Rambler's Top100 Аппарат "Атлант-2"

Проект подводного буксируемого аппарата «Атлант-2».


1. Количество аппаратов проекта: 2


2. Изображение проекта:



3. Состав проекта:


Наименование аппарата

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ЛЕНИНГРАД: ЛАО (2)

 ? (Атлант-2)

-

1972?

1972?

1972

 ? (Атлант-2)

-

1973?

1973?

1973


4. История проекта:


Дальнейшим развитием аппарата «Атлант-1» стал аппарат «Атлант-2». Был разработан в 1970 году в СКБ "Судопроект" при участии института Гипрорыбфлота под руководством главного конструктора Крылова Е.В., по заказу Министерства рыбного хозяйства. В 1971 году все работы по проекту «Атлант-2» были переданы в ЦПБ «Волна» и главным конструктором проекта был назначен Михайлов И.Б. На ЛАО (г.Ленинград) в 1972-1973 годах были построены две камеры. Ответственными сдатчиками были Н.Н. Аристов и Б.И. Доброзий.

На аппарате «Атлант-1» управление в сложных условиях, например вблизи движущегося трала, и фотографирование, и киносъемка были сосредоточены в руках у единственного члена экипажа, что, конечно, очень осложняло его работу, делало ее чрезвычайно напряженной. Поэтому экипаж подводного аппарата «Атлант-2» состоял из двух человек. Была увеличена глубина погружения: в гидростатическом режиме аппарат мог погружаться на 300 м, в режиме буксировки - на 200 м. Аппарат имел постоянную положительную плавучесть около 60 кг. Погружение происходило за счет гидродинамической силы, возникающей при буксировке аппарата на его крыльях, установленных под небольшим отрицательным углом атаки к набегающему потоку. При уменьшении скорости буксировки аппарат поднимался к поверхности, а при остановке буксирующего судна - всплывал на поверхность. Максимальная скорость буксировки составляла 6 уз. Электроэнергия передавалась на аппарат по кабель-тросу и по нему же осуществлялась телефонная связь.

Для придания кабель-тросу нулевой плавучести к, нему через определенные интервалы были присоединены плавучие гидродинамические буйки. В аварийной ситуации командир аппарата мог обрезать трос с помощью специального пневматического резака. Всплыть аппарат мог в любой момент - для этого было необходимо сбросить твердый балласт. Для работы в гидростатическом режиме под корпусом аппарата подвешивался балласт, который придавал ему необходимую отрицательную плавучесть. Опускался аппарат на кабель-тросе, но уже без буйков.

Кормовые иллюминаторы позволяли подводному наблюдателю следить за работой движущегося трала,, а светильники и импульсные лампы-вспышки - выполнять фото- и киносъемку. В район работ аппараты доставлялись на палубе судна-носителя типа "Атлантик", оборудованного траловой лебедкой и специальной мощной лебедкой для буксировки аппарата и укладки буксирного кабель-троса. Спуск и подъем аппаратов производился судовыми стрелами.

Аппарат "Атлант-2" экспонировался на международной выставке "Инрыбпром-75" в Ленинграде и вызвал большой интерес специалистов. С помощью этих аппаратов советские ученые впервые в мировой практике провели длительные наблюдения под водой за поведением рыб и работой орудий лова. Дальнейшим развитием аппарата стали аппараты "Тетис" и "Тетис-Н".


5. Схема проекта:


? Нет данных.


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  полное: 3 тонны
  скорость хода  
  подводная (при буксировке): до 6,0 узлов
  глубина погружения  
  рабочая при буксировке: до 200 метров
  рабочая в режиме гидростата: до 300 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 4,4 метра
  ширина: 3,2 метра
  высота: 1,8 метра
  диаметр ПК: 1,3 метра
  энергоустановка  
  автономной нет, по кабелю
  обитаемость  
  экипаж:

2 человека

7. Источники:


- Войтов Д.В. «Подводные обитаемые аппараты» АСТ, Астрель, Москва, 2002г.
- "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
- Тирс М.И. "Тинро-2 в океане", Судостроение, Ленинград, 1977г.
- Информация с сайта "Общественное объединение "Союз инженеров флота".


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2013