Rambler's Top100 Воспоминания Хризмана И.Я.

Хризман И.Я. "Эхо". Воспоминания.




На праздновании 70-летия 4 эскпл СФ 26 октября 2003 г. в часовне Никольского собора установили памятную доску с фамилиями подводников, погибших при взрыве на пл Б-37 и в памяти всплыли все события этого страшного дня так, как будто все это происходило только вчера.

            В этот период я, капитан-лейтенант, был флагманским штурманом 96 бпл 4 эскпл СФ. 10 января 1962 г. я заступил Оперативным дежурным штаба 4 эскпл. У 3 причала стояли пл Б-37, готовящаяся на боевую службу, и только что окончившая доковый ремонт пл С-350.

            В 4 часа утра 11 января я принял вахту у моего помощника и обнаружил, что нет доклада с пл Б-37 об окончании зарядки аккумуляторной батарей. Я вызвал дежурного по пл, на связь вышел мой хороший товарищ командир БЧ-5 Генрих Якубович. Пожурил его за несвоевременный доклад, после чего он, сдав пл дежурному по кораблю, убыл на СРЗ-10 и на проворачивании оружия и технических средств его не было. По докладу командира БЧ-5 обстановка на пл была нормальной.

            В 08.05 на КП 4 эскпл прибыли начальник штаба эскадры контр-адмирал Юдин А.А., флагманский штурман эскадры капитан 2 ранга Бурсевич А.П. и командиры бригад. Только я начал доклад об обстановке, как ко мне поступил доклад о пожаре на пл Б-37. Я, действуя по инструкции, доложил командиру эскадры контр-адмиралу Ямщикову Н.И. и объявил по эскадре «Боевая тревога, пожар на пл Б-37». В 08.11 поступил с 3 причала доклад командира пл Б-37 капитана 2 ранга Бегебы А. о пожаре. До этого момента он, как и другие командиры пл, в том числе и командир пл С-350 капитан 2 ранга Абрамов О.К., находились на соявшей у 2 причала ПКЗ-58. Проворачиванием оружия и технических средств на пл руководил старпом капитан 3 ранга Симонян А.И.



            Я хотел доложить о пожаре ОД СФ, но контр-адмирал Юдин А.А. сказал, что нечего поднимать панику, может просто бумажка горит. И в этот момент в 08.18 раздался сильный взрыв. Из окна комнаты ОД был виден огромный столб огня и дыма, в комнате вылетели все стекла окон, выходивших на сторону причалов. Я немедленно доложил ОД СФ о взрыве на пл Б-37. По флоту была сыграна боевая тревога, на эскадру направлены силы АСС флота. С момента объявления боевой тревоги на КП 4 эскпл находились два офицера штаба СФ, до этого прибывшие с проверкой в штаб 23 дивизии ОВР’а. Они фиксировали все мои действия. Я с момента получения доклада о пожаре приказал своему помощнику ничем не заниматься, а только фиксировать в журнале все доклады и распоряжения. В дальнейшем из-за полноты записей меня в процессе расследования катастрофы не спрашивали. При попытке начальника штаба 4 эскадры брать телефонные трубки или давать какие–либо приказания я попросил его телефоны не брать, а все распоряжения давать только через меня, чтобы я не терял обстановку. Он согласился и в дальнейшем так и действовал. Я должен был смениться в 11.00, но по приказанию НШ эскадры продолжал нести дежурство, пока в 15.00 к нему не обратились офицеры штаба СФ с просьбой сменить меня, чтобы я был готов к дальнейшему расследованию. Офицеры штаба СФ, после моей смены, задержали меня, сказали, что претензий к моим действиям у них нет, они хотят только узнать ход событий до их прибытия на КП эскадры.

 А теперь продолжу рассказывать о ходе событий после взрыва. Стоявшая у борта пл Б-37 пл С-350 получила повреждения 1-го отсека, а в разрыв прочного корпуса между 2 и 3 отсеками хлынула вода. Лодка стала с дифферентом на нос. В 3 отсеке начальник РТС капитан-лейтенант Расщупкин не дал открыть переборочный люк из 2 в 3 отсек, хотя такая попытка была. Хоть это и жестоко, но так были спасена остальная часть экипажа. На пл Б-37, кормовая часть которой еще находилась над водой, прибыла аварийная партия с пл капитана 2 ранга Китаева. Они пытались через входной люк 7 отсека поднять людей. Им удалось поднять несколько человек, в том числе старпома капитана 3 ранга Симоняна А. (уже мертвых). В 08.28 мне поступил о том, что пл Б-37 затонула. В люке 7 отсека заcтрял старшина аварийной партии и погиб.

            Прибывшие к середине дня корабли АСС флота начали операцию по подъему сначала пл С-350, стоявшу с дифферентом на нос. (На ней погибли 11 человек из 1 и 2 отсеков.) Через трое суток пл подняли, осушили 1,2 и затопленные к тому времени 3 и 4 отсеки и отвели к плавпирсу № 1. Затем была поднята пл Б-37.

            Погибших хоронили в 3 этапа. В клубе были установлены гробы и фотографии тех, кто погиб в 1 отсеке пл Б-37. На пирсе и в торпедно-технической базе никто не погиб. Не сыграй я боевую тревогу, жертв могло быть гораздо больше, так как на 3 причале стоял резервный экипаж, после тревоги разбежавшийся по своим местам. В прессе в последнее время писали, что шла погрузка торпед, а на пл Б-37 погибли люди только в 1 и 2 отсеках. Это ложь. Никаких погрузок торпед в этот момент не было и не планировалось. А на пл Б-37 погиб почти весь экипаж. Спаслось только несколько человек, находившихся на мостике. Так как пожар начался в период проворачивания оружия и технических средств, угарный газ по системе вентиляции распространился по всей пл. Старпом в момент объявления на пл аварийной тревоги находиля в кормовой части пл, его нашли в 7 отсеке с травмами головы, переломами.(На второй или третий день после взрыва я, моя жена и жена Симоняна А. Ходили в морг госпиталя и видили Симоняна с перевязанными головой и рукой. Сопровождавший нас врач госпиталя сказал, что у Симоняна была тяжелая травма головы и переломы руки). До затопления пл люди, как видно, в отсеках находились уже без сознания, отравившись угарным газом, и все погибли.

            Командира пл Б-37 капитана 2 ранга Бегебу А. Хотели отдать под суд военного трибунала за то, что он не был на пл с началом проворачивания механизмов, но после опросов меня и командиров пл было доказано, что даже если бы он находился на пл, ничего бы не изменилось. Из 1-го отсека не сразу, по-видимому, доложили о начале пожара, аварийная тревога была сыграна после того, как при открытии переборочного люка 1 отсека вырвавшееся пламя обожгло находившегося у переборочного люка 2-го отсека рулевого, он выскочил на мостик, а затем на пирс и сообщил о пожаре, после чего поступил доклад на КП эскадры.



            О причинах пожара было много версий. Но остаются две наиболее вероятные:

1.                  Воспламенилось БЗО торпеды при пайке поврежденной оболочки и о пожаре не сразу доложили в ЦП.

2.                  Воспламенились патроны регенераци возле контроллера шпиля. Летом этого же года произошел пожар в 1 отсеке пл-139 из-за того, что был оставлен включенным контроллер шпиля, на котором хранились запасные  патроны регенерации. Была сыграна боевая тревога, пл отошла от писрса на середину Екатерининской гавани, командир пл капитан 2 ранга Шаповалов В. приказал затопить 1 отсек, чем спас пл. Все обошлось без жертв, хотя пл нпдолго вышла из строя.

Когда я учился в Военно-морской академии, я беседовал с бывшим флагманским минером 211 бпл, в которую входила пл Б-37. Он считал наиболее вероятной версию о пайке БЗО. Но истинную причину пожара мы не узнаем никогда. А погибшие на пл Б-37 и С-350 навсегда останутся в памяти своих товарищей.


Капитан 1 ранга в отставке

Флагманский штурман 9 эскпл СФ

Хризман И.Я.


Хризман Исаак Яковлевич: 1945-1951г.г.-воспитанник Рижского Нахимовского ВМУ, 1951-1955 - курсант 1-го ВВМУ подводного плавания, 1955-1956 г.г. - командир рулевой группы пл С-148 96 бпл 33 КОУ дипл, 1956 - 1958 г.г.- командир БЧ-1 пл С-148, 1958 - 1960 г.г. - командир БЧ-1 пл Б-36 211 бпл 4 эск пл СФ, 1960 - 1965 - Ф-1 96 бпл 4 эск пл СФ, 1962 - 1963 г.г. слушатель ВСООЛК ВМФ, 1965 - 1968 г.г. - Ф-1 35 дипл 1-ой флотилии пл, 1968 - 1971 г.г. - слушатель ВМА, 1971 - 1984 г.г. - Ф-1 9 эск пл СФ, п. Видяево. Уволен в запас в сентябре 1984 г.

Источники

- Воспоминания Хризмана И.Я.

Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2007-2016