Rambler's Top100 Подводная лодка Б-42, К-83, Б-83. БС-83. Проект 629, 629Р

Б-42, К-83, Б-83, БС-83
проект 629, 629Р




фотография:


Подводная лодка БС-83


ПЛ БС-83 проекта 629Р в бухте Конюшкова. 1980 год.
Фотография Кузнецова А.




историческая справка:


1958 год 26 апреля
Заложена в г.Северодвинск на заводе №402 (с 09.09.1959 - "Северное машиностроительное предприятие") под наименованием Б-42;

1959 год 12 февраля
Зачислена в списки кораблей ВМФ как большая ПЛ с БР;

1959 год март
Сформирован экипаж. Личный состав экипажа (офицеры, мичмана, старшины и матросы) размещались в Оленьей губе и знакомились по чертежам и плакатам с устройством ПЛ, ТТД, механизмами, оружием и.т.д.;

1959 год апрель
Экипаж в полном составе перебазировался в Северодвинск в состав 339-й бригады строящихся и ремонтирующихся ПЛ БелФл и разместился в казармах для новостроящихся кораблей;

1959 год апрель - октябрь
Личный состав экипажа совместно с рабочими завода проводил работы по завершению строительства и заводские испытания. Первоначально вооружалась ракетами комплекса Д-1 (из-за неготовности штатного Д-2);

1959 год 23 июля
Спущена на воду. Торжественный спуск ПЛ со стапелей. Экипаж был выстроен у стапелей. Сдаточная команда и часть л/с находились на лодке. В момент, когда ПЛ начала движение на салазках в воду, бросили 3 бутылки шампанского: в носовую часть, в район мидельшпангоута и кормовую часть. Две первые бутылки ударили куда следует и шампанское белыми пятнами расплылось по свежеокрашенному корпусу ПЛ, стекая вниз и смешиваясь с беломорской водой. В кормовую часть ПЛ бросал бутылку Г.И. Елсуков (командир ПЛ). Но видимо не хватило сил - бутылка не долетела и упала в районе стапелей, не разбившись. Находившийся поблизости КБЧ-5 Беркман Е.Б., поднял эту бутылку и бросил её в один из винтов. Заводские рабочие приумолкли и говорили, что промах командира - плохая примета и что ему на этой лодке не повезет;

1959 год октябрь - ноябрь
Сдаточные, заводские, швартовые и ходовые испытания в полигонах Белого моря;

1959 год 29 ноября
Подписан приемный акт. Вступила в строй;

1959 год декабрь
В конце декабря прибыла к постоянному месту базирования в губу Оленья и вошла в состав 140-й ОБрПЛ СФ;

1960 год 21 января
Вошла в состав Северного флота;

1960 год 16 июня
Отнесена к подклассу крейсерских ПЛ. Переименована в К-83;

1960 год
В районе о.Кильдин при пересадке адмирала Виноградова Н.И. на катер, ПЛ коснулась грунта при пьяном командире БЧ-1 Ильине В. и неподготовленном молодом КЭНГ л-те Куце Э.Г. ПЛ пошла в Гремиху, стала в док и заделала небольшую вмятину в передней части днища. За этот "подвиг" Ильин был строго наказан, командир ПЛ Елсуков Г.В. снят с должности и демобилизован, замполит, как не обеспечивший должного политического руководства, потерявший политическую принципиальную бдительность, снят с должности и тоже демобилизован;

1961 год 15 июня
Перечислена в состав 16-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ (с 30.01.1969 - 3-я ФлПЛ) СФ с прежним местом базирования;

1962 год
На СРЗ "Звездочка" прошла дооборудование под ракетный комплекс Д-2;

1962 год октябрь
В период Карибского кризиса ПЛ была вооружена всем необходимым для ведения боевых действий против США и вышла в море (с одним неработающим дизелем с неукомплектованным л/с, без старпома, замполита, помощника и командире БЧ-4). Приказ о возвращении в базу был получен в море в связи с окончанием кризиса;

1966 год 20 мая
Отнесена к подклассу больших ПЛ;

1969 год 17 марта - 30 июля
Прошла ремонт на СРЗ-35 "Севморпуть" в пос.Роста (Мурманск);

1973 год август - октябрь
Совместно с ПЛ К-107 в составе ЭОН-83 под общим командованием ЗКД 16-й ДиПЛ к.1р. Магаршака М.Б. переведена на Дальний Восток по трассе Севморпути. В некоторых источниках ошибочно указывается, что переход просходил в 1974 году;

1973 год 26 октября
Перечислена в состав КТОФ. Вошла в состав 29-й ДиПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Северная залива Владимир (п.Ракушка);

1973 год 28 декабря
Отнесена к подклассу ПЛ-ретрансляторов (предназначена к переоборудованию);

1977 год 25 июля
Переименована в Б-83;

1977 год 1 января - 1979 год 25 июня
Модернизирована по проекту 629Р на «Дальзаводе» (г.Владивосток). Экипаж на время модернизации подчинен 4-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ;

1979 год 30 июня
Подписание приемного акта;

1979 год 3 августа
Переименована в БС-83;

1979 год
Перешла на постоянное базирование в бухту Конюшкова залива Стрелок (п.Дунай) и перечислена в состав 9-й ДиПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ;

1980 год
Прошла ремонт и докование на СРЗ-30 в бухте Чажма;

1981 год июль
Приняла участие в параде в честь Дня ВМФ в Амурском заливе;

1982 год июль
Приняла участие в параде в честь Дня ВМФ в Амурском заливе;

1983 год июль
Приняла участие в параде в честь Дня ВМФ в Амурском заливе;

1983 год октябрь
Приняла участие в учениях АСС ТОФ по выходу личного состава из затонувшей ПЛ, в ходе которых личный состав (16 человек) произвел фактический выход через люк 8 отсека в СПА и был доставлен на борт СС "Георгий Козьмин";

1985 год июль
Приняла участие в параде в честь Дня ВМФ в Амурском заливе;

1988 год 17 июля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ;

1989 год 4 октября
Расформирован экипаж. Впоследствии ПЛ отбуксирована на корабельное кладбище в б.Труда на о-ве Русский, где долгое время находилась на ровном киле по причине хорошего технического состояния перед списанием. Позже там же разделана на металл.



командиры (в/ч 90302):


1. Елсуков Г.И. (03.1959-1960)
2. Семашкевич Ф.Б. (1960-1964)
3. Зотов В.А. (1964-1968)
4. Преображенский Ю.А. (1968-09.1971)
5. Рудых Б.В. (09.1971-07.1974)
6. Ушаков Я.М. (07.1974-1975)
7. Мурашкин В.В. (1975-1976-1977?)
8. Пикалев А.И. (1976?-1977-1979)
9. Ситников В.В. (1979-1987)



дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ БС-83 на корабельном кладбище в бухте Труда. 1988 год (фотография с сайта "Русский Подплав").



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Жарков В.И. "Подводная лодка проекта 629", ВТА "Тайфун", №3 2002г. (выпуск 43)
3. Информация с сайта http://rigapodplav.narod.ru.
4. Фотография и информация от Сергея Колмакова (БС-83 с 1978 по 1981гг.).
5. Справочник, составитель Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода № 402 - СМП (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
6. Спецвыпуск №5 ВТА "Тайфун", Санкт-Петербург, 2007г.



© 2002-2016 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2016 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»