Мартиролог подводных
катастроф,
18 февраля 1987 г. Б-33.
(Мартиролог — перечень пострадавших, замученных, а также повествование о
пережитых страданиях, мучениях (Словарь русского языка)).
Ленинградский
судостроительный завод № 196 выполнил "заказ 792" менее чем за десять месяцев: Б-33 (проекта 641) заложили
в марте 1961 г. а уже 27 ноября того же года на лодке подняли военно-морской флаг.
Исправно
прослужив на ТОФ почти тридцать лет и числясь в бригаде на хорошем
счету, в ВМФ она стала известна благодаря аварии, произошедшей 18 февраля 1987 г.
Лодка
находилась в полигоне боевой подготовки, когда в 16.43 произошел выброс пламени из-под
отсечного щита II отсека. Через 8 минут
воспламенилась кормовая переборка I отсека. Щит обесточили, личный состав включился в изолирующие средства защиты.
Вначале дали ЛОХ из I отсека во второй, затем — сами на себя. Огонь подавить не удалось. Личный состав вывели из II отсека в центральный, попутно загазовав его. В I отсеке пожар усиливался, кормовая переборка начала плавиться. Связь осталась только по телефону с VII отсеком. В 17.25 разорвало трубопровод гидравлики в III отсеке.
Командир корабля капитан
2 ранга А.Д. Мотрич
принял решение вывести людей из III отсека на мостик и выбросить подводную лодку на мель.
В 17.51 Б-33 села на грунт с креном 8° на
правый борт и с дифферентом 2° на корму.
На
помощь подошел ПЖК-1515 и начал эвакуировать экипаж на катер «Бриз».
Долгое время не могли вывести личный состав из I отсека. С большим трудом, с помощью раздвижных упоров, открыли нижний люк торпедопогрузочного устройства и вывели пятерых человек. Во избежание взрыва кислородных торпед на стеллажах торпедный отсек залили водой.
Под утро, 19 февраля,
отсек осушили. В трюме обнаружили тела
четверых погибших подводников.
Экипаж вернулся на
корабль. В 8.35 подводную лодку сняли с
мели и через три часа прибуксировали
в базу. Второй отсек продолжал гореть — с огнем справились только к
12.30 21 февраля.
В
результате короткого замыкания нештатного предохранителя в щите выгорели
два отсека, разрушились около двух квадратных метров межотсечной переборки и некоторые трубопроводы. Погибли пять человек. Кроме найденных в I отсеке еще один человек
умер от отравления токсичными газами после
выхода из II отсека.
Действия капитана 2
ранга А.Д. Мотрича
по выбросу корабля на мель и ведению борьбы
за живучесть оценены как правильные.
В качестве недостатков отмечено необоснованное оставление III отсека и излишняя осторожность
при возвращении экипажа на
аварийный корабль.
В 1990 г.
НГШ ВМФ своей директивой' предписал
исключить Б-33 из состава
флота в 1991 г. и сдать на слом.
Источники
- В.Р. Захар «Мартиролог
подводных катастроф. 25 января 1991г.», ВМА «Тайфун» №4, 2002г.