Подводный обитаемый аппарат «Катран».
1. Количество аппаратов проекта: 1+1(недостроен).
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Наименование аппарата |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
|||
МОСКВА: ОКБ СТС (1+1) |
|||||
- |
1988? |
1989? |
1989 |
на хранении, возможно в строю |
|
"Катран-2" |
- |
1992? |
- |
- |
на хранении, недостроен |
4. История проекта:
В 1989 году в ОКБ СТС ("Опытное Конструкторское Бюро Специальных Технических Средств") был создан обитаемый подводный аппарат "Катран" с глубиной погружения 300 метров, экипажем два человека и водоизмещением 5,0 тонн. ПА "Катран" являлся одним из лучших аппаратов того времени.
Как и все аппараты постройки ОКБ СТС, ПА "Катран" оснащен многостепенными манипуляторами, имеет надежную систему жизнеобеспечения, автоматическую систему управления курсом, а также существенно отличается от других аппаратов минимальным весом, за счет применения авиационных комплектующих изделий.
Время работы на глубине до 300 метров - 8 часов. Экипаж находится внутри обитаемого прочного корпуса при атмосферном давлении и имеет возможность визуально наблюдения через иллюминаторы. Семь иллюминаторов (три диаметром 300 мм и четыре диаметром 140 мм) позволяют иметь удобный обзор. Вход и выход экипажа осуществляется через люк диаметром 450 мм. Два маршевых, два лаговых горизонтальных и два вертикальных подруливающих движителя обеспечивают высокую маневренность. Наличие резервных исполнительных устройств, вводов и разъемов позволяет устанавливать дополнительное оборудование на аппарат, делая его многоцелевым. Комплексная система управления движением обеспечивает управление скоростью, курсом и глубиной погружения. Всплытие осуществляется продувкой балластных цистерн, осушением уравнительных цистерн и сбросом балласта. В качестве источников энергии применены свинцово-кислотные аккумуляторы. На борту имеется манипулятор шести степеней свободы следящего типа грузоподъемностью 15 кг., забортная фотокамера с дистанционным управлением, видеокамера с магнитофоном. Для связи с судном обеспечения используется УКВ-радиостанция и звукоподводная связь. Имеется гидроакустический маяк. Аппарат может устанавливаться на любое судно, имеющие подъемное устройство грузоподъемностью 6 тонн, и электропитание для подзарядки аккумуляторов. Спускоподъемные операции могут выполняться с оборудованного причала или буровой платформы. Возможна транспортировка на автомобиле или самолете.
Аппаратов было заложено два, однако второй так и не был достроен. Строительство второго корпуса окончено после формирования прочного корпуса, который был модернизирован с учетом строительства и эксплуатации первого корпуса.
ПА "Катран" интенсивно использовался на Черном море и на нефтяных промыслах Вьетнама. По состоянию на 2011 год, предлагался компанией НТФ "Гидромастер" (г.Москва) для обследования подводных трубопроводов после завершения строительства и в процессе их эксплуатации. В 2020 году сайт содержит ту же информацию, но услуги предлагает уже компания ООО НПП "Форт ХХI" (на сайте которой в явном виде упоминаний о ПА "Катран" нет). Зимой 2023 года первый аппарат и прочный корпус второго аппарата хранились на территории одного из предприятий в Ленинградской области.
5. Схема проекта:
? Нет данных.
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
полное: | 5 тонн | |
скорость хода | ||
подводная: | 3,0 узла | |
глубина погружения | ||
рабочая: | 300 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 5,4 метров | |
ширина: | 2,1 метра | |
высота корпуса: | 2,6 метра | |
энергоустановка | ||
тип: | электрическая | |
обитаемость | ||
рабочая автономность: | 8 часов | |
аварийная автономность: | 72 часа | |
экипаж: | 2 человека |
7. Источники:
- Голосов А.А. "Обитаемые подводные аппараты рыболовного флота России" (http://www.commdiving.ru).
- Королев А.Б. "Штурм гидрокосмоса", 2-е издание, Лето Индастриз, Москва, 2013г.
- Информация и рисунок с сайта ФГУП "ОКБ СТС" (http://www.okbctc.ru).
- Информация с сайта НТФ "Гидромастер" (http://hydromaster.ru)
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2023