Развитие
подводного кораблестроения в послевоенный период.
1. Развитие
ВМФ СССР в первое послевоенное десятилетие (1946-1955гг).
2. Развитие
ВМФ СССР в период научно-технической революции в военном деле (1956-1970гг).
3. Развитие ВМФ СССР в заключительный период его истории
(1971-1992).
4. Интересные статьи по развитию отечественного кораблестроения
в послевоенный период.
5. Источники.
1.
Развитие ВМФ СССР в первое послевоенное десятилетие (1946-1955гг).
Оценка качеств
кораблей отечественной постройки по опыту войны была дана наркомом ВМФ в
октябре 1944 г. в докладе Председателю ГКО. По этой оценке подводные лодки себя
оправдали (основные недостатки - шумность, масляные пятна, малая скорость
хода). С другой стороны, рассматривая опыт военного кораблестроения в СССР до
1944 г., нарком судостроения в августе 1944 г. писал, что
"...отечественная судостроительная промышленность никогда не
удовлетворяла потребностям ни НК ВМФ, ни НК МФ, ни НК РП ...". Основные
причины этому: малочисленность судостроительных заводов, слабость кооперируемых
заводов, развертывание судостроения на малой производственной базе широким фронтом (одновременно
всех классов кораблей), загрузка всех ССЗ одновременно несколькими типами
кораблей, загрузка ССЗ производством комплектующих изделий, артиллерии, механизмов,
котлов и т.д., отсутствие в отечественной промышленности специализированных
производств таких изделий, отсутствие должной стандартизации и унификации.
Все эти положения и
недостатки в качестве боевых кораблей и организации производства в НКСП
послужили отправными пунктами в разработке первой послевоенной кораблестроительной
программы 1946-1955 гг. и соответствующего развития судостроительной и обеспечивающих
отраслей промышленности.
В стратегическом
плане направленность военного кораблестроения по этой программе была
оборонительной. "Десятилетним планом военного судостроения на 1946-1955
годы", принятым СНК СССР 27.11.1945 года, была определена программа
строительства (сдачи) ВМФ 367 ПЛ и большого количества других кораблей и катеров.
В первую очередь в
1945-50 годов были достроены 8 ПЛ типа "С"
IX бис серии, 53 ПЛ типа "М"
XV серии (часть из них была заложена после войны и сдана к 1953г.
Первой послевоенной дизель-электрической ПЛ (головная
вступила в строй в 1951 г.) была подводная лодка пр.613. В создании этой ПЛ максимально был учтен германский опыт (ПЛ
XXI серии). Корпус лодки был сварным, из стали повышенного сопротивления. На
лодке было установлено РДП (устройство работы дизеля под водой). Для
обесшумливания механизмов применена амортизация и др. Всего до 1959 г. было
построено 215 ПЛ пр.613. В 1953 г.
вошла в строй головная большая океанская дизель-электрическая ПЛ пр.611. На этой лодке впервые было
применено напряжение 400В. Всего было построено 26 ПЛ пр.611 (до 1958 года). Глубина погружения ПЛ пр.613 и пр.611 была
увеличена в два раза по сравнению со всеми построенными ранее. ПЛ пр.611 явилась базой для разработки более
совершенной ПЛ пр.641, на которой
применена новая легированная сталь, увеличены на 40% глубина погружения и на
30% автономность. В конце 1946 года была начата разработка малой ПЛ пр.615 с единым двигателем с химическим
поглотителем известкового типа. Эта ПЛ в 1953 году вступила в строй, после
чего по откорректированному пр.А615
была построена серия из 29 единиц. С парогазовой турбинной установкой (ПГТУ)
была создана ПЛ пр.617 (построена в
1956 году) которая в серию не пошла.
Программа кораблестроения
1946-1955 года, как и все предыдущие, выполнена не была. Сказался недоучет
недостаточного роста производственных возможностей страны в целом -
хронический недостаток планирования в СССР, и наметившиеся с началом 50-х
годов коренные изменения во многих областях военно-морских вооружений и
военной техники, которые качественно меняли взгляды не только на состав
вооружения боевых кораблей, но и на типы и классы как подводных лодок, так и
надводных кораблей.
2.
Развитие ВМФ СССР в период научно-технической революции в военном деле
(1956-1970гг).
Вторая мировая война дала резкий толчок научным разработкам и поискам
новых видов вооружений и военной техники. В ее ходе были созданы первые образцы
ядерного оружия (в США), баллистических и крылатых ракет (в Германии),
зенитного ракетного оружия и реактивной авиации (в Германии), радиолокации и
гидролокации (главным образом, в США и Великобритании), неуправляемого
ракетного оружия (в СССР) и др. Однако техническое совершенство этих образцов
вооружения в большинстве случаев еще не позволяло осуществить их широкое
внедрение. Поэтому послевоенный период (в том числе и на флоте)
характеризовался широкими научными и опытно-конструкторскими работами,
направленными на создание образцов новых видов вооружения и военной техники,
пригодных для принятия на вооружение.
Первые конкретные
результаты этих работ применительно к флотским вооружениям и технике относятся
к середине 50-х гг. Практически, период с середины 50-х годов по меньшей мере
до начала 70-х гг. может характеризоваться периодом реализации (внедрения)
первых результатов научно-технической революции в военном деле. С другой
стороны, необходимость практической проверки результатов этой работы приводило
к серьезным трудностям в перспективном планировании строительства флота. Принятые
в этот период кораблестроительные программы как и ранее часто корректировались
и подвергались существенным изменениям. Так, ЦК КПСС и СМ СССР были утверждены
Программы военного кораблестроения 25 августа 1956 года, 3 декабря 1958 года,
24 декабря 1963 года, 10 августа 1964 года и 1 сентября 1969 года. Только
последняя, десятилетняя программа от 1 сентября 1969 года, не подвергалась существенной
корректировке и являлась практически первой программой, вобравшей в себя основные
достижения научно-технической революции и впервые направленной на строительство
сбалансированного флота.
Поэтому период с середины 50-х годов до начала 70-х
годов (и в какой-то степени и далее, до конца 70-х гг.) может быть
охарактеризован как период поиска новых типов и классов боевых кораблей,
отвечающих задачам, поставленным перед флотом, в непрерывно изменяющихся
условиях ведения войны на море. В решении этой задачи особое место занимал
Черноморский флот благодаря исключительно благоприятному расположению и
оборудованию театра и, в значительной степени, погодным условиям, позволявшим
осуществлять испытания и отработку новой техники почти круглый год.
Немаловажным являлось и то, что на Черноморском театре функционировало 8
крупнейших судостроительных предприятий. Кроме того, с завершением
строительства Волго-Донского канала на Черноморский флот для испытаний переводились
корабли и суда судостроительных заводов Волжского бассейна, равно как ранее - Днепровского.
Благоприятно решилась проблема взаимодействия в этом плане и с Каспийской
военной флотилией.
Наиболее кардинально
результаты НТР в военной технике и вооружении повлияли на развитие подводных
лодок. Главные из них: внедрение атомных установок, а также вооружение их
баллистическими и крылатыми противокора-бельными ракетами.
Известно, что на долю
ПЛ во время ВМВ приходилось 60% всего потопленного тоннажа (в основном, торгового,
этого не следует забывать!!). Однако к концу войны, несмотря на их
совершенствование (внедрение "шнорхеля" и т.д.), их эффективность, в
связи с широким внедрением новых противолодочных сил и средств ВМС США и
Великобритании, резко упала. Новое повышение их эффективности могло быть
достигнуто на базе увеличения скрытности, скорости, автономности и дальности
действия. На это были направлены осуществленные в первое послевоенное
десятилетие работы по созданию единого двигателя. Однако только разработка и
создание автономной энергетической установки позволило как тогда считалось
добиться этих целей. Создание в СССР первой атомной торпедной ПЛ с
водо-водяным реактором пр.627 было
начато в 1953г. (создание атомных установок - с 1952 г. на основании
Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 9 сентября 1952 г.) и завершено в декабре
1958 г. принятием ее в опытную эксплуатацию. С 1955 г. начались работы по
созданию атомной, а также торпедной ПЛ с жидкометаллическим теплоносителем пр.645. В конце 1963 г. эта ПЛ поступила в
опытную эксплуатацию. До 1965 года также были созданы и вступили в строй
атомные ПЛ первого поколения с водо-водяными реакторами (торпедные: пр.627,
с крылатыми ракетами: пр.пр.659,
675, с баллистическими ракетами: пр.658).
В 1965-1976 годов
были созданы атомные ПЛ второго поколения с водо-водяными реакторами пр.пр.667А, 670, 661, 671, атомные установки для которых
создавались в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 28 августа
1958г. Эти установки были созданы на более высоком техническом уровне: кампания
активных зон повышена почти в 5 раз, повышена надежность и ремонтопригодность
установок, применены отключенные фундаменты, снижены физические поля,
осуществлено частичное применение агрегатного метода изготовления и монтажа
установок.
В эти же годы было
начато создание ПЛ пр.705 с
титановым корпусом, атомная установка которой (с металлическим теплоносителем
как на пр.645) разрабатывалась на
основании Постановлений ЦК КПСС и СМ СССР от 23 июня 1960 г. и 27 мая 1961
года.
В конце 50-х гг. был
создан совершенно новый в нашем флоте класс ПЛ - с баллистическими ракетами.
Первый баллистической ракетой, установленной на советских подводных лодках,
была ракета Р-11ФМ, созданная коллективом С.П.Королева. Впервые ракеты эти
были установлены на дизель-электрических ПЛ пр.611 (В611).
Первый старт ракеты
Р-11ФМ с ПЛ был произведен 16.09.1955 года. К 1960 года в составе флота
находилось более 10 ПЛ пр.В611 и 629, вооруженных этим комплексом.
В дальнейшем были
разработаны: ракетный комплекс Д-2 (с баллистической ракетой Р-13, как и Р-11ФМ
- с надводным стартом) - в 1960 г. и первый ракетный комплекс с подводным стартом
с баллистической ракетой Р-21 - в 1963 году, который был установлен на
дизельных ПЛ пр.629А и атомных 658М.
В 1969 году был
принят на вооружение ракетный комплекс 2-го поколения с баллистической
ракетой РСМ-25. Создание этого комплекса и вооружение ими атомный подводных
лодок с баллистическими ракетами пр.667А
(головной в 1967 г.) ознаменовали новый качественный шаг, существенно
расширивший боевые возможности новых атомных подводных лодок. Подводные
ракетоносцы с баллистическими ракетами стали неотъемлемым компонентом МСЯС.
Именно с пр.667А и началось
соревнования СССР и США в вопросах развития МСЯС.
Новым направлением
развития ПЛ с конца 50-х годов было создание еще одного нового класса этих
кораблей - с ПКР. На базе проведенных в конце 40-х - начале 50-х годов работ в
1955 г. для ПЛ была начата разработка ПКР (с надводным стартом из ПУ
контейнерного типа) -П-6; работы были завершены в 1964 г. принятием ее на
вооружение атомных ПЛ пр.675. В
1959-1968 гг. велась разработка лодочной ПКР с подводным стартом
"Аметист", которая поступила на вооружение ПЛАРК пр.670 и 661. В конце 50-х гг. - в 60-х гг. с ракетным вооружением, помимо
атомных ПЛ, строились специализированные и модернизировались торпедные дизель-электрические
ПЛ пр.651, пр.644 и пр.665 (последние
два проекта на базе ДПЛ пр.613). Эти
подводные лодки испытывались и отрабатывались на ЧФ.
В период 1956-1970 годов был выполнен широкий
комплекс проектно-исследовательских проработок, имеющих целью оптимизацию характеристик
как кораблестроительных элементов, так и оружия для реализации их в серийных
кораблях будущей постройки. В эти годы было разработано большое количество
проектов кораблей, которые не получили практического осуществления, но
приобретенный опыт при их разработке оказал весьма благотворное влияние на
процесс создания новых кораблей. К числу неосуществленных проектов тех лет относятся:
ДПЛ пр. пр.622, 632 и 648, ПЛ с
парогазовыми энергетическими установками пр.пр.647 и 643, атомные пр.пр.639 и 653 и др..
Пополнение ВМФ
боевыми кораблями принципиально новых классов и типов, оснащенных ракетным
оружием, атомной энергетикой, в большом количестве электроникой и другой
сложной техникой, повлекло за собой необходимость создания специальных судов и
плавучих средств, способных обеспечить базирование ПЛА, выполнять перезарядку
атомных реакторов и ремонт атомных кораблей, перевозить радиоактивные воды и
спецтоплива, контролировать радиационную обстановку при достройке и испытаниях
кораблей и выполнять ряд других функций. Это потребовало перестроить тыл ВМФ,
сделать его мобильным и маневренным, то есть создать "плавучий тыл",
включающий суда для плавучего базирования кораблей, специализированные подвижные
ремонтно-технические базы, плавучие судоремонтные мастерские,
сухогрузные, рефрижераторные суда, танкера спецтоплив и др.
Кроме системы
рассредоточенного базирования важным условием обеспечения высокой боевой
готовности ВМФ стала систематическая разведка сил вероятного противника во всех
возможных районах его нахождения еще в мирное время. Для ведения
систематической разведки в этот период начала создаваться система
разведывательных кораблей. Перенос значительных усилий двух стран США и СССР в
космос потребовал создания и нового подкласса разведывательных кораблей -
кораблей измерительного комплекса. Эти корабли в основном обслуживали воздушно
- космические войска СССР, но за их создание и развитие отвечал ВМФ.
Наконец длительное
плавание надводных кораблей в удаленных от баз районах морей и океанов, несение
ими боевой службы стало нормой повседневной деятельности флота в конце этого
периода. Последнее обстоятельство потребовало изыскать новые возможности материально-технического
обеспечения деятельности корабельных сил при длительном их плавании без
захода в базы: снабжать различного вида довольствием, ракетным, торпедным и
другими видами боезапасов, своевременно и полноценно выполнять регламентные и
эксплуатационные проверки, замену технических средств, выработавших свой
ресурс, производить отдельные ремонтные работы, связанные с повреждениями и
т.д.
Во втором
послевоенном десятилетии разрабатывалось около 60 проектов судов и плавучих
средств обеспечения разного назначения, вошли в строй суда 30 проектов. Среди
них наряду с обычными судами (рейдовые буксиры, портовые ледоколы,
гидрографические суда, водолеи, пожарные, спасательные, рабочие и другие
катера) находились и суда, предназначенные решать специальные задачи, о
которых речь шла выше.
В целом в период с
1956-1970 годов в строительстве флота приоритет был отдан развитию подводных
сил. Это, как считалось, в сложившихся условиях позволяло в кратчайшее время
увеличить ударные возможности нашего флота, в короткие сроки создать
определенную угрозу основным силам флота противника на основных океанских театрах
и ценою затраты меньших средств и времени умножить рост морского могущества
страны. С позиций сегодняшнего видения не всё и не совсем в этом процессе было
оправданным и правильным, а тем более, экономически обосновано. К концу
рассматриваемого периода увеличились темпы строительства кораблей и судов
обеспечения. В этот период получила
развитие "боевая служба", т.е. длительное нахождение
кораблей в районах возможных боевых действий.
3.
Развитие ВМФ СССР в заключительный период его истории (1971-1992).
Период с 1965 года до конца 80-х годов характеризовался развертыванием
военного кораблестроения в невиданных доселе в истории ВМФ СССР масштабах. К
1970 году, в основном, завершился период становления новых типов и классов
боевых кораблей, вызванных НТР в военно-морских вооружениях и военной технике,
и определились перспективы их дальнейшего развития. Немаловажным условием для
этого явилась и определенная стабилизация аналогичных процессов в ВМС наших
главных вероятных противников - США, европейских стран НАТО и Японии. Все это
позволило в кораблестроительных Программах 70-х и 80-х годов более четко
сравнительно с предыдущими Программами поставить основные задачи и определить
основные направления развития ВМФ, добиться более тесной привязки типажа кораблей
и планов постройки к перспективам развития вероятного противника, условиям их
использования как на боевой службе, так и в военное время и производственным
возможностям промышленности.
Программа военного
кораблестроения 70-х годов (утвержденная Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР 1
сентября 1969 г.) и Программа 80-х гг. (утвержденная ЦК КПСС и СМ СССР 26 марта
1980 г.) предусматривали решение в ходе их выполнения следующих основных задач:
• создание и
поддержание на необходимом уровне эффективности стратегической подводно-ядерной
системы как необходимого компонента
стратегического потенциала
страны;
• создание системы
борьбы со стратегической подводно-ядерной системой вероятного противника;
• создание системы
сил и средств борьбы с силами общего назначения вероятного противника, основу
которых составляют многоцелевые авианосные группы и многоцелевые подводные
лодки.
Эти планы военного
кораблестроения также предусматривали развитие сил общего назначения
надводного флота, сбалансированных по корабельному составу для решения основных
задач совершенствования сил защиты конвоев, обеспечения десантов, поддержки
сухопутных войск.
Наконец, выполнением
намеченных планов ставилась задача создания оперативных сил плавучего тыла,
способного обеспечить свободу действий флота в океане и представляли, таким
образом, развернутую программу создания сбалансированного атомного ракетного
океанского флота, универсального в решении боевых задач.
В первом периоде
реализации этих задач (практически все 70-е годы) было предусмотрено, в основном,
серийное строительство боевых кораблей, головные образцы которых вступили в
строй в конце 60-х - начале 70-х годов, с заменой их во 2 периоде (с конца
70-х годов) на серии боевых кораблей новых типов, учитывающих в системах их
вооружения, с одной стороны, научно-технический прогресс (НТП) в отечественных
военно-морских вооружениях и военной технике и, с другой, прогнозируемый процесс
совершенствования систем вооружения ВМС вероятного противника.
В целом Программы
военного кораблестроения 70-х и 80-х годов были нацелены на сбалансированное
развитие флота в соответствии с поставленными перед ним задачами.
В ходе строительства боевых кораблей, начиная с 70-х
годов, по-прежнему наибольшее внимание уделялось созданию подводных лодок и
среди них - подводным лодкам с баллистическими ракетами. Основным направлением
в этой работе было серийное строительство ПЛАРБ пр.667А. На основе совершенствования ракетных комплексов, частичного
увеличения боезапаса, внедрения более совершенных гидроакустических комплексов
и радиоэлектроники в 70-х годов были созданы ПЛАРБ по пр.667АУ с другой модификацией БР РСМ-25, пр.667Б и 667БД с МБР
РСМ-40, пр.667БДР с МБР РСМ-50 и в
80-х годах - пр.667БДРМ с МБР
РСМ-54. В начале 80-х годов вошла в строи ПЛАРБ пр.941 с МБР РСМ-52. Наряду с этими основными направлениями велась
работа по модернизации атомных ПЛ ПЛ пр.667А
(667АУ и 667АМ), а также дизель-электрических ПЛ ПЛ (пр.пр.629А, 605, 601).
Строительство
подводных лодок с крылатыми ракетами в 70-х годах продолжалось на базе
принятой в 1967 г. атомной подводной лодки второго поколения пр. 670, серия которой в середине 70-х
годов сменилась серией ПЛ пр.670М
(завершена к 1980 г.), вооруженных ракетным комплексом "Малахит". В
80-х годов в строй флота стали поступать атомные подводные лодки третьего
поколения пр.949 с ракетным комплексом "Гранит", а с 1986 г. - пр.949А с улучшенными виброакустическими
характеристиками и радиоэлектроникой. Наряду с этими основными направлениями
развития ПЛ с крылатыми ракетами в 70-х гг. была проведена модернизация ПЛ
пр.675 (пр.пр.675К, 675МУ, 675МК, 675МКВ) с внедрением систем космического целеуказания (пр.675К), ракетного комплекса П-500,
авиационного ("Успех") целеуказания (пр.675МУ) и космического ("Касатка") целеуказания (пр.675МК). Кроме того, в 80-х годов были
модернизированы ПЛ пр.667А с заменой
баллистического вооружения на комплекс СКР "Гром" - пр.667М и на СКР "Гранат" - пр.667АТ.
Строительство
многоцелевых (ракетно-торпедных) ПЛ в 70-х годах продолжалось на базе принятой
в 1967 году атомной ПЛ второго поколения пр.671 с внедрением в ходе строительства усовершенствованных
комплексов радиоэлектронного и торпедного вооружения и также ракетного
вооружения (пр.671 РТ) и в 70-х -
80-х годов пр.671 РТМ. В 70-х годах
была также построена малая серия титановых ПЛА пр.705К.
В 80-х годах было
начато строительство атомных ракето-торпедных ПЛ третьего поколения пр.пр.971 и 945. В этот период также была проведена модернизация ПЛ пр.659 (пр.659Т) и 671 (пр.671К).
Строительство дизель
- электрических ракето-торпедных ПЛ в 70-х и 80-х годов продолжалось на базе
ПЛ пр.641: пр.641Б (1972 г.), пр.И641К
(с 1972 г.). Начиная с 1980 г. в строй начали поступать ПЛ пр.877 и, в дальнейшем, ее модификации пр.877Э, К, М. В период 1975-1980
гг. была проведена модернизация двух ПЛ типа пр.641 (пр.И641М).
Всего по Программам
70-х и 80-х годов, начиная с 1971 г., было построено около 160 подводных
лодок.
На последнем этапе
развития ВМФ СССР (1971-91 гг.) повышалась насыщенность боевых кораблей огневыми
комплексами, расширялось использование корабельной авиации, усложнялись
радиоэлектронные системы управления и наконец возникла потребность обеспечить
кораблям возможность плавать в состоянии высокой боевой готовности в
отдаленных районах Мирового океана. Это потребовало создание не просто
плавучего тыла, а плавучего и высоко-мобильного тыла в основе которого должны
были бы находиться и корабли комплексного снабжения. Было уделено значительное
внимание и поисково-спасательным кораблям ВМФ.
Таким образом в 70-е
и 80-е годы предпринимались попытки создания полноценного маневренного
обеспечения боевых кораблей ВМФ СССР в любом районе Мирового океана. Это уже
было характерно для "океанского флота". К моменту развала СССР эта
работа находилась в начальной стадии, и наличные силы кораблей и судов
обеспечения могли в удаленных районах Мирового океана обслуживать ограниченные
по составу оперативные соединения.
В 80-е годы мы вошли
с довольно стройной и относительно сбалансированной программой военного
кораблестроения. На этом этапе развития кораблестроения мы лидировали в
вопросах создания и строительства комплексно-автоматизированных
высокоскоростных торпедных ПЛА; в строительстве крупнейших в мире амфибийных и
скеговых кораблей на воздушной подушке; в создании боевых ПЛА с глубиной
погружения 1000 м. Мы первыми внедрили на корабли газотурбинную энергетику,
сверхзвуковые крылатые ракеты, крупные быстроходные противолодочные корабли на
управляемых подводных крыльях, десантные и ракетные экранопланы. Кое в чём эти
уровни за рубежом не достигнуты и сейчас. Наши корабли традиционно имеют самую
высокую в мире полезную боевую нагрузку, т.е. превосходят зарубежные аналоги
по насыщенности оружием и вооружением.
Таким образом,
военно-стратегический паритет в морских вооружениях достигался не "только
валом", как кое-кто стремится представить это, а высокими качественными
параметрами многих наших кораблей, которые в целом соответствовали мировому
уровню стандартов и прежде всего оперативно-тактическим воззрениям на них
руководства ВМФ. Вместе с тем по ряду параметров мы начали прогрессивно отставать
от мировых достижений, прежде всего в области радиоэлектронных и
автоматизированных систем, в производстве неметаллических материалов,
весогабаритных характеристиках отдельных корабельных комплексов, обесшумливания
своих ПЛА.
В целом советское
кораблестроение прошло долгий и славный путь. За эти годы наша страна получила
от отечественной судостроительной промышленности тысячи кораблей и судов самых
различных классов и назначений. ВМФ СССР в 80-е годы превратился в силу, способную
решать крупные стратегические и оперативные задачи в Мировом океане в ядерной
войне. По своей совокупной боевой мощи он значительно превосходил ВМС всех
ведущих капиталистических стран, за исключением США. Советское кораблестроение
оказало большую помощь в становлении ВМС дружественных государств. В ВМС этих
государств плавают более тысячи военных кораблей, построенных практически по
требованиям и даже взглядам ВМФ СССР. Большая их часть построена на
отечественных судостроительных заводах (подводные лодки, ракетные корабли и
катера, сторожевые корабли, торпедные катера и корабли других классов).
Судостроительная промышленность СССР и смежные отрасли промышленности
практически полностью обеспечили кораблестроение и судостроение отечественными
вооружением, комплектующими изделиями, различными типами энергетических установок
и электро-энергетическими системами. Научная теоретическая и проектная база
кораблестроения в СССР вышла на передовые позиции в мире. Судостроительная
промышленность СССР представляла собой мощный и
сложный комплекс научно-исследовательских, проектных,
судостроительных, приборостроительных и машиностроительных предприятий,
способных в тесной кооперации с предприятиями других отраслей промышленности
создавать любые типы кораблей, судов и морских сооружений.
Проблемы, стоящие
перед военным кораблестроением России, полностью определяются проблемами,
стоявшими до недавнего времени перед военным кораблестроением СССР, и усугубляются
последствиями его распада в 1991 году.
4. Интересные статьи по развитию отечественного кораблестроения в
послевоенный период.
И. Литвиненко «Куда плывут субмарины». (оригинал)
В. Лебедько «Наш подводный ракетный…». (оригинал)
А.Колдобский
«Стратегический подводный флот СССР и России прошлое, настоящее и будущее».
(оригинал)
5. Источники.
- В.П. Кузин, В.И. Никольский
«Военно-Морской Флот СССР 1945-1991» ИМО Санкт-Петербург 1996