Проект 663
1. Количество подводных лодок проекта: нет
2. Изображение проекта:
схема расположения СМПЛ проекта 663 на АПЛ проекта 627А
3. Состав проекта:
Не реализован.
4. История проекта:
1957-1959 годы были расцветом творческой мысли ученых флота и активной работы проектных организаций в части попыток создания отечественных сверхмалых подводных лодок. Все эти сверхмалые ПЛ предназначались для скрытного проникновения в базы, порты с целью высадки водолазов-разведчиков, доставки грузов либо нанесения торпедных ударов по особо важным объектам. Предусматривалось использование их с ПЛ-носителей. Для этих проектов уже создавалось комплектующее оборудование.
Так, для СМПЛ проекта 663 (1959 год, ЦКБ-16, эскизный проект, «подводный истребитель», главный конструктор Корсуков Е.С.), которой было отдано предпочтение перед остальными проектами, на заводе «Звезда» был создан и прошел испытания принципиально новый, бескривошипный, единый двигатель мощностью 1000 л.с. (с циклом ШКЛО, авторы - Шульженко Н.Ф., Корсуков Е.С., Лунин Н.А. и Озеров Л.Н.). Два таких двигателя для СМПЛ водоизмещением 30 - 35 т по расчетам позволяли развивать скорость около 30 уз. В Ленинграде был построен наземный макет СМПЛ, на котором длительное время отрабатывалась водолазная камера на шесть водолазов-разведчиков.
Были разработаны четыре варианта СМПЛ:
вариант I - СМПЛ с двумя торпедами калибра 533 мм;
вариант II - десантная СМПЛ с шестью десантниками вместо торпедного вооружения;
вариант III - СМПЛ с четырьмя торпедами калибра 400 мм;
вариант IV - СМПЛ с вооружением по варианту I, но другой конструкции.
На СМПЛ были предусмотрены выдвижная шахта для экипажа и заваливающиеся подъемно-мачтовые устройства. Доставка СМПЛ вариантов I - III в районы решения задач предусматривалась атомными и дизельными ПЛ-носителями.
СМПЛ варианта IV имела корпус обычной неразъемной конструкции и большее водоизмещение и экипаж. Предназначалась для действий с береговых баз без доставки ПЛ-носителем.
Но, к сожалению, по разным причинам проектирование приостановилось - при неочевидной эффективности использования СМПЛ требовались длительные сроки по технически сложному созданию всего малогабартного комплектующего оборудования и т.п.. По одной из версий, судьба СМПЛ проекта 663 решилась следующим образом - руководитель ЦКБ-16 Исанин Н.Н., докладывая план работ ЦКБ руководству Партии и Правительства, заявил, что СМПЛ проекта 663, по его мнению, не имеет шансов на возврат на ПЛ-носитель и, таким образом, личный состав обречен. В результате, проект был вычеркнут из планов.
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта (I вариант):
водоизмещение | ||
надводное нормальное: | 44,3 тонны | |
скорость хода | ||
форсажная подводная: | 30,0 - 31,0 узлов | |
подводная под установкой экономического хода: | 10,0 узла | |
экономическая подводная: | 5,0 узла | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
подводная: | 50 (30,0-31,0) миль | |
экономическая подводная при установке ДЗЦ: | 600 (5,0) миль | |
экономическая подводная при установке ПГТУ: | 550 (5,0) миль | |
глубина погружения | ||
предельная: | 200 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 25,4 метра | |
ширина: | 2,0 метра | |
осадка средняя: | 1,8 метра | |
конструктивный тип: | торпедообразная | |
вооружение | ||
тип ТА: | решетчатые, с продольно-механическими толкачами | |
533-мм торпедные аппараты: | 2 | |
общее число торпед: | 2 (длиной до 8 м и массой до 2 т) | |
энергоустановка | ||
тип форсажной установки: | ПГТУ | |
количество х мощность форсажной ПГТУ, л.с.: | 1 х 2000 л.с. | |
тип установки экономического хода: | ДЗЦ или ПГТУ | |
количество х мощность двигателей ЭХ, л.с.: | 1 х 120 л.с. | |
количество валов: | 1 | |
источник электроэнергии: | 1 генератор 30 л.с. | |
обитаемость | ||
автономность: | 5 суток | |
экипаж: | 2 человека |
7. Источники:
- "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ «Рубин», Санкт-Петербург, 1996г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Зарембовский В.Л., Колесников Ю.И. "Морской спецназ. История (1938-1968гг.)", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2001г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2018