Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект 663

Проект 663



1. Количество подводных лодок проекта: нет


2. Изображение проекта:



Подводная лодка проекта 663

схема расположения СМПЛ проекта 663 на АПЛ проекта 627А



3. Состав проекта:


Не реализован.


4. История проекта:


1957-1959 годы были расцветом творческой мысли ученых флота и активной работы проектных организаций в части попыток создания отечественных сверхмалых подводных лодок. Все эти сверхмалые ПЛ предназначались для скрытного проникновения в базы, порты с целью высадки водолазов-разведчиков, доставки грузов либо нанесения торпедных ударов по особо важным объектам. Предусматривалось использование их с ПЛ-носителей. Для этих проектов уже создавалось комплектующее оборудование.

Так, для СМПЛ проекта 663 (1959 год, ЦКБ-16, эскизный проект, «подводный истребитель», главный конструктор Корсуков Е.С.), которой было отдано предпочтение перед остальными проектами, на заводе «Звезда» был создан и прошел испытания принципиально новый, бескривошипный, единый двигатель мощностью 1000 л.с. (с циклом ШКЛО, авторы - Шульженко Н.Ф., Корсуков Е.С., Лунин Н.А. и Озеров Л.Н.). Два таких двигателя для СМПЛ водоизмещением 30 - 35 т по расчетам позволяли развивать скорость около 30 уз. В Ленинграде был построен наземный макет СМПЛ, на котором длительное время отрабатывалась водолазная камера на шесть водолазов-разведчиков.

Были разработаны четыре варианта СМПЛ:
вариант I - СМПЛ с двумя торпедами калибра 533 мм;
вариант II - десантная СМПЛ с шестью десантниками вместо торпедного вооружения;
вариант III - СМПЛ с четырьмя торпедами калибра 400 мм;
вариант IV - СМПЛ с вооружением по варианту I, но другой конструкции.

На СМПЛ были предусмотрены выдвижная шахта для экипажа и заваливающиеся подъемно-мачтовые устройства. Доставка СМПЛ вариантов I - III в районы решения задач предусматривалась атомными и дизельными ПЛ-носителями.

СМПЛ варианта IV имела корпус обычной неразъемной конструкции и большее водоизмещение и экипаж. Предназначалась для действий с береговых баз без доставки ПЛ-носителем.

Но, к сожалению, по разным причинам проектирование приостановилось - при неочевидной эффективности использования СМПЛ требовались длительные сроки по технически сложному созданию всего малогабартного комплектующего оборудования и т.п.. По одной из версий, судьба СМПЛ проекта 663 решилась следующим образом - руководитель ЦКБ-16 Исанин Н.Н., докладывая план работ ЦКБ руководству Партии и Правительства, заявил, что СМПЛ проекта 663, по его мнению, не имеет шансов на возврат на ПЛ-носитель и, таким образом, личный состав обречен. В результате, проект был вычеркнут из планов.


5. Схема проекта:



6. Тактико-технические данные проекта (I вариант):


  водоизмещение  
  надводное нормальное: 44,3 тонны
  скорость хода  
  форсажная подводная: 30,0 - 31,0 узлов
  подводная под установкой экономического хода: 10,0 узла
  экономическая подводная: 5,0 узла
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  подводная:

50 (30,0-31,0) миль
  экономическая подводная при установке ДЗЦ:

600 (5,0) миль
  экономическая подводная при установке ПГТУ:

550 (5,0) миль
  глубина погружения  
  предельная: 200 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 25,4 метра
  ширина: 2,0 метра
  осадка средняя: 1,8 метра
  конструктивный тип: торпедообразная
  вооружение  
  тип ТА: решетчатые, с продольно-механическими толкачами
  533-мм торпедные аппараты: 2
  общее число торпед: 2 (длиной до 8 м и массой до 2 т)
  энергоустановка  
  тип форсажной установки: ПГТУ
  количество х мощность форсажной ПГТУ, л.с.: 1 х 2000 л.с.
  тип установки экономического хода: ДЗЦ или ПГТУ
  количество х мощность двигателей ЭХ, л.с.: 1 х 120 л.с.
  количество валов: 1
  источник электроэнергии: 1 генератор 30 л.с.
  обитаемость  
  автономность:

5 суток
  экипаж:

2 человека

7. Источники:


- "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ «Рубин», Санкт-Петербург, 1996г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Зарембовский В.Л., Колесников Ю.И. "Морской спецназ. История (1938-1968гг.)", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2001г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2018