Щ-408
Тип «Щ» Х-бис серии
фотографии:
ПЛ Щ-408 типа "Щ" X-бис серии после повреждений, полученных 26.09.1941г.
историческая справка:
1939 год 23 апреля дополнительная информация:
1. Фотография ПЛ Щ-408 после повреждений 22.06.1942 командиры:
1. Дьяков Н.В. (08.1941-24.10.1941) список источников:
1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2016
Заложена на заводе № 194 в г.Ленинград;
1940 год 4 июня
Спущена на воду;
1941 год 11 февраля
Перечислена в состав УБрПЛ КБФ;
1941 год 22 июня
В начале войны на ПЛ заканчивалисъ монтажные работы (степень технической готовности - 80-82,7%). Находилась в Кронштадте;
1941 год 6 сентября
Перечислена в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ КБФ с базированием на Кронштадт;
1941 год 10 сентября
Вступила в строй;
1941 год 22 сентября
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота;
1941 год 26 сентября
В 21.32 26.9 при переходе из Кронштадта в Ленинград получила серьезные повреждения в резулътате столкновения с СЗ «Онега». Пробит прочный корпус, погнута тумба
перескопов. Непосредственным виновником аварии признали военкома Базарова И.Т., который вмешался в управление ПЛ. Тем не менее командир был снят с должности с понижением. ПЛ вернулась для ремонта на завод
№194 в г.Ленинград;
1941 год 12 октября
Поднят Военно-морской флаг;
1942 год 16 января
Утвержден приемный акт;
1942 год 22 июня
В 12.17 и в 12.50 22.6 в ПЛ попали 2 артиллерийских снаряда. В резулътате ПЛ получила пробоины ниже ватерлинии в районе 52-54 шпангоутов, V отсек затоплен. ПЛ осела кормой на грунт с креном 21 гр. на правый
борт. Другим снарядом нанесены повреждения надстройке в районе 30-31 шпангоутов. На следующей день силами ЭПРОН пробоина была заделана, а вода откачена;
1942 год октябрь
Окончен ремонт;
1942 год 16 октября
В ночь на 16.10 перешла из Ленинграда в Кронштадт;
1942 год 25 октября
Во время артиллерийского обстрела на пирсе в 1,5 м от ПЛ взорвался 210-мм снаряд. ПЛ получила 2 осколочные пробоины в прочном корпусе (в районе 24-25 и 27-28
шпангоутов). 5 человек из состава экипажа получили ранения, в т.ч. двое - тяжелые;
1942 год октябрь - 1943 год январь
Прошла аварийный ремонт на Кронштадском морзаводе;
1943 год 7 января
Перечислена в состав 3-го ДнПЛ БрПЛ КБФ с базированием на Кронштадт;
1943 год апрель
На ПЛ закончен монтаж миноотводов и прибора ПАМ-К. Корпус был покрыт изоляционной мастикой;
1943 год 15 апреля
К 15.4 подготовлена к боевому походу;
1943 год 7 - 22 мая
Боевой поход. В 22.30 7.5 - 01.00 8.5 в обеспечении БТЩ-210, -211, -215, -217, -218, 6 СКА и 2 КДЗ перешла из Кронштадта к м-ку Шепелевский, где легла на грунт, и
в ночь на 9.5 перешла к о. Лавенсари. В 04.30 на восточном створе лавенсарского рейда БТЩ-210 подорвался на 2 донных минах и получил серьезные повреждения. В 04.40
ПЛ легла на грунт в 2 милях от бухты Норре-Каппельлахт и в ночь на 11.5 ошвартовалась в бухте. В 23.15 18.5 - 01.00 19.5 в обеспечении 5 СКА и 7 КАТЩ перешла в
точку погружения на Восточном гогландском плесе и начала переход на позицию в Норчёпингской бухте. В 02.55 и 02.58 22.5 из района м-ка Вайндло от командира ПЛ
было получено донесение: «Атакован силами ПЛО, имею повреждения. Противник не дает заряжаться. Прошу выслать авиацию. Мое место - Вайндло». В дальнейшем ПЛ на связь
не выходила и в базу не вернулась. Вылетевшие с о.Лавенсари 8 истребителей И-153 и И-16, потеряв 2 самолета, безрезультатно возвратились на аэродром. У командира
Островной ВМБ осталось только 6 истребителей, и он не стал ими больше рисковать. Через 8 часов Командующий ВВС КБФ послал к о. Вайндло 10 Ла-5, но и они, потеряв
2 самолета задачу нанесения удара по силам ПЛО не решили. Только через 20 часов в район были посланы достаточные силы авиации, но к этому времени ПЛ и ее экипаж
(41 человек) уже погибли. По данным из зарубежных архивов (по исследованиям Морозова М.Э.) можно восстановить хронологию последнего боя ПЛ Щ-408.
Днем 21.5 по пятну соляра ПЛ была обнаружена с воздуха. Баржи вызванной в район 1-й группы 24-й десантной флотилии сбросили на пятно 5 глубинных бомб (остальные
запасы были сброшены ранее на ПЛ Щ-303) и легли в дрейф. В 02.50 22.5 внезапно всплывшая русская ПЛ вступила в артиллерийский бой с БДБ. Оторваться от противника ПЛ
не удалось. Согласно немецкому донесению БДБ добились нескольких попаданий в ПЛ из 75-мм и 20-мм орудий, серьезно повредив ей носовую часть. В ответ Щ-408
поразила баржи несколькими 45-мм снарядами, но не смогла вывести их из строя. В течение этого 10-минутного боя командир ПЛ успел дважды передать радиодонесения и
погрузился. К этому времени к точке погружения ПЛ прибыли финский минзаг «Руотсинсалми» и сторожевой катер VMV-6. Они сбросили в центр масляного пятна две больших
серии бомб, после чего в 04.50 22.5 на поверхности появились пузыри воздуха, большое количество соляра и масла, куски дерева. Продолжавшееся до 25.5 наблюдение за районом
подтвердило, что Балтийский флот лишился еще одной подводной лодки. Гибель корабля, произошедшая сравнительно недалеко от Лавенсари, на виду у наших сил, которые даже
несмотря на оповещение не смогли ничем помочь, произвела тяжелое впечатление на подводников. Командование воздержалось от посмертных награждений. Тем курьезней
выглядит представление командира ПЛ Кузьмина П.С. к иностранной награде — ордену Британской империи 5-й степени, которым его наградили через год после гибели.
Получается, что за рубежом оценили его подвиг, а на Родине — нет;
2016 год
Группа «Разведывательно-водолазный клуб» (имеет большой и успешный опыт поиска затонувших во время ВОВ ПЛ) и Санкт-Петербургский Клуб моряков-подводников планируют в период
с 1 по 3 мая осуществить на месте гибели ПЛ поиск и последующее погружение к затонувшей ПЛ. 3 мая планируется установка мемориальной доски и торжественное мероприятие, в
котором предусмотрено участие в том числе и родственников членов экипажа;
2016 год 1 - 3 мая
Российские дайверы-поисковики проекта "Поклон Кораблям Великой Победы — 2016" совместно с финской поисковой командой Subzone (руководитель Имми Валлин) провели подводную экспедицию
у эстонского острова Вайндло (Финский залив Балтийского моря) по обнаружению и идентификации ПЛ Щ-408, которую военные историки называют «Балтийский Варяг».
О подробностях проведённой операции корреспонденту ИА REGNUM рассказал руководитель экспедиции, дайвер "Разведывательно-водолазного клуба" Константин Богданов: "В праздничные майские дни
команда проекта "Поклон Кораблям Великой Победы" вместе с нашими коллегами из Финляндии провели серию погружений для идентификации, изучения и видеосъёмки геройской подводной лодки
Щ-408. До сих был примерно известен лишь район гибели, но сейчас мы смогли точно выйти на корпус и провести подводные работы по абсолютной идентификации боевого
советского подводного корабля. Это именно Щ-408, именно та лодка, которая приняла неравный бой возле эстонского острова Вайндло и с гордо поднятым боевым флагом ушла
на дно, за что именуется «подводным Балтийским Варягом». Сейчас мы были на ней на глубине 72 метра. Обе 45-мм пушки повёрнуты в сторону левого борта и находятся в боевом положении.
На палубе лежат ящики со снарядами и вероятно личное оружие командира лодки Павла Семёновича Кузьмина во время боя — автомат ППШ. По уставу, во время ночного боя, командир должен
был находиться на мостике. Как установили военные историки, после 10 минут боя и переданной радиограммы о помощи, лодка совершила срочное погружение и 2 суток экипаж боролся за жизнь".
Руководитель экспедиции К. Богданов подчеркнул, что: "Все люки подводной лодки задраены, на рубке чётко видны пробоины от попаданий снарядов, выпущенных фашистскими кораблями, с которыми
лодка вела бой. Все известные из военных архивов подробности гибели лодки получают фактическое подтверждение. Таким образом, в результате нынешней экспедиции не просто установлено
точное место гибели лодки, но проведена её однозначная идентификация". 3 мая 2016 над местом гибели легендарной советской подводной лодки Щ-408 проведена мемориальная акция,
в которой приняли участие заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов, который является инициатором создания военно-исторического музея, посвящённого подвигу "Балтийского Варяга" в
школе Санкт-Петербурга №539 на улице Подводника Павла Кузьмина. В мемориальной акции приняли участие сын и внук командира лодки. Православные священники отслужили панихиду по геройски
погибшему экипажу, не сдавшемуся врагу в безвыходной ситуации. На воду был спущен памятный венок и 40 гвоздик — по количеству моряков-членов экипажа Щ-408. Участники проекта
"Поклон Кораблям Великой Победы" поддерживают инициативы о посмертном награждении всех членов экипажа легендарной подводной лодки боевыми наградами, что не сделано до сих пор.
2. Список погибших в боевом походе 22.05.1943.
2. Кузьмин П.С. (24.10.1941-05.1943)
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" Х и Х-бис серии", Морская коллекция, №4, 2002г.
7. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
8. Хромов Н.Е. "Подводные силы Балтийского флота 1906-2006гг.", Кладезь, Калининград, 2006г.
9. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
10. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Щуки". Легенды Советского подводного флота", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, Москва, 2008г.