Проект подводного обитаемого аппарата «Осмотр».
1. Количество аппаратов проекта: 1
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Наименование аппарата |
Заводской номер |
Даты |
Примечания | ||
закладки |
спуска |
вступления в строй | |||
ОКБ Института Океанологии АН СССР (1) | |||||
- |
1985? |
11.1985 |
1988 |
4. История проекта:
Подводный обитаемый аппарат «Осмотр» с глубиной погружения до 300 м создан группой инженеров (руководителями работ по проектированию и постройке были Е.Е. Павличенко и заведующий отделом ОКБ В.П. Бровко) Опытно-конструкторского бюро океанологической техники Института океанологии Российской Академии наук им. П.П. Ширшова. Сборка аппарата в Голубой бухте на берегу Черного моря закончилась в ноябре 1985 года. Проходил экспериментальную эксплуатацию до 1988 года в Южном отделении Института океанологии Академии наук СССР. Всего было выполнено несколько десятков погружений, в том числе - несколько погружений на глубину 300 м.
Назначение аппарата «Осмотр» - проведение визуальных и
инструментальных океанологических исследований и подводных работ, в том числе
и водолазных. Аппарат имеет водолазный отсек, в котором два водолаза могут быть
доставлены к месту работ на глубину до 200 м. Цилиндрический прочный корпус
изготовлен из стали. Прочный корпус разделен на два
отсека - командный, где располагаются пилот, водолазный специалист и
наблюдатель, и водолазный - для двух водолазов или просто исследователей, если
программой погружения не предусмотрен выход в воду. В верхней части прочного
корпуса расположены: шахта, через которую экипаж попадает в командный отсек,
и смотровой колпак водолазного отсека. Для наблюдения смотровой колпак
оснащен пятью иллюминаторами. Одной из особенностей аппарата является большое
количество иллюминаторов - всего их 19 штук. В командном отсеке - большой
иллюминатор диаметром 460 мм в носовой части, расположенный перед пилотом.
Когда аппарат находится в надводном положении, пилот имеет прекрасную
возможность управлять движением в положении стоя, держа в руках переносной
блок управления и осматривая водную поверхность через четыре иллюминатора
шахты.
В переборке имеется люк и шлюзовая
камера для передачи небольших предметов. В нижней части водолазного отсека
находится выходная шахта. В командном отсеке над носовым иллюминатором
установлена приборная доска с барометром, глубиномером и часами. Слева от
пилота — щит питания, справа — блоки вентилей уравнительно-дифферентной системы
и системы погружения-всплытия, пульт управления гидро-пневмоустройствами, под
ними — гирополукомпас ГПК-52 АП. В средней части отсека находятся силовые блоки
и блоки коммутации. Перед водолазным специалистом расположены: водолазный
пульт, блоки вентилей и система жизнеобеспечения с газоанализаторами,
регенеративно-дыхательной установкой и запасным комплектом пластин В-64.
«Осмотр» имеет шесть двигателей. В корме по
бортам стоят маршевые мотогондолы погружных электродвигателей постоянного
тока, в носовой и кормовой шахтах легкого корпуса находятся вертикальные
двигатели - авиационные стартер-генераторы, лаговые
погружные электродвигатели расположены на носовом и кормовом кронштейнах
прочного корпуса. Четыре маслозаполненных аккумуляторных бокса стоят по бортам,
снаружи аппарата. Система погружения-всплытия аппарата включает две цистерны
главного балласта. Сигнал на открытие клапанов вентиляции подается с пульта
управления. Воздух выходит из цистерн, замещаясь входящей через шпигаты водой.
Продувка осуществляется вручную при открытии кранов продувки. Применение
уравнительно-дифферентной системы позволяет изменять плавучесть аппарата (400
кг) и создать дифферент до 15°.
Для аварийного случая предусмотрены: сброс аварийного груза весом 200 кг, продувка цистерн главного балласта и уравнительно-дифферентных цистерн, использование тяги вертикальных двигателей и выпуск аварийного буя. Полная продувка ЦГБ обеспечивает запас плавучести до 600 кг. Для обеспечения выхода водолазов аппарат может менять клиренс с 500 до 1200 мм за счет выдвигающихся опор.
По данным сайта ФГУП ОКБ ОТ РАН, по состоянию на 2011 год не эксплуатируется, находится в ЮО ИО РАН в Геленджике в Голубой бухте для проведения восстановительных работ.
5. Схема проекта:
? Нет данных.
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
полное: | 14,6 тонн | |
скорость хода | ||
подводная: | 3,0 узла | |
глубина погружения | ||
рабочая: | 300 метров | |
выхода водолазов: | 200 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 6,61 метра | |
ширина: | 2,75 метра | |
высота: | 3,31 метра | |
диаметр прочного корпуса: | 1,4 метра | |
энергоустановка | ||
тип: | электрическая | |
обитаемость | ||
аварийная автономность: | 72 часа | |
экипаж: | 5 человек (из них 2 в водолазном отсеке) |
7. Источники:
- Войтов Д.В. "Подводные обитаемые аппараты", АСТ, Астрель, Москва, 2002г.
- Михальцев И.Е. "О технических средствах для работ на больших глубинах" (http://www.commdiving.ru).
- Информация с сайта ФГУП ОКБ ОТ РАН.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2013