Rambler's Top100 Подводная спецтехника. Наблюдательная камера НК-300

Проект наблюдательной камеры «НК-300».



1. Количество аппаратов проекта: более 20


2. Изображение проекта:


Наблюдательная камера НК-300


3. Состав проекта:



Наименование аппарата

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 НИКОЛАЕВ: ССЗ им. 61 коммунара (более 20). Возможно, что часть НК строилась на ССЗ №363

 № 1

1

1967?

1967?

1967?

 1967 - на борту КИЛ-1 (?)

 № ?

?

1967

1967

1967

 1967 - на борту СС "Хибины"

 № ?

?

196?

196?

196?

 196? - на борту СС "Казбек"

 № ?

?

196?

196?

196?

 196? - на борту СС-38

 № ?

?

196?

196?

196?

 196? - на борту СС-40

 № 16

16

1969

1969

1969

 2011 - на борту СС-26 "Эпрон"
 с 2016 - парк "Патриот" г.Москва

 № ? "Ярнышная"

?

196?-197?

196?-197?

196?-197?

 1981 - на борту НИС ММБИ АН СССР
 с 201? - МБИ КНЦ РАН г.Мурманск

 № ?

?

196?-197?

196?-197?

196?-197?

 с 200? - г.Ильичевск (Украина)

 № ?

?

196?-197?

196?-197?

196?-197?

 с 2023 - Музей Военно-морской Славы

 № ?

?

196?-197?

196?-197?

196?-197?

 с 199? - ВШМС г.Севастополь

 № ?

?

196?-197?

196?-197?

196?-197?

 2009 - бухта Малый Улисс

 № ?

?

196?-197?

196?-197?

196?-197?

 2023 - деревня Вертячево

 № ?

?

197?

197?

197?

 1975 - на борту СС-87 "Владимир Трефолев"

 ...

...

196?-197?

196?-197?

196?-197?

 № 1 тип Р-6700

1

1984

1984

1984

 с 2020 - парк "Патриот" г.Кронштадт

 № ? тип Р-6700

?

198?

198?

198?

 200? - место уточняется

 ... тип Р-6700

...

198?

198?

198?



4. История проекта:


Для наблюдения за ходом подводных работ, визуального поиска и обследования подводных объектов, наведения водолазного колокола к месту работ, а также подводной фотосъемки в конце 60-х годов прошлого века была создана специальная наблюдательная камера "НК-300".

Наблюдательная камера НК-300 представляет собой герметичный сосуд, рассчитанный на внешнее давление воды, и состоит из стального корпуса сварной конструкции с оборудованием и сбрасываемого аварийного балласта. Сверху корпус имеет люк со сферической крышкой, задраивающейся снаружи с помощью откидных болтов с гайками. Для наблюдения и фотографирования окружающей подводной обстановки в нижней и верхней полусферах, а также в крышке люка вмонтированы иллюминаторы (4 верхних и 6 нижних), которые имеют легкосъемные предохранительные стекла, уменьшающие отпотевание иллюминаторов. На борту находился светильник мощностью 1000 Вт.

Камера оборудована телефоном, устройствами отдачи балласта и освобождения от подъемного троса и кабеля для аварийного всплытия. Наблюдатель размещается в камере на вращающемся седле. Для контроля за глубиной погружения в камере установлен манометрический глубиномер. Камера НК-300 имеет систему регенерации конвекционного типа, которая состоит из трех регенеративных коробок общей вместимостью 2,3 кг регенеративного вещества. Продолжительность действия системы 6 ч.

Наблюдательная камера производилась ССЗ им. 61 коммунара в г.Николаев для установки на спасательные суда ВМФ СССР. Предположительно было построено более 20 камер. НК-300 устанавливалась в качестве штатного оборудования на спасательные суда семейства проектов 527 (527, 527М, 527П, 05275 - СС-21, СС-26 (Эпрон), СС-23, СС-44, СС-83, СС-87 (Владимир Трефолев), СС-25 (Жигули), Бештау и СС-22 Алтай), на спасательные суда проектов 532 и 532А (Зангезур, Хибины, СС-30, СС-35, СС-38, СС-40, СС-47, СС-48, СС-50 (Шахтер), СС-51, СС-53, Казбек, Пулково и на судоподъемное судно Карпаты проекта 530. Возможно, что камеры для проектов 532 и 532А изготавливались на том же заводе, что и корабли - на ССЗ № 363 ("Средне-Невский судостроительный завод", пос.Понтонный Ленинградской обл.). Так же возможно, что НК-300 устанавливалась и на другие суда обеспечения и гражданские НИС. Буду благодарен за любую дополнительную информацию по строительству и эксплуатации камер.

Судя по всему в середине 80-х годов было возобновлено строительство наблюдательных камер НК-300 по улучшенному типу Р-6700. По количеству камер данных у автора нет.

За время эксплуатации камеры НК-300 эффективно и безопасно использовались для исследований, наблюдений и судоподъема на всех флотах ВМФ СССР в течении более чем 25 лет. Несколько камер к 2020 году оказались в музеях: камера под заводским номером 16 (была установлена на СС-26 "Эпрон" Черноморского флота, к 2016 году уже была установлена в парке "Патриот" в г.Москва), Камера типа Р-6700 под заводским номером 1 (к 2020 году уже была установлена в филиале парка "Патриот" в г.Кронштадт), работоспособная камера находилась в учебном классе Водолазной школы младших специалистов в г.Севастополь (местонахождение сейчас требует уточнения), камера находится в музее "Остров Фортов" в г.Кронштадт, камера с надписью "Ярнышная" находится на территории Мурманского морского биологического института КНЦ РАН и одна из камер находится в качестве экспоната небольшого импровизированного музея поводной техники на въезде в г.Ильичевск (Украина). Остальные камеры, разделили судьбу своих носителей (утилизированы), одна камера (по состоянию на 2009 год) была брошена как металлолом в бухте Улисс (г.Владивосток), еще одна камера типа Р-6700 в 200? хранилась как раритет (местонахождение и состояние сейчас требует уточнения) и еще одна камера хранилась как металлолом в ВМК "Десант-1" д.Вертячево (Московская обл.). Буду благодарен за любую информацию о судьбе любой из камер.


5. Схема проекта:



Наблюдательная камера НК-300:
1- подъемный трос; 2 - штепсельный разъем кабеля; 3 - крышка люка; 4 -резиновая прокладка; 5 - термометр; 6 - глубиномер; 7 - иллюминатор; 8 - размыкающийся рым; 9 - регенеративная коробка; 10 - подъемная стойка седла; 11 - устройство отдачи аварийного балласта; 12 - трос аварийного балласта; 13 - светильник; 14 - ограждение светильника; 15 - нога; 16 - ограждение лампы; 17 - рефлектор; 18 - втулка рефлектора; 19-съемный балласт; 20 - чугунный балласт; 21 - коврик; 22 - корпус камеры; 23 - изоляция; 24 - стакан амортизатора; 25 - амортизатор; 26 - фонарь; 27 - рожковый ключ; 28 - петля крышки, 29 - устройство отдачи троса и среза кабеля


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  масса в воздухе с балластом: 850 кг
  вес в воде с оператором: 150 кгс
  внутренний объем: 650 л
  запас плавучести при аварийном всплытии: 75 кгс
  глубина погружения  
  рабочая: до 300 метров
  кораблестроительные элементы  
  ширина: 1,15 метра
  высота: 2,27 метра
  обитаемость  
  экипаж:

1 человек
  автономность:

6 часов

7. Источники:


- Войтов Д.В. "Подводные обитаемые аппараты", АСТ, Астрель, Москва 2002г.
- Чикер Н.П. "Служба особоо назначения", ДОССАФ, Москва, 1975г.
- "Справочник водолаза", Военное издательство МО СССР, Москва, 1973г.
- Справочные данные по корабельному составу ВМФ СССР.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2011-2023