Rambler's Top100 Подводный аппарат "Риф". Проект "Риф"

"Риф"

Проект "Риф"




фотография:


Подводный аппарат Риф




историческая справка:


1984 год (предположительно)
Создан в ОКБ СТС ("Опытное Конструкторское Бюро Специальных Технических Средств", г.Москва);

1984 год - 1985 год
На испытаниях произвел 3 погружения и провел под водой 10 часов. Вступил в строй. Базировался на базу "Гидронавт" (г.Севастополь, Украинская ССР);

1985 год - 1988 год
Работал в Чёрном море по договорам с ПО «Черноморнефтегазпром» по осмотру морских магистральных газопроводов (ГП), гидротехнических сооружений (ГТС), морских стационарных платформ (МСП) и самоподъёмных буровых установок (СПБУ). В качестве носителя ОПА использовалось аварийно-спасательное судно «Сатурн» водоизмещением 1600 т, оборудованное стрелой грузоподъёмностью 5 т, устройством для зарядки аккумуляторных батарей, компрессором для набивки медицинского воздуха высокого давления и водолазным комплексом;

1985 год - 1990 год
На Крымско-Кавказском побережье с помощью ОПА проводилось обследование технического состояния глубоководных выпусков сточных вод в районе Севастополя, Ялты, Анапы, Новороссийска, Геленжика, Туапсе, Поти, а также в бухтах Ласпи и Голубой. Практически на всех трубопроводах были выявлены строительные и эксплуатационные дефекты;

1985 год - 2002 год
Эпизодически выполнял научно-поисковые работы в Чёрном море на мидийных банках и искусственных рифах. В районах мидийных банок учёные определяли запасы мидий, на искусственных рифах изучалось поведение и распределение промысловых рыб;

1985 год
Участвовал в рейсе НИС на Черном море (по программам Базы «Гидронавт»), совершил 6 погружений и провел 26 часов под водой;

1986 год
Участвовал в рейсе НИС на Черном море (по программам Базы «Гидронавт»), совершил 173 погружений и провел 518 часов под водой. В интересах ПО «Черноморнефтегазпром» за экспедиционный период с мая по декабрь 1986 года на объектах было выполнено 86 погружений продолжительностью 253 часа, под водой пройдено около 150 миль, обследованная площадь составляла порядка 120 км;

1987 год
Участвовал в рейсе НИС на Черном море (по программам Базы «Гидронавт»), совершил 91 погружений и провел 277 часов под водой. В феврале по правительственной телеграмме экипаж ОПА был направлен для осмотра и устранения аварийных участков на нефтепроводе в Каспийском море. ОПА и два контейнера с оборудованием были оперативно доставлены из аэропорта Симферополя в Баку транспортным самолётом АН-12. Сложные зимние метеорологические условия не повлияли на качество и сроки выполнения подводно-технических работ в районе Нефтяных камней. В Каспийском море по программе КаспНИРХ (Каспийский научный институт рыбного хозяйства) ОПА также выполнял погружения с целью изучения поведения и распределения каспийской кильки при её светолове. В результате погружений учёные получили новые данные по поведению, распределению кильки, что позволило усовершенствовать орудия лова. Всего в Каспийском море было произведено 81 погружение ОПА «Риф» продолжительностью 265 часов. Работал в экспедиции на Азовском море с целью изучения влияния искусственных рифов на распределение и поведение промысловых рыб. По данным его 10 погружений было установлено, что концентрация донных рыб в районе искусственных рифов увеличилась в 42 раза по сравнению с фоновыми участками;

1988 год
Участвовал в рейсе НИС на Черном море (по программам Базы «Гидронавт»), совершил 84 погружения и провел 307 часов под водой;

1989 год - 1990 год
Временно работал на Каспийское море, где обнаружил на глубине 65 метров разрыв магистрального трубопровода;

1990 год - 1991 год
В начале 90-х годов использовался на морских полигонах Черноморского флота в работах по поиску и подъему изделий. Поднял 2 изделия с глубины 85 метров;

1992 год
После развала СССР оба аппарата типа "Риф" оказались на территории Украины, как и все другие суда и аппараты базы "Гидронавт";

1992 год
Для работы в ежегодном Международный морской экологический патруль (МЭП) приглашалась База «Гидронавт» как обладатель ОПА "Риф". Аппарат установили на борт НИС «Профессор Мультановский», имевший 5-тонный гидравлический кран и способный обеспечить работу ОПА при волнении моря до 4 баллов. Обследование зон дампинга с помощью ОПА производилось в районе острова Борнхольн (Дания) и Готландской впадине (Литва). Наиболее результативным оказалось погружение ОПА в районе о. Хиумя (Эстония), где на глубине свыше 30 м при естественном освещении был произведён осмотр крупных геологических объектов и осуществлено их геоморфологическое описание, а также дано визуальное описание состава и структуры пород. В Финском заливе были обнаружены участки с железо-марганцевыми конкрециями и определены их запасы. Экологические исследования с отбором образцов, фотографированием и видеосъёмкой велись непрерывно при всех погружениях ОПА. Проведенные работы показали, что загрязнённость морского дна разнообразными предметами на рекомендованных курсах движения судов достигает 5 экз. на 10 м. В период экспедиции НИС «Профессор Мультановский» общей продолжительностью 53 суток было выполнено 35 погружений ОПА, в которых принимали участие учёные всех прибалтийских государств, была получена уникальная и важная информация, в том числе о внешних статических и динамических параметрах сред в придонной части Балтийского моря и Финского залива с фиксацией на видео- и фотоплёнку; отобраны образцы горных пород донных отложений, биологических объектов;

1997 год август - сентябрь
Под руководством капитана В. Петрова по поручению Севастопольской транспортной прокуратуры привлекался к поиску пропавшего сейнера "САОР-3". За 9 погружений ОПА на глубинах до 90 м были обнаружены, обследованы и зафиксированы на видеоплёнку носовая часть неизвестного корабля, понтоны, оборванные и зацепленные на них тралы, авиабомба и донная мина. В одном погружении принимал участие следователь транспортной прокуратуры;

1992 год - 2000 год
До 2000 года периодически выполнял обследования ГП по договорам с ПО «Черноморнефтегазпром»;

2001 год 20 августа - 12 сентября
В районе г. Новороссийск при участии федеральной пограничной службы России с помощью ОПА проводилось освидетельствование подводной части терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Работы выполнялись в пределах глубин 5-76 метров и включали в себя визуальный осмотр и видеосъёмку трёх ниток подводных трубопроводов диаметром 1200 мм, общей протяжённостью около 12 км, а также всех подводных вспомогательных устройств: манифольдов, якорей-кессонов, плавучих резервуаров, подводных рукавов и т.д. По дополнительной заявке французской строительной компании «SCO» с помощью гидролокатора ОПА было проведено гидроакустическое зондирование акватории порта КТК в районе п. Южная Озорейка и участка радиусом около 1.5 миль в зоне локализации оголовков трубопроводов. Заказчик отметил высокий уровень подготовки и профессионализма экипажа ОПА во время проведения нестандартных подводно-технических работ в сложных условиях;

2002 год
Передан Государственному Океанариуму Украины в г.Севастополь (Казачья Бухта). Выполнял подводные технические работы и экологические исследования в Чёрном море по программам Государственного Океанариума;

2011 год
Находился в подчинении Государственного Океанариума Украины (научно-исследовательский центр Вооружённых Сил Украины) в г.Севастополь (Казачья Бухта);

2013 год июль
В Северо-западной части Чёрного моря экипаж ОПА в составе гидронавта первого класса Олега Донца и кап.2р. Романа Лискуна обследовал и произвел видеосъёмку советской подводной лодки Щ-216, погибшей в годы ВОВ;

2014 год 21 марта
После присоединения Крыма и Севастополя к России, большая часть сотрудников научно-исследовательского центра Вооружённых Сил Украины перешла на службу в ВС РФ, а оборудование осталось в г.Севастополь;

2018 год
Текущий рабочий статус аппарата тербовал уточнения. Предположительно находился в работоспособном состоянии. В начале года был перевезен в г.Кронштадт и подготовлен для демонстрации в экспозиции морского филиала парка "Патриот" в г.Кронштадт, где сейчас находится в составе действующей экспозиции.




капитаны-наставники и капитаны (в составе флота СССР и России):


1. Бельников Г.А. (1985-1989-1992?) капитан-наставник
2. Аврашов И.Д. (1989-1992?)

капитаны-наставники и капитаны (в составе флота Украины):


1. Бельников Г.А. (2002-2011-2014?) капитан-наставник
2. Петров В. (199?-1997-199?)
3. Игнатьев А. (199?-20??)
4. Дерябин В. (199?-20??)
5. Ходак Е. (199?-20??)
6. Донец О. (20??-2013-201?)



список источников:


1. Голосов А.А. "Обитаемые подводные аппараты рыболовного флота России" (http://www.commdiving.ru).
2. Информация от сотрудников Государственного океанариума Украины.
3. Данные о рейсах из книги А.Б. Королева "Бентос-300: пять тысяч часов под водой"
4. Жбанов А.В., Помозов А.А, Жбанова Д.А. "Севастопольские гидронавты", Севастополь, 2014г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2011-2021