Б-103, К-129
проект 629, 629А
фотография:
ПЛ "Б-103" проекта 629 на испытаниях в заливе Петра Великого. ТОФ. 1959 год.
Фотография с сайта "Русский Подплав".
историческая справка:
1958 год 15 марта Хроника событий до и после гибели ПЛ К-129: 24 февраля 1968 года из пункта базирования на Камчатке под названием Могила вышла на боевое патрулирование
подводная лодка К-129 с бортовым номером 574, дизельная, с тремя баллистическими ракетами подводного старта, с ядерными головными частями большой мощности, а
также с двумя ядерными торпедами. Командовал судном капитан 1-го ранга Владимир Кобзарь, опытный, грамотный, волевой подводник. Все офицеры также имели опыт
подводного плавания и были специалистами высокого класса. В течение двенадцати дней экипаж выполнял поставленные задачи по скрытному патрулированию
(возвращение лодки в пункт базирования намечалось на 5 мая 1968 года), а 8 марта не вышел на связь. В тот день К-129 должна была дать контрольное радиодонесение. Адмирал в отставке В. Дыгало, командовавший в то время соединением, в состав которого входила подлодка, вспоминает: «В соответствии с боевым распоряжением
В. Кобзарь регулярно направлял в штаб донесения о ходе плавания. Но 8 марта мы все были встревожены - лодка не ответила на контрольную радиограмму, переданную
штабом Тихоокеанского флота для проверки связи. Правда, это не давало основания предположить трагический исход плавания - мало ли какие причины помешали
командиру выйти на связь! Но донесение так и не поступило. Это было серьёзным основанием для тревоги». В это время, в разгар боевых действий во Вьетнаме, американские ВМС тщательно прослеживали курс любого
советского военного корабля в стратегически важной части Тихого океана. Подводный ракетоносец не мог бесследно раствориться в океане. Но точное место
гибели корабля и 98 членов экипажа советскому командованию тогда не было известно. По данным разведки, примерно в эти же дни в японский порт Йокосуко прибыла американская
подводная лодка «Суордфиш» («Меч-рыба»), имевшая повреждения. Американцами во время захода этой лодки в порт принимались
необычные меры безопасности: к ремонту привлекался только американский персонал. Возникала мысль о столкновении под водой. Срочно начала готовиться
поисково-спасательная операция. В океан были направлены самолёты, боевые корабли, вспомогательные суда. Глубина в районе поиска - 5000-6000 метров.
Удаление от Камчатки - около 1230 миль. Первым в точку предполагаемого местонахождения лодки направился морской буксир СБ-43. На его борту находился
заместитель командира соединения, в состав которого входила К-129 - капитан 1-го ранга (ныне контр-адмирал в отставке) Валентин Бец.
«Не успели мы приблизиться к району, - вспоминает Бец - где, по нашим расчётам, исчезла К-129, как над нами начали кружить
американские патрульные самолёты «Орион». Они буквально висели над мачтами, и это вызывало определённое подозрение: с чего бы такое пристальное внимание к
нашему скромному судёнышку? Когда же через несколько дней в район подошли ещё 11 наших кораблей, интенсивность их
полётов стала ещё большей... Между тем погода была не из лучших. Волнение моря было в пределах 8-9 баллов, к тому же постоянно висел туман. Мы
прочёсывали район на малых скоростях: 2-3 узла - максимум. Вдруг за кормой на экране локатора появилась неизвестная цель. Мы делаем повороты - цель
продолжает следовать за нами. Появилось предположение, что это - иностранная ПЛ. Тогда я, подозвав гидрографическое судно «Невельской»
на голосовую связь, в мегафон проинструктировал его командира о порядке действий и мерах безопасности, после чего по радио открытым текстом передал:
«Обнаружил за кормой в 4 кабельтовых неизвестную малую цель. Выйти на визуальный контакт с ней». Гису повернул к цели, кратковременно увеличил ход, а затем
круто отвернул. Грубо говоря, попугал. Но цель сразу же пропала и больше не появлялась. Всё это и тогда, и сейчас заставляет предполагать, что американцы
знали и о цели наших действий, и о катастрофе К-129, и более того - знали точное место её гибели. Они наблюдали за нами, дабы уяснить наши дальнейшие намерения». Однако двухмесячный поиск в районе, где могла затонуть подлодка, закончился неудачей. Анализ обнаруженного масляного
пятна показал - оно соляровое, дизельное. Стало быть, лодка погибла. Погибших моряков в советском Военно-морском флоте (всего 97 человек) официально «признали погибшими», вдовам
подводников и их детям дали пенсии. Возможной причиной гибели корабля назывался «провал подводной лодки за предельную глубину вследствие поступления воды при
движении под РДП (устройство для работы дизеля под водой) через поплавковый клапан». Считалось, что это устройство придаёт лодке скрытность. Оно уменьшало
грохот дизеля и выход выхлопных газов из-под воды. Кстати, после гибели лодки главнокомандующий ВМФ СССР адмирал Советского Союза С. Горшков запретил
подводникам использовать РДП. Американцам удалось точно выяснить координаты лежащих на грунте останков лодки. Вполне возможно, что американская
субмарина «Суордфиш» всё-таки столкнулась с К-129 и после аварийного всплытия точно зафиксировала координаты. Видимо, на «Суордфише» знали и то, что дизельной подводной лодке К-129 не суждено больше всплыть на поверхность. Пока советские корабли систематически патрулировали предполагаемый квадрат гибели К-129, а
правительство СССР не проявляло видимого желания заявить о судьбе подводного корабля официально, в ЦРУ решили его поднять. На борту субмарины находились баллистические ракеты и торпеды с ядерными боеголовками, шифры ВМФ СССР, другая
специальная, а потому секретная техника. Подъём К-129 облегчил бы работу многим американским специалистам, занятым в оборонных отраслях, сэкономил бы
федеральному правительству и налогоплательщикам большие средства. Подлодка затонула на глубине 5000 метров, и никогда ещё в мире подобной судоподъёмной операции не проводилось.
Нужны были неординарные инженерные решения, и не случайно директор ЦРУ вначале чуть не «выбросил из окна» своего заместителя, выступившего с подобным
предложением. Кроме того, помимо технической сложности, операция грозила и политическим скандалом, так как грубо нарушала международный морской обычай,
согласно которому военный корабль, затонувший с членами экипажа в нейтральных водах, считается братским воинским захоронением, и без соответствующего разрешения его трогать нельзя... Осуществить подъём лодки взялась компания, которую возглавлял крупный бизнесмен Говард
Хьюз. Это был поистине фантастический проект «Дженифер», стоимость которого оценивали в 500 млн. долларов. В 1970 году представители его
компании «Хьюз Тул», преобразованной позже в «Самма корпорейшн», начали
переговоры о создании уникальных технологий глубоководных работ с «Глобал Марин Дивелопмент Инк» и «Локхид». Под руководством Хьюза дело пошло достаточно быстро. Спустя два года на верфи в Пенсильвании было спущено на воду
для достройки на плаву судно «Гломар Эксплорер» для глубоководного подъёма затонувших кораблей, замаскированное под шельфовый нефтеразведчик.
По завершении строительства судно перешло в Реджвуд-Сити (Калифорния), где к нему была добавлена баржа-понтон для транспортировки
подъёмных монтажных конструкций с огромными 50-метровыми клешнями. С их помощью затонувшую советскую подводную лодку предстояло оторвать от океанского дна и
поднять на поверхность. Все работы были строго секретными. Тысячи людей работали над проектом, не зная, чем они занимаются. В ЦРУ отчётливо понимали, что замаскировать и скрытно провести операцию по подъёму лодки довольно трудно, тем
более что о её подготовке стало известно в посольстве СССР в Вашингтоне. Там в октябре 1970 года получили анонимное письмо, автор
которого сообщал о планировавшейся акции. Об этом доложили в Москву, но командование ВМФ заверило руководство страны, что после гибели К-129 шифры и документы
кодирования на флоте заменены, что поднять лодку с 5-километровой глубины практически невозможно, но на всякий случай в район её гибели время от времени
стали направлять разведывательные корабли. И всё-таки волей случая тайный проект стал достоянием общественности. В ночь на 5 июня 1974 года лос-анджелесские грабители пробрались в помещение офиса Г. Хьюза на Ромейн-стрит. Там с помощью газовой горелки они вскрыли сейф, где, к своему разочарованию, значительных сумм не обнаружили, а нашли
кое-какие документы, которые прихватили с собой. Ознакомившись с бумагами, они узнали, что по заданию и на деньги ЦРУ Хьюз построил специальное судно «Гломар Эксплорер» для подъёма русской подводной лодки, затонувшей на большой глубине. Грабители решили
шантажировать ЦРУ, потребовав полмиллиона долларов за возврат совершенно секретных документов. Разведчики торговались, тянули время, надеясь, что ФБР найдёт и обезвредит гангстеров. В это время судно «Гломар Эксплорер» уже находилось в районе гибели К-129 и готовилось к уникальному подъёму. Когда же операция
была завершена, и опасность от разглашения сведений, по мнению разведки, стала не такой уж важной, грабителям поставили новые условия, которые их явно не
устраивали. Тогда те сторговались с журналистами, и 8 февраля 1975 года газета «Лос-Анджелес таймс» поместила сенсационную статью о сделке ЦРУ с Хьюзом. Напрасно директор ЦРУ Уильям Колби призывал журналистов в интересах национальной безопасности
забыть об этом деле и не дразнить Москву: с газетных и журнальных страниц сыпались всё новые и новые подробности. Однако Москва ограничилась одним
официальным запросом и удовлетворилась уклончивым ответом. Американцы предприняли меры маскировки. В районе работ постоянно находилось однотипное с «Гломар Эксплорер»
исследовательское судно «Гломар Челленджер». Когда в июле 1974 года в предполагаемом квадрате появился «Гломар
Эксплорер», советская разведка не придала этому должного значения. Тем временем «Эксплорер» и доставленная туда же баржа-понтон НМВ-1, предназначенная для транспортировки
монтажных конструкций и гигантских захватов, приступили к исключительной по технической сложности работе. НМВ-1 притопили и
завели под корпус «Эксплорера». Потом в океанские воды стали уходить девятиметровые трубы, которые автоматически свинчивались на
глубине. Контроль осуществлялся подводными телекамерами. Всего было 600 труб, каждая весом в двухэтажный автобус. Когда до лодки оставались считанные десятки метров, за рычаги управления захватом сел главный конструктор подводной
платформы - слишком велико было искушение стать не только теоретиком, но и исполнителем кульминационной части операции. Управляемый неопытной рукой захват
ударился о грунт (оператор неверно рассчитал расстояние до лодки, так как не учёл эффекта преломления света в воде). От удара одна из клешней треснула. Тем
не менее, удалось захватить корпус К-129. Начался подъём. До поверхности океана оставалось совсем немного, когда повреждённая клешня рассыпалась. Теперь лодку удерживала
за носовую часть лишь одна пара клешней. И здесь случилось непредвиденное. Сыграли свою роль скрытые разрушения корпуса лодки. На глазах у американцев
субмарина раскололась, и примерно три четверти её корпуса вместе с телами большинства погибших и баллистическими ракетами стали погружаться в чёрную
океанскую пучину. И вдруг из этой части выскользнула ракета с ядерным зарядом и медленно пошла ко дну. Все замерли в ужасе, представив себе последствия взрыва.
Но взрыва, к счастью, не произошло. Носовая часть оказалась в «Лунном бассейне» - огромном раскрывающемся с днища отсеке «Гломар
Эксплорер». И тут как раз появились русские разведывательные суда и начали фотосъёмку. Американское судно снялось с якоря и
двинулось к берегам США. А после откачки воды из огромного внутреннего ангара специалисты устремились к «добыче». Первое, что поразило американцев, - низкое качество стали, из которой был изготовлен корпус лодки. По утверждению
инженеров ВМС США, даже её толщина не была во всех местах одинаковой. Забраться внутрь лодки оказалось практически невозможно: там всё было исковеркано и
сдавлено взрывом и циклопическим давлением воды. Матрацы матросских коек были спрессованы до 40 сантиметров в длину. Американцам удалось извлечь ядерные
торпеды. Так описывают ход событий американские источники. Но они, по-видимому, специально оставляют без внимания ряд вопросов, имеющих принципиальное значение. К-129 находилась на дне ровном киле и без видимых повреждений. Почему? Вероятно, лодка, получив сначала какие-то
внешние повреждения, заполнялась водой отсек за отсеком, и тонула относительно медленно, и давление внутри субмарины постоянно сравнивалось с
внешним. Российские эксперты склонны считать, что именно так и случилось, а при подъёме она переломилась именно в месте пробоины. Клайд Барлисон считает, что ЦРУ умышленно прибегает к дезинформации, дабы скрыть подлинную
картину. По утверждению К. Барлисона, К-129 на глубине развалилась, причём ВМС и ЦРУ США с самого начала знали об этом, и лодку
сразу собирались поднимать по частям. Иначе трудно объяснить, почему «Лунный бассейн» на «Гломар Эксплорер»
имеет длину чуть более 60 метров, тогда как длина затонувшей субмарины составляет почти 100 метров. Она бы просто не поместилась в бассейне! По словам
Барлисона, из-за огласки операции в 1975 году от второго и третьего этапов ЦРУ пришлось отказаться. Но тогда почему ЦРУ решило поднимать в первую очередь не самую ценную в развединформации
среднюю часть лодки, где были ракеты с ядерными боеголовками, шифры, секретные приборы и судовые документы, а сравнительно малоинтересную в этом плане
носовую? Нет ответа, если только не принимать во внимание неоднократные сообщения в американских средствах массовой информации о том, что в ходе
операции «Дженифер» подняли все части лодки, а сообщили лишь о носовой, где были найдены тела шести советских моряков. Их перезахоронили почти через два месяца в Тихом океане, в 90 милях к юго-западу от Гавайских островов. После
настойчивых просьб США назвали имена троих опознанных моряков. Это - старший гидроакустик матрос Виктор Лохов, старший торпедист матрос Валерий Носачев и торпедист матрос Владимир Костюшко. Трёх их товарищей опознать не удалось. В октябре 1992 года директор ЦРУ Роберт
Гейтс, побывавший с визитом в Москве, передал президенту Ельцину видеоплёнку, на которой была запечатлена процедура захоронения матросов. По погибшим
отслужили молебен на английском и русском языках, были исполнены гимны двух стран, а затем контейнер с останками подводников по морскому обычаю опустили в океан на глубину около 4000 метров. Версий гибели К-129 выдвинуто и существует до сих пор несколько. Правительственная комиссия рассматривала
многие возможные причины гибели корабля, среди них - взрыв боезапаса или аккумуляторной батареи, большое поступление воды внутрь корпуса из-за
неисправности устройства подачи воздуха к дизелям, работающим в перископном положении или через пробоину, образовавшуюся в результате столкновения с другой
подлодкой, или кораблём (судном). Могли быть и другие внешние причины, например, малоизученные внутренние волны в океане, но это из области теории. Но наиболее вероятно, что советскую подводную лодку непреднамеренно протаранила следящая за ней американская
атомная подводная лодка. К-129 в момент столкновения следовала на перископной глубине в режиме «работы двигателя под водой», лодка, как говорят специалисты,
из-за шума двигателя была «глухой». Американская подводная лодка маневрировала на малых дистанциях и предположительно при повороте К-129 на новый курс ударила её верхней частью боевой рубки. «В то время командиры американских атомных лодок действовали очень рискованно, - поясняет Валентин Бец, - им предписывалось заходить нашим лодкам в корму - в зону акустической тени - и записывать шумы винтов и механизмов. Тогда
американцы набирали банк данных шумов советских подлодок с тем, чтобы при обнаружении определить тип и даже номер наших кораблей. В результате произошла
целая серия столкновений в подводном положении». Правда, американцы утверждают, что по судовым документам ни одна из субмарин ВМС США не находилась ближе 300 миль к месту, где затонула К-129. Согласно версии, распространённой в Соединённых Штатах, советскую подводную лодку, находившуюся на боевом
патрулировании, в феврале-марте 1968 года отслеживала американская стационарная высокочувствительная система дальнего гидроакустического обнаружения «Си спайдер» («Морской паук»). Она же засекла момент и место катастрофы. Действительно, ВМС США предприняли попытку установить «Си спайдер» на глубине 6000 метров у Гавайских островов, но делали это спустя полтора года после гибели К-129 - осенью 1969 года. К тому же
попытка оказалась неудачной. Тем не менее, автор книги «Проект «Дженифер» Клайд Барлисон, а также
другие американские исследователи утверждают, что «паук» услышал в океане «взрыв», за ним второй. По данным гидрофонов был рассчитан район катастрофы, к
которой в июне 1968 года направилось исследовательское судно ВМС США «Мизар», оснащённое специальным глубоководным оборудованием.
С его помощью и удалось установить точное место затопления русской лодки. Но «Мизар» в это время работал в Атлантическом океане, где 21 мая затонула американская
подводная лодка «Скорпион». «Мизар» побывал на месте гибели К-129 значительно позже, когда уже велась подготовка к проекту операции «Дженифер». Как сообщила американская печать, первой к лежащей на дне советской подлодке подошла атомная подводная лодка «Хэлибат» (за 10 лет до этого испытавшая пожар), переоборудованная из атомной с крылатыми ракетами в разведывательную -
специально для участия в операциях по программе «Хоулистоун», предусматривающей слежение за советскими подводными лодками и кораблями. Летом
1968 года субмарина изучила корпус затонувшего советского корабля: спущенная по кабель-тросу фотокамера сделала тысячи снимков К-129. К сожалению, Гейтс во время визита в Москву не поведал ничего нового, что могло бы пролить свет на тайну гибели К-129. В конце 1992 года о погибших подводниках впервые в России было сказано открыто. Главнокомандующий ВМФ России
адмирал Феликс Громов приказал подготовить проекты нового приказа министра обороны и постановления правительства относительно К-129.
Заложена на заводе № 199 им. Ленинского комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре под наименованием Б-103;
1958 год 2 августа
Зачислена в списки кораблей ВМФ как большая ПЛ. Экипаж после формирования был подчинен 80-й БрСК (с 15.08.1959 в 220-м ДнСПЛ 80-й БрСК) ТОФ;
1959 год 6 мая
Спущена на воду. Перешла на "Дальзавод" в г.Владивосток для достройки и прохождения сдаточных испытаний. Экипаж был подчинен 4-й ОУБрПЛ ТОФ;
1959 год 31 декабря
Подписан приемный акт. Вступила в строй;
1960 год 2 февраля
Зачислена в состав ТОФ. Вошла в состав 123-й БрПЛ 40-й ДиПЛ ТОФ с базированием на г.Владивосток;
1960 год 16 июня
Отнесена к подклассу крейсерских ПЛ. Переименована в К-129 (приказ Ком.КчВФл №00294 от 02.08.1960);
1960 год 30 июня
Перебазирована в бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);
1960 год 1 июля
Переформирована в состав 123-й БрПЛ 10-й ДиПЛ КчВФл ТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);
1960 год 2 сентября
Переведена в состав боевого ядра I очереди;
1961 год 15 июля
Переформирована в состав 29-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл ТОФ с прежним местом базирования;
1961 год 18 сентября
Переведена в резерв в связи с проведением навигационного ремонта;
1961 год 16 сентября - 1962 год весна
Прошла навигационный ремонт в г.Владивосток;
1962 год 23 августа
Переведена в состав боевого ядра II очереди;
1963 год 18 - 25 сентября
Приняла участие в КШУ "Маяк";
1963 год 17 декабря
Убыла в г.Владивосток для проведения ремонта и модернизации;
1964 год 4 марта - 1967 год 10 апреля
На "Дальзаводе" в г.Владивосток прошла модернизацию по проекту 629А. По другим данным ремонт был окончен 29.05.1967. На время модернизации была подчинена 4-й ОБрПЛ (с 31.05.1966 - 4-я БрПЛ 6-й ЭскПЛ) КТОФ;
1964 год 31 августа
Выведена из линии по боевой готовности;
1966 год 20 мая
Отнесена к подклассу больших ПЛ;
1967 год 30 мая
Подписан приемный акт;
1967 год 13 сентября
Возвращена в состав 29-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл ТОФ после ремонта и модернизации;
1967 год 22 сентября - 30 ноября
Выполнила задачи БС (командир - кап.1р. Кобзарь В.И., старший на борту - НШ 29-й ДиПЛ кап.1р. Симоненко А.П.) По итогам похода КПЛ Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.02.1968 г. награжден орденом Красной Звезды;
1967 год декабрь
Экипаж передал корабль 453-му экипажу и убыл в отпуск;
1968 год январь
В связи с неготовностью к плановой боевой службе одной из ПЛ дивизии, экипаж ПЛ по приказанию ГК ВМФ отозван из отпуска, принял корабль от резервного 453-го экипажа и начал ускоренную подготовку к выходу на боевую службу. По состоянию на 01.01.1968
экипаж находился в 1 линии по боевой готовности;
1968 год февраль
ПЛ прошла проверку штабом КчВФл под руководством НШ КчВФл контр-адм. Ямкового Б.Е. на предмет готовности к выполнению боевой службы. На контрольном выходе ПЛ командовал кап.2р. Куренкова В.В. (командир ПЛ К-75);
1968 год 24 февраля
Вышла на боевую службу (командир - кап.1р. Кобзарь В.И.) в район Гавайских островов;
1968 год 8 марта
Не передала контрольное РДО. Погибла в Тихом океане со всем экипажем (98 человек) по неизвестной причине при выполнении задач боевой службы;
1968 год 10 марта - 5 мая
Безуспешная поисковая операция ВМФ СССР;
1968 год 30 июля
Исключена из состава ВМФ (приказ Ком.КчВФл №00274 от 25.09.1968);
1968 год август
Обнаружена и обследована АПЛ специального назначания SSN-587 "Halibut" ВМС США на глубине 5180 метров в точке с координатами 40гр.06мин. с.ш. и 179гр.57мин. з.д.
1974 год август
Обнаружена и частично поднята специализированным спасательным судном "Glomar Explorer" ВМС США. Шесть обнаруженных тел подводников с почестями захоронены в море (видеозапись передана Правительству России в 1992 году).
командиры (в/ч 78306):
1. Суздалев Н.И. (1959-1963)
2. Храмцов В.Н. (1963-1964)
3. Кобзарь В.И. (23.06.1964-1968)
дополнительная информация:
1. Фотография ПЛ К-129 в 1967 году.
2. Фотография ПЛ К-129 в 1968 году.
3. Фотография памятника ПЛ К-129 в Рыбачьем.
4. Фотография памятника ПЛ К-129 в Ракушке.
список источников:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Справочная информация с сайта http://www.warships1.com
3. Жарков В.И. "Подводная лодка проекта 629", ВТА "Тайфун", №3 2002г. (выпуск 43).
4. Муромов И. "Мир Увлечений", Совершенно секретно, №3.
5. Информация с сайта "Трагедия у Гавайских островов".
6. Семёнов В.Н. "История подводных сил России на Дальнем Востоке", т.2, Владивосток, 2012г.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2002-2022 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights
reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.