Rambler's Top100 Подводные аппараты. Аппараты "Спрут-1" и "Спрут-2"

Подводные обитаемые аппараты типа «Спрут»
(производитель - СОМЕХ Industrie, Франция).



1. Количество аппаратов проекта: 2


2. Изображение проекта:



SM-370 "Спрут-1"


SM-04 "Спрут-2"


3. Состав проекта:



Наименование аппарата

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 МАРСЕЛЬ (Франция): компания COMEX Industrie (2)

 SM-370 "Спрут-1"

-

1977

1979?

1981?

 Экспонат в г.Мурманск

 SM-04 "Спрут-2"

-

1977?

1981?

1983?

 2013 - корпус в г.Мурманск



4. История проекта:


В 70-х годах прошлого века французкая компания СОМЕХ Industrie была ведущей фирмой, занимающейся освоением морских глубин. Она осуществляла около 50% всех водолазных работ в мире на морских нефтепромыслах. СОМЕХ являлась единственной фирмой в мире, постоянно содержащей школу подготовки водолазов-глубоководников, имеющую зарубежные отделения. Деятельность СОМЕХ привлекла внимание правящих и деловых кругов СССР. В октября 1971 года компанию посетили Л.И. Брежнев и Н.А. Косыгин. Министерство нефтяной промышленности СССР стало вести переговоры о сотрудничестве. В 1976-1977 гг. были согласованы поставки комплексов СОМЕХ в СССР. 27 июня 1977 г. в г.Марсель на фирму СОМЕХ была направлена первая группа советских специалистов. Водолазный специалист Журавлев В.П. и водолазный врач Смолин В.В.- для решения вопросов приемки, водолаз Соколов Г.М., водолазный специалист Смирнов А.А. и водолаз Рябцев B.C. - для 4-х месячного обучения глубоководному водолазному делу и водолазной медицине. В дальнейшем в компании тренировалось 40 водолазов (20 военных специалистов и 20 для работы на нефтепроводах).

В 1981 год COMEX Industrie поставил в Мингазпром СССР нормобарический обитаемый подводный аппарат с манипуляторами "MOANA IV" ("SM-04"), способный погружаться до глубины 400 м., и водолазный подводный аппарат "SM-370", рассчитанный на работу 3 операторов и спуски 3 водолазов на глубины до 300 м. Аппараты базировались на специализированном водолазном судне "Спрут" и получили наименования "Спрут-2" и "Спрут-1" соответственно. СВС "Спрут" (судно построно в 1979 г. в Финляндии на верфи WARTSILA в г.Турку) было приобретено для выполнения водолазных и подводно-технических работ, а также для обеспечения буровых судов и платформ и принадлежало "Арктикморнефтегазразведке". К сожалению, аппараты почти все время, как ненужный балласт, стояли на борту, а вместе с ними без дела слонялись и гидронавты. За обитаемые подводные аппараты на СВС "Спрут" было заплачено пять миллионов инвалютных рублей. Чтобы научаться их обслуживать, за рубеж посылали 12 специалистов. Если учесть, что обучение одного пилота ОПА обошлось государству в 50 тысяч рублей, то нетрудно подсчитать, сколько потратили на всю группу. Подводные аппараты стали дорогими игрушками. Их демонстрировали экскурсантам и высоким чинам. Диковинку снимала кинохроника и телевидение. Чуткий манипулятор выдавливал из тюбика зубную пасту — даже такую тонкую работу он мог выполнять. Но с 1983 по октябрь 1988 года было выполнено всего лишь 58 погружений общей продолжительностью 256 часов 36 минут. К тому же ни одним государственным органом не проверялось техническое состояние аппаратов. Еще в 1984 году руководство "Арктикморнефтегазразведки" должно было предъявить аппараты Регистру СССР. Срок очередного испытания на прочность корпусов истек в 1985 году и до 1989 года точно испытаний не проводилось.

В 90-х годах судовладельцем АМНГР (Мурманск), судно было сдано в долгосрочный чартер, перефлагировалось несколько раз со сменой названия. Кроме этого судно подвергалось модернизации и перепрофилированию. Летом-осенью 2009 года было где-то на рейде ЮАР, в ожидании разбирательств, чтобы вернуть его под флаг РФ. В 2010 году "Спрут" по наименованием "КОVAMBO" находился в Кейптауне, в ожидание разделки на металл. Но уже в 2007 году на судне точно не было ничего связанного с водолазной деятельностью. Оба аппарата длительное время находились на хранении (в разукомплектованном состоянии) около морского порта на базе Арктикморнефтегазразведки в г.Мурманск.


5. Схема проекта:


? Нет данных.


6. Тактико-технические данные проекта:


 глубина погружения 
 рабочая:300 метров (Спрут-1), 400 метров (Спрут-2)
 кораблестроительные элементы 
 длина:7,36 метра (Спрут-1), 4,65 (Спрут-2)
 ширина:2,32 (Спрут-1), 2,5 метра (Спрут-2)
 обитаемость 
 экипаж:

3 человека + 3 водолаза (Спрут-1), 3 человека (Спрут-2)

7. Источники:


- Федоровский Е. "Спрут" ходит в океане", Вокруг Света, №10(2589), 1989г.
- Кочергина И., Соколов Г. "СОМЕХ на пороге 50-летия", журнал "Нептун".
- Чертежи Кузнецова С. с форума сайта Balancer.Ru.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2011-2016