Проект 613Д7 (NATO – “Whiskey”?).
Модернизации ПЛ проекта 613.
1. Количество подводных лодок проекта: 1
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты модернизации |
Примечания |
|||
начало |
окончание |
вступление в строй |
||||
НИКОЛАЕВ: ССЗ №444 (1) |
||||||
1 |
201 |
08.06.1963 |
07.1963 |
1963? |
модернезирована по пр. 613Д7 |
4. История проекта:
В соответствии с Постановлением СМ №316-137 от 04.06.1961 была начата разработка нового комплекса Д-7 с твердотопливной ракетой РТ-15М. Этот комплекс создавался на базе межконтинентальной твердотопливной ракеты РТ-2, разрабатывавшейся СКБ-1 во главе с С.П. Королевым. Ракета РТ-15М являлась как бы «усеченной» версией РТ-2, так как конструктивно задумывалась как вторая и третья ступени армейской ракеты. При стартовой массе 50 т она имела (как и ракета комплекса Д-6) дальность полета около 2500 км и моноблочную боевую часть, мощностью 1 Мт. Согласно плану работ, разработка РТ-15М должна была вестись в три этапа (как и в случае с комплексами жидкостных ракет, уже принятых на вооружение). Сначала предполагалось провести бросковые испытания макета с погружного стенда ПСД-7, затем - с подводной лодки С-229 (проекта 613Д7), и наконец, летно-конструкторские испытания - с подводной лодки К-142 (проекта 629Д7). Причем последние планировали завершить в четвертом квартале 1963 г. Проекты стенда ПСД-7, а также модернизации С-229 по проекту 613Д7 и К-142 по проекту 629Д7 разработало ЦКБ-16. Работы возглавлял Я.Е. Евграфов. Первые два проекта реализовал ССЗ № 444 в г. Николаеве. Стенд и ПЛ С-229 были готовы к проведению испытаний в июле 1963 г. К-142 должны были модернизировать на ССЗ № 402 в Северодвинске, но в августе 1962 г. вместо нее решили использовать одну из лодок проекта АВ611. Проект ее модернизации АВ611Д7 также разрабатывался ЦКБ-16, но работы по нему завершены не были. Испытания РТ-15М сильно отставали от намеченного графика. В конце концов, 24 марта 1964 г. работы над комплексом Д-7 прекратили, отдав предпочтение комплексу Д-5.
ЦКБ-16 выполнило проект 613Д7, предназначеный для отработки и испытаний натурных макетов К1.9 и К1.10 БР типа РТ-15М с подводным стартом.
Проектные работы ЦКБ-16 (Минсудпром) по техническому заданию ВМФ и под наблюдением Института № 1
ВМФ проводились совместно с разработчиками основного вооружения ПЛ, создаваемого по согласованным бюро частным техническим заданиям:
— СКБ-385 (Миноборонпром) в части макетов К1.9 и К1.10 БР (главный конструктор В.П. Макеев);
— НИИ-592 (Миголектронпром) в части бортовой системы управления БР и приборов предстартового контроля (главный конструктор Н.А. Семихатов);
— НИИ-49 (Минсудпром) в части бортовых гироскопических систем и корабельных счетно-решающих приборов (главный конструктор В.П. Арефьев);
— ЦКБ-34 (Миноборонпром) в части корабельной стартовой установки (главный конструктор Е.Г. Рудяк).
Технический проект 613Д7 главного конструктора Я.Е. Евграфова и необходимая РКД были разработаны ЦКБ-16 в 1962 году и к концу года РКД была отправлена на завод №444 в г. Севастополь.
На ПЛ были демонтированы старые и установлены новые устройства и системы:
— новая стартовая установка;
— корабельная система предстартового обслуживания;
— система телеметрического контроля;
— испытательно-пусковое электрооборудование системы управления.
Переоборудование ПЛ С-229 было завершено на заводе № 444 (Минсудпром) в г. Николаев в июле 1963 года. Успешные пуски макетов БР К1.9 с ПЛ проекта 613Д7 проводились до марта 1964 года (по данным ФГУП СПМБМ "Малахит", по другим данным макеты с ПЛ не запускались). Им предшествовали пуски макетов БР с неподвижного погружающегося стенда ПСД-7, специально созданного по конструкторской документации ЦКБ-16 (главный конструктор Я.Е. Евграфов). Комиссия, проводившая испытания этих макетов, признала этап испытаний со стенда ПСД-7 законченным. Бросковые испытания макетов БР К1.10 с С-229 не проводились сначала из-за отсутствия готовых натурных макетов К1.10, а затем — из-за неудачных испытаний межконтинентальной РТ-2, первый успешный пуск которой состоялся лишь в феврале 1966 г.
В апреле 1964 года работы по БР типа РТ-15М были прекращены, и ПЛ С-229 в 1964 году была переоборудована для бросковых испытаний натурных макетов новых БР.
5. Фотография подводной лодки проекта:
опытовая подводная лодка С-229 проекта 613Д7
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное нормальное: | около 1100 тонн | |
скорость хода | ||
полная подводная: | около 10 узлов | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в подводном положении: | около 10 (10) миль | |
глубина погружения | ||
предельная: | 50 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 76 метров | |
ширина: | 6,3 метра | |
осадка средняя: | 6,4 метра | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
вооружение | ||
533-мм кормовые торпедные аппараты: | 2 | |
533-мм носовые торпедные аппараты: | 4 | |
общее число торпед: | 6 | |
баллистические ракеты: | 1 х К1.9 или 1 х К1.10 | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 2 х 2000 л.с. (типа 37Д) | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 2 х 1350 (ПГ101) | |
количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: | 2 х 50 л.с. (ПГ103) | |
количество валов: | 2 | |
тип АБ, число групп АБ х число элементов: | 46СУ, 2 х 112 |
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- "История отечественного судостроения", т.V, Судостроение, Санкт-Петербург,1996г.
- Широкорад А.Б. «Оружие отечественного флота 1945-2000», Харвест, Аст, Минск, Москва, 2001г.
- Коршунов Ю.Л., Крутовой Е.М. «Баллистические ракеты отечественного флота», Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
- "История Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»", т.2, СПМБМ «Малахит», Санкт-Петербург, 1995г.
- "Малахит"- подводным силам России", Гангут, Санкт-Петербург, 2006г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2014