Rambler's Top100 Щ-212 тип "Щ" X серии

Щ-212

Тип «Щ» X серии



фотография:


Щ-212



историческая справка:


1934 год 18 ноября
Заложена в г.Николаев на заводе им. 61 коммунара (завод №200 НКОП);

1936 год 29 декабря
Спущена на воду. Подчинена 15-му ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1938 год 31 октября
Вступила в строй. По другим данным приемный акт подписан 31.05.1938;

1938 год 15 декабря
Вошла в состав Черноморского флота. Зачислена в состав 15-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1939 год апрель
Переформирована в состав 33-го ДнПЛ 3-й БрПЛ ЧФ;

1940 год 18 февраля
На переходе из Пицунды в Севастополь, потеряв ориентировку, вышла в район с.Поповка (оз.Донузлав), имея ошибку в счислении около 50 миль. Опоздание в базу составило 13 часов;

1940 год 7 - 8 марта
7.3 вышла для выполнения специального задания. Штурманское обеспечение похода осуществлял флаг-штурман 3-й БрПЛ ЧФ кап.л-т Каноненко В.М. Тем не менее за 29-часовое плавание ПЛ имела ошибку в сислении в 16 миль;

1941 год февраль
Переформирована в состав 4-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1941 год 22 июня
Находиласъ в Севастополе, где осуществляла текущий ремонт. Входила в состав 4-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1941 год июль
В начале июля вступила в строй;

1941 год 4 - 9 августа
Боевой поход. В 20.35 4.8 вышла в дозор в район юго-западнее м. Сарыч (позиция №2). Встреч с кораблями противника не имела. В 13.15 9.8 вернулась в Севастополь;

1941 год 10 - 11 августа
Перешла в Феодосию;

1941 год 24 августа - 13 сентября
Боевой поход. В 10.22 24.8 вышла в дозор в район юго-западнее м. Тарханкут (позиция №1). Встреч с кораблями противника не имела. В 08.15 13.9 вернулась в Феодосию;

1941 год 3 - 4 октября
Перешла в Туапсе;

1941 год 17 - 27 октября
Боевой поход. В 17.00 17.10 вышла в район Варны (позиция №21). Прибыла на позицию в 23 ч 21.10. Встреч с кораблями противника не имела. В 17.05 25.10 в 3,2 милях юго-западнее м. Калиакра кронштейном минного охранителя "Краб" подорвалась на мине UМА румынского заграждения S-13. В результате взрыва на ПЛ были повреждены носовые горизонтальные рули, обшивка цистерн главного балласта №1,2,3 с правого борта, ТА № 2,3,4. Возникли деформации в прочном корпусе, нарушилась герметичность 15 баков АБ. Вечером начала возвращение в базу. Утром 27.10 встречена ЭМ "Бойкий" и в 19.30 прибыла в Севастополь;

1941 год 29 - 30 октября
Перешла в Туапсе, где начала аварийный ремонт;

1942 год 16 - 17 января
Перешла в Поти;

1942 год 8 февраля - 25 марта
Находилась в доке;

1942 год 20 мая
Вступила в строй;

1942 год 26 мая
Перешла в Батуми;

1942 год 14 - 15 июня
Перешла в Новороссийск, откуда принимала участие в снабжении Севастополя;

1942 год 16 - 21 июня
Транспортный поход. В 15.00 16.6 вышла из Новороссийска. Прибыла в Севастополь в 00.45 19.6. Доставила 28 т. боеприпасов и 2 т. продовольствия. В 03.15 19.6 Вышла из Севастополя и в 05.50 21.6 возвратилась в Новороссийск. Эвакуировано 48 человек;

1942 год 23 - 27 июня
Транспортный поход. В 09.46 23.6 вышла из Новороссийска. В 11.05 23.6 в 5 милях западнее м. Дооб обнаружила перископ ПЛ противника - зарубежных данных нет, очевидно ложный контакт. В 14.34 отбила артиллерийским огнем атаку ТКА (израсходовала 13 45-мм снарядов). Прибыла в Севастополь в 00.40 25.6. Доставила 26 т. боеприпасов, 27 т. бензина и 4 т. продовольствия. В 03.00 26.6 Вышла из Севастополя. В 19.00 26.6 находясь в районе южнее Ялты, зафиксировала на д=200 каб. взрыв большой силы - по-видимому, гибель "С-32". В 19.05 - 21.46 подверглась преследованию СКА, сбросивших 32 глб. В 07.19 - 07.23 27.6 атакована самолетами противника, сбросившими 19 авиабомб. В 22.47 27.6 возвратилась в Новороссийск. Эвакуировано 69 человек;

1942 год 30 июня - 7 июля
Транспортный поход. В 21.22 30.6 вышла из Новороссийска. В ночь на 2.7 прибыла в подходную точку фарватера №3. В 04.26 атакована самолетом, сбросившим несколько авиабомб. Постоянный обстрел, бомбардировки и отсутствие навигационных ориентиров не позволили ПЛ преодолеть несколько оставшихся до Севастополя миль. Вечером 3.7 получила приказ о возвращении в Новороссийск, но до 22.33 4.7 находилась у м. Херсонес из-за необходимости выбросить груз (28 т. боеприпасов, 30 т. бензина и 2,5 т. продовольствия) и зарядить АБ. В 08.05 7.7 прибыла в Батуми;

1942 год 23 июля - 11 августа
Боевой поход. В 05.35 23.7 вышла в район м. Куру-бурну (позиция №37). 26.7 прибыла на позицию. 3-5 и 7.8 патрулировала на прибрежном фарватере, остальное время на удалении 10-80 миль от берега. Действия ПЛ затруднялись плохим состоянием АБ (постоянно перегревалась). Вечером 6.8 и утром 8.8 слышала отдаленные взрывы глб и шумы винтов, но попыток сближения с кораблями противника не предпринимала. 8.8 начала возвращение в базу и 11.8 прибыла в Батуми;

1942 год 10 августа
Перечислена в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ ЧФ;

1942 год 14 сентября - 4 октября
Боевой поход. В 00.15 14.9 вышла в район Босфора (нозиция №46). Утром 17.9 прибыла на позицию, но из-за ошибки штурмана 17-21.9 маневрировала в 10-20 милях восточнее Босфора. Встреч с кораблями противника не имела. 30.9 начала возвращение в базу и 4.10 прибыла в Батуми;

1942 год 23 октября
Перешла в Поти;

1942 год 26 октября
Перешла в Батуми;

1942 год декабрь
Боевой поход. В 16.45 2.12 вышла из Батуми в район м. Олинька - Портицкое гирло (позиции №44-45; обеспечивающий - командир 2-го ДнПЛ капитан 2 ранга Г.Ю. Кузьмин). С 5.12 должна была находиться на позиции. 11.12 дала квитанцию на приказ о переходе в район Тендровской косы на время набеговой операции кораблей ЧФ. В дальнейшем на связь не выходила и в базу не всрнулась. По плану должна была покинуть позицию 19.12 и возвратиться в Батуми 22.12. 14-19.12 погибла в точке 45°10,9' с.ш./30°08,7' в.д. в 5 милях юго-западнее о. Фидониси на мине ЕМС румынского заграждения S-44, выставленного МЗ "Дакия" и "Мурджеску". Из данных радиоперехвата командование сделало заключение, что ПЛ 19.12 стала жертвой атаки вражеских самолетов в районе Синопа при возвращении с позиции. По всей вероятности, расшифровка немецкого сообщения содержала ошибку, поскольку в архивных материалах противника подобной атаки никогда не значилось. На ПЛ погибло 42 члена экипажа;

1974 год - 1975 год
Обнаружена на дне юго-западнее о.Фидониси (Змеиный). До этого она числилась как каменная гряда, на нее погружались как профессионалы, так и любители аквалангисты;

1976 год май
Остов ПЛ типа "Щ" X серии был обследован аквалангистами клуба "Садко" из Николаева. Первоначально считалось, что данная ПЛ это "Щ-208". С неё даже в августе сняли орудие, пытаясь по номеру узнать ПЛ, но коррозия сделала это невозможным. 45-мм орудие с ПЛ было установлено в Севастополе в экспозиции диорамы "Штурм Сапун-горы". Согласно повреждениям, можно установить что ПЛ подорвалась на крупной якорной мине. Румыны установили в этом районе минное заграждение 29.10.1942 г. состоящее из тяжелых якорных мин EMC (вес взрывчатого вещества 275 кг). Только этот факт уже опровергает факт что что найденная ПЛ может оказаться Щ-208 или Щ-213 - обе они погибли гораздо раньше. По всей вероятности, ПЛ оказалась в данной точке, когда определялась по островному маяку при переходе на новую позицию либо при возвращении назад. В дальнейшем, силами аварийно-спасательной службы КЧФ подводную лодку предполагалось поднять и детально обследовать, но этот план так и не был осуществлен, а аквалангистам "Садко" было "не рекомендовано"» проводить обследование самостоятельно;

2002 год
Повторно обнаружена. Квадрат с местоположением ПЛ, обозначенный на карте в 1976 году, был размером миля на милю. Найти в нем затонувшую подлодку не удавалось вплоть до 2002 года;

2003 год
Корпус лодки был обследован аквалангистами одесского клуба "Посейдон". По их описанию у лодки лежащей на ровном киле оторвана носовая часть, на длину около 15 метров которая лежит на небольшом удалении. Рубка повреждена, вероятно взрывом. Все люки открыты. На месте отрыва носовой части, образовалась дыра диаметром в ширину лодки, после очистки от обрывков кабелей и трубопроводов аквалангистам удалось проникнуть во внутрь. Внутри полный хаос. Слани на полу, покрыты полуметровым слоем ила. В некоторых местах видны останки экипажа;

2006 год
Журналом "Октопус" была организована еще одна экспедиция. Также по состоянию на 2006 год было не менее трех проникновений внутрь корабля, которые осуществили аквалангисты клуба "Наварекс". При обследовании останков лодки, на носовой части, был обнаружен сетепрорыватель, который позволяет идентифицировать ПЛ именно как Щ-212. Координаты 45°10'N 30°08'E, глубина - 36 метра, возвышение над грунтом 6 метров. В мае на ПЛ произвели погружение участники международной экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы». На ПЛ была установлена мемориальнвя табличка;

2012 год
По состоянию на начало года подъем остова ПЛ не планировался.



дополнительная информация:


1. Список погибших в декабре 1942 года.
2. Фотография остова ПЛ на дне.



командиры:


1. Клынин Н.Ф. (08.02.1937-02.11.1937 ИД)
2. Израйлевич И.С. (02.11.1937-25.03.1938 ИД, 26.03.1938-29.10.1939)
3. Бурнашёв И.К. (29.10.1939-20.02.1940 ИД, 21.02.1940-03.10.1942)
4. Кукуй Г.А. (23.10.1942-12.1942)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" Х и Х-бис серии", Морская коллекция, №4, 2002г.
7. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2, Стратегия КМ, 2003г.
8. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
9. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2015