Rambler's Top100 Подводная лодка Б-73. Проект 611, АВ611, АВ611К

Б-73
проект 611, АВ611, АВ611К



фотография:

Подводная лодка Б-73

ПЛ "Б-73" проекта АВ611 на испытаниях. 1957 год.



историческая справка:


1954 год 16 августа
Заложена в цехе №50 на ССЗ №402 в г.Молотовск как большая торпедная подводная лодка проекта 611. Достраивалась по проекту АВ611. Первый корабль этого проекта на ССЗ №402;

1954 год 30 ноября
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Вошла в состав 339-й БрСРПЛ Беломорской Флотилии;

1957 год 16 января
Спущена на воду;

1957 год
Сдаточные испытания. Участвовала в испытаниях серийных ракет Р-11ФМ;

1957 год 30 ноября
Подписан приемный акт. Вступила в строй;

1957 год 6 декабря
Прибыла к постоянному месту базирования в губу Оленья (Мурманская обл). Временно вошла в состав 140-й ОБрПЛ СФ;

1957 год 17 декабря
Включена в состав СФ;

1958 год 29 марта
Зачислена в состав 140-й ОБрПЛ СФ на постоянной основе;

1958 год
Продолжение испытаний серийных ракет Р-11ФМ;

1959 год
Совершила дальний автономный поход, на 30-е сутки которого, выполнила пуск БР. За год выполнила 4 пуска БР;

1961 год 15 июля
Вошла в состав 16-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ СФ с прежним местом базирования;

1963 год 10 апреля
В полигоне боевой подготовки в точке с координатами 69 гр. 31,5 мин. северной широты, 35 гр. 14,3 мин. восточной долготы обнаружила американскую атомную ударную подлодку SSN-571 "Nautilus". После взаимного опознавания американская ПЛ скрылась в северо-западном направлении;

1965 год
Участвовала в учениях "Печора";

1966 год 24 декабря - 1968 год 11 января
Находилась на Кронштадском СРЗ в г.Кронштадт для демонтажа ракетного вооружения и подготоки к установке комплекса "Штырь-М" (модернизация по проекту АВ611К);

1968 год 1 мая
Участвовала в военно-морском параде на Неве в г.Ленинград;

1968 год
Перечислена в состав 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с базированем на г.Полярный;

1969 год
В дальнейшем использовалась в интересах военной науки и опытовых целях;

1969 год - 1970 год
Первый исследовательский поход (командир - кап.2р. Рудых Б.В.). Поход считался "открытым визитом", то есть ПЛ в иностранных портах была открыта для посещений. ПЛ вышла из г.Полярный. Уже в море белой краской на ограждение рубки была нанесена надпись "Lira". Только за Нордкапом ПЛ обнаружил норвежский «Нептун». Для натовцев переход советской лодки в надводном положении поначалу был загадкой, и ряд зарубежных газет даже предположили, что ПЛ идет в Средиземное море «на усиление арабского флота». В Атлантике ПЛ догнал т/х «Эстония» - советское круизное судно, взятое во фрахт на время экспедиции. Позже появился танкер «Елгава» с топливом. На океанском пути к Антарктиде ПЛ постоянно «делала станции». В Индийском океане у экспедиции произошла нестыковка. С Дальнего Востока в точку рандеву должна была подойти ПЛ (по данным Химаныча О. - Б-62 «Вега», но очевидно встреча должна была произойти с ПЛ Б-66, которая в это время участвовала в экспедиции "Вега" и носила такое же бортовое наименование), но у тихоокеанцев возникли какие-то проблемы, и Б-73 вместо захода на Мадагаскар сделала остановку в Дар-эс-Саламе. К этому моменту ПЛ находилась в походе уже четыре с половиной месяца. В столице Танзании на ПЛ Б-73 сменился экипаж (в качестве резервного был экипаж ПЛ Б-81, командир - кап.2р. Петрушихин Б.С.), но часть научных сотрудников продолжила плавание. Сначала ПЛ достигла 40-й параллели южной широты, вошла в зону сильных антарктических штормов, после чего с кораблями сопровождения повернула на север и пришла к бразильским островам Фернанду-ди-Норонья. На этом программа экспедиции была выполнена. Часть ее участников перешла на т/х «Эстония» и отправилась в Ленинград. ПЛ своим ходом вернулась в г.Полярный;

1970 год
На МП "Звездочка" в г.Северодвинск была закончена модернизирована по проекту АВ611К. Произведена установка оборудования комплекса "Штырь-М" с необходимыми системами питания и кондиционирования;

1970 год 14 апреля - 5 мая
Приняла участие в учениях "Океан", обеспечивая с высокой точностью определения координат ПЛ и объектов, представляющих интерес для ВМФ;

1970 год июнь
Принята Государственной комиссией в опытную эксплуатацию;

1970 год - 1972 год
Участвовала в испытаниях и опытной эксплуатации навигационно-космической системы «Штырь-М»;

1971 год лето - осень
Базировалась на г.Северодвинск в составе 203-й ОБрРПЛ БелВМБ;

1971 год ноябрь - 1972 год июнь
Второй исследовательский поход (командир - кап.2р. Петрушихин Б.С.) в состве отряда кораблей с ГИСУ " Михаил Калинин" и танкером в Южную Атлантику в приантарктические воды, а затем в Индийский океан - к Маскаренскому архипелагу. За время похода ПЛ заходила в порты Дакар (Сенегал), Порт-Стенли (Фолкленддские о-ва), Порт-Луи (о. Маврикий), Санта-Исабель (Экваториальная Гвинея) и Конакри (Гвинея). ПЛ шла в основном в надводном положении. Атлантика была на редкость спокойной. Однако при всем благостном состоянии погоды идиллического плавания не получилось. Особенно в экваториальной зоне, где температура воды подскочила до +33, а в отсеках и того выше - за +50 градусов. Особенно доставалось дизелистам, у работающих механизмов. Более того, уже далеко за экватором случилось ЧП: на глубине 90 метров забортным давлением разорвало трубу в седьмом отсеке. Нашлись отчаянные смельчаки, которые опасное положение выправили. Но для ремонта на всякий случай было решено зайти на Фолкленды, т.к. до них уже было недалеко - 52-я южная широта. После стоянки ПЛ прошла еще южнее. Вот тогда-то североморцы вдоволь насмотрелись на южные айсберги. И на одиночные, и на целые их скопления. Затем ПЛ повернула на север и направилась к Маскаренским островам в Индийском океане. В Порт-Луисе, центре государства Маврикий, на лодке сменился экипаж. Первый перешел на ГИСУ "Михаил Калинин" и уже на нем отправился домой, а ПЛ продолжила свой научный поход с 465-м резервным экипажем(командир - кап.2р. Лебедев И.А.). На долю 465-го экипажа пришлось 218 погружений-всплытий и более 28 тысяч миль. С ним ПЛ и вернулась в г.Полярный;

1972 год 13 сентября
Переклассифицирована в опытовую ПЛ;

1974 год 7 августа
Исключена из списков кораблей ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

1975 год 1 октября
Расформирован экипаж;

1975 год
Отбуксирована на м.Зеленый (Кольский залив) для разборки на металл;

1985 год
На мелководье на м.Зеленый еще находились неразделанные фрагменты корпуса подводной лодки. В дальнейшем утилизирована.



командиры (в/ч 39017):

1. Гуляев И.И. (12.1954-12.1955)
2. Лихарев И.С. (12.1955-1959-1960?)
3. Трошин К. (1960?-1961?)
4. Степочкин С.П.(1961-1966)
5. Рудых Б.В. (1966-1970-07.1971?)
6. Петрушихин Б.С. (07.1971-1972-197?)


командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на ПЛ Б-73:

1. Петрушихин Б.С. (1969-1970) командир ПЛ Б-81
2. Лебедев И.А. (1971-1972) командир 465-го экипажа



дополнительная информация:

1. Фотография подводной лодки Б-73 на Неве в г.Ленинград. 1 мая 1968 года.
2. Фотография ПЛ Б-73 "Лира" проекта АВ611К в 1970 году (в разделе ПЛ Б-65 проекта 611).
3. Фотография ПЛ Б-73 "Лира" проекта АВ611К в 1972 году (на сайте "Русский Подплав")



источники:

1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Бережной С.С., Спирихин С.А. "НК и ПЛ постройки завода № 402 - СМП - в ВМФ СССР. 1944-1966 гг.", изд. СМП, Северодвинск, 2000г.;
4. Жарков В.И. "Подводная лодка проекта 629", ВТА "Тайфун", №3, 2002г.;
5. Статья «Океанская поступь проекта 611» и ее обсуждение на сайте "Корабельная сторона" (http://www.vdvsn.ru);
6. Лебедько В. "Наш подводный ракетный...";
7. Буклет "3-я ФлПЛ КСФ";
8. Фотография из книги Бережного С.С. и Спирихина С.А. «НК и ПЛ постройки завода № 402 - СМП - в ВМФ СССР. 1944-1966 гг.».
9. Спецвыпуск №5 ВТА "Тайфун", Санкт-Петербург, 2007г.
10. Апальков Ю.В., Мант Д.И., Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Химаныч О. "За тридевять земель в тридевятые воды", Северная неделя, 14.02.2006.
12. Воспоминания членов экипажа.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2016 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2016 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»