Мартиролог подводных
катастроф,
25 января 1991 г. Б-33.
(Мартиролог — перечень пострадавших, замученных, а также повествование о
пережитых страданиях, мучениях (Словарь русского языка)).
В 1990 г. НГШ ВМФ своей
директивой предписал исключить Б-33 (проекта 641) из состава флота в 1991 г. и сдать на слом. Командующий Приморской флотилией приказом от
3 января 1991 г. вывел лодку из сил
постоянной готовности в резерв второй
категории. Экипаж сразу сократился до 65% штата в связи с нехваткой людей
на плавающих кораблях бригады. Корабль
начали планомерно разоружать. В
первую очередь выгружался боезапас.
На 24 января запланировали
выгрузку двух торпед и двух приборов активных помех из кормовых торпедных аппаратов. В носу оставались три торпеды на стеллажах, две из которых не имели БЗО, а одна находилась в ТА
№6.
Б-33 стояла у 9-го
причала в родной базе — в б. Улисс
залива Петра Великого. Вокруг корпуса
плавал битый лед толщиной 10-15 см, с северо-запада дул несильный ветерок, слегка морозило.
Командир Б-33 капитан 2 ранга С.Петров начал трудовой день с осмотра и проворачивания оружия и технических средств. В
9.45 командир объявил учебную тревогу для
создания большого дифферента на нос
с целью выгрузки боезапаса из
кормовых торпедных аппаратов. Носовые аппараты №№ 1 -5 заполнили водой по его приказанию еще до объявления повышенной готовности. Запас ВВД в
командирских группах составлял 95%, в остальных — 44%.
В 11.45 начали выгрузку
торпед. Из-за негерметичности ЦГБ №№9 и 10 их приходилось периодически продувать. В 18.00
выгрузку закончили. Произвели спрямление ПЛ продуванием носовых ЦГБ №№1-5. Через полчаса экипаж под руководством командира убыл на базу. С ним сошел с корабля обеспечивающий выгрузку флагманский минер бригады капитан 3 ранга Б. Прохоренко.
Назначенный
три месяца назад флагманским специалистом Б. Прохоренко
сам исполнял обязанности минера на Б-33
вместо ушедшего в отпуск капитан-лейтенанта
А. Кириенко. Старпом капитан-лейтенант П. Кобозев заступал
дежурным по бригаде и тоже заторопился в штаб. Последним
убыл с корабля командир БЧ-5 капитан-лейтенант С. Яковлев.
По
кругу своих обязанностей он должен был обеспечить взрывопожаробезопасность и
непотопляемость корабля, назначить режим вентилирования АБ и сдать
лодку дежурному по кораблю. Капитан-лейтенант С. Яковлев при
сдаче корабля ограничился распоряжением осушить носовые ТА и убрать воду
из трюма I отсека.
Развод суточного наряда
и вахты 24 января проводил старший помощник командира Б-33 капитан 3 ранга А. Березовский.
На развод не прибыл помощник дежурного
по соединению по живучести, но ни
дежурный по бригаде, ни ЭМС на этот факт не обратили внимания. В аварийной ситуации офицер ЭМС мог сыграть решающую роль в спасении ПЛ.
Личная
безответственность должностных лиц создала условия для катастрофы.
По окончании выгрузки боезапаса технические
средства в исходное положение не приводились, торпедопогрузочное устройство
оставалось в рабочем положении, ТА №№ 1 -5 не осушались, запас ВВД оставался в командирских группах менее 90%
при стопроцентной норме, а в остальных группах — менее 15%, при неснижаемом
запасе - 50%, кабель питания с берега имел
нулевое сопротивление изоляции. Все
эти нарушения требований живучести накладывались на низкое
общее техническое состояние корабля, на которое командование
не обращало внимания в связи с подготовкой его к списанию.
Вновь
заступившая вахта под руководством дежурного по кораблю командира БЧ-1
ст. лейтенанта В. Чекереса не потребовала
устранения недостатков у своих предшественников.
Приведение
в порядок минно-торпедной БЧ досталось дежурному торпедисту
ст. матросу П. Литвиненко. В период отработки вахты он
убирал торпедопогрузочное
устройство VII отсека. С 23.00 начал
осушать носовые торпедные аппараты. Он
делал так, как его научил и не научил командир БЧ.
На
Б-33 трубопроводы осушения ЦКЗ засорились, поэтому воду из ТА сливали в трюм I отсека открыванием задней крышки
и откачивали трюмной помпой за борт.
Таким образом, дежурный торпедист осушил ТА №№3, 5 и 2. Когда очередь дошла до ТА № 1,
задняя крышка не открылась. Усилия розмаха не помогли.
Торпедные
аппараты на подводной лодке сконструированы так, что одновременно
открыть переднюю и заднюю крышки не дает система блокировок. Не обратив внимания на положение указателя
передней крышки ТА, ст. матрос Литвиненко выбил
кувалдой фиксатор блокировочной тяги и отсоединил рычаг блокировочного
устройства. Задняя крышка открылась. Вода начала поступать в I отсек, сливаясь в трюм, на осушение
которого работала отсечная помпа.
Через некоторое время Литвиненко заподозрил
неладное: вода в ТА не заканчивалась, а в отсеке заметно прибывала
и уже добралась до нижних кромок аппаратов.
Он попытался закрыть заднюю крышку ТА №1, но под напором воды сделать
это не смог.
В 1.20 25 января
помощник дежурного по кораблю старшина 2-й
статьи К. Сафаров по
внутрикорабельной связи поинтересовался
ходом осушения ТА.
Ст.
матрос В. Литвиненко доложил обстановку. По кораблю объявили аварийную
тревогу.
В I отсек на помощь торпедисту прибыли
старшина 2-й статьи К. Сафаров, подвахтенный
верхнего вахтенного матрос А. Шестаков и дежурный трюмный матрос М. Ганиев. Они вместе безуспешно пытались закрыть заднюю крышку ТА №1 с помощью раздвижного упора.
Отдыхавшие во II отсеке подвахтенный верхнего
вахтенного матрос С. Серков и
дежурный электрик матрос Н. Медведев
начали выполнять первичные мероприятия по борьбе за живучесть.
Через три минуты в I отсек прибежал с причала
дежурный по кораблю ст. лейтенант В.
Чекерес. Оценив обстановку и помня про отсутствие прямой телефонной связи со штабом, он приказал матросу Шестакову подняться на причал и доложить оперативному дежурному бригады об
аварии, а матросу Ганиеву — пустить главный
осушительный насос (ГОН) на осушение I отсека и продуть ЦГБ №1.
Дежурный трюмный повернул клапан аварийного осушения I отсека на пол-оборота,
посчитав его открытым, и кинулся в ЦП.
С
прибытием трюмного вахтенный ЦП
старшина 1-й статьи Н.Свешников, как положено по инструкции,
отправился в аварийный отсек. Однако никаких действий — ни как
вахтенный ЦП, обязанный оповестить
верхнего вахтенного о поступлении воды в прочный корпус, включить ходовые огни, обозначающие для соседних кораблей сигнал об аварии, ни как дежурный моторист, обязанный проверить открытие клапана аварийного
осушения отсека — не произвел.
Матрос
М. Ганиев запустил ГОН на осушение I отсека по главной
осушительной магистрали и стал продувать
ЦГБ №1. Он подал воздух в цистерну, а
сам поднялся на мостик определить
полное ее продувание. Пока он
спускался обратно в ЦП, воздух в
непозволительно больших количествах
расходовался впустую.
Как
впоследствии выяснилось, матрос Ганиев никогда раньше на
тренировках не открывал клапан аварийного осушения отсека,
поэтому вместо положенных одиннадцати оборотов он сделал на открытие всего
лишь пол-оборота маховика.
К тому времени в I отсек поступило около 40 т воды, которая полностью затопила нижние ТА.
Ст.
лейтенант Чекерес прибыл в ЦП, дал команду трюмному продуть все носовые ЦГБ и для контроля
за их продуванием поднялся на мостик. Там он получил доклад от
верхнего вахтенного матроса С. Яковлева о возгорании кабеля
питания с берега, который находился на носовой надстройке и
оказался в воде. Ст. лейтенант отправил матроса на береговую
зарядовую станцию для отключения электропитания с 9-го причала.
В 1.30 носовые ЦГБ
продули. Надстройка ПЛ
высоко поднялась из воды, и кабель питания
с берега оборвался. Насосы
остановились. В отсеках остались гореть
несколько лампочек аварийного освещения.
Подключить электропитание от своей АБ никто не догадался.
Ст.
лейтенант В. Чекерес вновь спустился в II отсек и, убедившись, что предотвратить
поступление воды невозможно, приказал
приготовить отсек к покиданию.
В 1.40 вместе с экипажем
на лодку прибыли дежурный по бригаде — старший помощник командира Б-33 капитан-лейтенант
П. Кобозев, и флагманский минер бригады капитан 3 ранга Б. Прохоренко.
Личный
состав в прочный корпус ПЛ не
спускался. Капитан-лейтенант П. Кобозев отдал приказание вахтенным проверить
сухость аккумуляторных ям и загерметизировать их. Несмотря на критическое
положение корабля, он не пытался перейти на питание от своего источника
тока и задним ходом отвести лодку на береговую отмель.
Наблюдая
с мостика погружение носовой надстройки под воду, старпом в 1.50 отдал приказание загерметизировать
прочный корпус
и покинуть корабль. Герметизировали
отсеки ст. лейтенант В. Чекерес, старшина 1-й статьи Свешников и матрос Ганиев. Второпях дежурный моторист не успел
полностью загерметизировать IV и V отсеки,
оставив в промежуточном положении двухбойную газовую захлопку РДП, незакрытыми бортовой клапан судовой вентиляции и захлопку
подачи воздуха к дизелям правого
борта, через которые вентилировалась
в атмосферу АБ.
В 2.00 вахта покинула
ПЛ. Дежурный по кораблю вынес флаг, гюйс,
"чистовой" и
"черновой" вахтенные журналы событий. В 2.07 с тонущего
корабля последними сошли на берег капитан 3 ранга Прохоренко и капитан-лейтенант Кобозев.
В
этот момент ПЛ погрузилась в воду до середины
ограждения боевой рубки и имела дифферент до 10° на нос. В районе V отсека из-под воды начали выходить на поверхность воздушные пузыри.
Прибыв
на 9-й причал около двух часов ночи, НШ БПЛ капитан 2 ранга Н.Фомин не стал брать на себя руководство по борьбе за живучесть, а,
выяснив обстановку, как старший на КП
бригады доложил командующему флотом
о происшествии. Вернувшись к ПЛ, он организовал аварийную партию в составе капитана
3 ранга В. Прохоренко, матросов Ганиева и Медведева с задачей войти через кормовой люк в лодку, пройти отсеки до
центрального, проверить герметизацию
и запустить водоотливные средства на
удаление поступившей воды.
В 2.25 аварийная партия,
проверив отсутствие давления по клапану
стравливания на крышке входного
люка, вошла в VII отсек. Он был сухим. Для
проверки отсутствия давления в соседнем
отсеке Ганиев приоткрыл переборочный
клинкет. По вентиляции зашипел воздух — значит, в VI отсеке создавалось давление от
поступавшей забортной воды. Путь дальше
оказался закрытым, и аварийная партия
вышла наверх.
В 3.04 Б-33 затонула на глубине 13 м с
дифферентом 5° на нос и креном 18° на левый
борт. Над водой виднелся только "гусак" шахты газовыхлопа устройства РДП.
Позже
водолазным осмотром установили, что передняя крышка ТА №1 была открыта
на четыре оборота привода.
Комиссия определила причины катастрофы: Б-33 затонула из-за потери плавучести
и продольной остойчивости вследствие затопления I отсека через ТА №1 и заполнения ЦГБ №№1-3 правого борта через открытые
кингстоны №№ 1 и 2 и негерметичности цистерн в
верхней части. С увеличением осадки ПЛ вода
проникла в IV и V отсеки по пути вентилирования АБ и через негерметично закрытый
люк VII отсека из-за неисправности кремальерного затвора. Небольшое количество воды профильтровалось
во II и VI отсеки через негерметичные
переборки. Нерешительные действия
командования корабля и соединения
не смогли предотвратить затопление ПЛ,
начатое в результате безграмотных действий
дежурно-вахтенной службы
Источники
- В.Р. Захар
«Мартиролог подводных катастроф. 25 января 1991г.», ВМА «Тайфун» №4, 2002г.