 16 марта
Переименована в УТС-63;

1959 год 15 июня
Исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл;

196? год
Разделана на металл (предположительно в начале 60-х годов).




командиры:


1. Холостяков (10.1932-09.1933)
2. Стеценко А.М. (07.02.1933-10.01.1934)
3. Курников Л.А. (10.01.1934-19.02.1936)
4. Бортновский Б.В. (19.02.1936-31.08.1937)
5. Векке В.К. (17.10.1937-06.05.1938 ИД, 07.05.1938-10.12.1938) арестован
6. Бурнашев И.К. (15.12.1938-16.07.1939)
7. Петриков Е.И. (16.07.1939-16.02.1940 ИД, 17.02.1940-21.11.1940)
8. Назаревский К.И. (21.11.1940-30.04.1942)
9. Непомнящий Г.М. (30.04.1942-30.10.1942)
10. Косенко Т.Д. (1942-1943)
11. Лукин Н.Г. (1944-1947)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" (III, V, V-бис и V-бис-2 серии)", Морская коллекция, №2 2002г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
8. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
9. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
10. Статья "Вторая Мировая война 1941-1945 гг. Ранний послевоенный период" (http://submarine.narod.ru/hall3.html).
11. Справочная информация с сайта http://subscribe.ru/archive/rest.story.abhoc/200104/09090503.html.
12. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
13. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.3, Стратегия КМ, Москва, 2005г.
14. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Щуки". Легенды Советского подводного флота", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, Москва, 2008г.
15. Статья "Вторая Мировая война 1941-1945 гг. Ранний послевоенный период" (http://submarine.narod.ru/hall3.html).
16. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.
17. Исторический журнал соединения (01.91.1952-29.11.1966).



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2022