Rambler's Top100 1945-1992

 

Развитие подводного кораблестроения в послевоенный период.

 

1. Развитие ВМФ СССР в первое послевоенное десятилетие (1946-1955гг).

2. Развитие ВМФ СССР в период научно-технической революции в военном деле (1956-1970гг).

3. Развитие ВМФ СССР в заклю­чительный период его истории (1971-1992).

4. Интересные статьи по развитию отечественного кораблестроения в послевоенный период.

5. Источники.

 

1. Развитие ВМФ СССР в первое послевоенное десятилетие (1946-1955гг).

 

Оценка качеств кораблей отечественной по­стройки по опыту войны была дана наркомом ВМФ в октябре 1944 г. в докладе Председателю ГКО. По этой оценке подводные лодки себя оправдали (основные недостатки - шумность, масляные пятна, малая скорость хода). С другой стороны, рассматривая опыт воен­ного кораблестроения в СССР до 1944 г., нар­ком судостроения в августе 1944 г. писал, что "...отечественная судостроительная промыш­ленность никогда не удовлетворяла потребно­стям ни НК ВМФ, ни НК МФ, ни НК РП ...". Ос­новные причины этому: малочисленность судо­строительных заводов, слабость кооперируе­мых заводов, развертывание судостроения на малой производственной базе широким фрон­том (одновременно всех классов кораблей), за­грузка всех ССЗ одновременно несколькими ти­пами кораблей, загрузка ССЗ производством комплектующих изделий, артиллерии, механиз­мов, котлов и т.д., отсутствие в отечественной промышленности специализированных произ­водств таких изделий, отсутствие должной стандартизации и унификации.

Все эти положения и недостатки в качестве боевых кораблей и организации производства в НКСП послужили отправными пунктами в раз­работке первой послевоенной кораблестрои­тельной программы 1946-1955 гг. и соответст­вующего развития судостроительной и обеспе­чивающих отраслей промышленности.

В стратегическом плане направленность во­енного кораблестроения по этой программе бы­ла оборонительной. "Десятилетним планом военного судострое­ния на 1946-1955 годы", принятым СНК СССР 27.11.1945 года, была определена программа строительства (сдачи) ВМФ 367 ПЛ и большого количества других  кораблей и катеров.

В первую очередь в 1945-50 годов были до­строены 8 ПЛ ти­па "С" IX бис серии, 53 ПЛ типа "М" XV серии (часть из них была заложена после войны и сдана к 1953г.

Первой послевоенной дизель-электрической ПЛ (головная вступила в строй в 1951 г.) была подводная лодка пр.613. В создании этой ПЛ максимально был учтен германский опыт (ПЛ XXI серии). Корпус лодки был сварным, из стали повышенного сопротивления. На лодке было ус­тановлено РДП (устройство работы дизеля под водой). Для обесшумливания механизмов при­менена амортизация и др. Всего до 1959 г. было построено 215 ПЛ пр.613. В 1953 г. вошла в строй головная большая океанская дизель-электрическая ПЛ пр.611. На этой лодке впер­вые было применено напряжение 400В. Всего было построено 26 ПЛ пр.611 (до 1958 года). Глубина погружения ПЛ пр.613 и пр.611 была увеличена в два раза по сравнению со всеми построенными ранее. ПЛ пр.611 явилась базой для разработки более совершенной ПЛ пр.641, на которой применена новая легированная сталь, увеличены на 40% глубина погружения и на 30% автономность. В конце 1946 года была начата разработка малой ПЛ пр.615 с единым двигателем с химическим поглотителем извест­кового типа. Эта ПЛ в 1953 году вступила в строй, после чего по откорректированному пр.А615 была построена серия из 29 единиц. С парогазовой турбинной установкой (ПГТУ) была создана ПЛ пр.617 (построена в 1956 году) кото­рая в серию не пошла.

Программа кораблестроения 1946-1955 го­да, как и все предыдущие, выполнена не была. Сказался недоучет недостаточ­ного роста производственных возможностей страны в целом - хронический недостаток пла­нирования в СССР, и наметившиеся с началом 50-х годов коренные изменения во многих об­ластях военно-морских вооружений и военной техники, которые качественно меняли взгляды не только на состав вооружения боевых кораб­лей, но и на типы и классы как подводных лодок, так и надводных кораблей.

 

в начало

 

2. Развитие ВМФ СССР в период научно-технической революции в военном деле (1956-1970гг).

Вторая мировая война дала резкий толчок научным разработкам и поискам новых видов вооружений и военной техники. В ее ходе были созданы первые образцы ядерного оружия (в США), баллистических и крылатых ракет (в Гер­мании), зенитного ракетного оружия и реактив­ной авиации (в Германии), радиолокации и гид­ролокации (главным образом, в США и Велико­британии), неуправляемого ракетного оружия (в СССР) и др. Однако техническое совершенство этих образцов вооружения в большинстве слу­чаев еще не позволяло осуществить их широкое внедрение. Поэтому послевоенный период (в том числе и на флоте) характеризовался широ­кими научными и опытно-конструкторскими ра­ботами, направленными на создание образцов новых видов вооружения и военной техники, пригодных для принятия на вооружение.

Первые конкретные результаты этих работ применительно к флотским вооружениям и тех­нике относятся к середине 50-х гг. Практически, период с середины 50-х годов по меньшей мере до начала 70-х гг. может характеризоваться пе­риодом реализации (внедрения) первых резуль­татов научно-технической революции в военном деле. С другой стороны, необходимость практи­ческой проверки результатов этой работы при­водило к серьезным трудностям в перспектив­ном планировании строительства флота. При­нятые в этот период кораблестроительные про­граммы как и ранее часто корректировались и подвергались существенным изменениям. Так, ЦК КПСС и СМ СССР были утверждены Про­граммы военного кораблестроения 25 августа 1956 года, 3 декабря 1958 года, 24 декабря 1963 года, 10 августа 1964 года и 1 сентября 1969 го­да. Только последняя, десятилетняя программа от 1 сентября 1969 года, не подвергалась суще­ственной корректировке и являлась практически первой программой, вобравшей в себя основ­ные достижения научно-технической революции и впервые направленной на строительство сба­лансированного флота.

Поэтому период с середины 50-х годов до начала 70-х годов (и в какой-то степени и далее, до конца 70-х гг.) может быть охарактеризован как период поиска новых типов и классов бое­вых кораблей, отвечающих задачам, постав­ленным перед флотом, в непрерывно изме­няющихся условиях ведения войны на море. В решении этой задачи особое место занимал Черноморский флот благодаря исключительно благоприятному расположению и оборудованию театра и, в значительной степени, погодным ус­ловиям, позволявшим осуществлять испытания и отработку новой техники почти круглый год. Немаловажным являлось и то, что на Черно­морском театре функционировало 8 крупнейших судостроительных предприятий. Кроме того, с завершением строительства Волго-Донского ка­нала на Черноморский флот для испытаний пе­реводились корабли и суда судостроительных заводов Волжского бассейна, равно как ранее - Днепровского. Благоприятно решилась пробле­ма взаимодействия в этом плане и с Каспийской военной флотилией.

Наиболее кардинально результаты НТР в военной технике и вооружении повлияли на раз­витие подводных лодок. Главные из них: вне­дрение атомных установок, а также вооружение их баллистическими и крылатыми противокора-бельными ракетами.

Известно, что на долю ПЛ во время ВМВ приходилось 60% всего потопленного тоннажа (в основном, торгового, этого не следует забы­вать!!). Однако к концу войны, несмотря на их совершенствование (внедрение "шнорхеля" и т.д.), их эффективность, в связи с широким вне­дрением новых противолодочных сил и средств ВМС США и Великобритании, резко упала. Но­вое повышение их эффективности могло быть достигнуто на базе увеличения скрытности, ско­рости, автономности и дальности действия. На это были направлены осуществленные в первое послевоенное десятилетие работы по созданию единого двигателя. Однако только разработка и создание автономной энергетической установки позволило как тогда считалось добиться этих целей. Создание в СССР первой атомной тор­педной ПЛ с водо-водяным реактором пр.627 было начато в 1953г. (создание атомных уста­новок - с 1952 г. на основании Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 9 сентября 1952 г.) и завершено в декабре 1958 г. принятием ее в опытную эксплуатацию. С 1955 г. начались ра­боты по созданию атомной, а также торпедной ПЛ с жидкометаллическим теплоносителем пр.645. В конце 1963 г. эта ПЛ поступила в опытную эксплуатацию. До 1965 года также бы­ли созданы и вступили в строй атомные ПЛ первого поколения с водо-водяными реактора­ми (торпедные: пр.627,  с крылатыми ракетами: пр.пр.659, 675, с баллистическими ракетами: пр.658).

В 1965-1976 годов были созданы атомные ПЛ второго поколения с водо-водяными реакто­рами пр.пр.667А, 670, 661, 671, атомные уста­новки для которых создавались в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 28 августа 1958г. Эти установки были созданы на более высоком техническом уровне: кампания активных зон повышена почти в 5 раз, повыше­на надежность и ремонтопригодность установок, применены отключенные фундаменты, снижены физические поля, осуществлено частичное применение агрегатного метода изготовления и монтажа установок.

В эти же годы было начато создание ПЛ пр.705 с титановым корпусом, атомная установ­ка которой (с металлическим теплоносителем как на пр.645) разрабатывалась на основании Постановлений ЦК КПСС и СМ СССР от 23 ию­ня 1960 г. и 27 мая 1961 года.

В конце 50-х гг. был создан совершенно но­вый в нашем флоте класс ПЛ - с баллистиче­скими ракетами. Первый баллистической раке­той, установленной на советских подводных лодках, была ракета Р-11ФМ, созданная коллек­тивом С.П.Королева. Впервые ракеты эти были установлены на дизель-электрических ПЛ пр.611 (В611).

Первый старт ракеты Р-11ФМ с ПЛ был про­изведен 16.09.1955 года. К 1960 года в составе флота находилось более 10 ПЛ пр.В611 и 629, вооруженных этим комплексом.

В дальнейшем были разработаны: ракетный комплекс Д-2 (с баллистической ракетой Р-13, как и Р-11ФМ - с надводным стартом) - в 1960 г. и первый ракетный комплекс с подводным стар­том с баллистической ракетой Р-21 - в 1963 го­ду, который был установлен на дизельных ПЛ пр.629А и атомных 658М.

В 1969 году был принят на вооружение ра­кетный комплекс 2-го поколения с баллистиче­ской ракетой РСМ-25. Создание этого комплекса и вооружение ими атомный подводных лодок с баллистическими ракетами пр.667А (головной в 1967 г.) ознаменовали новый качественный шаг, существенно расширивший боевые возможно­сти новых атомных подводных лодок. Подвод­ные ракетоносцы с баллистическими ракетами стали неотъемлемым компонентом МСЯС. Именно с пр.667А и началось соревнования СССР и США в вопросах развития МСЯС.

Новым направлением развития ПЛ с конца 50-х годов было создание еще одного нового класса этих кораблей - с ПКР. На базе прове­денных в конце 40-х - начале 50-х годов работ в 1955 г. для ПЛ была начата разработка ПКР (с надводным стартом из ПУ контейнерного типа) -П-6; работы были завершены в 1964 г. приняти­ем ее на вооружение атомных ПЛ пр.675. В 1959-1968 гг. велась разработка лодочной ПКР с подводным стартом "Аметист", которая посту­пила на вооружение ПЛАРК пр.670 и 661. В кон­це 50-х гг. - в 60-х гг. с ракетным вооружением, помимо атомных ПЛ, строились специализиро­ванные и модернизировались торпедные ди­зель-электрические ПЛ пр.651, пр.644 и пр.665 (последние два проекта на базе ДПЛ пр.613). Эти подводные лодки испытывались и отраба­тывались на ЧФ.

В период 1956-1970 годов был выполнен широкий комплекс проектно-исследовательских проработок, имеющих целью оптимизацию ха­рактеристик как кораблестроительных элемен­тов, так и оружия для реализации их в серийных кораблях будущей постройки. В эти годы было разработано большое количество проектов ко­раблей, которые не получили практического осуществления, но приобретенный опыт при их разработке оказал весьма благотворное влия­ние на процесс создания новых кораблей. К числу неосуществленных проектов тех лет от­носятся: ДПЛ пр. пр.622, 632 и 648, ПЛ с парогазовыми энергетическими установками пр.пр.647 и 643, атомные пр.пр.639 и 653 и др..

Пополнение ВМФ боевыми кораблями прин­ципиально новых классов и типов, оснащенных ракетным оружием, атомной энергетикой, в большом количестве электроникой и другой сложной техникой, повлекло за собой необхо­димость создания специальных судов и плаву­чих средств, способных обеспечить базирова­ние ПЛА, выполнять перезарядку атомных реак­торов и ремонт атомных кораблей, перевозить радиоактивные воды и спецтоплива, контроли­ровать радиационную обстановку при достройке и испытаниях кораблей и выполнять ряд других функций. Это потребовало перестроить тыл ВМФ, сделать его мобильным и маневренным, то есть создать "плавучий тыл", включающий суда для плавучего базирования кораблей, спе­циализированные    подвижные    ремонтно-технические базы, плавучие судоремонтные мастерские, сухогрузные, рефрижераторные су­да, танкера спецтоплив и др.

Кроме системы рассредоточенного базиро­вания важным условием обеспечения высокой боевой готовности ВМФ стала систематическая разведка сил вероятного противника во всех возможных районах его нахождения еще в мир­ное время. Для ведения систематической раз­ведки в этот период начала создаваться систе­ма разведывательных кораблей. Перенос зна­чительных усилий двух стран США и СССР в космос потребовал создания и нового подкласса разведывательных кораблей - кораблей измери­тельного комплекса. Эти корабли в основном обслуживали воздушно - космические войска СССР, но за их создание и развитие отвечал ВМФ.

Наконец длительное плавание надводных кораблей в удаленных от баз районах морей и океанов, несение ими боевой службы стало нормой повседневной деятельности флота в конце этого периода. Последнее обстоятельство потребовало изыскать новые возможности ма­териально-технического обеспечения деятель­ности корабельных сил при длительном их пла­вании без захода в базы: снабжать различного вида довольствием, ракетным, торпедным и другими видами боезапасов, своевременно и полноценно выполнять регламентные и экс­плуатационные проверки, замену технических средств, выработавших свой ресурс, произво­дить отдельные ремонтные работы, связанные с повреждениями и т.д.

Во втором послевоенном десятилетии раз­рабатывалось около 60 проектов судов и плаву­чих средств обеспечения разного назначения, вошли в строй суда 30 проектов. Среди них на­ряду с обычными судами (рейдовые буксиры, портовые ледоколы, гидрографические суда, водолеи, пожарные, спасательные, рабочие и другие катера) находились и суда, предназна­ченные решать специальные задачи, о которых речь шла выше.

В целом в период с 1956-1970 годов в строительстве флота приоритет был отдан раз­витию подводных сил. Это, как считалось, в сложившихся условиях позволяло в кратчайшее время увеличить ударные воз­можности нашего флота, в короткие сроки соз­дать определенную угрозу основным силам флота противника на основных океанских теат­рах и ценою затраты меньших средств и време­ни умножить рост морского могущества страны. С позиций сегодняшнего видения не всё и не совсем в этом процессе было оправданным и правильным, а тем более, экономически обосно­вано. К концу рассматриваемого периода уве­личились темпы строительства кораблей и су­дов обеспечения. В этот период получила    развитие    "боевая    служба", т.е. длительное нахождение кораблей в районах возможных боевых действий.

 

в начало

 

 

3. Развитие ВМФ СССР в заклю­чительный период его истории (1971-1992).

Период с 1965 года до конца 80-х годов ха­рактеризовался развертыванием военного ко­раблестроения в невиданных доселе в истории ВМФ СССР масштабах. К 1970 году, в основ­ном, завершился период становления новых ти­пов и классов боевых кораблей, вызванных НТР в военно-морских вооружениях и военной техни­ке, и определились перспективы их дальнейше­го развития. Немаловажным условием для этого явилась и определенная стабилизация анало­гичных процессов в ВМС наших главных веро­ятных противников - США, европейских стран НАТО и Японии. Все это позволило в корабле­строительных Программах 70-х и 80-х годов бо­лее четко сравнительно с предыдущими Про­граммами поставить основные задачи и опре­делить основные направления развития ВМФ, добиться более тесной привязки типажа кораб­лей и планов постройки к перспективам разви­тия вероятного противника, условиям их ис­пользования как на боевой службе, так и в во­енное время и производственным возможно­стям промышленности.

Программа военного кораблестроения 70-х годов (утвержденная Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР 1 сентября 1969 г.) и Программа 80-х гг. (утвержденная ЦК КПСС и СМ СССР 26 марта 1980 г.) предусматривали решение в ходе их выполнения следующих основных задач:

• создание и поддержание на необходимом уровне эффективности стратегической подводно-ядерной системы как необходимого компонента  стратегического  потенциала страны;

• создание системы борьбы со стратегической подводно-ядерной системой вероятного про­тивника;

• создание системы сил и средств борьбы с силами общего назначения вероятного про­тивника, основу которых составляют много­целевые авианосные группы и многоцелевые подводные лодки.

Эти планы военного кораблестроения также предусматривали развитие сил общего назна­чения надводного флота, сбалансированных по корабельному составу для решения основных задач совершенствования сил защиты конвоев, обеспечения десантов, поддержки сухопутных войск.

Наконец, выполнением намеченных планов ставилась задача создания оперативных сил плавучего тыла, способного обеспечить свободу действий флота в океане и представляли, таким образом, развернутую программу создания сба­лансированного атомного ракетного океанского флота, универсального в решении боевых за­дач.

В первом периоде реализации этих задач (практически все 70-е годы) было предусмотре­но, в основном, серийное строительство боевых кораблей, головные образцы которых вступили в строй в конце 60-х - начале 70-х годов, с заме­ной их во 2 периоде (с конца 70-х годов) на се­рии боевых кораблей новых типов, учитываю­щих в системах их вооружения, с одной сторо­ны, научно-технический прогресс (НТП) в отече­ственных военно-морских вооружениях и воен­ной технике и, с другой, прогнозируемый про­цесс совершенствования систем вооружения ВМС вероятного противника.

В целом Программы военного кораблестроения 70-х и 80-х годов были нацелены на сбаланси­рованное развитие флота в соответствии с по­ставленными перед ним задачами.

В ходе строительства боевых кораблей, на­чиная с 70-х годов, по-прежнему наибольшее внимание уделялось созданию подводных ло­док и среди них - подводным лодкам с балли­стическими ракетами. Основным направлением в этой работе было серийное строительство ПЛАРБ пр.667А. На основе совершенствования ракетных комплексов, частичного увеличения боезапаса, внедрения более совершенных гид­роакустических комплексов и радиоэлектроники в 70-х годов были созданы ПЛАРБ по пр.667АУ с другой модификацией БР РСМ-25, пр.667Б и 667БД с МБР РСМ-40, пр.667БДР с МБР РСМ-50 и в 80-х годах - пр.667БДРМ с МБР РСМ-54. В начале 80-х годов вошла в строи ПЛАРБ пр.941 с МБР РСМ-52. Наряду с этими основ­ными направлениями велась работа по модер­низации атомных ПЛ ПЛ пр.667А (667АУ и 667АМ), а также дизель-электрических ПЛ ПЛ (пр.пр.629А, 605, 601).

Строительство подводных лодок с крыла­тыми ракетами в 70-х годах продолжалось на базе принятой в 1967 г. атомной подводной лод­ки второго поколения пр. 670, серия которой в середине 70-х годов сменилась серией ПЛ пр.670М (завершена к 1980 г.), вооруженных ра­кетным комплексом "Малахит". В 80-х годов в строй флота стали поступать атомные подвод­ные лодки третьего поколения пр.949 с ракет­ным комплексом "Гранит", а с 1986 г. - пр.949А с улучшенными виброакустическими характери­стиками и радиоэлектроникой. Наряду с этими основными направлениями развития ПЛ с кры­латыми ракетами в 70-х гг. была проведена мо­дернизация ПЛ пр.675 (пр.пр.675К, 675МУ, 675МК, 675МКВ) с внедрением систем космиче­ского целеуказания (пр.675К), ракетного ком­плекса П-500, авиационного ("Успех") целеука­зания (пр.675МУ) и космического ("Касатка") це­леуказания (пр.675МК). Кроме того, в 80-х годов были модернизированы ПЛ пр.667А с заменой баллистического вооружения на комплекс СКР "Гром" - пр.667М и на СКР "Гранат" - пр.667АТ.

Строительство многоцелевых (ракетно-торпедных) ПЛ в 70-х годах продолжалось на базе принятой в 1967 году атомной ПЛ второго поколения пр.671 с внедрением в ходе строи­тельства усовершенствованных комплексов ра­диоэлектронного и торпедного вооружения и также ракетного вооружения (пр.671 РТ) и в 70-х - 80-х годов пр.671 РТМ. В 70-х годах была также построена малая серия титановых ПЛА пр.705К.

В 80-х годах было начато строительство атомных ракето-торпедных ПЛ третьего поколе­ния пр.пр.971 и 945. В этот период также была проведена модернизация ПЛ пр.659 (пр.659Т) и 671 (пр.671К).

Строительство дизель - электрических ракето-торпедных ПЛ в 70-х и 80-х годов продол­жалось на базе ПЛ пр.641: пр.641Б (1972 г.), пр.И641К (с 1972 г.). Начиная с 1980 г. в строй начали поступать ПЛ пр.877 и, в дальнейшем, ее модификации пр.877Э, К, М. В период 1975-1980 гг. была проведена модернизация двух ПЛ типа пр.641 (пр.И641М).

Всего по Программам 70-х и 80-х годов, на­чиная с 1971 г., было построено около 160 под­водных лодок.

На последнем этапе развития ВМФ СССР (1971-91 гг.) повышалась насыщенность боевых кораблей огневыми комплексами, расширялось использование корабельной авиации, усложня­лись радиоэлектронные системы управления и наконец возникла потребность обеспечить ко­раблям возможность плавать в состоянии высо­кой боевой готовности в отдаленных районах Мирового океана. Это потребовало создание не просто плавучего тыла, а плавучего и высоко-мобильного тыла в основе которого должны бы­ли бы находиться и корабли комплексного снабжения. Было уделено значительное внима­ние и поисково-спасательным кораблям ВМФ.

Таким образом в 70-е и 80-е годы предпри­нимались попытки создания полноценного ма­невренного обеспечения боевых кораблей ВМФ СССР в любом районе Мирового океана. Это уже было характерно для "океанского флота". К моменту развала СССР эта работа находилась в начальной стадии, и наличные силы кораблей и судов обеспечения могли в удаленных рай­онах Мирового океана обслуживать ограниченные по составу оперативные соединения.

В 80-е годы мы вошли с довольно стройной и относительно сбалансированной программой военного кораблестроения. На этом этапе развития корабле­строения мы лидировали в вопросах создания и строительства комплексно-автоматизированных высокоскоростных торпедных ПЛА; в строи­тельстве крупнейших в мире амфибийных и скеговых кораблей на воздушной подушке; в созда­нии боевых ПЛА с глубиной погружения 1000 м. Мы первыми внедрили на корабли газотурбин­ную энергетику, сверхзвуковые крылатые раке­ты, крупные быстроходные противолодочные корабли на управляемых подводных крыльях, десантные и ракетные экранопланы. Кое в чём эти уровни за рубежом не достигнуты и сейчас. Наши корабли традиционно имеют самую высо­кую в мире полезную боевую нагрузку, т.е. пре­восходят зарубежные аналоги по насыщенности оружием и вооружением.

Таким образом, военно-стратегический па­ритет в морских вооружениях достигался не "только валом", как кое-кто стремится предста­вить это, а высокими качественными парамет­рами многих наших кораблей, которые в целом соответствовали мировому уровню стандартов и прежде всего оперативно-тактическим воззре­ниям на них руководства ВМФ. Вместе с тем по ряду параметров мы начали прогрессивно от­ставать от мировых достижений, прежде всего в области радиоэлектронных и автоматизирован­ных систем, в производстве неметаллических материалов, весогабаритных характеристиках отдельных корабельных комплексов, обесшумливания своих ПЛА.

В целом советское кораблестроение прошло долгий и славный путь. За эти годы наша страна получила от отечественной судостроительной промышленности тысячи кораблей и судов са­мых различных классов и назначений. ВМФ СССР в 80-е годы превратился в силу, способ­ную решать крупные стратегические и опера­тивные задачи в Мировом океане в ядерной войне. По своей совокупной боевой мощи он значительно превосходил ВМС всех ведущих капиталистических стран, за исключением США. Советское кораблестроение оказало большую помощь в становлении ВМС дружественных го­сударств. В ВМС этих государств плавают бо­лее тысячи военных кораблей, построенных практически по требованиям и даже взглядам ВМФ СССР. Большая их часть построена на отечественных   судостроительных   заводах (подводные лодки, ракетные корабли и катера, сторожевые корабли, торпедные катера и ко­рабли других классов). Судостроительная про­мышленность СССР и смежные отрасли про­мышленности практически полностью обеспе­чили кораблестроение и судостроение отечест­венными вооружением, комплектующими изде­лиями, различными типами энергетических ус­тановок и электро-энергетическими системами. Научная теоретическая и проектная база кораб­лестроения в СССР вышла на передовые пози­ции в мире. Судостроительная про­мышленность СССР представляла собой мощ­ный   и   сложный   комплекс   научно-исследовательских, проектных, судостроитель­ных, приборостроительных и машиностроитель­ных предприятий, способных в тесной коопера­ции с предприятиями других отраслей промыш­ленности создавать любые типы кораблей, су­дов и морских сооружений.

Проблемы, стоящие перед военным кораб­лестроением России, полностью определяются проблемами, стоявшими до недавнего времени перед военным кораблестроением СССР, и усу­губляются последствиями его распада в 1991 году.

 

в начало

 

 

4. Интересные статьи по развитию отечественного кораблестроения в послевоенный период.

 

И. Литвиненко «Куда плывут субмарины». (оригинал)

В. Лебедько «Наш подводный ракетный…». (оригинал)

А.Колдобский «Стратегический подводный флот СССР и России прошлое, настоящее и будущее». (оригинал)

 

 

5. Источники.

 

- В.П. Кузин, В.И. Никольский «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991» ИМО Санкт-Петербург 1996