Проект наблюдательной камеры «НК-300».
1. Количество аппаратов проекта: более 20
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Наименование аппарата |
Заводской номер |
Даты |
Примечания | ||
закладки |
спуска |
вступления в строй | |||
НИКОЛАЕВ: ССЗ им. 61 коммунара (более 20). Возможно, что часть НК строилась на ССЗ №363 | |||||
1 |
1967? |
1967? |
1967? |
1967 - на борту КИЛ-1 (?) | |
? |
1967 |
1967 |
1967 |
1967 - на борту СС "Хибины" | |
? |
196? |
196? |
196? |
196? - на борту СС "Казбек" | |
? |
196? |
196? |
196? |
196? - на борту СС-38 | |
? |
196? |
196? |
196? |
196? - на борту СС-40 | |
16 |
1969 |
1969 |
1969 |
2011 - на борту СС-26 "Эпрон" | |
? |
196?-197? |
196?-197? |
196?-197? |
1981 - на борту НИС ММБИ АН СССР | |
? |
196?-197? |
196?-197? |
196?-197? |
с 200? - г.Ильичевск (Украина) | |
? |
196?-197? |
196?-197? |
196?-197? |
с 2023 - Музей Военно-морской Славы | |
? |
196?-197? |
196?-197? |
196?-197? |
с 199? - ВШМС г.Севастополь | |
? |
196?-197? |
196?-197? |
196?-197? |
2009 - бухта Малый Улисс | |
? |
196?-197? |
196?-197? |
196?-197? |
2023 - деревня Вертячево | |
? |
197? |
197? |
197? |
1975 - на борту СС-87 "Владимир Трефолев" | |
... |
... |
196?-197? |
196?-197? |
196?-197? |
|
1 |
1984 |
1984 |
1984 |
с 2020 - парк "Патриот" г.Кронштадт | |
? |
198? |
198? |
198? |
200? - место уточняется | |
... тип Р-6700 |
... |
198? |
198? |
198? |
4. История проекта:
Для наблюдения за ходом подводных работ, визуального поиска и обследования подводных объектов, наведения водолазного колокола к месту работ, а также подводной фотосъемки в конце 60-х годов прошлого века была создана специальная наблюдательная камера "НК-300".
Наблюдательная камера НК-300 представляет собой герметичный сосуд, рассчитанный на внешнее давление воды, и состоит из стального корпуса сварной конструкции с оборудованием и сбрасываемого аварийного балласта. Сверху корпус имеет люк со сферической крышкой, задраивающейся снаружи с помощью откидных болтов с гайками. Для наблюдения и фотографирования окружающей подводной обстановки в нижней и верхней полусферах, а также в крышке люка вмонтированы иллюминаторы (4 верхних и 6 нижних), которые имеют легкосъемные предохранительные стекла, уменьшающие отпотевание иллюминаторов. На борту находился светильник мощностью 1000 Вт.
Камера оборудована телефоном, устройствами отдачи балласта и освобождения от подъемного троса и кабеля для аварийного всплытия. Наблюдатель размещается в камере на вращающемся седле. Для контроля за глубиной погружения в камере установлен манометрический глубиномер. Камера НК-300 имеет систему регенерации конвекционного типа, которая состоит из трех регенеративных коробок общей вместимостью 2,3 кг регенеративного вещества. Продолжительность действия системы 6 ч.
Наблюдательная камера производилась ССЗ им. 61 коммунара в г.Николаев для установки на спасательные суда ВМФ СССР. Предположительно было построено более 20 камер. НК-300 устанавливалась в качестве штатного оборудования на спасательные суда семейства проектов 527 (527, 527М, 527П, 05275 - СС-21, СС-26 (Эпрон), СС-23, СС-44, СС-83, СС-87 (Владимир Трефолев), СС-25 (Жигули), Бештау и СС-22 Алтай), на спасательные суда проектов 532 и 532А (Зангезур, Хибины, СС-30, СС-35, СС-38, СС-40, СС-47, СС-48, СС-50 (Шахтер), СС-51, СС-53, Казбек, Пулково и на судоподъемное судно Карпаты проекта 530. Возможно, что камеры для проектов 532 и 532А изготавливались на том же заводе, что и корабли - на ССЗ № 363 ("Средне-Невский судостроительный завод", пос.Понтонный Ленинградской обл.). Так же возможно, что НК-300 устанавливалась и на другие суда обеспечения и гражданские НИС. Буду благодарен за любую дополнительную информацию по строительству и эксплуатации камер.
Судя по всему в середине 80-х годов было возобновлено строительство наблюдательных камер НК-300 по улучшенному типу Р-6700. По количеству камер данных у автора нет.
За время эксплуатации камеры НК-300 эффективно и безопасно использовались для исследований, наблюдений и судоподъема на всех флотах ВМФ СССР в течении более чем 25 лет. Несколько камер к 2020 году оказались в музеях: камера под заводским номером 16 (была установлена на СС-26 "Эпрон" Черноморского флота, к 2016 году уже была установлена в парке "Патриот" в г.Москва), Камера типа Р-6700 под заводским номером 1 (к 2020 году уже была установлена в филиале парка "Патриот" в г.Кронштадт), работоспособная камера находилась в учебном классе Водолазной школы младших специалистов в г.Севастополь (местонахождение сейчас требует уточнения), камера находится в музее "Остров Фортов" в г.Кронштадт, камера с надписью "Ярнышная" находится на территории Мурманского морского биологического института КНЦ РАН и одна из камер находится в качестве экспоната небольшого импровизированного музея поводной техники на въезде в г.Ильичевск (Украина). Остальные камеры, разделили судьбу своих носителей (утилизированы), одна камера (по состоянию на 2009 год) была брошена как металлолом в бухте Улисс (г.Владивосток), еще одна камера типа Р-6700 в 200? хранилась как раритет (местонахождение и состояние сейчас требует уточнения) и еще одна камера хранилась как металлолом в ВМК "Десант-1" д.Вертячево (Московская обл.). Буду благодарен за любую информацию о судьбе любой из камер.
5. Схема проекта:
Наблюдательная камера НК-300:
1- подъемный трос; 2 - штепсельный разъем кабеля; 3 - крышка люка; 4 -резиновая прокладка;
5 - термометр; 6 - глубиномер; 7 - иллюминатор; 8 - размыкающийся рым; 9 - регенеративная коробка; 10 - подъемная стойка седла; 11 - устройство отдачи аварийного балласта;
12 - трос аварийного балласта; 13 - светильник; 14 - ограждение светильника; 15 - нога; 16 - ограждение лампы; 17 - рефлектор; 18 - втулка рефлектора; 19-съемный балласт; 20 - чугунный балласт;
21 - коврик; 22 - корпус камеры; 23 - изоляция; 24 - стакан амортизатора; 25 - амортизатор; 26 - фонарь; 27 - рожковый ключ; 28 - петля крышки, 29 - устройство отдачи троса и среза кабеля
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
масса в воздухе с балластом: | 850 кг | |
вес в воде с оператором: | 150 кгс | |
внутренний объем: | 650 л | |
запас плавучести при аварийном всплытии: | 75 кгс | |
глубина погружения | ||
рабочая: | до 300 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
ширина: | 1,15 метра | |
высота: | 2,27 метра | |
обитаемость | ||
экипаж: | 1 человек | |
автономность: | 6 часов |
7. Источники:
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2011-2023