Rambler's Top100 Подводная лодка Щ-314, Щ-402 Тип "Щ" X серии

ПЛ Щ-314, Щ-402
тип "Щ" X серии




фотография:


Подводная лодка Щ-402


ПЛ "Щ-402" типа "Щ" Х серии.




историческая справка:


1934 год 4 декабря
Заложена в г.Ленинград на Балтийском заводе под наименованием "Щ-314";

1935 год 28 июня
Спущена на воду;

1936 год апрель
Предполагалась к переименованию в "Тигр";

1936 год 4 июня
Начала официальные сдаточные испытания. Предположительно включена в состав Отдельного учебного ДнПЛ КБФ;

1936 год 23 сентября
Вступила в строй;

1936 год 29 сентября
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Включена в состав 16-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ;

1936 год 1 октября
Поднят Военно-морской флаг;

1937 год 16 мая
Переименована в "Щ-402". По другим данным переименование произошло уже на Северном флоте - 28.06.1937;

1937 год май - июнь
28.5 начала переход по Беломорско-Балтийскому каналу на Северный флот;

1937 год 30 июня
Перечислена в состав Северного флота. Вошла в состав 2-го ДнПЛ СФ (с 1939 - 2-й ДнПЛ БрПЛ СФ);

1938 год февраль
Приняла участие в спасении экспедиции И.Д. Папанина. Обеспечивала связь, находясь в районе у о. Медвежий;

1939 год апрель
Обеспечивала перелет В.К. Коккинаки на самолете "Москва" из Москвы через Северную Атлантику в США совместно с ПЛ "Щ-403", "Щ-404" и "Д-2";

1939 год 25 - 30 августа
Участвовала в Большом отрядном учении (БОУ) №2 на СФ. При выполнении задач боевой подготовки был смыт за борт и погиб вахтенный сигнальщик краснофлотец Закерничный С.Т.;

1939 год - 1940 год зима
Участвовала в советско-финляндской войне. Обеспечивала патрулирование у норвежского побережья. Совершила 3 боевых похода;

1939 год 28 ноября - начало декабря
Находилась в боевом походе на патрулировании у норвежского побережья в районе о-вов Вардё;

1940 год 28 января - 9 февраля
Находилась в боевом походе на патрулировании, поход обеспечивал командир 2-го ДиПЛ кап.3р. И.А. Колышкин. 5.2 чуть было не вышла в атаку на норвежский броненосец береговой обороны "Норге" (был принят за финский "Вяйнемяйнен"). Многократно обнаруживала норвежские корабли (29.1, 5.2 и 7.2). 2.2 обнаружила неопознанный самолет. Из-за сильного искрения ДД и большого шума пришлось весь поход вести при одном ДД на малом ходу. 7.2 вышел из строя вертикальный руль, неисправность была устранена на позиции;

1940 год 23 февраля - 13 марта
Находилась в боевом походе. В 17.30 23.2 вышла на патрулирование. 3.3 дважды уклонилась погружением от двух неизвестных кораблей. В течении похода многократно обнаруживала суда и корабли, а также попадала в районы большого скопления рыболовных судов. В 18.10 13.3 вернулась в Полярное. За время похода прошла 1529,4 мили в надводном положении и 310 миль - в подводном. В результате плавания в штормовую погоду на ПЛ поломаны два кормовых волнореза, поломан и смыт за борт барбет кормового орудия, поломан прибор ЭРИ главного магнитного компаса;

1940 год
Перечислена в состав 3-го ДнПЛ БрПЛ СФ с базированием на Полярное;

1940 год 27 марта
Исключена из кампании на время ремонта;

1940 год 15 августа
Вступила в кампанию после ремонта;

1940 год 22 октября
В плавании после среднего ремонта наблюдались неоднократные случаи перегрузки КГР. В конечном итоге рули заклинило. В доке при вскрытии горловин были обнаружены оставленные во время ремонта по недосмотру предметы (бруски и щепа). ПЛ вышла из строя на 20 суток;

1941 год 17 апреля
Начала текущий ремонт на заводе НК РП в Мурманске;

1941 год 22 июня
К началу ВОВ находилась на слипе завода НК РП, где заканчивала текущий ремонт (с 28.5 на слипе);

1941 год 23 июня
Вступила в строй;

1941 год 10 - 24 июля
Боевой поход. В 09.25 10.7 вышла в район м. Нордкин (позиция №4). Днем в районе м. Цып-Наволок атакована самолетом противника - пушечно-пулеметным огнем легко повреждена надстройка и ограждение рубки. В 01.50 12.7 прибыла на позицию. В 16.28 14.7 произвела торпедную атаку ОТР на рейде Хоннингсвога (ТР ? т, атака=подв/пр/2, д=14-15 каб., услышано 2 взрыва - безуспешно атакован германский ТР "Ханау", торпеда взорвалась при ударе о скалу). Преследования не было. Ночью и утром 15.7 дважды не атаковала ПМШ из-за малой плотности АБ. В 16.36 атакована самолетом противника, обстрелявшим ПЛ пушечно-пулеметным огнем и сбросившим на безопасном удалении 4 бомбы. Вечером командир отказался от атаки ПМШ предполагая в ней судно-ловушку. Утром 16.7 командир отказался от атаки ОТР, посчитав его судном-ловушкой (ОТР часто изменял курс). Вечером 22.7 и ночью 23.7 командир дважды отказывался от атаки ОТР из-за малой плотности АБ. В 06.22 23.7 начала возвращение в базу и в 23.00 24.7 прибыла в Полярное. Командование посчитало ТР уничтоженным;

1941 год 7 - 16 августа
Боевой поход. В 12.44 7.8 вышла в район Вардё (позиция №5; из-за пропуска соляра из ТБЦ №3 опоздала с выходом на 7 ч). В 07.15 8.8 прибыла на позицию. В нарушение инструкции всплытие под перископ осуществлялось с интервалом в 1 ч. В тот же день обнаружен пропуск соляра, принятого в ТБЦ №3. В 07.14 10.8 обстреляна артилерийским огнем германских ЭМ, от которых уклонилась погружением. Днем 12.8 не смогла атаковать КОН из-за неправильного маневрирования. Утром 14.8 в районе Сюльте-фьорда не смогла атаковать германские ЭМ "Гальстер" и "Шёман" из-за неправильного маневрирования. В 12.53 15.8 из-за попадания воды в дизель через захлопку газоотвода командир ПЛ принял решение досрочно возвратиться в базу. При возвращении имела невязку 28,5 миль. В 16.15 16.8 прибыла в Полярное;

1941 год 24 августа - 10 сентября
Боевой поход. В 17.32 24.8 вышла в район Порсангер-фьорда (позиция №3). В 09.00 26.8 прибыла на позицию. Днем не смогла атаковать ОТР из-за большой дистанции и КУ. В 12.18 27.8 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ММ, 2 СКА, 1 самолет) в точке около 71.20 с.ш./27.20 в.д. северо-западнее м. Нордкин (ТР ? т, атака=подв/пр/2, д=16-17 каб., взрывов не было - зарубежных данных нет, возможно атакован германский КОН, включавший ТР "Симон фон Утрсхт" и "Карен"). В 05.35 29.8 произвела торпедную атаку ОТР-в в точке около 71.00 с.ш./26.50 в.д. северо-восточнее м. Сверхольтклуббен (буксирный пароход, атака=подв/пр/1, д=13,5 каб., промах - зарубежных данных нет). В 15.24 31.8 произвела торпедную атаку ОТР-в северо-восточнее м. Сверхольтклуббен (ТН 2500-3000 т, атака=подв/пр/2, д=9 каб., через 2 мин услышан взрыв, через 8 мин в перископ наблюдался ТН на ходу - зарубежных данных нет, по-видимому атаковано норвежское судно). Днем 1.9 атакована самолетом противника (всего за поход 15 раз) - получила 11 пулевых пробоин в легком корпусе. В ночь на 2.9 обнаружила НСУ, от которого уклонилась срочным погружением. Обнаружена кораблями противника, сбросившими на безопасном удалении от ПЛ 13 глб - зарубежных данных нет. Утром не смогла атаковать ОТР по неизвестной причине (не зафиксирована в документах). 7-8.9 штормовала на позиции. Из-за крена, достигавшего 42 градусов из 13 баков АБ вылился электролит. Из-за установившегося полного корпусного сообщения в 8 ч 9.9 командир принял решение начать возвращение в базу. В 23.30 10.9 прибыла в Полярное. Командование посчитало ТН возможно поврежденным;

1941 год 3 - 28 октября
Боевой поход. В 19 ч 3.10 вышла в район Лоппского моря (позиция №2). 4-10.10 штормовала на переходе, затем в районе зарядки АБ позиции №2. В 22 ч 6.10 прибыла на позицию. Днем 11.10 не смогла атаковать ОТР из-за большого КУ и внезапного изменения курса цели. Утром 12.10 не смогла атаковать 2 ТР в районе Тана-фьорда из-за возникновения дифферента при заполнении кольцевого зазора ТА. Утром и днем 13.10 дважды не смогла атаковать 2 ТЩ противника из-за внезапных отворотов целей и неправильного маневрирования командира ПЛ. Утром 15.10 в районе о. Брюнилен не смогла атаковать КОН из-за большого КУ, днем при выходе в атаку на ОТР была обнаружена (ТР начал противолодочный зигзаг) после чего командир от атаки отказался. Утром 16.10 не смогла атаковать КОН в Квенанген-фьорде из-за внезапного поворота ТЩ на ПЛ. Утром 17.10 не смогла атаковать ТР в проливе Серей-сунн из-за большого расстояния. В 16.28 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ТЩ) в точке 70°21' с.ш./ 22°32' в.д. в западнй части пролива Серей-сунд (ТР 4000 т. атака=подв/ви/4, д=6 каб., через 40 сек наблюдался взрыв ТР - потоплен норвежский ТР "Вестеролен", 682 брт, перевозил пассажиров и норвежский штучный груз, погибло 23 члена экипажа и 37 пассажиров). Через 30 мин на безопасном удалении германские БО "Uj 1213" и "Uj 1416" сбросили 5 глб. Из-за ошибки личного состава погрузилась до глубины 115 м. 21.10 в районе Тана-фьорда на ПЛ, находившуюся в подводном положении сброшено 10 глб. 23-25.10 штормовала в районе зарядки АБ. В 19.30 25.10 начала возвращение в базу. В 09.58 28.10 на подходе к Кольскому заливу обнаружила ПЛ, принятую за ПЛ типа "К" - ложный контакт. В 11.47 прибыла в Полярное;

1941 год 13 ноября - 5 декабря
Боевой поход. В 4 ч 13.11 вышла в район Конгс-фьорда (позиция №4а). В 8 ч 15.11 прибыла на позицию. Днем 21.11 не смогла атаковать КОН противника из-за большого КУ. Утром 27.11 не смогла атаковать ОТР по той же причине. Действия ПЛ значительно затруднялись плохим состоянием АБ. В 21.30 3.12 начала возвращение в базу. Днем 5.12 в районе о. Кильдин обнаружила перископ ПЛ противника, от которой уклонилась противолодочным зигзагом. В 15.43 прибыла в Полярное;

1941 год декабрь - 1942 год январь
После похода временно встала на прикол в ожидании новой АБ - старая АБ в эксплуатации с июня 1939 г. отработала 155 циклов заряда-разряда. С 15.12 начала навигационный ремонт у ПЛМ "Красный Горн";

1942 год 8 февраля
После смены АБ вступила в строй;

1942 год 21 февраля - 14 марта
Боевой поход. В 19.06 21.2 вышла в район м. Нордкап (позиция №3). В 01.46 24.2 прибыла на позицию. В 12.10 27.2 произвела торпедную атаку КОН (5 ТР, 4 эскортных корабля) в точке 71.05,8 с.ш./26.56,5 в.д. (ТР 8000 т, атака=подв/пр/2 53-38У, д=12-15 каб., через 2 мин услышан 1 взрыв - зарубежных данных нет, по-видимому атакован германский КОН, включавший ТН "Лизелотте Эсбергер", норвежский ТР "Тайвань" и "Нерва"). Преследования не было. В 15.10 произвела торпедную атаку КОН (6 ТР, 4 ТЩ, 2 СКА) (ТР 6000 т, атака=подв/пр/2 53-38У, д=15 каб., через 2 мин услышано 2 взрыва - в 3 милях севернее м. Сверхольт-Клуббен потоплен германский СКР "Вандале", погибло 24 моряка). Преследования не было. Утром 2.3 у м. Сверхольт-Клуббен не смогла атаковать КОН из-за большого КУ. Вечером не смогла атаковать 3 ТЩ из-за изменения курса цели. В 17.35 3.3 произвела торпедную атаку 2 ТЩ в районе Кьелле-фьорда в точке 70.56,1 с.ш./26.55,4 в.д. (ТЩ, атака=подв/пр/1, д=4-7 каб., через 1 мин услышан взрыв - безуспешно атакованы германские БО "Uj 1102" и "Uj 1105"). Контратакована БО, сбросившими в течение 1 ч 42 глб (16 по германским данным). В результате близких разрывов через ослабевшие заклепки топливных цистерн соляр начал фильтроваться за борт, несколько раз заклинивались горизонтальные рули, вышла из строя часть освещения. 7.3 получила приказ занять позицию прикрытия КОН "РQ-12" (позиция В). В 4 ч 9.3 прибыла на новую позицию. По приказу командира топливо из поврежденных булевых цистерн продуто в море, однако утром 10.3 выяснилось, что внутри прочного корпуса у ПЛ осталось всего 3,5 т соляра. В 12.40 начала возвращение в базу, однако в 22.11 после полного израсходывания запаса топлива легла в дрейф. Обнаружила плавующую мину. В 16.20 11.3 начала возвращение в базу, используя в качестве топлива смесь керосина и машинного масла. В 05.45 13.3 в связи с израсходыванием смеси вновь легла в дрейф. В 11.53 обнаружена присланной на помощь ПЛ "К-21", после чего в 12.45-13.43 на подлодку передано 8 т соляра и 120 л масла. В 14.18 продолжила движение и в 22.48 14.3 прибыла в Полярное. Командование посчитало атаку 3.3 также успешной;

1942 год 22 марта - 26 апреля
Проходила навигационный ремонт и докование;

1942 год 3 апреля
Награждена орденом Красного Знамени;

1942 год 3 - 7 мая
Боевой поход. В 0 ч 3.5 вышла в район в 140 милях севернее о. Кильдин с целью ПЛО. В 01.25 5.5 прибыла на позицию. Патрулировала в подводном положении при наличии крупнобитого дрейфующего льда на поверхности. В 17 ч несмотря на запрет командира по команде вахтенного офицера всплыла до глубины 7 м и столкнулась с льдиной. В результате столкновения поломан зенитный перископ и срезаны антенные стойки. В 21 ч по приказу командования начала возвращение в базу и в 20 ч 7.5 прибыла в Полярное;

1942 год 8 - 13 мая
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 28 мая - 16 июня
Боевой поход. В 11.28 28.5 вышла в район Вардё (позиция №5). В 04.42 29.5 прибыла на позицию. Вечером 29.5 обнаружила силуэт НСУ, по-видимому ПЛ. 30.5 расстреляла 2 плавующие мины. В 09.58 2.6 произвела торпедную атаку КОН (5 ТР, 7 ТЩ) в точке 70.36,9 с.ш./30.49 в.д. севернее м. Харбакен (ТР 15000 т, атака=подв/ви/2, д=16 каб., через 125 и 133 сек услышано 2 взрыва - безуспешно атакован германский КОН, включавший ТР "Леуна", "Гердмур" и "Тихука"). Преследования не было. Вечером 3.6 обнаружила перископ ПЛ, от которого уклонилась погружением. Вечером 9.6 не смогла атаковать 3 СКР из-за сильного волнения, препятствовавшего удержанию ПЛ под перископом. 11.6 не атаковала ТЩ из-за большой дистанции. В 13.20 15.6 начала возвращение в базу и в 07.44 16.6 прибыла в Полярное;

1942 год 19 июня - 15 июля
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 20 - 26 июля
Боевой поход. В 23.32 20.7 выпша во Варангер-фьорд (позиция №6). В 08.30 21.7 прибыла на позицию. В 22.48 22.7 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 2 СКР) в точке около 70.13,7 с.ш./31.17,5 в.д.(ТР 10000т,атака=подв/ви/4,д=24 каб., через 3 мин услышаны 3 глухих взрыва - безуспешно атакован германский ТР "Помпеи", с германских кораблей наблюдался 1 торпедный след). Контратакована ТЩ "М 31", "М 154" и МТЩ "R 56", сбросившими на безопасном удалении 10 (21 по германским данным) глб. С 10.59 23.7 до 01.19 24.7 перезаряжала ТА в бухте Цып-Наволок. В 10.50 25.7 произвела торпедную атаку ПЛ противника в точке около 70.11,1 с.ш./31.40,2 в.д. юго-западнее м. Кибергнес (ПЛ, атака=подв/ви/3, д=3-4 каб., через 30 сек услышан взрыв, через 1,5-2 мин ПЛ в перископ не наблюдалась - зарубежных данных нет). В течение патрулирования обнаружила 6 плавующих мин. В 18.45 25.7 начала возвращение в базу и в 02.00 26.7 прибыла в Полярное. Командование посчитало атаки 22.7 и 25.7 успешными;

1942 год 28 июля - 5 августа
Прошла навигационный ремонт с докованием;

1942 год 11 - 15 августа
Боевой поход. В 15.58 11.8 вышла в район Тана-фьорда (позиция №4). В 22.25 и 20.18 12.8 обнаруживались плавующие мины. В 01.58 14.8 из-за нарушения личным составом правил эксплуатации (прекращена вентиляция батарей в момент наиболее интенсивного выделения водорода) произошел взрыв в АБ II и III отсеков. Находившийся в отсеках личный состав (19 человек, включая командира, военкома ст. политрука Н.А. Долгополова, помощника капитан-лейтенанта К.Н. Сорокина, и штурмана лейтенанта А.Я. Семенова) погиб. Командование ПЛ принял механик капитан-лейтенант А.Д. Большаков. В результате взрыва была полностью разрушена АБ, повреждены многие магистрали, трубопроводы, другие механизмы и электроизмерительные приборы. Вскоре после взрыва начала возвращение в базу и в 8 ч 15.8 прибыла в Полярное. По возвращении в базу тела погибших были извлечены из отсеков и похоронены в братской могиле на кладбище Полярного;

1942 год 22 августа - 30 ноября
Прошла аварийный ремонт со сменой АБ на ПЛМ "Красный Горн";

1943 год 17 января - 3 февраля
Боевой поход. В 20.55 17.1 вышла во Варангер-фьорд (позиция №6; обеспечивающий - командир 3-го ДПЛ капитан 1 ранга И.А. Колышкин). В 09.00 18.1 прибыла на позицию, но до 21.1 в сильный шторм штормовала в районе зарядки АБ. В 22.45 20.1 обнаружила силуэт НСУ, от которого уклонилась погружением. В 01.12 21.1 смогла определилиться в 3-4 милях от входа в Мотовский залив В 11.15 прибыла на позицию. В 08.43 23.1 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 2 ТЩ, 2 СКА) (ТР 6000 т, атака=надв/ви/4, д=8-10 каб., через 1 мин услышано 2 взрыва - зарубежных данных нет, по-видимому безуспешно атакован германский КОН, включавший ТР "Хайнрих Шульте", "Итаури", "Алудра" и "Посейдон"). Преследования не было. Днем 28.1 при попытке атаковать 3 СКР противника обнаружена и контратакована СКР, сбросившими в 15.35-16.30 на безопасном удалении 40 глб - зарубежных данных нет. В 12.24 29.1 вблизи ПЛ произошел взрыв (по-видимому, атакована с самолета), в 18.10-18.45 зафиксировано еще 97 взрывов на безопасном удалении (по-видимому, взрывы снарядов береговой батареи с п-ва Рыбачий, обстрелявшей германский КОН, шедший из Киркинеса в Петсамо). В 12.54 2.2 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 2 СКР) (ТР 8000 т, атака=подв/ви/4, д= 12-15 каб., через 2 мин услышано 2 взрыва - безуспешно атакован германский КОН, включавший ТР "Германн Фрицен" и "Трипп"). Контратакована МТЩ "R 58", сбросившим в течение 2,5 ч на безопасном удалении 20 (5 по германским данным) глб. В 19.39 начала возвращение в базу и в 18.52 3.2 прибыла в Полярное;

1943 год 10 - 26 марта
Боевой поход. В 21.10 10.3 вышла в район Варде (позиция №5). 11.3 прибыла на позицию. В 11.50 расстреляла плавующую мину, в 13.45 обнаружила еще одну. 13.3 в подводном положении коснулась минрепа в точке 70.41,2 с.ш./30.35,3 в.д. - взрыва не последовало. Днем 17.3 не смогла атаковать 2 ТЩ из-за плохой видимости. В 14.29 20.3 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ТЩ, 1 ММ, 3 НСУ) в районе м. Харбакен (ТР 6000 т, атака=подв/ви/3, д=8-10 каб., через 90 сек услышано 2 взрыва - зарубежных данных нет, по-видимому, атакован КОН, включавший ТР "Германн Фрицен", "Вейсзее" и "Эдна"; в 12.50 сигнальщики СКР "V 5907" наблюдали след похожий на след торпеды). Преследования не было. В 15.10 при форсировании минного заграждения коснулась минрепа - взрыва не последовала. В 13.44 21.3 расстреляла плавующую мину. В 10.09 22.3 при попытке атаковать КОН противника обнаружена гидросамолетом, сбросившим на ПЛ 2 глб. Подверглась преследованию СКА, сбросивших на безопасном удалении 17 глб. В 13.07 при форсировании минного заграждения коснулась минрепа - взрыва не последовало. В 15.55 23.3 обнаружила плавующую мину. В 02.42 25.3 начала возвращение в базу и в 07.30 26.3 прибыла в Полярное. Командование посчитало ТР уничтженным;

1943 год апрель
В начале апреля установлен СГ "Спрут". 23.4 во время испытаний СГ из-за повреждений топливной системы соляром залит электромотор компрессора ВВД носовой группы;

1943 год 7 - 23 мая
Боевой поход. В 18.19 7.5 вышла в район Варде (позиция №5). В 20.27 и 20.40, находясь в сопровождении СКА "МО №114" и "МО №122", безрезультатно атакована парой самолетов Вf-109. В 04.40 9.5 прибыла на позицию. Днем 11.5 не смогла атаковать одиночный ТЩ из-за большого КУ. Днем 13.5 командир отказался от атаки 2 ТЩ ожидая КОН. В 16.50 15.5 в точке 70.48,5 с.ш./ 30.42,7 в.д. коснулась минрепа - взрыва не последовало. В 07.55 22.5 начала возвращение в базу. В 03.45 23.5 в точке 69.35 с.ш./34.18 в.д. атакована ПЛ противника (торпеды прошли по носу и корме на расстоянии 3-10 м) - зарубежных данных нет. В 07.16 прибыла в Полярное;

1943 год 29 мая - 11 августа
Прошла усиленный навигационный ремонт;

1943 год 25 июля
Удостоена гвардейского звания;

1943 год 2 сентября - 5 октября
Боевой поход. В 21.25 2.9 вышла в район восточнее м. Желания (позиция №12). 5.9 встретилась с 3 плавающими минами. В 03.57 6.9 в точке 74.50 с.ш./48.30 в.д. обнаружила перископ ПЛ противника - зарубежных данных нет. В 18.20 8.9 прибыла на позицию. В 23.20 28.9 по приказанию командования начала возвращение в базу. Вечером 29.9 во время шторма сломался привод носовых горизонтальных рулей. В 02.30 5.10 прибьша в Полярное;

1943 год 9 - 31 октября
Прошла усиленный навигационный ремонт;

1943 год 12 ноября
Начала средний ремонт, в ходе которого установлены ГАС "Дракон", СРП "Торпедодиректор" и оборудование для использования торпед ЭТ-80;

1944 год 5 июня
Вступила в строй;

1944 год 10 - 26 июля
Боевой поход. В 23.07 10.7 вышла в район севернее Порсангер-фьорда (сектор №1; операция "РВ-6"). В 12.00 12.7 прибыла на позицию. В 19.35 17.7 случайно встретила в море ПЛ "С-56". 7 раз по данным воздушной разведки выходила на перехват КОН противника, но кроме рыболовных м/б за время патрулирования ничего не обнаружила. В 20.43 23.7 начала возвращение в базу и в 00.00 26.7 прибыла в Полярное;

1944 год 17 - 2? сентября
Боевой поход. В 21.06 17.9 вышла в район Конгс-фьорда (сектор "Д"; операция "РВ-8"). В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. Не ответила на многочисленные вызовы по радио начиная с 22.9. Возможные причины гибели: подрыв на мине заграждений "Коффер Гепакт" или "Конрад Бегрюст", подрыв на плавующей мине, ошибка личного состава или отказ техники, атака советским самолетом А-20 36-го МТАП в 06.42 21.9 в 5,5 милях сев. Гамвика (является официальной версией гибели ПЛ). На ПЛ погибло 45 членов экипажа.

Согласно исследованиям Морозова М.Э. официальная версия гибели "Щ-402" в результате торпедирования самолетом А-20 кажется наименее убедительной в связи с тем, что район атаки самолета находился далеко за пределами позиции "Щ-402" (в пределах позиции "С-56"), цель, классифицированная как ПЛ находилась в светлое время в пределах визуальной видимости германской береговой батареи на в районе Гамвика, а запечатленное, на сделанном с самолета снимке (фото в архивах не обнаружено), положение "ПЛ" не соответствовало ни позиционному, ни крейсерскому положению (вода находилась на одном уровне с "верхней кромкой барбета носовой пушки", в то время как в позиционном положении у ПЛ типа "Щ" над водой находился весь барбет и частично - носовая оконечность). По-видимому, атаке самолета подверглось какое-то мелкое, скорее всего норвежское плавсредство.

1944 год октябрь (приблизительно)
Исключена из состава ВМФ;

2012 год
По данным на начало года считалась пропавшей без вести, точное время и причины гибели не установлены.




дополнительная информация:


1. Список погибших 25.07.1939.
2. Список погибших 14.08.1942.
3. Список погибших в сентябре 1944 года.
4. Фотография ПЛ Щ-314 в период испытаний.
5. Фотография памятника погибшим 14.08.1942 на ПЛ Щ-402.



командиры:


1. Бакунин Б.К. (17.04.1936-28.07.1936 ИД, 29.07.1936-01.09.1939)
2. Столбов Н.Г. (29.10.1939-13.12.1939 ИД, 14.12.1939-14.08.1942)
3. Каутский А.М. (31.08.1942-09.1944)



список источников:


1. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
2. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
3. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
4. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
8. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии)", Морская коллекция, №2, 2002г.
9. Отчеты командиров ПЛ СФ за 1941-1943гг.
10. Козлов И.А., Шломин В.С. "Краснознаменный Северный Флот", Воениздат, Москва, 1983г.
11. Фотография из книги Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Щуки". Легенды Советского подводного флота".
12. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2005г.
13. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
14. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.3, Стратегия КМ, Москва, 2005г.
15. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Щуки". Легенды Советского подводного флота", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, Москва, 2008г.
16. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2016