Rambler's Top100 Подводная лодка Щ-323 Тип "Щ" X серии

Щ-323
тип "Щ" X серии




фотография:


Подводная лодка Щ-323




историческая справка:


1934 год 31 декабря
Заложена на заводе "Красное Сормово" в г.Горький;

1935 год 10 апреля
Спущена на воду;

1935 год (?)
Переведена по внутренним водным системам в г.Ленинград для достройки и прохождения сдаточных испытаний;

1936 год 3 ноября
Вступила в строй. Поднят Военно-морской флаг. Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Зачислена в состав 22-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ с базированием на Кронштадт;

1939 год октябрь
Входила в состав 22-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ. В ходе подготовки к советско-финляндской войне в составе дивизиона перебазировалась в Таллин;

1939 год ноябрь - 1940 год февраль
Участвовала в советско-финляндской войне. Совершила 2? боевых похода;

1939 год 5 - 21 декабря
Боевой поход. В 00.30 (02.30?) 5.12 вышла в море на позицию № 6 в район, расположенный южнее острова Утё. Здесь ПЛ безуспешно патрулировала до 10.12, когда командир ПЛ решил отойти к острову Хиума, чтобы определиться по маякам. Около 3 часов утра был обнаружен одиночный транспорт, двигавшийся в восточном направлении. Как выяснилось позднее, судно называлось "Кассари" (379 брт), принадлежало Эстонии и возвращалось в Таллин из шведского Сундсвалля. Командир ПЛ решил досмотреть пароход, но на запрос тот не ответил, после чего, якобы, увеличил ход. ПЛ незамедлительно открыла огонь из кормового орудия (носовое покрылось льдом) и в течение полутора часов выпустила 160 снарядов. Изрешеченный транспорт скрылся под водой в 20 милях от южной границы блокадной зоны и в 28 милях севернее мыса Ристна. Во время обстрела один член его команды был убит, два других получили ранения от пулеметного огня, уже когда находились в спасательной шлюпке. Шлюпка пристала к берегу Хиумы, так что название жертвы и подробности потопления вскоре стали известны эстонским газетам и штабу КБФ. Заместитель командующего флотом В.А. Алафузов назвал действия Иванцова "дикими" и "зверскими", что, тем не менее, не воспрепятствовало награждению командира орденом Красной Звезды. За время похода дважды коснулась грунта: на глубине 25 м., при глубине с карты 75 м., и на перископной глубине. В 08.00 21.12 вернулась в Таллин;

1940 год 4 - 16 января
Боевой поход. В 08.20 4.1 вышла на позицию №7 в район Мариенхамн. Позиция, в пределах которой действовала лодка, была расширена, что позволило осуществлять поиск целей вдоль всего южного и юго-западного побережья Аландских островов. Командир ПЛ обнаружил несколько судов противника за пределами блокадной зоны и лишь однажды ему представился шанс атаковать пароход. Но выпущенная торпеда прошла мимо цели. 11.1 вышел из строя ГЭД л.б. (пробило изоляцию). 12.1 ПЛ получила приказание возвращаться в базу. 13.1 появилась течь в съемном листе над 5-м отсеком - ПЛ не смогла погружаться. 15.1 ПЛ настолько обледенела, что двигалась с постоянным креном в 10° на правый борт. Обколка льда не могла быть произведена из-за высокой волны. Стоял 25-градусный мороз. Под тяжестью льда оборвались антенны, вышел из строя горизонтальный руль, замерзло и не действовало якорное устройство. В 23.00 16.1 прибыла в Таллин;

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 7-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ с базированием на Таллин;

1941 год июнь
В середине июня закончила средний ремонт на Кронштадском морском заводе. К началу ВОВ находиласъ в бух. Локса в организационном периоде. 30.6 перешла в Таллин;

1941 год 1 - 11 июля
1.7 перешла в Лужскую губу. 10-11.7 перешла в Таллин;

1941 год 13 июля - 4 августа
Боевой поход. В 15.00 13.7 вышла в район Стокгольма (позиция №10) в обеспечении БТЩ-209, -213, 2 СКА, которые сопровождали ПЛ до района м. Ристна. Патрулировала с 14.7 по 3.8. За весь период был обнаружен лишь шведский ММ (21.7) и самолет. 4.8 встречена у м. Ристна БТЩ-210, -215 и сопровождена в Таллин;

1941 год 15 августа
Перешла в Кронштадт, затем в Ленинград;

1941 год 6 сентября
Переформирована в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;

1941 год 16 сентября
Вернулась в Кронштадт;

1941 год 21 сентября
Должна была выйти в боевой поход в Аландское море (позиция №5), но в связи с задержкой сообщения с ПЛ "Щ-320" задержана в Кронштадте;

1941 год 10 октября - 10 ноября
Боевой поход. В 20.10 10.10 вышла в Норчёпингскую бухту (позиция №5). Эскорт до меридиана о. Кэри составляли БТЩ-206, -207, -209, -215, -217 и 6 СКА. 11.10 ПЛ перешла к о. Гогланд (днем лежала на грунте в бух. Суркюлля), в 02.30 12.10 отпущена эскортом в заданной точке. В 02.30 13.10 завершила форсирование Финского залива, после чего по приказанию командования перешла к о. Хиума для отражения десанта противника. Днем несколько раз обнаруживала СКР и ТЩ, а в 12.26 начала атаку на германский КРЛ "Кёльн" (в составе кораблей соединения "Остпройссен": легкий крейсер "Кёльн", миноносцы "Т-2", "Т-5", "Т-7", "Т-8" и группа тральщиков). Из-за неправильных действий личного состава при заполнении кольцевого зазора приобрела отрицательную плавучесть и легла на грунт на глубине 65 м. После всплытия командир ПЛ от атаки отказался, т.к. не был уверен в удифферентованности лодки. В 19.39 ПЛ продолжила переход на позицию, куда прибыла в 04.14 14.10. В 13.43 командир обнаружил шведскую ПЛБ и 6 ПЛ, от атаки отказался. В 06.10 15.10 произвела торпедную атаки ОТР в точке 58°13' с.ш./17°32' в.д. (ТР 5000 т, атака=надв/пр/1, д=3 каб., из-за волнения торпеда уклонилась вправо на 90°). В 08.45 15.10 произвела торпедную атаку другого ОТР в точке 58°22'6 с.ш./ 17°35'5 в.д. (ТР 3000 т, атака=под/пр/1, д=5 каб., торпеда с установкой глубины 3 м прошла под ТР - зарубежных данных нет). В 22.51 16.10 произвела торпедную атаку ОТР в точке 57°42'5 с.ш./17°02'0 в.д. (ТН 17000 т, атака=надв/пр/1-н, д=2,5-3 каб., через 30 сек наблюдался взрыв торпеды, через 10-15 мин гибель судна - потоплен германский ТР "Балтенланд", 3784 брт. с грузом деревянных креплений для шахт). 17.10 дважды (в 21.38 и в 22.27) атаковал ОТР неизвестного водоизмещения в точке 58°39'4 с.ш./18°10'5 в.д.: 1-я атака=надв/пр/1, д=3 каб., торпеда уклонилась вправо на 130°; 2-я атака=надв/пр/1, д=3 каб., торпеда утонула не дойдя до цели. Вечером 18.10 из-за шторма вышел из строя вертикальный руль, от атаки обнаруженного ОТР командир отказался. В ночь на 19.10 с трудом уклонилась от столкновений с 5 обнаруженными ОТР. Шторм продолжался до 24.10, для исправления повреждений ПЛ отошла в открытое море. В 16.00 30.10 произвела торпедную атаку ОТР в точке 58°41'3 с.ш./17°24'3 в.д. (ТР 4-5000 т, атак=под/пр/1, д=5 каб., через несколько сек. услышан сильный взрыв, ПЛ зарылась в волну, через 2 мин. ТР в перескоп не обнаружен, по всей вероятности торпеда взорвалась не дойдя до цели - зарубежных данных нет). 31.10 обнаружила шведский броненосец береговой обороны в охранении нескольких ММ. 2.11 несколько раз обнаруживала шведские самолеты. В 19.05 3.11 произвела торпедную атаку ОТР в точке 58°15' с.ш./17°30' в.д. (ТР 5-7000 т, атак=под/пр/1, д=9 каб., через 35 сек услышан взрыв, из-за появления СКА осмотр в перископ был проведен только через 1 ч, ничего не обнаружено - зарубежных данных нет). Утром 4.11 обнаружила шведский СКР. В 13.26 5.11 произвела торпедную атаку ОТР, шедшего курсом на север в точке 57°55' с.ш./17°20' в.д. (ТН 12000 т, атак=под/пр/1, д=5 каб., в перескоп наблюдалось попадание в кормовую часть ТН, через 1,4 мин ТН затонул - зарубежных данных нет). 5.11 и 6.11 несколько раз обнаруживала шведские СКР. 7.11 отозвана в базу. В 02.04 9.11 начала форсирование Финского залива и в 10.20 10.11 самостоятельно прибыла в Кронштадт. Итогом похода ПЛ "Щ-323", по мнению командования КБФ, явилось уничтожение трех судов противника (подтверждена противником одна победа). Командир ПЛ Ф.И. Иванцов был награжден Орденом Ленина. Экипаж ПЛ также был отличен орденами и медалями;

1941 год 11 ноября
Перешла в Ленинград;

1941 год 28 ноября
Во время стоянки на р. Большая Невка у борта ПЛБ "Ока" на расстоянии 3-15 м. от корпуса лодки взорвалосъ 3 авиабомбы. В резулътате сильного сотрясения лопнуло 8 баков АБ, вышел из строя ряд измерителъных приборов;

1942 год 17 января
Награждена орденом Красного Знамени;

1942 год 20 - 21 августа
В ночь на 21.8 начала переход из Ленинграда в Кронштадт, но возвратиласъ из-за ухудшения видимости;

1942 год 21 - 22 августа
С 23.45 21.8 начала переход и утром 22.8 перешла в Кронштадт;

1942 год 25 - 26 августа
В 21.50 25.8 - 04.12 26.8 в обеспечении БТЩ-207, -210, -215 и 3 СКА перешла к о. Лавенсари;

1942 год 1 - 5 сентября
Боевой поход. В 00.31 1.9 в обеспечении БТЩ вышла в точку погружения на Восточном гогландском плесе для дальнейшего следования на позицию в Данцигскую бухту (позиция №2). В 02.37 погрузилась, в 10.35 в точке 59°58' с.ш./27°08' в.д. подорвалась на трубке КА мины ЕМС заграждения "Зееигель" (взрыв произошел в 25-27 м выше лодки). В первых 5 отсеках появилась течь, была повреждена цистерна главного балласта №4, носовые горизонтальные рули вышли из строя, отказали многие приборы и механизмы, в т.ч. гирокомпас и перископы. В 10.50 при повороте на обратный курс имела встречу с минрепом мины ЕМС. После всплытия в 22.32 произошло кратковременное возгорание в аккумуляторной яме II отсека. В 22.58 2.9 была встречена 2 БТЩ и в 01.30 3.9 приведена к о. Лавенсари. В 21.15 4.9 - 03.30 5.9 в обеспечении БТЩ-207, -217 и 2 СКА перешла в Кронштадт;

1942 год 5 октября
В ночь на 5.10 перешла для ремонта в Ленинград;

1942 год 28 ноября
В некоторых источниках указывается, что при стоянке в Ленинграде ПЛ получила новые повреждения в результате авианалета. Осколками авиабомбы пробило прочный корпус и вывело из строя аккумуляторную батарею;

1943 год апрель
К середине апреля подготовлена к выходу в боевой поход. С 01.05 переформирована в состав 3-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;

1943 год 30 апреля - 1 мая
В 23.10 30.4 начала переход из Ленинграда в Кронштадт. Вследствие поломки гирокомпаса на шедшей головной ПЛ "Щ-406" с 23.55 головной пошла ПЛ "Щ-323". Врезулътате неточности счисления ПЛ прошла на 4 каб. точку поворота и в 00.25 1.5 в точке 59°55' с.ш./30°02' в.д. подорвалась на донной неконтактной мине и сразу же затонула на глубине 7 м. Из-за наступления рассвета и угрозы обстрела береговыми батареями противника сторожевые катера успели спасти лишь дивизионного штурмана, сигнальщика и штурманского электрика, которого выбросило на поверхность через рубочный люк с пузырем воздуха (еще пятеро подводников, находившихся на мостике, в том числе и командир ПЛ капитан 2 ранга Андронов, погибли). К этому времени на ПЛ в живых оставалось еще 11 (15?) человек. Считая, что наверху идут спасательные работы (но их никто не вел - опасаясь вражеского обстрела, катера ушли в Кронштадт), личный состав отстрелил одну из кормовых торпед и начал выход из лодки в приборах ИСА-М. Первым вышел наверх главный старшина Дмитрий Трубин. Разведав обстановку, он вернулся на лодку, после чего люди один за другим начали выходить из подводной лодки. К этому времени рассвело, видимость улучшилась. Немцы, заметив плавающих в воде людей, открыли артиллерийский огонь. К вечеру подошедшие катера спасли только двух человек, продержавшихся под обстрелом врага в ледяной воде шестнадцать часов. Общие потери экипажа составили 39 человек;

1944 год лето
Корпус лодки поднят АСС КБФ и обследован, останки погибших захоронены на Смоленском кладбище в г.Ленинград;

1949 год
Корпус разделан на металл;

1980 год 17 октября
Состоялось перезахоронение моряков в братскую могилу на кладбище острова Декабристов в г.Ленинград;

1983 год
На месте братской могилы был сооружен Мемориал в память о погибших подводниках.




дополнительная информация:


1. Список погибших 01.05.1943
2. Фотография Мемориала на братской могиле экипажа ПЛ Щ-323



командиры:


1. Ефимов Н.Е. (26.03.1936-14.06.1936)
2. Немченко И.А. (10.1936) командир Щ-313
3. Павлуцкий Д.А. (27.10.1936-04.05.1937 ИД, 05.05.1937-09.02.1938)
4. Сиротинский С.С. (09.02.1938-15.11.1938)
5. Иванцов Ф.И. (27.11.1938-30.03.1939 ИД, 31.03.1939-09.07.1942)
6. Лепешкин А.В. (14.01.1942-27.05.1942) ВРИД?
7. Андронов А.Г. (09.07.1942-01.05.1943)



список источников:


1. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
2. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
3. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
4. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии)", Морская коллекция, №2, 2002г.
5. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
6. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
7. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
8. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", Выпуск 15, №3/1999г.
9. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Галея-Принт, 1999г.
10. Гуров С.А., Тюлькин В.Э. "Корабли Балтийского флота: прославленные в боях", Янтарный сказ, Калининград, 2002г.
11. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
12. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2016