Rambler's Top100 "Осмотр"

Проект подводного обитаемого аппарата «Осмотр».


1. Количество аппаратов проекта: 1


2. Изображение проекта:



3. Состав проекта:


Наименование аппарата

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ОКБ Института Океанологии АН СССР (1)

 "Осмотр"

-

1985?

11.1985

1988


4. История проекта:


Подводный обитаемый аппарат «Осмотр» с глубиной погружения до 300 м создан группой инженеров (руководителями работ по проектированию и постройке были Е.Е. Павличенко и заведующий отделом ОКБ В.П. Бровко) Опытно-конструкторского бюро океанологической техники Институ­та океанологии Российской Академии наук им. П.П. Ширшова. Сборка аппарата в Голубой бухте на берегу Черного моря закончилась в ноябре 1985 года. Проходил экспериментальную эксплуатацию до 1988 года в Южном отделении Института океанологии Академии наук СССР. Всего было выполнено несколько десятков погружений, в том числе - несколько погружений на глубину 300 м.

Назначение аппарата «Осмот­р» - проведение визуальных и инструмен­тальных океанологических исследований и подводных работ, в том числе и водолазных. Аппарат имеет водолазный отсек, в котором два водолаза могут быть доставлены к месту работ на глубину до 200 м. Цилиндричес­кий прочный корпус изготовлен из стали. Прочный корпус разделен на два отсека - командный, где располагаются пилот, водо­лазный специалист и наблюдатель, и водолазный - для двух водолазов или просто ис­следователей, если программой погружения не предусмотрен выход в воду. В верхней части прочного корпуса расположены: шах­та, через которую экипаж попадает в коман­дный отсек, и смотровой колпак водолазно­го отсека. Для наблюдения смотровой кол­пак оснащен пятью иллюминаторами. Одной из особенностей аппарата явля­ется большое количество иллюминаторов - всего их 19 штук. В командном отсеке - большой иллюминатор диаметром 460 мм в носовой части, расположенный перед пи­лотом. Когда аппарат находится в надвод­ном положении, пилот имеет прекрасную возможность управлять движением в поло­жении стоя, держа в руках переносной блок управления и осматривая водную поверх­ность через четыре иллюминатора шахты.

В переборке имеется люк и шлюзовая каме­ра для передачи небольших предметов. В нижней части водолазного отсека находит­ся выходная шахта. В командном отсеке над носовым иллюминатором установлена при­борная доска с барометром, глубиномером и часами. Слева от пилота — щит питания, справа — блоки вентилей уравнительно-дифферентной системы и системы погру­жения-всплытия, пульт управления гидро-пневмоустройствами, под ними — гирополукомпас ГПК-52 АП. В средней части отсека находятся силовые блоки и блоки коммута­ции. Перед водолазным специалистом рас­положены: водолазный пульт, блоки венти­лей и система жизнеобеспечения с газоана­лизаторами, регенеративно-дыхательной установкой и запасным комплектом пластин В-64.

«Осмотр» имеет шесть двигателей. В корме по бортам стоят маршевые мотогон­долы погружных электродвигателей посто­янного тока, в носовой и кормовой шахтах легкого корпуса находятся вертикальные двигатели - авиационные стартер-генера­торы, лаговые погружные электродвигате­ли расположены на носовом и кормовом кронштейнах прочного корпуса. Четыре маслозаполненных аккумуляторных бокса стоят по бортам, снаружи аппарата. Систе­ма погружения-всплытия аппарата вклю­чает две цистерны главного балласта. Сиг­нал на открытие клапанов вентиляции по­дается с пульта управления. Воздух выходит из цистерн, замещаясь входящей через шпи­гаты водой. Продувка осуществляется вруч­ную при открытии кранов продувки. При­менение уравнительно-дифферентной системы позволяет изменять плавучесть аппарата (400 кг) и создать дифферент до 15°.

Для аварийного случая предусмотрены: сброс аварийного груза весом 200 кг, про­дувка цистерн главного балласта и уравнительно-дифферентных цистерн, использо­вание тяги вертикальных двигателей и вы­пуск аварийного буя. Полная продувка ЦГБ обеспечивает запас плавучести до 600 кг. Для обеспечения выхода водолазов аппарат может менять клиренс с 500 до 1200 мм за счет выдвигающихся опор.

По данным сайта ФГУП ОКБ ОТ РАН, по состоянию на 2011 год не эксплуатируется, находится в ЮО ИО РАН в Геленджике в Голубой бухте для проведения восстановительных работ.


5. Схема проекта:


? Нет данных.


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  полное: 14,6 тонн
  скорость хода  
  подводная: 3,0 узла
  глубина погружения  
  рабочая: 300 метров
  выхода водолазов: 200 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 6,61 метра
  ширина: 2,75 метра
  высота: 3,31 метра
  диаметр прочного корпуса: 1,4 метра
  энергоустановка  
  тип: электрическая
  обитаемость  
  аварийная автономность:

72 часа
  экипаж:

5 человек (из них 2 в водолазном отсеке)

7. Источники:


- Войтов Д.В. "Подводные обитаемые аппараты", АСТ, Астрель, Москва, 2002г.
- Михальцев И.Е. "О технических средствах для работ на больших глубинах" (http://www.commdiving.ru).
- Информация с сайта ФГУП ОКБ ОТ РАН.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2013