К-163, Б-163
проект 629, 629А
135-й экипаж
фотография:
ПЛ Б-163 проекта 629А у борта танкера "Егорлык"
1984 год. КТОФ
историческая справка:
1960 год 26 ноября
Заложена на заводе № 199 им. Ленинского комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре под наименованием К-163;
1961 год 25 февраля
Зачислена в списки кораблей ВМФ как крейсерская ПЛ;
1961 год 15 апреля
Сформирован экипаж в составе 10-й ДиПЛ КчВФл ТОФ;
1962 год 20 марта
Экипаж убыл в г.Комсомольск-на-Амуре, где был подчинен 220-му ДнСПЛ 80-й ОБрСПЛ ТОФ;
1962 год 7 июля
Спущена на воду;
1962 год лето - осень
Переведена для достройки и прохождения испытаний на "Дальзавод" в г.Владивосток. Экипаж был подчинен 4-й ОБрПЛ ТОФ;
1962 год 19 декабря
Подписан приемный акт. Вступила в строй;
1962 год 30 декабря
Вошла в состав ТОФ. Зачислена в состав 29-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл ТОФ;
1963 год 4 января
Прибыла к постоянному месту базирования в бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);
1963 год
Включена в "боевое ядро";
1963 год 18 - 25 сентября
Приняла участие в учениях "Маяк";
1964 год
Включена в "боевое ядро";
1964 год 21 февраля
Выполнила ракетную стрельбу. Оценка - "неудовлетворительно";
1965 год
На переходе из Петропавловска-Камчатского во Владивосток для постановки в ремонт на Дальзавод, в море вышла из строя захлопка газоотвода дизеля. Лодка застопорила ход и легла в дрейф. Стояла крупная зыбь. Два командира отделения мотористов
в комбинезонах из химкомплектов, но без страховочных концов вышли на кормовую надстройку и приступили к ремонту захлопки. Обеспечение работы и наблюдение за ней было поручено старпому. Командир БЧ-5 Косолапов решил посмотреть, как идёт ход
работ. Без водолазного снаряжения и страховки вышел через боевую рубку на верхнюю палубу и встал рядом с работающими мотористами. В какой-то момент набежала крутая волна. Лодка накренилась, Косолапов не удержался и упал за борт. Один из
работавших мотористов бросился спасать своего командира. Вероятно, вода заполнила комбинезон спасателя. Оба скрылись под водой. Дрейфом, лодку отнесло в сторону, и место трагедии было потеряно - найти никого не удалось;
1965 год
После ремонта включена в "боевое ядро";
1965 год ноябрь - декабрь
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Людмирский И.И.) в Тихом океане. Из-за аварии ракеты (свищ на корпусе в районе нахождения азотной кислоты) закончила БС раньше установленного срока и возвратилась на базу;
1966 год 17 мая
По боевой подготовке исключена из линии;
1966 год 20 мая
Отнесена к подклассу больших ПЛ;
1967 год 7 марта - 31 августа
На ДВЗ "Звезда" в пос. Большой Камень Приморского края прошла ремонт. Экипаж на время ремонта был подчинен 72-й ОБрСРПЛ КТОФ (с 25.05.1967 - в составе 29-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл КТОФ);
1967 год (приблизительно)
Сформирован 135-й экипаж. Возможно перечислен в состав 29-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл КТОФ из другого соединения;
1968 год 6 октября
135-й экипаж переформирован во второй экипаж ПЛ К-163;
1969 год 31 декабря
Второй экипаж ПЛ К-163 переформирован во второй экипаж ПЛ К-36;
1970 год 19 января
Перечислена в состав 124-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ с базированием на бухту Конюшкова в заливе Стрелок (п.Дунай). Исключена по приказу Ком. КчВФл КТОФ №0402 от 31.12.1969;
1971 год 26 января - 1972 год 12 декабря
На "Дальзаводе" в г.Владивосток прошла модернизацию по проекту 629А. Предположительно в это время была дооборудована ВБАУ "Параван".
На время модернизации была подчинена 4-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ. По окончании ремонта вошла в состав 29-й ДиПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с перебазированием на бухту Северная залива Владимир (п.Ракушка);
1972 год 30 декабря
Подписан приемный акт;
1973 год январь
При контрольном замере в АЯ №2 произошел взрыв с разрушением АБ. Пострадавших не было;
1973 год 18 марта - 26 мая
Выполнила задачи БС в Японском море. Утерян ВБАУ "Параван";
1973 год 12 октября - 24 декабряя
Выполнила задачи БС с экипажем К-126 в Японском море;
1974 год 11 мая - июнь
Выполнила задачи БС в Японском море;
1975 год
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Мурашкин В.В) в Японском море;
1976 год - 1977 год
На "Дальзаводе" в г.Владивосток прошла средний ремонт. На время ремонта была подчинена 4-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ;
1977 год 25 июля
Переименована в Б-163;
1978 год октябрь
Перечислена в состав 9-й ДиПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Конюшкова в заливе Стрелок (п.Дунай);
1979 год - 1981 год
На СРЗ-178 в г.Владивосток прошла средний ремонт. На время ремонта была подчинена 4-й БрСПЛ Приморской ФлРС;
1982 год ноябрь
Приняла участие в морском параде в честь 65-летия Октябрьской Революции;
1987 год 1 сентября
Выведена из боевого состава;
1987 год 16 сентября
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;
1987 год 1 ноября
Расформирован экипаж. Корпус отбуксирован к м.Приглубный (о.Путятин) в зал.Стрелок и выброшена на отмель;
1994 год 25 ноября
По контракту № 148/8/11014050 от 06.10.1994 между Центральным управлением материальных ресурсов и внешнеэкономических связей (ЦУМР и ВЭС) Министерства обороны РФ и
южнокорейской компанией "Young Distribution Corp." вместе с еще 29 НК и ПЛ продана на металлолом как МРЗК "Ильмень" за $3180390 ("довесок" к продаже ТАКР "Новороссийск" и ТАКР "Минск"). Однако была так
и оставлена на отмели, где находилась в полузатопленном состоянии минимум до октябре 1998 года. В дальнейшем поднята и разделана на металл.
командиры (в/ч 27225):
1. Людмирский И.И. (1962-1967)
2. Смолярчук П.П. (1967-1970-06.1972?)
3. Мурашкин В.В. (1972-1975)
4. Приставка А.И. (1975-1976)
5. Фёдоров О.Т. (1976-1978)
6. Вернигора Н.Н. (1978-09.1980)
7. Шевердин А.Б. (07.1981-08.1986)
командиры 135-го экипажа (в/ч .....), с 1968 - второго экипажа (в/ч 27225-2):
? Нет данных.
список источников:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Жарков В.И. "Подводная лодка проекта 629", ВТА "Тайфун", №3 2002г. (выпуск 43).
3. Фотография предоставлена Санкт-Петербургским Клубом моряков-подводников.
4. Семёнов В.Н. "История подводных сил России на Дальнем Востоке", т.2, Владивосток, 2012г.
5. Колпаков Е.Ф. "Годы флотской службы".
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2024