Rambler's Top100 Подводная лодка Щ-313, Щ-405, Щ-421 Тип "Щ" X серии

ПЛ Щ-313, Щ-405, Щ-421
тип "Щ" X серии




фотография:


Подводная лодка Щ-421


ПЛ "Щ-421" (тип "Щ" Х серии). Полярный, 1942 год.




историческая справка:


1934 год 20 ноября
Корпус заложен на Коломенском заводе им. Куйбышева под наименованием "Щ-313". Монтаж оборудования, испытания и сдачу обеспечивал завод "Красное Сормово" в г.Нижний Новгород. По другим данным заложена 10.02.1934г.;

1935 год 12 мая
Спущена на воду. По другим данным спущена на воду 12.04.1935г.;

1937 год 5 декабря
Вступила в строй;

1937 год 6 декабря
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Зачислена в состав Отдельного учебного ДнПЛ КБФ (в 1938 году на его базе была сформирована 4-я БрПЛ КБФ);

1938 год 15 апреля
Перечислена в состав 16-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ;

1938 год 22 октября
При нахождении на позиции в Финском заливе из-за заполнения центральной рубки водой легла на грунт. Проверкой установлено, что командир ПЛ при выходе из центральной рубки не закрыл атмосферный клапан, из которого и произошло затопление рубки и получение отрицательной плавучести ПЛ. ПЛ смогла осуществить всплытие;

1939 год май - июнь
19.5 (9.5?) начала переход по Беломорско-Балтийскому каналу на Северный флот;

1939 год июнь
До поступления на СФ приказа НК ВМФ №0063 от 16.06.1939 о переименовании Щ-313 в Щ-421, согласно приказа командующего СФ числилась в составе СФ как Щ-405;

1939 год 17 июня
Переименована в Щ-421;

1939 год 21 июня
Перечислена в состав Северного флота. Вошла в состав 3-го ДнПЛ БрПЛ СФ с базированием на Полярное;

1939 год 22 октября
При нахождении на позиции дозора, из-за незакрытого командиром атмосферного клапана в центральной рубке, произошло заполнение центральной рубки и покладка ПЛ на грунт;

1939 год - 1940 год зима
Участвовала в советско-финляндской войне. Обеспечивала патрулирование у норвежского побережья между Варде и м. Нордкин. Совершила 2 боевых похода;

1939 год 11 - 24 декабря
Находилась в боевом походе на позиции №6. 11.12 в 10.00 вышла в дозорную службу на подходах к м.Нордкап. 16.12 в 21.08 при силе ветра в 11 баллов и волнении моря в 10 баллов ушла с позиции в бухту в бухту Цып-Наволок, где с 14.55 до 20.14 17.12 простояла на якоре и затем вернулась на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 08.30 24.12 прибыла в Полярное;

1940 год 7 - 19 февраля
Находилась в боевом походе на позиции у м. Нордкин. 11.2 обнаружила норвежский миноносец "Аэгир". 13.2 произвела разведку подходов к порту Гамвик и акваторию самого порта. 15.2 повторно обнаружила миноносец "Аэгир". 19.2 при возвращении с патрулирования из-за ошибки в счислении в 52 мили, в условиях малой видимости в 02.30 выскочила на камни в губе Скорбеевская п-ва Рыбачий. 20.2 была обнаружена ЭМ "Громкий". Спасательная операция завершилась только 6.3, когда ПЛ сняли с мели АСО СФ. Но ПЛ предстоял длительный аварийный ремонт;

1940 год 7 марта
Приведена в Полярное;

1940 год 12 марта
Исключена из кампании на время аварийного ремонта;

1940 год 29 апреля
Произошла возгорание деревянной обшивки в каюте командира в 3-м отсеке. Причина - плохая организация дежурно-вахтенной службы. Пожар был потушен силами личного состава, жертв - не было;

1940 год 1 октября
Вступила в кампанию после аварийного ремонта;

1941 год 19 - 22 июня
Находилась в дозоре перед устьем Кольского залива. С началом ВОВ отозвана в базу и в 11.54 22.6 прибыла в Полярное;

1941 год 22 июня - 8 июля
Боевой поход в район Киркенеса (позиция №5а). В 18.35 (17.55?) 22.6 вышла на позицию с целью прикрытия мобилизации флота. Утром 23.6 прибыла на позицию. В 20.40 24.6 во время зарядки АБ подверглась атаке ПЛ противника, от которой уклонилась изменением курса и погружением - ложный контакт. 2.7 не смогла атаковать КОН из-за большого КУ. 3.7 обнаружена и атакована судном-ловушкой (очевидно БО, переделанным из РТ) противника. 6.7 наблюдала плавующую мину. Вечером 7.7 при попытке атаковать КОН (2 ТР, 1 ТЩ) обнаружена, обстреляна и контратакована БО «Uj 177», сбросившим на безопасном удалении 3 глб. В 06.08 8.7 прибыла и Полярное;

1941 год 19 июля
На стоянке в губе Оленья подверглась нападению 7 самолетов "Ju-87". На расстоянии 20 - 70 м от лодки взорвалось три (по-видимому, 250-кг) авиабомбы. От сильного гидравлического удара вышли из строя система подъема командирского перископа, гирокомпас, машинный телеграф и частично вышло из строя освещение. Во II отсеке были выбита 1 заклепка и еще 15 ослаблено;

1941 год 20 - 25 июля
Боевой поход в район Киркенеса (полиция №5а). В 13.50 20.7 вышла на позицию. 22.7 обнаружила плавующую мину. Уже первые погружения 22.7 показали, что осмотр повреждений корпуса, полученных 19.6, производился, по меньшей мере, поверхностно - одна заклепка оказалась начисто выбита, а 15 других пропускали воду. Через выбитую заклепку поступало около 0,5 т воды в час - ПЛ не могла погружаться па глубину более 30 м. Встреч с кораблями противника не имела. По приказу командования в 21.00 досрочно отозвана в базу. Приняв сообщение о потоплении германскими ЭМ ГИСУ "Меридиан" 23-24.7 произвела поиск по маршруту их возвращения. В 01.59 25.7 прибыла в Полярное;

1941 год 31 июля - 13 октября
Находилась в среднем ремонте с засменой АБ в Мурманске на заводе НK PП. В 16 ч 13.8 при налете авиации противника за кормой (ПЛ находилась на слипе) на расстоянии 12-13 м. взорвалась крупнокалиберная бомба. В результате взрыва в 2 местах осколками пробита надстройка и винт. 4 человека получили ранения. С 25.8 продолжала ремонт в Полярном у борта ПЛM «Красный Горн». 13.10 вступила в строй;

1941 год 26 октября - 17 ноября
Боевой поход в район Лоппского моря (позиция №2). В 20.20 26.10 вышла на позицию. Из-за сильного северо-западного ветра при движении на позицию имела невязку 45 миль, в результате чего прибыла на позицию только 31.10. Не смотря на тяжелые погодные и навигационные условия ПЛ вела активный поиск противника. Смело проникая в различные фьорды и шхерные проливы, командир ПЛ неоднократно сталкивался с небольшими конвоями противника. В 13.35 2.11 ПЛ произвела торпедную атаку ОТР идущего на запад в точке 69.59,2 с.ш./20.04,6 в.д. у м. Нурклуббен (ТР 6000 т, атака подводная, 1 торпеда из КТА, дистанция 10-12 каб., через 2 мин услышан взрыв - атака не зафиксирована, безуспешно атакован германский ТР «Жоао Пессоа» ("Joao Pessoa", 3023 брт.)). Услышав взрыв, на ПЛ посчитали транспорт водоизмещением 6000 брт потопленным. Командир доложил о том, что наблюдал как подошедшие рыболовные мотоботы поднимали из воды экипаж ТР. Преследования не было. В 16.04 9.11 не ПЛ смогла атаковать КОН идущий на восток (1 ТР, 1 ММ) в районе Нурре-Бергс-фьорда из-за обнаружения ММ противника, сбросившим на ПЛ несколько глб. В 16.53 9.11 произвела торпедную атаку ТР из состава этого КОН в точке 70.22,2 с.ш./22.02,2 в.д. у северо-восточного побережья о. Силлен (ТР 10000-12000 т. атака подводная с временным интервалом, 2 торпеды, дистанция 8 каб.. через 65 и 70 сек зафиксированы два взрыва - безуспешно атакован норвежский ТР «Бретань», торпеды скорее всего, ударились о подводное препятствие). Визуальное наблюдение за поверхностью не производилось, т.к. в этом не было смысла - атака производилась из выгоднеших условий, к тому же ММ начал контратаку ПЛ, сбрасывая на удалении серии глб - ПЛ была гонтратакована германским ТЩ «М 18», сбросившим 2 глб. От атаки ЭМ (ТЩ «М 18») командир отказался, т.к. тот маневрировал переменными галсами. В 10.11 10.11 визуально обнаружила мачты ТР, а гидроакустикой - еще и шумы ЭМ. В тяжелых метеоусловия в 12.42 10.11 произвела торпедную атаку ОТР идущего на восток в точке 70.11,7 с.ш./20.55,5 в.д. западнее бухты Воген (ТР 4000 т старой постройки, атака подводная с временным интервалом, 2 торпеды, дистанция 4 каб., через 45 сек. в перископ наблюдался столб воды и дыма выше мачт, ощущался сильный взрыв - безуспешно атакован германский КОН, включавший ТН «Вайссенбург» ("Weissenburg", 6281 брт.) и ТР «Магдалена Виннен»). Командира доложил о том, что он сам видел, как мотоботы снимали с ТР людей. В 13.05 контратакована БО «Uj 1707», сбросившим на небольшом удалении от ПЛ 6 (по германским данным - 7) глб и получившим небольшие повреждения от взрывов собственных глб. В результате близких взрывов повреждена часть освещения, вышли из строя некоторые электроизмерительные приборы. Кроме того, в течение похода на ПЛ выявились некоторые эксплуатационные неисправности, в т.ч. был оплавлен подшипник компрессора н перестал вращаться зенитный перископ. В 17.10 17.11 прибыла в Полярное. В Полярном ПЛ и ее экипаж встречали как героев - командиру ПЛ засчитали потопление трех транспортов противника общим водоизмещением в 20000 брт.;

1941 год 6 - 28 декабря
Боевой поход в район северо-западнее Вардё (позиция №5). В 21.10 6.12 вышла на позицию. В 05.00 8.12 прибыла на позицию. В течение первых 2 недель патрулирования на море стояла штормовая погода. Утром 12.12 не смогла атаковать одиночный ЭМ потерян из вида после погружения (вахтенный командир, обнаруживший эсминец, не решая вопроса об атаке, произвел срочное погружение). В 13.56 13.12 произвела торпедную атаку ОТР идущего на запад в точке 70.36 с.ш./31.03 в.д. северо-западнее м. Блудскютудде (ТР 5000 т., атака подводная с временным интервалом, 4 торпеды, дистанция 4 каб., через 32 и 40 сек. услышаны два взрыва — зарубежных данных нет). Преследования не было. Утром 23.12 штормовой волной был смыт за борт сигнальщик Ф.А. Шварев. Дважды на протяжении похода происходили задиры поршней цилиндров правого дизеля. 27.12 начала возвращение в базу и в 16.50 28.12 прибыла в Полярное. Командир ПЛ заявил об уничтожении ТР;

1941 год 31 января - 1942 год 15 января
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 22 января - 8 февраля
Боевой поход в район Порсангер-фьорда (позиция №3). В 19.05 22.1 вышла на позицию. Вечером 25.1 прибыла на позицию. В 20.23 26.1 произвела торпедную атаку КОН идущего на восток (1 ТР, 4 СКР) в точке 70.59,6 с.ш./26.58 в.д. западнее устья Кьелле-фьорда (ТР 8000 т., атака надводная с временным интервалом, 4 торпеды, дистанция 8-10 каб., через 52 сек. услышано 2 взрыва - безуспешно атакован германскй КОН, включавший ТР «Николе Шиаффино», норвежский ТН «Ингер Йоханн» и ГС «Фазан»). Контратакована СКР «Нордлихт», сбросившим на безопасном удалении 6 (15 - по германским данным) глб. В 12.47 1.2 произвела торпедную атаку КОН идущего на восток (2 ТР, 1 СКР) в точке 70.54,3 с.ш./ 26.12 в.д. в Порсангер-фьорде (TР 10000 т., атака подводная с временным интервалом, 2 торпеды, дистанция 5-7 каб., через 50 сек. услышано 3 взрыва, впоследствии на поверхности наблюдалось пятно жидкого топлива - атака не зафиксирована, по-видимому, атакован германский КОН, включавший норвежские ТР «Ригья», «Ибис», германские ТР «Радбод» и «Штёр» (в некоторых источниках указывается что возможно был атакован ОБК в составе минного заградителя "Бруммер" ("Brummer") и тральщиков "М-1501" и "М-1502")). Преследования не было (по другим данным, после залпа лодка не удержалась на перископной глубине и её выбросило на поверхность, где корабли ПЛО контратаковали её, сбросив 20 глб). В 14.02 5.2 произвела торпедную атаку КОН идущего на восток (1 ТР, 5 м/б, 1 СКР) в Порсангер-фьорде (ТР 6000 т, атака подводная с временным интервалом, 3 торпеды, дистанция 3-4 каб., через 1 мин услышан взрыв - потоплен германский ТР «Консул Шульте», 2975 брт, перевозил разборные бараки). После выпуска торпед лодку снова выбросило неа поверхность и она была контратакована СКР «Фризе» и «Алане», сбросившими в течение 1,5 ч 20 глб. В результате близких разрывов лопнула сварка водяной магистрали трюмной помпы, в ЦП стало поступать до 3 т воды в час, затоплен артиллерийский погреб, нарушилась герметичность топливной цистерны №4, заклинена крышка ТА №1. Возвращение в базу проходило в условиях 10-бального шторма. Обмерзание корпуса заставляло ПЛ часто погружаться, чтобы освободиться ото льда. В 18.03 8.2 прибыла в Полярное. Командир ПЛ доложил о трех потопленных транспортах, водоизмещением в 24000 брт.;

1942 год 9 февраля - 7 марта
Прошла навигацоннный ремонт;

1942 год 19 марта - 9 апреля
Боевой поход в район м. Нордкап (позиция №3: обеспечивающий — командир 3-го ДнПЛ кап.2р. И.А. Колышкин). В 20.57 19.3 вышла на позицию. В 03.45 20.3 обнаружила 1 ММ в 30 милях северо-восточнее м. Цып-Наволок, принят за наш ЭМ (плохая видимость мешала точно классифицировать контакт), на самом деле входил в состав ОБК противника, выставившего минное заграждение «Бантос-А». В 14.38 21.3 в районе м. Слетнес обнаружила плавующую мину, но расстрелять ее не смогла из-за свежей погоды. В 21.02 21.3 прибыла на позицию. Днем 27.3 не смогла атаковать ОБК (TЩ и СКА) из-за внезапного поворота целей и ухода их во фьорд. В 16.24 27.3 зафиксировала взрыв глб. В 14.38 28.3 на подходах к Лаксе-фьорду обнаружила КОН противника (1 ТР, 2 СКР) идущий на восток. Несклько раз пыталась выйти в атаку и только в 15.38 28.3 смогла произвела торпедную атаку КОН в точке 71.04,7 с.ш./27.01,2 в.д. западнее м. Кьельснеринген ( ТР 5000 т., атака подводная с временным интервалом, 4 торпеды, дистанция 7-8 каб., через 50 и 58 сек. услышано 2 взрыва - безуспешно атакован германский КОН, включавший германские ТР "Мошилл", "Георг Л.М. Русс" и норвежский ТР «Хейло»). Наблюдать результат атаки командир лодки не мог (но ТР посчитал уничтоженным), т.к ПЛ подверглась 3-часовому преследованию СКР «Фризе», «Алане» и «Салиер» (с перерывом продолжалось с 15.43 до 17.37 и с 21.14 до 22.37), в ходе которого на ПЛ сброшено 44 глб. В результате разрывов на ПЛ было повреждено освещение, выбита часть электрических предохранителей. В ночь с 28.3 на 29.3 производила перезарядку ТА. 29.3 штормовала в северной части позиции. Днем 30.3 не смогла атаковать ТР из-за внезапного изменения курса цели и плохой видимости. Днем 3.4 не смогла атаковать 2 TЩ из-за плохой видимости и большого КУ. 4.4 опять обнаружила 2 ТЩ, которые не успела атаковать, т.к. они скрылись во фьорде. В 20.58 8.4 в точке 71.06,8 с.ш./ 26.53,0 в.д. при движении на глубине 15 м подорвалась на мине UMB германского заграждения «Урсула-В», выставленного германским МЗ «Ульм». ПЛ получила дифферент 30-40 гр. на нос, в кормовых отсеках погас свет, а из поврежденных торпедных аппаратов и трещины в корпусе стала поступать вода. Затем дифферент резко перешел на корму. Под руководством ст. 1 ст. К.Н. Дряпикова краснофлотцы И.А. Жаворонков, П.И. Февралев, В.С. Кочура, А.П. Новиков и П.Н. Сизмин, задраив переборочную дверь, изолировали свой отсек и повели борьбу за живучесть корабля, по сути, чем спасли весь экипаж. Лодка всплыла, был открыт рубочный люк и осмотрен горизонт. В результате взрыва нарушилась герметичность прочного корпуса VII отсека, повреждена система ВВД, электрическое и ручное управление вертикальными и горизонтальным рулями, кормовые ТА. надстройка, ограждение рубки, кормовые ЦГБ. Вышли из строя многие приборы и механизмы, в т.ч. гирокомпас и магнитный компас. Обе линии Гребного вала перебиты взрывом, концы гребных валов утонули вместе с винтами (по другм данным перебита была только правая линия вала, левую - заклинило). Убедившись, что ход лодке дать не удается, командир решил просить базу о помощи. Радиопередатчик не пострадал, поэтому удалось доложить обстановку командованию. К месту аварии были направлены ПЛ "К-2" и "К-22". ПЛ стало неумолимо сносить к вражескому берегу. Тогда по предложению помощника командира А.М. Каутского два брезентовых чехла от дизелей были подняты как паруса на перископах. С 01.05 до 5 ч 9.4 ПЛ дрейфовала под парусами в северо-западном направлении. В 09.30 в связи с улучшением видимости (до берега - 8 миль) погрузилась в позиционное положение. В случае появления неприятеля ПЛ подготовили к взрыву. В 11.02 9.4 была обнаружена направленной для оказания помощи ПЛ "К-22". Попытки буксировать ПЛ "Щ-421" были неудачны: буксирные концы рвались, кнехты были вырваны, а попытка буксировки лодки лагом так же к успеху не привела. В 13.34 показался самолет противника, который заметил лодки и начал сбрасывать сигнальные ракеты. Чтобы не подвергать напрасному риску людей, с ПЛ "Щ-421" в 13.40 был снят экипаж и секретные документы, а сама лодка в 13.48 (13.43?) в расстоянии от берега 70 кбт. с дистанции 3 кбт. была уничтожена торпедой с "К-22" в точке 71.12 с.ш./ 26.22 в.д. Через 12 секунд после попадания торпеды ПЛ "Щ-421" скрылась под водой. Экипажи провожали лодку с обнаженными головами, многие плакали;

1942 год 3 апреля
Указом Президиума Верховного Совета СССР "за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленное при этом доблесть и мужество" награждена Орденом Красного Знамени;

1942 год апрель (приблизительно)
Исключена из состава ВМФ;

2016 год
На начало года сведений об обнаружении остова ПЛ у автора сайта нет.




дополнительная информация:


1. Список погибших 23.12.1941.
2. Фотография ограждения рубки ПЛ Щ-421. Предвоенное фото.
3. Рисунок дрейфующей ПЛ Щ-421 под самодельным парусом.



командиры:


1. Долинин М.М. (09.01.1937-26.01.1937 ИД, 27.01.1937-05.11.1937)
2. Егоров П.И. (05.11.1937-08.02.1938 ИД, 09.02.1938-13.04.1940)
3. Лунин Н.А. (19.04.1940-24.01.1942)
4. Видяев Ф.А. (28.02.1942–09.04.1942)



список источников:


1. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
2. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
3. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
4. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
8. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии)", Морская коллекция, №2, 2002г.
9. Отчеты командиров ПЛ СФ за 1941-1943гг.
10. Козлов И.А., Шломин В.С. "Краснознаменный Северный Флот", Воениздат, Москва, 1983г.
11. Фотография из книги Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Щуки". Легенды Советского подводного флота".
12. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2005г.
13. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
14. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.3, Стратегия КМ, Москва, 2005г.
15. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Щуки". Легенды Советского подводного флота", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, Москва, 2008г.
16. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2013