Rambler's Top100 Подводный аппарат ТИНРО-2. Проект 1602

СПА-73-01, "ТИНРО-2"

Проект 1602




фотография:




ПА "ТИНРО-2" у борта судна-носителя РПС "Гидронавт" (предположительно).




историческая справка:


1972 год (предположительно)
Заложен на Ленинградском Адмиралтейском объединении (г.Ленинград) по заказу Министерства рыбного хозяйства СССР как ПА СПА-73-01, получил наименование "ТИНРО-2";

1973 год
Состоялся первый спуск на воду. Испытания прошли успешно;

1973 год август
После тщательной проверки механизмов и оборудования был погружен на железнодорожную платформу, укрыт брезентовым чехлом и отправлен в г.Севастополь. За два дня до прибытия аппарата в г.Севастополь, туда же прибыло и судно носитель аппарата - "Ихтиандр" (бывший БМРТ). Аппарат вскоре был перегружен на носитель;

1973 год осень
Погружения в Черном море проводились в районе Алушты и Ялты. После проверок работы судовых механизмов и репетиций спуска аппарат погрузился на глубину 30 м (на втором выходе в море в сентябре), уйдя с поверхности при помощи вертикальных винтов. Под водой аппарат хорошо слушался пилота. Через час аппарат всплыл на поверхность. Испытания аппарата продолжились 7-часовыми техническими спусками. В одном из погружений на глубине 25 м. заклинило правый вертикальный винт, в результате чего загорелся магнитный пускатель. Кормовой отсек заполнился дымом. Экипаж - М. Гирс и В. Дерябин - продул балластные цистерны, и аппарат всплыл на поверхность. Немедленно отключили все потребители и сообщили на судно о случившемся. Волна была небольшой и удалось периодически приоткрывать входной люк, проветривая отсек. Дым рассеялся, и применять противопожарную систему и включаться в аварийные дыхательные аппараты (на «ТИНРО-2» это были обычные акваланги) не пришлось. Успешно проведено погружение на 200 метров. Заключительное погружение на 400 метров (командир - Гирс М.И.) также прошло успешно;

1973 год 23 октября
Окончание программы испытаний. Государственная комиссия приняла аппарат. После окончания испытаний аппарат был передан в Управление Запрыбпромразведки для проведения опытной эксплуатации;

1974 год январь
В конце января НИС "Ихтиандр" перешел в г.Керчь. Владельцем аппарата стало Управление научно-исследовательского флота в г.Керчь;

1974 год февраль
В конце месяца НИС "Ихтиандр" на несколько дней вышел с море для передачи новому владельцу;

1974 год март - июнь
Выход в море на боту НИС "Ихтиандр" для отработки экипажей в бухтах у побережья Кавказа. Обрыв одной из четырех приводных тяг аппарата. Возвращение в порт и повторный выход. С заходами в Керчь и Севастополь НИС "Ихтиандр" с аппаратом на борту провел в рейсе 135 суток (90 из них - в море). 30 июня состоялось еще одно погружение на предельную глубину (командир - Гирс М.И.). Для оценки возможности работы около неподвижных сетей на глубине 35 м установили сеть размером 30x2 м с грузами и поплавками. Перемещаясь вдоль сети, аппарат, в конце концов, запутался. Сеть зацепилась за поворотный светильник и кормовой стабилизатор. Аппарат мог самостоятельно всплыть вместе с сетью, но решено было воспользоваться помощью водолазов, которые и освободили «ТИНРО-2» от злополучной сети. Всего за время черноморского рейса состоялось 29 погружений (в июне - 14);

1974 год осень
На борту НИС "Ихтиандр" выполнил 14-ти суточный тренировчный рейс перед океанским походом. Совершил 11 погружений. В заключение рейса выполнил погружение (командир - Иштуганов Б.) на проектную глубину;

1974 год 23 октября - 1975 год апрель
175-ти суточный рейс на НИС "Ихтиандр" в Атлантику. Это был первый в СССР рейс судна с подводным аппаратом на борту. 12.11.1974 первыми в Атлантическом океане под воду пошли Гирс М.И. и кандидат биологических наук Аронов М. 48 раз погружался аппарат с учеными на борту, проводившими исследования и наблюдения у берегов Африки и Америки, в том числе и в Бермудском треугольнике;

1975 год август
Экспонировался на выставке "Инрыбпром-75" в г.Ленинград;

1977 год
С вводом в эксплуатацию штатных судов-носителей типа "Гидронавт" началась планомерная эксплуатация обоих ПА типа "ТИНРО-2", за время которой было совершено около 3000 погружений в самых различных районах Мирового Океана, включая Охотское и Берингово моря и даже - залив Петра Великого;

1977 год
Министерство рыбного хозяйства СССР организовало в г.Севастополь (Украинская ССР) специальное экспериментально-конструкторское бюро по подводной технике (СЭКБП), в дальнейшем переименованное в базу "Гидронавт". Здесь были собраны все подводные аппараты Минрыбхоза СССР со своими судами-носителями;

1978 год
Участвовал в рейсе НИС на Черном море, совершил 106 погружений и провел 342 часа под водой;

1979 год
Участвовал в рейсе НИС на Черном море, совершил 87 погружений и провел 290 часов под водой;

1980 год
Участвовал в рейсе НИС на Черном море, совершил 56 погружений и провел 202 часа под водой;

1981 год
Участвовал в рейсе НИС в Аденский залив, совершил 50 погружений и провел 151 час под водой;

1982 год
Участвовал в рейсе НИС в северо-западной части Тихого океана, совершил 71 погружение и провел 211 часов под водой;

1983 год
Участвовал в рейсе РПЦ "Гидронавт" в северо-западной части Тихого океана и у побережья Вьетнама, совершил 17 погружений и провел 43 часа под водой. В сентябре принял участие в поисках фрагментов южнокорейского самолета Boeing-747, сбитого в сентябре 1983 г. советскими истребителями. Совместно с другими аппаратами совершил более пятидесяти погружений;

1984 год
Участвовал в рейсе НИС в северо-западной части Тихого океана, совершил 85 погружений и провел 278 часов под водой;

1985 год
Участвовал в рейсе НИС в северо-западной части Тихого океана, совершил 61 погружение и провел 214 часов под водой;

1986 год
Участвовал в рейсе НИС в Аденский залив, совершил 59 погружений и провел 167 часов под водой;

1987 год
Участвовал в рейсе НИС в Аденский залив, совершил 81 погружение и провел 304 часа под водой;

1988 год
Участвовал в рейсе НИС в северо-западной части Тихого океана, совершил 66 погружений и провел 250 часов под водой;

1990 год - 1991 год
Рейс РПЦ "Гидронавт" (преположително с ПА "ТИНРО-2" на борту) в Индийский океан;

1995 год
Прибыл во Вьетнам на судне-носителе РПС "Гидробиолог" в поисках работы;

1996 год март
РПС "Гидробиолог" вместе с ПА было продано на металлолом Вьетнаму и отбуксировано в порт Хайфон на разделку. После разделки РПС "Гидробиолог" судьба аппарата неизвестна, возможно утилизирован. Буду благодарен за любую информацию.




командиры:


1. Гирс М.И. (1973-1983-198?) капитан-наставник
2. Иштуганов Б. (1974-1975-197?)
3. Дерябин В. (1974-1975-197?)
4. Суров Н. (1974-1975-197?)
5. Виноградов А. (1974-1975-197?)



дополнительная информация:


1. ТИНРО-2 в море около РПС "Гидробиолог"..



список источников:


1. Войтов Д.В. "Подводные обитаемые аппараты", АСТ, Астрель, Москва, 2002г.
2. Королев А.Б. "Подводные аппараты России (из истории гидронавтики ХХ века)" (http://neptun21.ru).
3. Королев А.Б. "Подводная техника и водолазные работы в рыбной отрасли России" (http://www.commdiving.ru).
4. Заферман М.Л. "Увидеть неведомое!" (http://www.fishnw.ru).
5. Гирс М.И. "ТИНРО-2 в океане", Судостроение, Ленинград, 1977г.
6. "Адмиралтейские Верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
7. Лубянов А. "Прорыв в глубину", Таврида, Севастополь, 2003г.
8. Данные о рейсах из книги А.Б. Королева "Бентос-300: пять тысяч часов под водой".
9. Информация от Сидоренко Ю. с сайта Balancer.Ru.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2011-2017