Rambler's Top100 Подводная лодка Щ-320. Тип "Щ" X серии

Щ-320
тип "Щ" X серии




фотография:


Подводная лодка Щ-320

ПЛ Щ-320 типа «Щ» X серии в Кронштадте. 1942 год.




историческая справка:


1934 год 31 декабря
Заложена в г.Ленинград на заводе им. А.Марти. Планировалось, что ПЛ получит наименование "Рысь";

1935 год 15 (12?) февраля
Спущена на воду как ПЛ Щ-320;

1936 год 29 ноября
Вступила в строй;

1936 год 11 декабря
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Зачислена в состав 17-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ с базированием на Кронштадт;

1939 год октябрь
Входила в состав 17-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ. В ходе подготовки к советско-финляндской войне в составе дивизиона перебазировалась в Таллин (предположительно в это время дивизион и был перечислен в состав 2-й БрПЛ);

1939 год ноябрь - 1940 год февраль
Участвовала в советско-финляндской войне. Совершила 2? боевых похода;

1939 год 29 ноября - 9 декабря
Боевой поход. Покинула рейд Таллина в числе первых в ночь на 29.11. Позиция располагалась южнее шведского маяка Ландсорт (позиция № 15), где, по расчетам командования КБФ, ПЛ должна была действовать не только против финских судов, но, в случае вступления Швеции в войну, и против ее кораблей. В дневное время движения судов в районе позиции фактически не происходило, зато ночью осуществлялось довольно интенсивно, зачастую в сопровождении боевых кораблей. Действовать по призовому праву в таких условиях не представлялось возможным, поэтому до конца патрулирования командир ПЛ ограничивался разведкой. 7.12 при срочном погружении возник дифферент при которм пролился электролит. 8.12 из низкой плотности электролита АБ прекратила патрулирование и начала возвращение в базу. Утром 9.12 прибыла в Таллин;

1940 год 11 - 23 января
Боевой поход. Выходила на смену ПЛ Щ-319 в район южнее Утё (позиция № 6). Экипажу ПЛ пришлось противостоять штормам и льду, толстой коркой покрывшему надстройку, орудия и ограждение рубки. 20.1 наконец-то был получен приказ возвращаться в Таллин, выяснилось, что пробиться через льды в Финский залив невозможно. Доложив обстановку, командир ПЛ получил указание идти в Либаву. 22.1 были оборваны антенны дпинноволновой связи, связь с лодкой - потеряна. Прибыла в Либаву ы 04.55 23.1 с поврежденной льдом надстройкой и оборванными антеннами;

1940 год 7 мая
Произошла авария ДД;

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 7-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ с базированием на Таллин;

1941 год 22 июня
К началу ВОВ находшась в доке Таллина в среднем ремонте;

1941 год 3 - 4 июля
Перешла в Ленинград;

1941 год 3 - 4 августа
Перешла в Устъ-Лугу;

1941 год 18 - 30 августа
С 18.8 находилась в Кронштадте в готовности к выходу в поход;

1941 год 30 августа
Перешла в Ленинград;

1941 год 6 сентября
Переформирована в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;

1941 год 16 сентября
Перешла в Кронштадт;

1941 год 20 сентября - 25 октября
Боевой поход. В 19.30 20.9 вышла в северную часть Данцигской бухты (позиция №4). Днем 22.9 в устье Финского залива, по данным гидроакустики, обнаружила КОН, но в атаку не выходила. Вечером временно вышел из строя указатель горизонтальных рулей. В 03.07 23.9 закончила форсирование Финского залива. Прибыла на позицию в 06.40 25.9. В 15.05 26.9 атаковала 2 ТР в точке 55°05' с.ш./19°37'5 в.д. (ТР 5000 т, атака=подв/пр/1, д= 12 каб., через 2 мин услышан глухой взрыв, через 17 мин в перископ наблюдался тонущий ТР, вокруг которого находились катера и шлюпки - зарубежных данных нет). После атаки, из-за отказа предохранителей электросети кормовых горизонтальных рулей и заклинивания носовых рулей, ПЛ погрузилась с дифферентом 45°. Пролился электролит, гирокомпас вышел из меридиана. В ночь на 28.9 обнаружила 2 ТЩ. В 14.19 1.10 безрезультатно атаковала ОТР (ТР 1-2000 т, атака=подв/пр/1 (установка глубины - 3 м), д=12 каб., взрыва не было - зарубежных данных нет). В ночь на 3.10 отходила для обсервации к м-ку Хоборг. 5.10 обнаружила ТЩ противника. Днем 6.10 и утром 7.10 командир отказался от атаки 3 МЗ, поскольку оценил их осадку менее, чем в 3 м. Сделанное в 13.15 6.10 третье с начала похода сообщение с ПЛ, стало первым, полученным в штабе КБФ. Из-за ошибки командира БЧ-4, использовавшего неверные радиоданные ПЛ "Щ-320" посчитали погибшей, что задержало развертывание ПЛ КБФ на две недели. Кроме того, поскольку не были получены радиоданные на октябрь, в период 1-4.10 ПЛ не могла принимать приказания из Кронштадта. Днем 7.10 командир не смог выйти в атаку на ПЛ противника из-за невыгодного КУ. Утром 8.10 не атаковал ОТР из-за большой дистанции. 10.10 лодка отходила к о. Готланд для перезарядки ТА. В 11.50 13.10 безрезультатно атаковала ОТР (ТР 1-2000 т, атака=подв/пр/1 (установка глубины - 3 м), д=6 каб., взрыва не было - зарубежных данных нет). В 0 ч 22.10 начала возвращение в базу, в 8 ч 23.10 форсировала Финский залив. В ночь на 24.10 обнаружила НСУ, от которого уклонилась погружением. В 09.30 25.10 прибыла в Кронштадт;

1941 год 25 - 26 октября
Перешла в Ленинград для навигационного ремонта;

1942 год 11 июня
В ночь на 11.6 перешла из Ленинграда в Кронштадт;

1942 год 13 июня - 28 июля
Боевой поход. В 22.25 13.6 в сопровождении 2 СКА вышла к о. Лавенсари. В 01.53 14.6 атакована 3 самолетами противника (в нарушение указаний командира БПЛ ПЛ совершала переход в надводном положении). Произвела срочное погружение. От взрывов бомб получила неболыпие повреждения (оторваны минные кринолины, повреждены отдельные приборы и механизмы). В 12.56 прибыла к о. Лавенсари и в 22.42 вышла на позицию Мемель - Либава (позиция №8). До середины Восточного гогландского плеса сопровождалась СКА "МО №121". Утром 15.6 имела три мнимых встречи с минрепами. В 12.37 16.6 ПЛ вышла в торпедную атаку по одному из 2 ТР, находившихся на рейде о. Макилуото (ТР 6000 т, атака=подв/пр/2, д=12 каб., через 1,5 мин услышан взрыв одной торпеды, после подъема перископа наблюдался тонущий ТР - безуспешно атакована ПЛБ КАТЩ "МRS 12", торпеда взорвалась не дойдя до цели). В 13.40 16.6 атакована силами ПЛО - сброшено 24 глб. В 00.30 17.6 во время зарядки АБ юго-восточнее о. Юссаре безрезультатно атакована самолетом противника. Самолеты противника неоднократно заставляли ПЛ погружаться вечером 17.6 и вновь атаковали ее в 03.20 18.6. В 01.40 19.6 закончила форсирование Финского залива. В 23.36 21.6 прибыла на позицию. До 2.7 наблюдала исключительно движение СКР и ТЩ. 2.7 не смогла атаковать ОТР, поскольку находилась слишком далеко от прибережного фарватера. В 11.51 5.7 ПЛ произвела торпедную атаку КОН (1 ТН, 2 ТЩ) в точке 55°28'8 с.ш./20°58'5 в.д. (ТН 8000 т, атака=подв/пр/2, д=3-4 каб., гибель ТН наблюдалась в перископ - потоплен германский ТР "Анна Катрин Фрицен", 677 брт). С 15.55 до 20.00 на большом удалении от ПЛ 4 СКР 3-й германской флотилии СКР сбросили 48 глб, не причинивших лодке повреждений. Днем 11.7 и утром 12.7 не смогла выйти в атаку на 2 ОТР из-за малых глубин. В 13.29 16.7 ПЛ произвела торпедную атаку КОН (ТР, 2 м/б) в районе м. Акменрагс (ТР 8000 т, атака=подв/пр/2, д=10 каб., через 1,4 мин услышан взрыв, затем в перископ наблюдалась гибель ТР - безуспешно атакован германский ТР "Гудрун", торпеда взорвалась на берегу). На большом удалении от ПЛ противником сброшено 8 глб. 17-18.7 отходила к о. Готланд для перезарядки ТА и доливки дистиллированной воды в АБ. С 19.7 действовала на коммуникации Мемель - м. Брюстерорт. В 23.18 20.7 начала возвращение в базу. 21.7 подходила к о. Готланд для определения скорости и поправки лага. 24.7 начала форсирование Финского залива. Вечером 26.7 прибыла в Нарвский залив. В 15.38 27.7 самостоятельно вошла на рейд о. Лавенсари. 23.40 27.7 - 05.46 28.7 в обеспечении БТЩ-215, -217, -218 и 2 СКА перешла в Кронштадт. На переходе КОН подвергся обстрелу финской береговой артиллерии. За поход, в ходе которого по донесению командира ПЛ утопила три транспорта, экипаж был награжден орденами и медалями (Вишневский - орденом Ленина);

1942 год октябрь
Боевой поход. В 19.55 1.10 в обеспечении БТЩ-210, -211, -215, -217, -218 и 3 СКА вышла к о. Лавенсари. Из-за тумана в 03.30 2.10 эскорт стал на якорь, и ПЛ продолжила движение самостоятельно. В 04.06 прибыла в точку погружения в 6 милях западнее о. Лавенсари и начала переход в район юго-западнее о. Борнхольм (позиция №1 южнее 55-й параллели). В течение похода ПЛ на связь не выходила (не доложила об окончании форсирования Финского залива и о занятии позиции, не ответила на вызовы командования 8 и 9.10) и в базу не вернулась. Возможные причины гибели: подрыв на мине заграждения "Юминда" во время зарядки АБ (командир ПЛ намечал осуществить форсирование Финского залива двигаясь вдоль южного берега), либо на минах заграждений "Зееигель" или "Насхорн", глб германских кораблей ПЛО (выходившая на позицию одновременно с "Щ-320" ПЛ "Щ-303" слышала в течение вечера 3.10 в районе о. Гогланд взрывы серий глб), а также ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погибло 40 членов экипажа;

1942 год 23 октября
Награждена орденом Красного Знамени;

1942 год ноябрь (приблизительно)
Исключена из состава ВМФ;

2017 год 4 мая
Участники поисковой экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы" обнаружили две советские подводные лодки, затонувшие в Балтийском море во время Великой Отечественной войны. ПЛ лежат на дне неподалёку от острова Большой Тютерс в Финском заливе, сообщает ТАСС. Одна из них, Щ-406, находится на глубине шестидесяти метров. Другая, Щ-320 — на глубине сорок шесть метров. По словам Константина Богданова, который возглавляет экспедицию, подводные лодки погибли при преодолении немецких минных полей. Их удалось обнаружить при помощи новейшего оборудования, которое произвели в нашей стране. Затем дайверы экспедиции погрузились к подводным лодкам и произвели окончательную идентификацию. На 5 мая планируется торжественная церемония. Участие в ней примут российские военные, представители Русской православной церкви. Они отслужат панихиду, погибшим отдадут воинские почести. Дайверы установят на корпуса погибших подлодок мемориальные доски, где выбиты имена всех членов экипажа.




дополнительная информация:


Список погибших в боевом походе 10.1942



командиры:


1. Корсак В.Н. (27.10.1936-04.05.1937 ИД, 05.05.1937-10.02.1939)
2. Мартемьянов Т.Г. (10.02.1939-06.08.1939 ИД, 07.08.1939-17.09.1940)
3. Вишневский И.М. (17.09.1940-10.1942)



список источников:


1. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
2. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
3. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
4. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии)", Морская коллекция, №2, 2002г.
5. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
6. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998г.
7. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
8. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", Выпуск 15, №3/1999г.
9. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Галея-Принт, 1999г.
10. Фотография из книги Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг."
11. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
12. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.
13. Информация с сайтов новостных агентств.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2017